СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2017
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников, разработанная нами, предполагает целенаправленное воздействие на учащихся всех положительных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешную интеграцию детей в социокультурную среду. Мы пришли к выводу, что духовным и высоконравственным следует считать такого человека, для которого соответствующие нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. В своем истинном значении духовность и нравственность не имеют ничего общего с послушно-механическим исполнением. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, духовные и нравственные знания, взгляды, убеждения и идеалы.Сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников, разработанная нами, предполагает целенаправленное воздействие на учащихся всех положительных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешную интеграцию детей в социокультурную среду. Мы пришли к выводу, что духовным и высоконравственным следует считать такого человека, для которого соответствующие нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. В своем истинном значении духовность и нравственность не имеют ничего общего с послушно-механическим исполнением. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, духовные и нравственные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
Сафина Р.М. Сущность.docx
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО­ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ кандидат педагогических наук, педагог высшей категории, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества Сафина Рямзия Магруфовна «Дебют ГО г. Уфа РБ В   связи   с   актуализацией   духовно­нравственного   воспитания   в   российском обществе появилась потребность в моделировании и реализации процесса духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   и   в   компетентных   учителях, способных   решать  соответствующие   задачи  в  условиях   существования   различных систем гуманистических, этических и религиозных ценностей. Однако результаты проведенного   нами   исследования   свидетельствуют   о   неготовности   учителей   к данной педагогической деятельности.  В   начале   исследования   необходимо   раскрыть  сущность  базовых   понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в   данном   исследовании   являются:   структура   духовности   и   нравственности, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории развития   человеческого   общества   менялся   подход   к   рассмотрению   духовно­ нравственных   ценностей.   Каждый   исторический   период   характеризуется   новым этапом в развитии духовности и нравственности. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические   корни   современных   подходов,   определим   сущность   терминов. Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» ­ обычай, характер,   образ   мыслей.   Предметом   этики   у   Аристотеля   являлось   учение   о добродетелях,   добродетельном   поведении   [18,   32].   Наряду   с   понятием   этики   со времени завоеваний Александра Македонского используется понятие мораль. Это слово   латинского   происхождения   ­«moralize»   и   имеет   более   узкое   значение   по сравнению   с   понятием   этики.   Мораль,   по   понятиям   древних   римлян,   является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою   культуру   от   ассимиляции   в   эллинской,   римлянам   необходимо   было   четко разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что «этика» и «мораль»   стали   наполняться   разным   содержанием.   Под   этикой   понимают   науку, область   знания,   предметом   которой   является   мораль.   С   понятиями   «мораль»   и «нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода. Эти   понятия   ранее   не   разделялись   в   философии   (И.С.   Кон,   В.П.   Кобляков).   Но современные   авторы   их   разводят.   Под   моралью   понимается   специфическое общественное   явление,   определяемое   совокупностью   объективных   условий   жизни общества,   это   форма   общественного   сознания,   совокупность   норм   и   принципов, которыми   люди   руководствуются   в   своем   поведении.   «Нравственность»   же трактуется   как   более   узкое   понятие,   как   область   субъективно­индивидуальной 1 моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина и   др.).   Для   нашего   исследования   такое   разграничение   имеет   принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм.   В   большей   степени   это   уровень   обыденного   сознания,   дети   просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем   самым,   переводя   в   область   субъективно­индивидуальной   нравственности. Этические же знания, исходя из определения этики, предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов.    гносеологическая   Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными   признается   мораль   как   один   из   основных   механизмов   управления, регулирования общественной жизни. Например, Л.М. Архангельский выделяет три функции   морали:   регулятивная   и гуманистическая (воспитательная). Е.А. Якуба – функции социальной ориентации и регулирования.   Также   выделяются   функции   гносеологическая,   воспитательная, революционно­критическая,   В.П.Кобляков), функция   предвосхищения   (А.И.   Титаренко),   функция   формирования   социального субъекта (Т.С. Лапина). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:    апологетическая   (С.Ф.Анисимов, (отражательная), 1 .Функция социальной ориентации или социального регулирования; 2.Познавательная революционно­критическая (отражательная),       и апологетическая;  3.Мораль   как   система   ценностей,   побуждений   и   ограничений   личности воспитательная и более широко ­ функция формирования социального субъекта.  А.С. Макаренко писал, что такая система ценностей «позволяет понять самого себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традициям семьи; стать сопричастным   к   большой   и   малой   Родине;   усвоить   основы   общечеловеческой культуры, понять развитие этнической культуры в системе мировой культуры» [136, с. 9]. Как говорил Ш.А. Амонашвили, необходимо «всеми средствами способствовать становлению,   развитию,   воспитанию   в   ребенке   Благородного   Человека   путем выявления его личностных качеств» [14, с. 25]. А.Г.   Адамова   называет   высшими,   применимыми   к   духовно­нравственному воспитанию следующие ценности, составляющие систему:  1)   индивидуально­личностные   (жизнь   человека,   права   ребенка,   честь, достоинство);   2)   семейные   (отчий   дом,   родители,   семейный   лад,   родословная   семьи,   ее традиции);   3) национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);  4)   общечеловеческие  (биосфера   как   среда   обитания   человека,  экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.) [4, с. 26].  