«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»
Оценка 4.9

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
25.11.2017
«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»
Содержание моей работы раскрывает темы касающиеся методической работы педагога и руководителя предметно- методической комиссии : Сущность методической деятельности педагога Основы методики преподавания общественных дисциплин Уровни и формы осуществления методической деятельности Предметные методические комиссии. Основные направления деятельности Методические рекомендации «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИСCИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦИКЛА».Текстовый документ
3.docx
Обшеобразовательная  школа І-ІІІ ступени №2 отдела образования администрации города Кировское «Сущность методической деятельности педагога,  преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»                                                                                Работу выполнила:                              Романова Лариса Геннадиевна                                          учитель  истории и права, высшая категория                                              обшеобразовательной школы  І­ІІІ ступеней №2                                          отдела образования  администрации города Кировское 5. Методические рекомендации «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДМЕТНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИСИИ УЧИТЕЛЕЙ  ОБЩЕСТВЕННОГО ЦИКЛА».           Городская предметная комиссия является структурным подразделением  учреждения образования, деятельность которого направлена на повышение  качества образовательного процесса на основе мониторинга его составляющих и  результатов, анализа деятельности преподавателей. Предметная комиссия осуществляет свою деятельность на основании и в  соответствии с Положением о предметной комиссии учебного заведения.  Приоритетными направлениями деятельности предметной комиссии  являются: ­ Реализация образовательных стандартов в учебном процессе; ­ Разработка комплексного методического обеспечения специальностей и учебных  дисциплин; ­ Внедрение инновационных педагогических технологий; ­ Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта; ­ Оказание помощи начинающим преподавателям, развитие принципов  педагогического сотрудничества; ­ Интеграция образования с производством, наукой и культурой; ­ Обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся. Предметно­методическая комиссия выполняет следующие функции: ­ Рассматривает календарно­тематические планы дисциплин. ­ Анализирует, разрабатывает, готовит предположения по корректировке рабочих  учебных планов, программ на основе требований образовательного стандарта  специальности с учетом новых направлений в науке и технике, современных  тенденций развития среднего специального образования. ­ Анализирует состояние методического обеспечения специальностей, дисциплин,  разрабатывает комплексное методическое обеспечения. ­ Участвует в создании учебно­материальной базы специальности, материально­ техническом оснащении кабинетов, лабораторий, мастерских. ­ Пропагандирует современные педагогические и информационные технологии,  оказывает помощь преподавателям в их освоении. ­ Участвует в контроле качества образовательного процесса (совместно с  администрацией учреждения образования). ­ Изучает требования рынка труда. ­ Организует экспериментальную, оптическую работу, техническое и  художественное творчество учащихся, координирует внеаудиторную работу по  дисциплинам цикла. Непосредственное руководство работой комиссии осуществляет ее председатель,  который назначается приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников, имеющих высшее образование и опыт учебно­ методической работы Председатель предметно­методической комиссии: ­ обеспечивает планирование, организацию работы и отчетность комиссии; ­ вносит предложения по распределению учебной нагрузки, повышению  квалификации и переподготовке преподавателей; ­ организует проведение и обсуждение открытых уроков, взаимных посещений  занятий; ­ контролирует выполнение календарно­тематических планов, учебных программ; ­ анализирует работу преподавателей – членов комиссии, оказывает им  методическую помощь; ­ контролирует выполнение ранее принятых решений и информирует об их  выполнении на заседании комиссии. Члены комиссии посещают заседания комиссии, принимают активное участие в ее  работе, выполняют план работы и принятые комиссией решения.           