СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2017
Сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников, разработанная нами, предполагает целенаправленное воздействие на учащихся всех положительных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешную интеграцию детей в социокультурную среду.
Мы пришли к выводу, что духовным и высоконравственным следует считать такого человека, для которого соответствующие нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. В своем истинном значении духовность и нравственность не имеют ничего общего с послушно-механическим исполнением. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, духовные и нравственные знания, взгляды, убеждения и идеалы.Сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников, разработанная нами, предполагает целенаправленное воздействие на учащихся всех положительных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешную интеграцию детей в социокультурную среду.
Мы пришли к выводу, что духовным и высоконравственным следует считать такого человека, для которого соответствующие нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. В своем истинном значении духовность и нравственность не имеют ничего общего с послушно-механическим исполнением. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, духовные и нравственные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
Сафина Р.М. Сущность.docx
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
кандидат педагогических наук, педагог высшей категории, педагог
дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества
Сафина Рямзия Магруфовна
«Дебют ГО г. Уфа РБ
В связи с актуализацией духовнонравственного воспитания в российском
обществе появилась потребность в моделировании и реализации процесса духовно
нравственного воспитания младших школьников и в компетентных учителях,
способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных
систем гуманистических, этических и религиозных ценностей. Однако результаты
проведенного нами исследования свидетельствуют о неготовности учителей к
данной педагогической деятельности.
В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий,
которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями
в данном исследовании являются: структура духовности и нравственности,
общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории
развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению духовно
нравственных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым
этапом в развитии духовности и нравственности. Рассмотрим в кратком изложении
гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.
Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» обычай,
характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о
добродетелях, добродетельном поведении [18, 32]. Наряду с понятием этики со
времени завоеваний Александра Македонского используется понятие мораль. Это
слово латинского происхождения «moralize» и имеет более узкое значение по
сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является
отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить
свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко
разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом
усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данные различия в
происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что «этика» и
«мораль» стали наполняться разным содержанием. Под этикой понимают науку,
область знания, предметом которой является мораль. С понятиями «мораль» и
«нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода.
Эти понятия ранее не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П. Кобляков). Но
современные авторы их разводят. Под моралью понимается специфическое
общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни
общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов,
которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же
трактуется как более узкое понятие, как область субъективноиндивидуальной
1 моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина
и др.). Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное
значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных
норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто
воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их,
тем самым, переводя в область субъективноиндивидуальной нравственности.
Этические же знания, исходя из определения этики, предполагают теоретический
уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных
законов.
гносеологическая
Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что
учеными признается мораль как один из основных механизмов управления,
регулирования общественной жизни. Например, Л.М. Архангельский выделяет три
функции морали:
регулятивная и
гуманистическая (воспитательная). Е.А. Якуба – функции социальной ориентации и
регулирования. Также выделяются функции гносеологическая, воспитательная,
революционнокритическая,
В.П.Кобляков),
функция предвосхищения (А.И. Титаренко), функция формирования социального
субъекта (Т.С. Лапина). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и
осуществляет основные функции:
апологетическая (С.Ф.Анисимов,
(отражательная),
1 .Функция социальной ориентации или социального регулирования;
2.Познавательная
революционнокритическая
(отражательная),
и
апологетическая;
3.Мораль как система ценностей, побуждений и ограничений личности
воспитательная и более широко функция формирования социального субъекта.
А.С. Макаренко писал, что такая система ценностей «позволяет понять самого
себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традициям семьи; стать
сопричастным к большой и малой Родине; усвоить основы общечеловеческой
культуры, понять развитие этнической культуры в системе мировой культуры» [136,
с. 9].
Как говорил Ш.А. Амонашвили, необходимо «всеми средствами способствовать
становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем
выявления его личностных качеств» [14, с. 25].
А.Г. Адамова называет высшими, применимыми к духовнонравственному
воспитанию следующие ценности, составляющие систему:
1) индивидуальноличностные (жизнь человека, права ребенка, честь,
достоинство);
2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее
традиции);
3) национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны,
национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство
нации);
4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая
культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.) [4, с. 26].