2 В чем же заключается сущность духовно­нравственного воспитания? Почему мы настаиваем   на   единстве   духовного   и   нравственного,   а   не   обращаемся   только   к одному из этих понятий? Раскрывая   сущность   самого   процесса   воспитания,   назначение,   которого заключается   в   формировании   духовного   стержня   человека   –   его   внутреннего   и духовного   мира,   мы   видим   его   проявление   в   системе   эмоционально­ценностных отношений человека к окружающему миру и к самому себе. К сожалению, еще в недалеком прошлом, разложив воспитание на такие отдельные составляющие, как интеллектуальное (умственное), эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание и т.д. (сегодня этих составляющих можно перечислить более двадцати пяти), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу­практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах   деятельности   возможны   только   на   основе   становления   его   целостного духовного мира.   Раскрывая понятие воспитания, М.Г. Яновская  пишет, что  «это двусторонний процесс,  основанный   на  взаимодействии   воспитателя   и  воспитуемых,  а  если   речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет навстречу к воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам   так   хотел,   он   сам   к   этому   стремился,   потому   что   для   него   это   и   важно,   и интересно. В такой ситуации школьник ­ уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно» [238, c. 25]. L. Kohlberg said: «Education ­ a holistic form of relations in the highest values of a decent life and decent people n the formation of his ability to build a personalized version of their lives within the boundaries of a decent life» (Л. Кехлберг сказал: «Воспитание – это целостное формирование отношений в системе наивысших ценностей достойной жизни   достойного   человека   и   формирование   у   него   способности   выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни») [254, с. 72].  И.А. Ильин считает, что «образование без воспитания – есть дело ложное  и опасное, оно создает, чаще всего, полуобразованных, самомнительных, напористых и беззастенчивых. Оно вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в человеке волка»  [89, с. 41]. Нам,  необходимо выяснить, что такое духовность и, что такое нравственность, всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное воспитание – духовным. Современные   работы   по   проблеме   духовности   свидетельствуют   о   возросшем интересе   к   этому   вопросу.   Большинство   исследователей     неизменно   сводят духовность к нравственности. Н.Н. Никитина считает, что жить по совести – значит, быть личностью духовной [137, с. 2]. И.В. Силуянова рассматривает духовность как нравственно   сориентированную   волю   и   разум   человека   [190].   С.Ф.   Анисимов полагает,   что   внутреннее   содержание   духовности   образует   истинное   моральное 3 познание,   а   духовно­нравственные   качества   выступают   лишь   ее   внешним проявлением   [16].   С.Б.   Крымский   подчеркивает,   что   духовность   приводит   к соединению   образа   мира   с   нравственным   законом   личности.   Духовность,   по   его мнению, ­ способ самостроительства личности, что связывает ее с выбором человека своего собственного образа, своей свободы и роли, одним словом, с встречей с самим собой [112].  Другие авторы рассматривают духовность как качество личности, как особое синтезирующее   качество.   Она   предполагает   высокий   уровень   самосознания,   что позволяет   сориентироваться   изнутри   и   осуществить   мотивированное   включение   в общественную жизнь (В.И. Дуденок, Т.В. Холостова) [75, 226]. А.А.   Лопатина   и     М.В.   Скребцова   выделяют   несколько   совершенно   разных подходов к трактовке духовного воспитания, а именно: – «строго религиозное воспитание в рамках какой­либо конфессии; –   воспитание   души   ребенка   через   культуру:   литературу,   историю,   музыку, живопись; – воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире» [122, с. 5 – 6]. По нашему мнению, духовность – это качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность   выходить   за   пределы   собственного   «Я»   и   гармонизировать   свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой   и   глубиной   культурных   запросов   и   интересов,   сколько   предполагает постоянную и непрекращающуюся деятельность  души, осмысление  мира и себя в этом же мире, стремление к самосовершенствованию, преобразованию пространства собственного   внутреннего   мира   и   расширению   своего   сознания.   Это   особый эмоциональный   строй   личности,   проявляющийся   в   тончайших   движениях   души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям, его проявлениям и установлению тончайших духовных связей между людьми, в основе которых, безусловно, чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.  Ведь   не   зря   значение   слова   «дух»   ­   (лат.  spiritus)   –   «Сознание,   мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действие. Внутренняя моральная сила» [140, с. 183]. К.Д.   Ушинский   писал   о   нравственности:   «…Убежденные   в   том,   что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще   убеждены   и   в   том,   что…   влияние   нравственное   составляет   главную   задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [208, c. 380]. А.С. Макаренко указывал, что на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта» [125, c. 42]. 4 Понятие   «нравственное   воспитание»   всеобъемлюще.   Оно   пронизывает   все стороны   жизнедеятельности   человека.   Именно   поэтому   выдающийся   педагог   В.А. Сухомлинский,   разработав   воспитательную   систему   всестороннего   развития личности,   вполне   обоснованно   считал,   что   ее   системообразующий   признак   – нравственное   воспитание.   «Сердцевина   нравственного   воспитания   –   развитие нравственных чувств личности» [196, c. 29]. В.А.   Сухомлинский   говорил,   что   необходимо   заниматься   нравственным воспитанием   ребенка,     учить   «умению   чувствовать   человека»   [199,   с.   120].   Он отмечал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру ­ учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу ­ все равно будет   зло».   Также   В.А.   