С целью создания условий для развития педагогического мастерства  преподавателей, обсуждения актуальных проблем методики преподавания  комиссия организует свою работу в форме: ­ конференции; ­ «круглых столов»; ­ семинаров­практикумов; ­ заседаний, совещаний; ­ педагогических чтений; ­ предметных недель; ­ смотров – конкурсов, выставок; ­ единых методических дней; ­ открытых занятий; ­ контрольных и взаимных посещений занятий; ­ консультаций и т.п.            В целях оптимальной реализации своих функций предметная  комиссия может создавать временные творческие группы по изучению и  обобщению опыта работы преподавателей, для подготовки к педагогическим  (методическим) советам, заседаниям комиссии, семинарам и т.п. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ           Работа комиссии планируется ее председателем на учебный год с учетом  стратегических целей учреждения образования, проблемы, над которой работает  комиссия в текущем году, потенциала каждого педагога.          Планированию должен предшествовать анализ, являющийся описанием  изменений, которые произошли в результате деятельности. Из выявленных в  результате анализа факторов и причин, препятствующих решению задач  предыдущего года, определяются существующие проблемы. Проблема года – это сочетание предмета преобразования (вопрос, проблема,  которую нужно решить) и того препятствия, которое в данном учебном году этому преобразованию мешает. Далее следует сформировать и определить приоритетные  направления деятельности комиссии для достижения поставленной цели, способы  выполнения конкретных задач.         При составлении плана учитываются: ­ решения педагогического (методического) совета; ­ план работы педагогического (методического) совета; ­ план работы учреждения образования; ­ пожелания и предложения преподавателей – членов комиссии.         План обсуждается на заседании комиссии и утверждается заместителем  руководителя учреждения образования по учебной работе в срок до 10 сентября. В плане указываются: виды работ (мероприятия), сроки проведения, исполнители,  планируемые результаты. Примерная структура и содержание плана работы предметной комиссии.          План работы комиссии состоит из преамбулы и следующих разделов:    1. заседания комиссии    2. учебно­методическая работа    3. учебно­воспитательная работа    4. совершенствование педагогического мастерства преподавателей.          В преамбуле дается краткий анализ итогов работы за истекший период,  оценивается ее эффективность, отмечаются нерешенные проблемы, трудности,  указывается методическая проблема, над которой работает предметная (цикловая) комиссия, цели и основные направления деятельности комиссии         1. Заседания предметно­методической комиссии В   данном   разделе   указываются   вопросы,   выносимые   на   рассмотрение,   дата, ответственные за подготовку обсуждаемого вопроса, планируемый результат. К рассмотрению на заседаниях комиссии предлагаются вопросы, относящиеся к организации деятельности комиссии по реализации возложенных на нее функций, разработке   содержания   образования   с   учетом   требований   образовательных стандартов,   совершенствованию   преподавания   учебных   дисциплин, методологического и профессионального мастерства преподавателей.        На заседаниях комиссии могут рассматриваться следующие вопросы: ­ календарно­ тематические планы дисциплин, рабочие учебные программы; ­ предложения по изменению содержания учебных планов, программ, структуры цикла учебных дисциплин на основе анализа действующей учебно ­ программной документации; ­ организация разработки (структура и содержание) учебно ­ методических  комплексов по учебным дисциплинам в целях создания условий для  самореализации и опережающей самостоятельной работы учащихся; ­ тематика курсовых и дипломных работ, вопросы контрольных работ,  экзаменационные тесты, другие учебно­ методические материалы; ­ соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин, установление  межпредметных связей, устранение дублирования, совершенствование связи  теоретического и практического обучения; ­ единые подходы к преподаванию учебных дисциплин в параллельных группах; ­ положительный опыт, инновационные методики преподавания; ­ пути использования и реализации в образовательном процессе конкретных  методов и технологий обучения; ­ результаты стажировки и повышения квалификации преподавателей; ­ анализ проведения открытых уроков и пути совершенствования преподавания; ­ разработка критериев оценки результатов учебной деятельности учащихся; ­ пути оптимизации методов контроля, объективизации оценки как средства  повышения качества подготовки учащихся ­ итоги выполнения контрольных работ, практик, итоговой аттестации; ­ успеваемость и пути ее повышения, меры по предупреждению неуспеваемости и  ликвидации задолженности учащихся; ­ вопросы организации и проведения практик; ­ мероприятия по укреплению трудовой дисциплины преподавателей и повышению личной ответственности за порученное дело; ­ предложения по моральному и материальному стимулированию членов комиссии; ­ отчет о работе комиссии. 