2 В чем же заключается сущность духовнонравственного воспитания? Почему мы
настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся только к
одному из этих понятий?
Раскрывая сущность самого процесса воспитания, назначение, которого
заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего и
духовного мира, мы видим его проявление в системе эмоциональноценностных
отношений человека к окружающему миру и к самому себе. К сожалению, еще в
недалеком прошлом, разложив воспитание на такие отдельные составляющие, как
интеллектуальное (умственное), эстетическое, нравственное, трудовое, физическое
воспитание и т.д. (сегодня этих составляющих можно перечислить более двадцати
пяти), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогупрактику, побудив
его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то
время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых
видах деятельности возможны только на основе становления его целостного
духовного мира.
Раскрывая понятие воспитания, М.Г. Яновская пишет, что «это двусторонний
процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь
идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно
идет навстречу к воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше,
если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он
сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и
интересно. В такой ситуации школьник уже субъект собственного развития. Это
важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно»
[238, c. 25].
L. Kohlberg said: «Education a holistic form of relations in the highest values of a
decent life and decent people n the formation of his ability to build a personalized version
of their lives within the boundaries of a decent life» (Л. Кехлберг сказал: «Воспитание –
это целостное формирование отношений в системе наивысших ценностей достойной
жизни достойного человека и формирование у него способности выстраивать
индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни») [254, с.
72].
И.А. Ильин считает, что «образование без воспитания – есть дело ложное и
опасное, оно создает, чаще всего, полуобразованных, самомнительных, напористых и
беззастенчивых. Оно вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в
человеке волка» [89, с. 41].
Нам, необходимо выяснить, что такое духовность и, что такое нравственность,
всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное воспитание
– духовным.
Современные работы по проблеме духовности свидетельствуют о возросшем
интересе к этому вопросу. Большинство исследователей
неизменно сводят
духовность к нравственности. Н.Н. Никитина считает, что жить по совести – значит,
быть личностью духовной [137, с. 2]. И.В. Силуянова рассматривает духовность как
нравственно сориентированную волю и разум человека [190]. С.Ф. Анисимов
полагает, что внутреннее содержание духовности образует истинное моральное
3 познание, а духовнонравственные качества выступают лишь ее внешним
проявлением [16]. С.Б. Крымский подчеркивает, что духовность приводит к
соединению образа мира с нравственным законом личности. Духовность, по его
мнению, способ самостроительства личности, что связывает ее с выбором человека
своего собственного образа, своей свободы и роли, одним словом, с встречей с самим
собой [112].
Другие авторы рассматривают духовность как качество личности, как особое
синтезирующее качество. Она предполагает высокий уровень самосознания, что
позволяет сориентироваться изнутри и осуществить мотивированное включение в
общественную жизнь (В.И. Дуденок, Т.В. Холостова) [75, 226].
А.А. Лопатина и М.В. Скребцова выделяют несколько совершенно разных
подходов к трактовке духовного воспитания, а именно:
– «строго религиозное воспитание в рамках какойлибо конфессии;
– воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку,
живопись;
– воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в
современном мире» [122, с. 5 – 6].
По нашему мнению, духовность – это качественная характеристика сознания и
самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира,
способность выходить за пределы собственного «Я» и гармонизировать свои
отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью,
широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает
постоянную и непрекращающуюся деятельность души, осмысление мира и себя в
этом же мире, стремление к самосовершенствованию, преобразованию пространства
собственного внутреннего мира и расширению своего сознания. Это особый
эмоциональный строй личности, проявляющийся в тончайших движениях души,
обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким
духовным состояниям, его проявлениям и установлению тончайших духовных связей
между людьми, в основе которых, безусловно, чуткое отношение к человеку, забота о
его духовном росте и благополучии.
Ведь не зря значение слова «дух» (лат. spiritus) – «Сознание, мышление,
психические способности; начало, определяющее поведение, действие. Внутренняя
моральная сила» [140, с. 183].
К.Д. Ушинский писал о нравственности: «…Убежденные в том, что
нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы
еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу
воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы
познаниями…» [208, c. 380].
А.С. Макаренко указывал, что на нравственное развитие человека воздействует
не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного
акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые, кроме своего
прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и
значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали
бы нарастания нового морального опыта» [125, c. 42].