Сухомлинский   считал,   что   «незыблемая   основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»  [197, с. 170]. Нравственное   воспитание,   основанное   на   диалоге,   общении,   сотрудничестве, становится   для   младшего   школьника   значимым   и   привлекательным,   а   потому   и эффективным, если педагог: ­  «опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности; ­ обеспечивает  эмоциональную  насыщенность  общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников; ­ создает атмосферу эмоционально­волевого напряжения, ведущего к успеху; ­ утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности; ­ учитывает   положительное   воздействие   общественного   мнения   (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения; ­ заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» [197, c.29]. Нравственное   воспитание  эффективно   осуществляется   только  как   целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников, а также процесс общения с учетом   их   возрастных   и   индивидуальных   особенностей.   Результатом   целостного процесса   является   формирование   духовно   и   нравственно   цельной   личности   –   в единстве ее сознания, духовных и нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.  Нравственное   воспитание   включает   формирование   у   младших   школьников осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями   общества,   доказательство   их   правомерности   и   разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих 5 убеждений;   формирование   устойчивых   нравственных   чувств,   высокой   культуры поведения   как   одного   из   главных   проявлений   уважения   человека   к   людям; формирование нравственных привычек.  К.Ш. Ахияров пишет, что «процесс воспитания нравственных качеств личности будет наиболее успешным тогда, когда учащиеся имеют возможность пройти через восприятие   наследия   своего   и   других   народов,…   осмысление   прогрессивных традиций разных народов» [23, с. 195]. По мнению А.В. Усовой, «нравственное воспитание – это воспитание у учащихся честности,   порядочности,   готовности   оказать   помощь   нуждающемуся,   воспитание терпимости, умение выслушать другого, а также воспитание общей культуры». Еще она   добавляет,   что   «необходимо   воспитание   гражданственности,   патриотизма, уважительного   отношения   к   истории   своей   Родины,   к   людям   труда,   к   старшему поколению,   воспитание   познавательного   интереса,   познавательных   способностей, стремления,   желания   созидать,   создавать,   творческого   отношения   к   порученному делу» [206, с. 117]. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по­разному. Еще в древней   Греции   в   трудах   Аристотеля   о   нравственном   человеке   говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной   красоте   говорят   по   поводу   добродетели:   нравственно   прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [18, с. 360]. Основными  задачами нравственного воспитания И.П. Подласый считает такие, как: «1. Формирование нравственного сознания;  2. Воспитание и развитие нравственных чувств;  3. Выработка умений и привычек нравственного поведения» [145, c. 163]. Б.Т. Лихачев в своей книге «Педагогика: Курс лекций» пишет: «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.   Субъективной   движущей   силой   развития   нравственного   сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных   фактов,   отношений,   ситуаций,   их   анализ,   оценка,   принятие нравственных   решений,   осуществление   ответственных   выборов.   Нравственные переживания,   мучения   совести   порождаются   единством   чувственных   состояний, отраженных   в   сознании,   и   их   осмыслением,   оценкой,   нравственным   мышлением. Нравственность   личности   складывается   из   субъективно   освоенных   моральных принципов,   которыми   она   руководствуется   в   системе   отношений,   и   постоянно пульсирующего нравственного мышления» [119, c. 266]. Также   Б.Т.   Лихачев   говорит:   «Нравственное   поведение   личности   имеет следующую   последовательность:   жизненная   ситуация   –   порождаемое   ею нравственно­чувственное   переживание   –   нравственное   осмысление   ситуации   и мотивов поведения, выбор и принятие решений   ­   волевой стимул – поступок. В жизненной   практике,   особенно   в   экстремальных   условиях,   всегда   реализуются   в единстве все названные компоненты» [119, c.265].  По И.Ф. Харламову  содержание нравственности заключается: 6 «1. В отношении к труду (трудолюбие) – наличие потребности в созидательной трудовой  деятельности   и   понимание   пользы   труда   для   себя  и   общества,  наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 2.   В   отношении   к   обществу   (коллективизм)   –   умение   согласовывать   свои желания   с   желаниями   других,   умение   координировать   свои   усилия   с   усилиями других, умение подчиняться и умение руководить. 3. В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 4. В человеколюбии или гуманности» [225, c.380].  В.Л.   Бенин,   сравнивая   нравственность   с   моралью,   утверждает,   что «Нравственные   устремления   отдельной   личности   бывают   как   выше,   так   и   ниже предела общественных установок. И в том, и в другом случае мораль служит не только   регулятором   межличностных   отношений,   но   и   регулятором   нравственных устремлений отдельного человека. С этой точки зрения, мораль выступает в роли некоего   среднеарифметического   распространенных   в   обществе   нравственных представлений,   и   каждая   идея,   в   том   числе   нравственная,   проходя   через индивидуальное сознание, возвышается или опускается до уровня этого сознания» [28, с. 29]. В   словаре­справочнике   А.З.   Рахимова   по   нравологии   говорится,   что «Нравственность   –   социальная   мера   автономии   личности,   высший   тип   духовной регуляции   между   индивидом   и   обществом.   Нравственность   согласует   поведение системы   «личность   –   общество»   посредством   механизмов   человеческой индивидуальности, подчиняет индивидуальное поведение требованиям общности, и это   происходит   тем   успешнее,   чем   полнее   развивается   богатство   человеческой природы.   Нравственность   представляет   собой   совокупность   норм   и   правил, регулирующих   отношения   людей   в   обществе   на   основе   общественного   мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность осуществляет две основные социальные функции:  ­ дает образец поведения и критерий для его оценки; ­ воспитывает потребность, желание поступать согласно образцу» [153, с. 139]. На   наш   взгляд,   нравственность   должна   рассматриваться   как   индивидуальная форма   существования   морали   общества,   как   внутренний   закон   человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами, противостоять   негативным   тенденциям   в   современном   обществе.   Нравственным считается   человек,   который   руководствуется   принципами   «Общественного договора» или «Золотым правилом нравственности»: «Поступай с людьми так, как ты   хочешь,   чтобы   поступали   с   тобой».   