2. Учебно­методическая работа Планирование учебно­ методической работы осуществляется на основе анализа  результатов образовательного процесса, качества подготовки учащихся.. Для этого можно провести мониторинг, т.е. отслеживание состояния объекта (в данном  случае качества образования) с помощью непрерывного или периодически  повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность  определенных ключевых показателей. Мониторинг можно проводить на 4­х  уровнях (входном, текущем, выпускном, адаптационном), что позволит  своевременно внести соответствующие коррективы в содержание образования и  организацию учебного процесса. Особое внимание при планировании данного раздела следует уделить разработке  комплексного методического обеспечения учебных дисциплин, которое включает  нормативные документы по организации учебной деятельности и, учебную  программную документацию, методические материалы по изучению тем,  проектированию, контролю знаний, организации практик, итоговой аттестации,  организации, организации самостоятельной и внеаудиторной (кружковой) работы  учащихся, средства обучения для учащихся и преподавателей и т.п. Комплексное методическое обеспечение дисциплины должно основываться на  принципах целеполагания, целостности, системности, модульности. Это позволит реализовывать личностно­ ориентированный подход к обучению, творческий  потенциал преподавателей, интенсифицировать процесс обучения, координировать познавательную деятельность учащихся, интегрировать и дифференцировать  содержание обучения. Для достижения данных целей можно запланировать следующие  мероприятия: ­ анализ рабочей учебно­ программной документации, методических материалов и  разработка предложений по их обновлению; ­ разработка комплексного методического обеспечения дисциплин; ­ изучение и анализ различных методик преподавания учебных дисциплин; ­ разработка методических материалов и рекомендаций для преподавателей по  изучению учебных дисциплин и отдельных тем, проведению занятий с  использованием инновационных педагогических технологий; ­ разработка учебно­ методических комплексов для учащихся: учебно­  методических пособий, справочной литературы, заданий для самостоятельной  работы, заданий­инструкций для выполнения лабораторных и практических работ,  комплекты технической, инструктивной, технологической документации; ­ изучение и обобщение опыта работы преподавателей (частные методики,  методические разработки, методические рекомендации и т.п.); ­ анализ результатов контрольных и целевых взаимных посещений занятий; ­ разработка пакета материалов для организации текущей и итоговой аттестации  обучающихся, анализа результатов образовательного процесса; ­ методическое обеспечение введения пятибалльной шкалы оценки результатов  учебной деятельности учащихся (разработка уровневых рабочих учебных  программ, заданий для обязательных, тематических и итоговых контрольных  работ, критерии требований к оценке  работ; ­ подготовка учебно­ методических материалов для дистанционного обучения:  тематики домашних контрольных работ, семестровых работ, контрольных  вопросов для подготовки к экзаменам и контрольным работам; составление  методических указаний по организации самостоятельной работы учащихся ­  индивидуальщиков, выполнению контрольных работ, подготовке к экзаменам; ­ анализ качества подготовки  учащихся к ГИА 3. Учебно­ воспитательная работа Современную систему воспитания отличает личностно ­ деятельностный подход,  направленный на развитие и саморазвитие личностных качеств учащегося, в основе которых лежат общечеловеческие ценности. При проведении запланированных мероприятий особое внимание следует обратить на формирование у учащихся собственного мировоззрения, чувства убежденности  в идеалах, гражданственности и патриотизма, ценностной ориентации личности,  активной жизненной позиции, способности и готовности к достижению  общественно значимых целей. В данном разделе могут быть запланированы следующие мероприятия: ­ организация технического и художественного творчества учащихся, работа  предметных кружков, факультативов, объединений по интересам; ­ проведение учебно­ воспитательных мероприятий для учащихся: предметных  недель, смотров­конкурсов, олимпиад, конференций, викторин, КВНов и пр.; ­ организация деятельности учащихся по овладению навыками самостоятельной  работы с учебником и учебными пособиями, специальной литературой,  периодическими изданиями; ­ разработка мероприятий по предотвращению неуспеваемости и укреплению  дисциплины учащихся; ­ индивидуальная работа с различными категориями учащихся (одаренными,  слабоуспевающими); ­ проведение тематических мероприятий с общественными организациями  республики; ­ организация работы по профориентации, адаптации учащихся в учреждении  образования;  ­ установление связи с выпускниками. 