4 Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все
стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А.
Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития
личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак –
нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие
нравственных чувств личности» [196, c. 29].
В.А. Сухомлинский говорил, что необходимо заниматься нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [199, с. 120]. Он
отмечал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай
деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, очень
важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру учат
умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень
редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно
будет зло». Также В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа
нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро
и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию
ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,
что он видит, делает, наблюдает» [197, с. 170].
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве,
становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и
эффективным, если педагог:
«опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие
эффект актуальности;
обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует
совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;
создает атмосферу эмоциональноволевого напряжения, ведущего к успеху;
утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой
личности;
учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно,
важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» [197,
c.29].
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой
морали, организации всей жизни младших школьников, а также процесс общения с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного
процесса является формирование духовно и нравственно цельной личности – в
единстве ее сознания, духовных и нравственных чувств, совести, нравственной воли,
навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает формирование у младших школьников
осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать
свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами,
требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих
5 убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры
поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
К.Ш. Ахияров пишет, что «процесс воспитания нравственных качеств личности
будет наиболее успешным тогда, когда учащиеся имеют возможность пройти через
восприятие наследия своего и других народов,… осмысление прогрессивных
традиций разных народов» [23, с. 195].
По мнению А.В. Усовой, «нравственное воспитание – это воспитание у учащихся
честности, порядочности, готовности оказать помощь нуждающемуся, воспитание
терпимости, умение выслушать другого, а также воспитание общей культуры». Еще
она добавляет, что «необходимо воспитание гражданственности, патриотизма,
уважительного отношения к истории своей Родины, к людям труда, к старшему
поколению, воспитание познавательного интереса, познавательных способностей,
стремления, желания созидать, создавать, творческого отношения к порученному
делу» [206, с. 117].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности поразному. Еще в
древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:
«Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о
нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным
зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми
добродетелями человека» [18, с. 360].
Основными задачами нравственного воспитания И.П. Подласый считает такие,
как: «1. Формирование нравственного сознания;
2. Воспитание и развитие нравственных чувств;
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения» [145, c. 163].
Б.Т. Лихачев в своей книге «Педагогика: Курс лекций» пишет: «Нравственное
сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений,
состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания
является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления
нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие
нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные
переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний,
отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных
принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно
пульсирующего нравственного мышления» [119, c. 266].
Также Б.Т. Лихачев говорит: «Нравственное поведение личности имеет
следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею
нравственночувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и
мотивов поведения, выбор и принятие решений волевой стимул – поступок. В
жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в
единстве все названные компоненты» [119, c.265].
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается:
6 «1. В отношении к труду (трудолюбие) – наличие потребности в созидательной
трудовой деятельности и понимание пользы труда для себя и общества, наличие
трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
2. В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои
желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями
других, умение подчиняться и умение руководить.
3. В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание
общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
4. В человеколюбии или гуманности» [225, c.380].
В.Л. Бенин, сравнивая нравственность с моралью, утверждает, что
«Нравственные устремления отдельной личности бывают как выше, так и ниже
предела общественных установок. И в том, и в другом случае мораль служит не
только регулятором межличностных отношений, но и регулятором нравственных
устремлений отдельного человека. С этой точки зрения, мораль выступает в роли
некоего среднеарифметического распространенных в обществе нравственных
представлений, и каждая идея, в том числе нравственная, проходя через
индивидуальное сознание, возвышается или опускается до уровня этого сознания»
[28, с. 29].
В словаресправочнике А.З. Рахимова по нравологии говорится, что
«Нравственность – социальная мера автономии личности, высший тип духовной
регуляции между индивидом и обществом. Нравственность согласует поведение
системы «личность – общество» посредством механизмов человеческой
индивидуальности, подчиняет индивидуальное поведение требованиям общности, и
это происходит тем успешнее, чем полнее развивается богатство человеческой
природы. Нравственность представляет собой совокупность норм и правил,
регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения,
стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
Нравственность осуществляет две основные социальные функции:
дает образец поведения и критерий для его оценки;
воспитывает потребность, желание поступать согласно образцу» [153, с. 139].