На   наш   взгляд,   духовные   истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви   к   человеку   и   Богу,   благоговения   перед   жизнью   и   другими   высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить душу. К нашему сожалению, принятая сегодня традиционная система воспитания, в том числе и этическая, ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение 7 в сознание младшего школьника определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно­нравственного сознания.  С опорой на точку зрения Г. Гегеля установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание»   и   «нравственное   воспитание»;   «духовно­нравственное   воспитание» определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного   и   нравственного   воспитания.  Оно   направлено   на  приобщение   младших школьников   к   одной   из   существующих   систем   духовных   ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения   детьми   личностных   смыслов   этих   ценностей,   на   формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними [57].  Понимание   сущности   духовно­нравственных   ценностей   сложилось   на   основе анализа   близких   по   значению   понятий   «духовные   ценности»   и   «нравственные ценности». Духовно­нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек – окружающий мир» и «человек – духовный мир». Это значимые   для   человека   нравственные   идеалы,   понятия,   нормы   межличностного общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Доброта, Красота, Истина и Любовь. И.Г. Песталоцци считал, что духовно­нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни [142]. А по мнению Т.И. Петраковой, «оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально­сердечного) воздействия педагога на духовно­нравственную   сферу   личности,   являющуюся   системообразующей   ее внутреннего   мира»   [143,   с.   4].   Мы   бы   скорректировали   это   определение:   не воздействие,   а   целенаправленное   создание   условий   для   становления   духовно­ нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится учитель. Духовно­нравственное воспитание младших школьников – есть основное орудие в   борьбе   с   нарастающим   валом   преступности   и   одновременно   главный   критерий успешности в этой борьбе. В данном случае уместно вспомнить слова Э. Дюркгейма, который   пишет,   что   нравственность   –   это   обязательный   минимум   и   суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить [77]. Духовно­нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания,   в   известной   мере,   автономен.   На   эту   его   специфику   в   свое   время указывал А.С. Макаренко. [125]. Духовные и нравственные чувства, сознание   и мышление являются основой и стимулом   проявления   нравственной   воли.   Вне   нравственной   воли   и   действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она   реализуется   в   единстве   нравственного   чувства   и   сознательной   непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.  Духовность и нравственность для младшего школьника, прежде всего, живое чувство,   реальное   состояние   и   переживание   глубокого   удовлетворения   или, напротив,   дискомфорта,   страдания,   физического   отвращения,   самоосуждения   и горького раскаяния. Духовное и нравственное чувство является системообразующим 8 началом человеческой духовности и нравственности. Благодаря этому нравственное сознание,   знание   норм   поведения,   привычные   поступки   приобретают   духовный смысл.   Духовно­нравственное   воспитание,   игнорирующее   эмоциональную   сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, не способным формировать   внутренние   стимулы   и   побуждения   высоконравственных   поступков детей, управлять их поведением. Важнейшим   средством   духовно­нравственного   воспитания   является использование   созданных   в   культуре   на   разных   этапах   исторического   развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.   Младший   школьник,  еще   не   усвоивший   правила   поведения   на   уроке,  на перемене, может быстро ввязаться в драку; услышав звонок на урок, может забежать в   классную   комнату,  сбивая   по   пути   всех   с  ног;   а  во   время   урока   может   легко отвлечься и заняться тем, что кажется ему более интересным, чем данный  урок; может   вслух   высказывать   свое   мнение,   даже   не   относящееся   к   данной   теме;   не желает на уроке одалживать школьные принадлежности своим одноклассникам и т.д. В   современных   социально­экономических   условиях   решать   задачу   духовно­ нравственного   воспитания   нелегко,   поскольку   сказывается   отрицательное воздействие   на   человека   средств   массовой   информации,   особенно   телевидения. Существующие   условия   жизни   общества   таковы,   что   приводят   к   усилению негативных   факторов,   действующих   на   личность,   результатом   которых   является духовно­нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Высоко   оценивал   духовно­нравственное   воспитание   Л.Н.   Толстой:   «Из   всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [202, c. 379]. Общеобразовательная школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего   поколения.  Поэтому   учитель   должен   знать,  что   на   каждом   этапе обучения младшего школьника должна доминировать своя сторона воспитания. Как отмечается в учебнике «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в духовно­ нравственном воспитании дети овладевают элементарными нормами нравственности, учатся   следовать   им   в   различных   ситуациях.   Учебный   процесс   тесно   связан   с духовно­нравственным воспитанием. В условиях современной общеобразовательной системы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в духовно­нравственном воспитании возрастает роль учебного   процесса.   Содержательная   сторона   нравственных   понятий   обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами духовные и нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [25, с. 352]. А   вот   Н.И.   Болдырев   считает,   что   специфической   чертой   духовно­ нравственного   воспитания   является   то,   что   его   нельзя   обособить   в   какой­то специальный воспитательный процесс. И поэтому учителям необходимо знать, что формирование   духовно­нравственного   облика   протекает   в   процессе   всей многогранной деятельности детей (в играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми младше   себя   и   с   взрослыми.   Тем   не   менее,   духовно­нравственное   воспитание 9 является   целенаправленным   процессом,   предполагающим   определенную   систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [35, с.102]. Говоря   о  структуре  духовно­нравственного   воспитания,  морали,  необходимо сказать, что оно отражается, во­первых, в сфере общественного сознания, во­вторых, в сфере общественной деятельности и, в­третьих, в сфере общественных отношений (И.