4. Совершенствование педагогического мастерства: Одной из основных задач деятельности комиссии является содействие  профессиональному росту преподавателей, привлечение их к активной  самостоятельной работе по повышению собственного педагогического мастерства. Поэтому планирование данного раздела следует осуществлять на диагностической  основе образовательной деятельности преподавателей. Педагогическое  диагностирование проводится с целью выявления затруднений в работе  преподавателей и предполагает отслеживание динамики роста их  профессионального мастерства. Диагностика проводится в течение всего учебного  года путем собеседования, анкетирования, тестирования, анализа отчетов о работе преподавателей. В качестве диагностических методов можно также использовать  самооценку опыта преподавателей (составление программы  самосовершенствования, самоанализ своих педагогических действий и др.  инструментарий), оценку экспертов в ходе совместного педагогического анализа и  самоанализа. В итоге диагностирования создается краткосрочный прогноз  совершенствования педагогических потребностей (диагностические карты,  дневник наблюдения). Если диагностика педагогических потребностей  осуществлена успешна, то с ее помощью можно четко определить  профессиональные потребности преподавателя. При оценке методической работы каждого преподавателя желательно  осуществлять дифференцированный подход в зависимости от квалификации или  притязаний на более высокую квалификационную категорию. Начинающих преподавателей следует привлекать к решению общих методических  и педагогических проблем учреждения образования, используя при этом их  интеллектуальный и творческий потенциал, содействовать их профессиональному  росту не только через овладение педагогическим мастерством, но и через развитие  их общенаучной и методической культуры. Для решения данных задач в план работы комиссии можно включить такие  мероприятия, как: ­ изучение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы  образования Донецкой Народной Республики; ­ организация мероприятий по повышению квалификации преподавателей  (педагогические чтения, научно­ практические конференции, декады открытых  уроков, деловые игры, конкурсы, выставки творческих работ, педагогические  мастерские, аукционы методических идей, психолого­ педагогические олимпиады,  коллективные творческие дела членов комиссии и т.п.); ­ обзор периодических изданий, изучение новинок научной, методической,  специальной литературы; ­ организация работы по изучению, обобщению и пропаганде педагогического  опыта; ­ наставничество, оказание учебно­ методической помощи начинающим  преподавателем; ­ внедрение инновационных технологий, которые предполагают такие  нововведения в процессе обучения, которые обеспечивают качественные  изменения в деятельности, стиле мышления учащихся, организации поисковой  учебно ­ познавательной деятельности; ­ мероприятия по реализации программ самообразования преподавателей; ­ подготовка преподавателями научно­ методических докладов и сообщений по  единой методической проблеме (теме); ­ организация консультаций для преподавателей по актуальным вопросам  педагогической деятельности; ­ организация встреч с победителями конкурсов педагогического мастерства;           ПАМЯТКА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕДМЕТНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ  КОМИССИИ ПО АНАЛИЗУ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА ( приложение) 1.Общая оценка результатов учебного года 1) Какие цели и задачи ставились и решались в течение всего учебного года? 2) Что для этого было сделано? Каким образом выполнение этих мероприятий  повлияло на достижение цели и решение поставленных задач? 3) Какие задачи решены полностью? Как это отразилось на результатах  деятельности комиссии по решению методической проблемы? Какова динамика  изменения этих результатов? 4) Какие задачи решены частично? Как это отразилось на результатах  деятельности комиссии по решению методической проблемы? Каково влияние на  динамику изменения результатов? 5) Каким образом работа комиссии по решению методической проблемы  отразилась на конечных результатов ее деятельности: качестве преподавания,  качестве знаний учащихся, уровне их воспитанности? Динамика по сравнению с  предыдущим годом. 2. Факторы, влияющие на результаты деятельности комиссии 1) Что и как способствовало успешному решению задач учебного года,  методической проблемы и динамике конечных результатов деятельности комиссии (положительные факторы)? 