На наш взгляд, нравственность должна рассматриваться как индивидуальная
форма существования морали общества, как внутренний закон человека,
побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами,
противостоять негативным тенденциям в современном обществе. Нравственным
считается человек, который руководствуется принципами «Общественного
договора» или «Золотым правилом нравственности»: «Поступай с людьми так, как
ты хочешь, чтобы поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки
нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере
любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими
ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить
душу.
К нашему сожалению, принятая сегодня традиционная система воспитания, в
том числе и этическая, ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение
7 в сознание младшего школьника определенной системы норм и принципов, а не на
развитие его духовнонравственного сознания.
С опорой на точку зрения Г. Гегеля установлена взаимосвязь понятий «духовное
воспитание» и «нравственное воспитание»; «духовнонравственное воспитание»
определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы
духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение младших
школьников к одной из существующих систем духовных ценностей
(гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и
нахождения детьми личностных смыслов этих ценностей, на формирование
стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними [57].
Понимание сущности духовнонравственных ценностей сложилось на основе
анализа близких по значению понятий «духовные ценности» и «нравственные
ценности». Духовнонравственные ценности расположены сразу в двух областях: в
сфере отношений «человек – окружающий мир» и «человек – духовный мир». Это
значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного
общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к
абсолютным категориям: Доброта, Красота, Истина и Любовь.
И.Г. Песталоцци считал, что духовнонравственное воспитание направлено на
«возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни [142]. А по мнению Т.И.
Петраковой, «оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного
как внешнего, так и внутреннего (эмоциональносердечного) воздействия педагога на
духовнонравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее
внутреннего мира» [143, с. 4]. Мы бы скорректировали это определение: не
воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно
нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот
результат, к которому стремится учитель.
Духовнонравственное воспитание младших школьников – есть основное орудие
в борьбе с нарастающим валом преступности и одновременно главный критерий
успешности в этой борьбе. В данном случае уместно вспомнить слова Э. Дюркгейма,
который пишет, что нравственность – это обязательный минимум и суровая
необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить [77].
Духовнонравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс,
включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного
воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время
указывал А.С. Макаренко. [125].
Духовные и нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и
стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно
практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.
Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной
решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Духовность и нравственность для младшего школьника, прежде всего, живое
чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или,
напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и
горького раскаяния. Духовное и нравственное чувство является системообразующим
8 началом человеческой духовности и нравственности. Благодаря этому нравственное
сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают духовный
смысл. Духовнонравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу,
эстетическое отношение к действительности является слабосильным, не способным
формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков
детей, управлять их поведением.
Важнейшим средством духовнонравственного воспитания является
использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития
нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится
человек. Младший школьник, еще не усвоивший правила поведения на уроке, на
перемене, может быстро ввязаться в драку; услышав звонок на урок, может забежать
в классную комнату, сбивая по пути всех с ног; а во время урока может легко
отвлечься и заняться тем, что кажется ему более интересным, чем данный урок;
может вслух высказывать свое мнение, даже не относящееся к данной теме; не
желает на уроке одалживать школьные принадлежности своим одноклассникам и т.д.
В современных социальноэкономических условиях решать задачу духовно
нравственного воспитания нелегко, поскольку сказывается отрицательное
воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения.
Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению
негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является
духовнонравственное разложение значительной части нашей молодежи.
Высоко оценивал духовнонравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра» [202, c. 379].
Общеобразовательная школа является основным звеном в системе воспитания
подрастающего поколения. Поэтому учитель должен знать, что на каждом этапе
обучения младшего школьника должна доминировать своя сторона воспитания. Как
отмечается в учебнике «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в духовно
нравственном воспитании дети овладевают элементарными нормами нравственности,
учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с
духовнонравственным воспитанием. В условиях современной общеобразовательной
системы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по
своей внутренней структуре, в духовнонравственном воспитании возрастает роль
учебного процесса. Содержательная сторона нравственных понятий обусловлена
научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами
духовные и нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития
школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [25, с. 352].