Л.Зеленкова).   Для   выявления   условий   нравственного   развития   человека, необходимо   знать   структурную   иерархию   нравственного   сознания.   Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в   обществе   предписывается   или   же   запрещается   поведение   определенного   типа. Следующий уровень морального сознания ­ нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.  Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат   основанием   для   частных   норм   поведения   (И.С.Кон,   И.Л.Зеленкова,   А.А. Гусейнов).  Наконец,   наиболее   абстрактный   слой   морального   сознания   отражается   в понятии   «нравственной   ценности».   Обобщенные   представления   о   чем­то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.  Понятие   ценности   является   высшим   результатом   развития   потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. На   первый   план   выступает   не   то,   что   безусловно   необходимо,   без   чего   нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что   должно,   что   соответствует   представлению   о   назначении   человека,   его достоинстве,   те   моменты   в   мотивации   поведения,   в   которых   проявляется самоутверждение   и   свобода   личности.   По   сравнению   с   интересом,   который представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность – это утверждение всеобщего в деятельности индивида.  Существует   понятие   высшей   ценности,   которая   обладает   свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности,   то   есть   должна   быть   принята   каждой   личностью.   Эту   высшую ценность   также   называют   духовно­нравственным   идеалом.   С   нашей   точки   зрения именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной работе   с   детьми.   Особое   значение   при   этом   получает   система   ценностных ориентации.   Ценностные   ориентации   индивида   имеют   решающее   значение   в регуляции   его   поведения.   Если   в   системе   ценностных   ориентации   существует непоследовательность,   противоречия   в   иерархии   ценностей,   то   человек   способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из­за эгоистических 10 интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность   в   поведении,   верность   выбранной   цели,   несмотря   на обстоятельства.  Содержание   ценностных   ориентации   (мировоззренческие,   духовные   и нравственные   убеждения,   глубокие   и   постоянные   привязанности,   нравственные принципы   поведения)   является   элементом   саморегуляции   деятельности   личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное духовное и нравственное значение.  Структура   процесса   духовно­нравственного  воспитания   младших  школьников включает:  ­ цель духовно­нравственного воспитания младших школьников;  ­ задачи духовно­нравственного воспитания младших школьников;  ­   закономерности   и   принципы   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников;  ­   содержание   (направления)   процесса   духовно­нравственного   воспитания младших школьников;  ­ формы, методы и средства духовно­нравственного воспитания. Для   нас   важной   проблемой   явилась   разработка  цели  духовно­нравственного воспитания младших школьников. Цель духовно­нравственного воспитания младших школьников   –   воспитание   жизнеспособной,   гуманистически   ориентированной личности,   создание   условий   становления   социально   компетентной   личности учащегося,   обладающего   высокой   культурой   и   гражданской   ответственностью, способной противостоять негативным тенденциям современного общества [177, c. 6]. Для достижения цели в духовно­нравственном воспитании младших школьников необходимо решить ряд задач: ­ ориентацию учащихся на гуманистические установки и жизненные ценности в новых социально­политических условиях; ­ формирование личности учащегося, позитивной самооценки и самоуважения, гражданственности, национального самосознания, патриотизма, честности, усердия, милосердия,   щедрости,   воспитанности,   скромности,   дружелюбия,   терпения, благодарности, справедливости,  доверия,  уважения  к законности  и  правопорядку, уважения   и   любви   к   родителям,     учителям,     братьям   и   сестрам,     дедушкам   и бабушкам, одноклассникам, родственникам, соседям, ко всем людям и т.д.; ­ формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: умения вести диалог,   координировать   свои   действия   с   действиями   партнеров   по   совместной деятельности,   способности   доброжелательно   и   чутко   относиться   к   людям   и сопереживать им; ­ формирование социально адекватных способов поведения; ­   формирование   способности   к   организации   самостоятельной   и   совместной деятельности  и управлению  ею: воспитание целеустремленности  и настойчивости, формирование   навыков   организации   рабочего   пространства   и   рационального использования рабочего времени, формирование умения планировать деятельность и сотрудничество; 11 ­   формирование   умения   работать   с   информацией   (сбор,   систематизация, хранение, использование); ­ приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, культуре   поведения   в   школе,   дома,   на   улице,   в   других   общественных   местах, культуре общения с ровесниками, со старшими и младшими по возрасту людьми; ­   воспитание   потребности   в   здоровом   образе   жизни,   создание   условий   для укрепления физического и психического здоровья учащихся [177, с. 6]. В педагогике существуют основные требования, следование которым помогает наилучшим   образом   достичь   целей   воспитания,   –   это  принципы  формирования духовно­нравственной воспитанности у младших школьников: ­ принцип ориентации на идеал; ­ аксиологический принцип; ­ принцип следования духовно­нравственному примеру; ­ принцип идентификации (персонификации); ­ принцип диалогичного отношения;  ­ принцип полисубъектности воспитания; ­ принцип системно­деятельностной организации воспитания.  Если   воспитание   –   это   передача   опыта   одного   поколения   другому,   то содержание воспитания  – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается   в   соответствии   с   поставленными   целями   развития   человека   и   в   виде информации передается ему. Мы считаем, что содержанием духовно­нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» учителем в процессе педагогического взаимодействия: ­ опыт переживания духовных состояний; ­   опыт   осознания   своей   внутренней     духовной   реальности   и   понимания самоценности духовного мира другого человека; ­ опыт разрешения нравственных проблем; ­ опыт духовного общения; ­   опыт   определения   и   реализации   своих   ценностных   приоритетов   в   учебе, искусстве, отношении к окружающим (общении, взаимопомощи и т.