2) Что и как препятствовало решению задач учебного года, методической  проблемы и динамике конечных результатов деятельности комиссии  (отрицательные факторы)? 3. Причины возникновения этих факторов 1) Почему оказалось возможным влияние положительных факторов? Какие  условия необходимо создать, чтобы усилить это влияние? 2) Почему оказалось возможным влияние отрицательных факторов? Как  предупредить развитие их отрицательного влияния? Какие условия необходимо  создать в комиссии? 4. Проблемы нового учебного года Перечислите их на основе анализа взаимодействия условий и препятствий 5. Цель нового учебного года. Методическая проблема. 6. Задачи нового учебного года и система мер по их решению. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ ПРЕДМЕТНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ( приложение) Согласно   Положению   о   предметно­   методической   комиссии   среднего специального   учебного   заведения   заседания   проводятся   не   реже   одного   раза   в месяц. Для   того   чтобы   каждое   заседание   проходило   содержательно,   эффективно, оперативно, его необходимо заранее готовить. При   подготовке   заседания   следует   определить   его   цели,   форму   проведения, изучить   рассматриваемый   вопрос.   С   этой   целью   проводятся   открытые   уроки, мероприятия, анкетирование преподавателей и учащихся; подбирается литература по   рассматриваемому   вопросу,   готовится   информационный   материал; организуется выставка методических разработок преподавателей и т.п. В   зависимости   от   рассматриваемых   вопросов   определяется   ответственные   за подготовку, устанавливаются сроки подготовки материалов. До   заседания   преподаватели   знакомятся   с   проектами   рассматриваемых материалов, высказывают свои замечания. Докладчики готовят в письменном виде которые   могут   послужить   основанием   для   принятия предложения, соответствующего решения по обсуждаемому вопросу. На   заседании   комиссии   могут   быть   приглашены   руководители   структурных подразделений   учреждения   образования,   специалисты   по   данному   вопросу, психологи , учащиеся. Заседание   комиссии   оформляется   протоколом,   в   котором   кратко   излагается содержание   выступлений,   вносимые   предложения,   принимаемые   решения   с указанием   сроков   их   исполнения,   конкретных   исполнителей,   планируемых результатов. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (приложение) Комиссия ведет следующую документацию: ­ план­ отчет работы комиссии; ­ планы работы кабинетов, школьных и городских музеев; ­ протоколы заседаний комиссии; ­ контрольные экземпляры действующей учебно­ программной документации; ­ журнал взаимных и контрольных посещений занятий членами комиссии.            Думаю, что данная работа поможет руководителям городских предметно­ методических комиссий в организации методической работы с преподавателями  общественно­гуманитарного цикла и в работе самих комиссий.  Список использованной литературы 1. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр  «Педагогический поиск», 2001 2. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно­ методической работе / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое  общество России, 2001.  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и  учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 4. Управление инновациями в условиях перехода на государственные  образовательные стандарты Донецкой Народной Республики Чернышев  А.И..Д.2015г. 5. Основные направления творческого развития педагогов в условиях  компетентностно­ ориентированной образовательной среды Черникова Л.Г., Зарицкая В.Г. Д.2015г. 6. Методологические и методические особенности преподавания дисциплин  общественно­ гуманитарного направления в контексте современных  требований Бухлова Н.В.Д.2016г. 7. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе.  Стратегия активного обучения  ­ Минск: НОООО «БИП­С», 2003г. 8. Соотношение принципов воспитания в педагогической технологии и  собственно технологических принципов [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://www.portalslovo.ru/pedagogy/48175.php       9.Типовое положение о предметно­цикловой комиссии... PDF 2 Кб                       www.cvets.ru/Doc­s/PCK­v­OU­version3.pdf 10. Сайт Народного Совета ДНР: http://dnrsovet.su/zakon­dnr­ob­obrazovanii/

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога, преподавателя общественных дисциплин ( методические рекомендации)»

«Сущность методической деятельности педагога,          преподавателя   общественных  дисциплин               ( методические рекомендации)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2017