А вот Н.И. Болдырев считает, что специфической чертой духовно
нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какойто
специальный воспитательный процесс. И поэтому учителям необходимо знать, что
формирование духовнонравственного облика протекает в процессе всей
многогранной деятельности детей (в играх, учебе), в тех разнообразных отношениях,
в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми
младше себя и с взрослыми. Тем не менее, духовнонравственное воспитание
9 является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему
содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [35, с.102].
Говоря о структуре духовнонравственного воспитания, морали, необходимо
сказать, что оно отражается, вопервых, в сфере общественного сознания, вовторых,
в сфере общественной деятельности и, втретьих, в сфере общественных отношений
(И.Л.Зеленкова). Для выявления условий нравственного развития человека,
необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной
формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм
в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа.
Следующий уровень морального сознания нравственное качество. Когда у индивида
сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или
запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек
способен самостоятельно принимать решения.
Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный
принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества
требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые
служат основанием для частных норм поведения (И.С.Кон, И.Л.Зеленкова, А.А.
Гусейнов).
Наконец, наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в
понятии «нравственной ценности». Обобщенные представления о чемто
предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы,
подчиняющие поведение человека.
Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей
человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по
сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень.
На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя
существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то что выгодно с
точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то,
что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его
достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется
самоутверждение и свобода личности. По сравнению с интересом, который
представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность – это
утверждение всеобщего в деятельности индивида.
Существует понятие высшей ценности, которая обладает свойствами
безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и
универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью. Эту высшую
ценность также называют духовнонравственным идеалом. С нашей точки зрения
именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного
и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной
работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных
ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в
регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует
непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен
изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или изза эгоистических
10 интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает
последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на
обстоятельства.
Содержание ценностных ориентации (мировоззренческие, духовные и
нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные
принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности.
Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека,
любые действия имеют определенное духовное и нравственное значение.
Структура процесса духовнонравственного воспитания младших школьников
включает:
цель духовнонравственного воспитания младших школьников;
задачи духовнонравственного воспитания младших школьников;
закономерности и принципы духовнонравственного воспитания младших
школьников;
содержание (направления) процесса духовнонравственного воспитания
младших школьников;
формы, методы и средства духовнонравственного воспитания.
Для нас важной проблемой явилась разработка цели духовнонравственного
воспитания младших школьников. Цель духовнонравственного воспитания младших
школьников – воспитание жизнеспособной, гуманистически ориентированной
личности, создание условий становления социально компетентной личности
учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью,
способной противостоять негативным тенденциям современного общества [177, c. 6].
Для достижения цели в духовнонравственном воспитании младших школьников
необходимо решить ряд задач:
ориентацию учащихся на гуманистические установки и жизненные ценности в
новых социальнополитических условиях;
формирование личности учащегося, позитивной самооценки и самоуважения,
гражданственности, национального самосознания, патриотизма, честности, усердия,
милосердия, щедрости, воспитанности, скромности, дружелюбия, терпения,
благодарности, справедливости, доверия, уважения к законности и правопорядку,
уважения и любви к родителям, учителям, братьям и сестрам, дедушкам и
бабушкам, одноклассникам, родственникам, соседям, ко всем людям и т.д.;
формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: умения вести
диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям и
сопереживать им;
формирование социально адекватных способов поведения;
формирование способности к организации самостоятельной и совместной
деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости,
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени, формирование умения планировать деятельность и
сотрудничество;
11 формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям,
культуре поведения в школе, дома, на улице, в других общественных местах,
культуре общения с ровесниками, со старшими и младшими по возрасту людьми;
воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание условий для
укрепления физического и психического здоровья учащихся [177, с. 6].
В педагогике существуют основные требования, следование которым помогает
наилучшим образом достичь целей воспитания, – это принципы формирования
духовнонравственной воспитанности у младших школьников:
принцип ориентации на идеал;
аксиологический принцип;
принцип следования духовнонравственному примеру;
принцип идентификации (персонификации);
принцип диалогичного отношения;
принцип полисубъектности воспитания;
принцип системнодеятельностной организации воспитания.