д.). Содержательный компонент системы разработки и реализации модели духовно­ нравственного воспитания младших школьников включает три составляющие. 1. Аксиологическая:  ­   знания   о   существующих   системах   духовно­нравственных   ценностей   и   о ценностях педагогической деятельности;  ­ способы поведения личности в соответствии с этими ценностями; ­ опыт поведения личности в нестандартной ситуации;  ­ опыт эмоционального отношения к духовно­нравственным ценностям. 2. Информационная:  ­   сведения   о   теоретико­методологических   основаниях   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников,   характеристиках   его   современного   состояния, возрастных особенностях духовного и нравственного развития младших школьников, диагностике нравственной воспитанности детей;  12 ­   целях,   задачах,   принципах,   содержании,   методах   и   формах   духовно­ нравственного воспитания младших школьников и др.  3. Операционная:  ­ знания о механизмах, лежащих в основе духовно­нравственного воспитания младших школьников, способах деятельности педагогов по реализации его задач; ­ проблемно­практические задания с целью формирования необходимых умений и навыков.  Исходя из примерной основной образовательной программы начального общего образования   основное   содержание   духовно­нравственного   развития   и   воспитания младших школьников от 2010 года выглядит так:  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: •   элементарные   представления   о   политическом   устройстве   Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; •   элементарные   представления   об   институтах   гражданского   общества,   о возможностях участия граждан в общественном управлении; • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; •   интерес   к   общественным   явлениям,   понимание   активной   роли   человека   в обществе; •   уважительное   отношение   к   русскому   языку   как   государственному,   языку межнационального общения; • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; •   интерес   к   государственным   праздникам   и   важнейшим   событиям   в   жизни России,   субъекта   Российской   Федерации,   края   (населённого   пункта),   в   котором находится образовательное учреждение; • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; • уважение к защитникам Родины; • умение отвечать за свои поступки; •   негативное   отношение   к   нарушениям   порядка   в   классе,   дома,   на   улице,   к невыполнению человеком своих обязанностей. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое   государство;   закон   и   правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.   гражданское   общество; Воспитание нравственных чувств и этического сознания: • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; 13 • различение хороших и плохих поступков; • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; •   установление   дружеских   взаимоотношений   в   коллективе,   основанных   на взаимопомощи и взаимной поддержке; • бережное, гуманное отношение ко всему живому; • знание правил этики, культуры речи; • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; • представления о возможном негативном влиянии на морально­психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам   и   действиям,   в   том   числе   в   содержании   художественных   фильмов   и телевизионных передач. Ценности:   нравственный   выбор;   жизнь   и   смысл   жизни;   справедливость; милосердие;   честь;   достоинство;   уважение   к   родителям;   уважение   достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность,   щедрость,   забота   о   старших   и   младших;   свобода   совести   и вероисповедания;   толерантность,   представление   о   вере,   духовной   культуре   и светской этике. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; • уважение к труду и творчеству старших и сверстников; • элементарные представления об основных профессиях; • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов; • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий; • умение соблюдать порядок на рабочем месте; •   бережное   отношение   к   результатам   своего   труда,   труда   других   людей,   к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; •   отрицательное   отношение   к   лени   и   небрежности   в   труде   и   учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Ценности:   уважение   к   труду;   творчество   и   созидание;   стремление   к   познанию   и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. 14 Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание): •   развитие   интереса   к   природе,   природным   явлениям   и   формам   жизни, понимание активной роли человека в природе; • ценностное отношение к природе и всем формам жизни; • элементарный опыт природоохранительной деятельности; • бережное отношение к растениям и животным. Ценности:   родная   земля;   заповедная   природа;   планета   Земля;   экологическое сознание. Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): • представления о душевной и физической красоте человека; •   формирование   эстетических   идеалов,   чувства   прекрасного;   умение   видеть красоту природы, труда и творчества; • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; • интерес к занятиям художественным творчеством; • стремление к опрятному внешнему виду; • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Ценности:   красота;   гармония;   духовный   мир   человека;   эстетическое   развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Методы  духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   должны предусмотреть общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия   между   воспитателями   и   воспитанниками,   способствующие организации   жизни   детей,  их   деятельности,  отношений,  общения,  стимулирующие активность учащихся и регулирующие их поведение [175, c. 8]. Классификация методов духовно­нравственного воспитания, необходимых для реализации   программы «Духовно­нравственное   воспитание   младших   школьников», строится на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон: ­ методы формирования сознания личности (упражнения и убеждение); ­ методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников; ­ методы стимулирования деятельности и поведения; ­ методы контроля и самоконтроля (оценка и самооценка) в воспитании; ­ методы самовоспитания [177, c. 8]. Методы   формирования   сознания   личности   –   это   методы   воздействия   на интеллектуальную   сферу   личности   с   целью   формирования   взглядов,   понятий, установок,   суждений,   оценок:   рассказ,   объяснение,   разъяснение,   лекция,   беседа, пример, диспут, анализ ситуаций. Для практической работы педагога особенно необходимы следующие методы воспитания: ­  методы   убеждения  –  с  их   помощью   формируются   взгляды,  представления, понятия   младших   школьников,   происходит   оперативный   обмен   информацией (внушение,   беседа,   диалог,   доказательство,   призыв,   убеждение,   пример,   лекция, диспут); 15 ­ методы упражнений – способы действия, с помощью которых организуется деятельность   младших   школьников   и   стимулируются   ее   позитивные   мотивы (различные   виды   заданий   для   индивидуальной   и   групповой   деятельности   в   виде поручений, требований, упражнений, создания ситуаций успеха) [177, c. 8]. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников – это путь воздействия   на   предметно­практическую   сферу   личности   с   целью   выделения, закрепления   и   формирования   в   опыте   детей   положительных   способов   и   форм поведения   и   нравственной   мотивации:   поручение,   упражнения,   создание воспитывающей ситуации, приучение [177, c. 9]. Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы воздействия на мотивационную   сферу   личности,   направленные   на   побуждение   воспитанников   к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения: упражнения,   убеждение,  требование,   соревнование,   поощрение,   наказание,   метод естественных последствий, «взрыв», положительный пример. Требование – это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Поощрение   –   это   стимулирование   положительных   проявлений   личности   с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от осознания признания другими усилий и стараний личности. Наказание   –   это   торможение   негативных   проявлений   личности   с   помощью отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния [177, c. 9]. Методы   контроля   и   самоконтроля   (оценка   и   самооценка)   в   духовно­ нравственном   воспитании  –   это   пути   получения   информации   об   эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия. С   помощью   этих   методов   производится   оценка   поступков,   стимулирование деятельности, оказывается помощь младшему школьнику в саморегуляции поведения (критика,   поощрение,   замечания,   наказания   и   др.):  педагогическое   наблюдение, создание   контрольных   ситуаций,   анализ   результатов   деятельности   воспитанников, педконсилиум, опросы, беседа, психодиагностика. В процессе духовно­нравственного воспитания необходимо побудить младшего школьника к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными   целями,   сложившимися   идеалами   и   убеждениями.   К   методам самовоспитания относятся самопознание, самонаблюдение, самостимулирование.  Методы самовоспитания  –  это методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями   общества   и   личного   плана   развития,   на   формирование   навыков психической и физической саморегуляции: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение, самонаказание, рефлексия и т.д. [177, c. 12]. Приемы   воспитания  –  это   элементы   педагогической   технологии   метода, педагогическая техника реализации метода воспитания. 16 Приемы, направленные на изменения взаимоотношений младшего школьника с педагогом и окружающими: ­ ролевая маска; ­ непрерывная эстафета мнений; ­ импровизация на свободную тему; ­ импровизация на заданную тему; ­ обнажение противоречий; ­ взаимостимулирование встречными вопросами. Приемы организации общения: ­ распределение ролей; ­ коррекция позиций; ­ самоотстранение воспитателя; ­ распределение инициативы; ­ инструктирование; ­ мизансцена; ­ обмен функциями [177, c. 13]. Педагогические  средства  являются   обобщением   такого   понятия,   как «материально­техническая   база»,   т.е.   система   экономических   и   материальных факторов,   обеспечивающих   деятельность   учебного   заведения.   Средствами воспитания   выступают   также   и   предметы   материальной   и   духовно­нравственной культуры, используемые для решения педагогических задач. Важным   компонентом   процесса   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников являются формы его организации.   Форма  – это организованное взаимодействие учителя и младшего школьника. Это   способы   организации   воспитательного   процесса,   способы   целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.  Главным здесь является характер взаимодействия учителя и учащегося в ходе духовно­нравственного   воспитания.  Здесь   используют   и  термины  «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». В   педагогической   литературе   единого   подхода   к   классификации   форм воспитательной   работы   нет.   Наиболее   распространенной   является   классификация форм   в   зависимости   от   того,   как   организованы   учащиеся:   массовые   формы, кружково­групповая и индивидуальная. При   осуществлении   задач   духовно­нравственного   воспитания   могут применяться такие формы, как диспуты, круглые столы, акции милосердия, беседы. Педагогическая   форма   –   это   устойчивая   завершенная   организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.  В   процессе   реализации   модели   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников   необходимо   обратить   внимание   учителей   на   мнение   психолога   С.Л. Рубинштейна:  в школьном возрасте ребенок не только познает сущность духовных и нравственных   категорий,   но   и   учится   оценивать   их   в   поступках   и   действиях окружающих, собственных поступках [161, с. 58]. Осознание   учителями   начальной   школы   значимой   роли   планирования   как   в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного 17 возраста, мотивирует их к изучению трудов таких ученых, как Л.И. Матвеева [131], Л.А. Регуш [156] и др., которые в своих исследованиях обращаются к проблеме формирования   нравственных   мотивов   поведения,   оценки   и   самооценки нравственного поведения. Н.В. Архангельский в книге «Нравственное воспитание» пишет: «Существенным признаком   в   процессе   духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников является   его   концентрическое   построение:   решение   воспитательных   задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей   используются   все   усложняющиеся   виды   деятельности.   Этот   принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся» [19, с. 386]. Развитие духовного и нравственного сознания младшего школьника происходит через   восприятие   и   осознание   содержания   воздействий,   которые   поступают   со стороны   родителей   и   учителей,   окружающих   людей,   через   переработку   этих воздействий   в   связи   с   опытом   индивида,   его   взглядами   и   ценностными ориентациями.   В   сознании   ребенка   внешнее   воздействие   приобретает индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к нему.  В связи  с этим  создаются   мотивы  поведения,  принятия  решения  в выборе ребенком   собственных   духовных   ценностей   и   осуществлении   нравственных поступков.   Поэтому   учителя   начальной   школы   должны   понимать   назначение духовно­нравственного воспитания – достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью детей к этому. И.А. Каирова в книге «Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания» отмечает: «Духовно­нравственное воспитание младших школьников и их   просвещение   –   это   значит   сообщить   им   совокупность   знаний   о   духовных   и нравственных   принципах   и   нормах   общества,   которыми   они   должны   овладеть. Осознание   и   переживание   духовных   и   нравственных   принципов   и   норм   самими учителями   прямо   связано   с   осознанием   образцов   нравственного   поведения   и способствует формированию духовных и нравственных оценок и поступков» [93, с. 8 – 14]. Важным   условием   духовно­нравственного   воспитания   является   организация коллективной   учебной,   общественно   полезной   деятельности,   особенно   таких   ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего и слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально   созданы   педагогом.   Наряду   с   гуманностью,     в   содержание   духовно­ нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.   Дисциплинированность   как   качество   личности   характеризует   ее поведение   в   различных   сферах   жизни   и   деятельности   и   проявляется   в выдержанности,   внутренней   организованности,   готовности   подчинять   личное общественным целям, установкам, нормам, принципам, противостоять негативным тенденциям в современном обществе. «Являясь составной частью нравственности, ­ пишет   Л.А.   Григорович,   ­     дисциплина   основана   на   личной   ответственности   и сознательности,   она   готовит   младшего   школьника   к   социальной   деятельности. Нравственной   предпосылкой   ответственности   за   свои   поступки   является 18 способность   личности   выбирать   свою   линию   поведения   в   различных обстоятельствах» [63, c. 105 – 106]. Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии «культура поведения». Оно включает в себя: ­ «культуру   речи   (умение   вести   дискуссию,   понимать   юмор,   использовать выразительные   языковые   средства   в   разных   условиях   общения,   владеть   нормами устного и письменного литературного языка); ­ культуру   общения   (формирование   навыков   доверия   к   людям,   вежливости, внимательности   в   отношениях   с   родными,   друзьями,   знакомыми   и   посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.); ­ культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); ­ бытовую   культуру   (воспитание   эстетического   отношения   к   предметам   и явлениям   повседневной   жизни,   рациональная   организация   своего   жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)» [63, c. 105­106].  Культура поведения младших школьников в значительной  мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в обществе, школе и семье.  Результатом духовно­нравственного воспитания младшего школьника является его   духовная   и  нравственная   воспитанность.  Она   материализуется   в  общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.   О   духовно­нравственной   воспитанности   свидетельствует   глубина нравственного   чувства,   способность   к   эмоциональному   переживанию,   мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью духовного и   нравственного   сознания   младших   школьников:   духовно­нравственной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций духовного   и   нравственного   идеала,   давать   им   самостоятельную   оценку.   И.Д. Лушников   подчеркивает,   что   «нравственная   воспитанность   –   это   устойчивость положительных   привычек   и   привычных   норм   поведения,   культура   отношений   и общения   в   условиях   здорового   детского   коллектива.   О   духовно­нравственной воспитанности   говорит   также   наличие   у   школьника   сильной   воли,   способности осуществлять нравственно­волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [124, c. 269].  Таким   образом,   сущностью   духовно­нравственного   воспитания,   по   нашему мнению, является активный целенаправленный  процесс   духовной и нравственной социализации   личности,   последовательного   расширения   и   укрепления   ценностно­ смысловой   сферы   самой   личности   и   ее   окружения,   формирование   способности человека,   в   условиях   глобализации   противостоять   негативным   тенденциям   в современном обществе, оценивать и сознательно выстраивать на основе полученных 19 знаний,   традиционных   норм   и   духовно­нравственных   идеалов   отношения   к   себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В   качестве   структурных   компонентов   духовно­нравственного   воспитания младших школьников выступают:  ­ цель духовно­нравственного воспитания младших школьников;  ­ задачи духовно­нравственного воспитания младших школьников;  ­ принципы духовно­нравственного воспитания младших школьников;  ­   содержание   (направления)   процесса   духовно­нравственного   воспитания младших школьников;  ­ формы, методы и средства духовно­нравственного воспитания. Содержанием   духовно­нравственного   воспитания,   с   одной   стороны,   является тот   духовный   и   нравственный   опыт,   который   приобретается   ребенком   и «взращивается» учителем в процессе педагогического взаимодействия: ­ опыт переживания духовных состояний; ­ опыт осознания своей внутренней  духовной реальности и понимания ценности духовного мира другого человека; ­ опыт разрешения нравственных проблем; ­ опыт духовного общения; ­   опыт   определения   и   реализации   своих   ценностных   приоритетов   в   учебе, искусстве, отношении к окружающим (творчество, общение, взаимопомощь и т.д.). С   другой   стороны,   ключевой   проблемой   содержания   процесса   духовно­ нравственного воспитания младших школьников является: ­   формирование   мировоззренческого,   ценностно–ориентированного, общечеловеческого сознания; ­ этическое и моральное, социальное, психологическое, гражданско­правовое, патриотическое,   общественно­трудовое,   умственное,   эстетическое,   семейное, экологическое   и   природоохранное,   половое,   толерантное   и демократическое,   гуманистическое, вариативное воспитание [177].   экономическое,   конкурентоспособное,   физическое, 20

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017