Если воспитание – это передача опыта одного поколения другому, то
содержание воспитания – это та часть общественного опыта поколений, которая
отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде
информации передается ему.
Мы считаем, что содержанием духовнонравственного воспитания является тот
духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается»
учителем в процессе педагогического взаимодействия:
опыт переживания духовных состояний;
опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания
самоценности духовного мира другого человека;
опыт разрешения нравственных проблем;
опыт духовного общения;
опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в учебе,
искусстве, отношении к окружающим (общении, взаимопомощи и т.д.).
Содержательный компонент системы разработки и реализации модели духовно
нравственного воспитания младших школьников включает три составляющие.
1. Аксиологическая:
знания о существующих системах духовнонравственных ценностей и о
ценностях педагогической деятельности;
способы поведения личности в соответствии с этими ценностями;
опыт поведения личности в нестандартной ситуации;
опыт эмоционального отношения к духовнонравственным ценностям.
2. Информационная:
сведения о теоретикометодологических основаниях духовнонравственного
воспитания младших школьников, характеристиках его современного состояния,
возрастных особенностях духовного и нравственного развития младших школьников,
диагностике нравственной воспитанности детей;
12 целях, задачах, принципах, содержании, методах и формах духовно
нравственного воспитания младших школьников и др.
3. Операционная:
знания о механизмах, лежащих в основе духовнонравственного воспитания
младших школьников, способах деятельности педагогов по реализации его задач;
проблемнопрактические задания с целью формирования необходимых умений
и навыков.
Исходя из примерной основной образовательной программы начального общего
образования основное содержание духовнонравственного развития и воспитания
младших школьников от 2010 года выглядит так:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека:
• элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе
субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении;
• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в
обществе;
• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку
межнационального общения;
• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе,
о единстве народов нашей страны;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях
истории России и её народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором
находится образовательное учреждение;
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села,
города;
• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству;
правовое государство;
закон и правопорядок;
поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества.
гражданское общество;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
13 • различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на
улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных
религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение
к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил этики, культуры речи;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;
умение признаться в плохом поступке и
проанализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое
состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и
телевизионных передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства
человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль,
честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства
в жизни человека и общества;
• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость
в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе,
небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
14 Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде
(экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое
сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Методы духовнонравственного воспитания младших школьников должны
предусмотреть общественно обусловленные способы педагогически целесообразного
взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие
организации жизни детей, их деятельности, отношений, общения, стимулирующие
активность учащихся и регулирующие их поведение [175, c. 8].
Классификация методов духовнонравственного воспитания, необходимых для
реализации программы «Духовнонравственное воспитание младших школьников»,
строится на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон:
методы формирования сознания личности (упражнения и убеждение);
методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников;
методы стимулирования деятельности и поведения;
методы контроля и самоконтроля (оценка и самооценка) в воспитании;
методы самовоспитания [177, c. 8].
Методы формирования сознания личности – это методы воздействия на
интеллектуальную сферу личности с целью формирования взглядов, понятий,
установок, суждений, оценок: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа,
пример, диспут, анализ ситуаций.
Для практической работы педагога особенно необходимы следующие методы
воспитания:
методы убеждения – с их помощью формируются взгляды, представления,
понятия младших школьников, происходит оперативный обмен информацией
(внушение, беседа, диалог, доказательство, призыв, убеждение, пример, лекция,
диспут);
15 методы упражнений – способы действия, с помощью которых организуется
деятельность младших школьников и стимулируются ее позитивные мотивы
(различные виды заданий для индивидуальной и групповой деятельности в виде
поручений, требований, упражнений, создания ситуаций успеха) [177, c. 8].
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников – это путь
воздействия на предметнопрактическую сферу личности с целью выделения,
закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм
поведения и нравственной мотивации: поручение, упражнения, создание
воспитывающей ситуации, приучение [177, c. 9].
Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы воздействия на
мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к
улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения:
упражнения, убеждение, требование, соревнование, поощрение, наказание, метод
естественных последствий, «взрыв», положительный пример.
Требование – это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью
вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности.
Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с
помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости
от осознания признания другими усилий и стараний личности.
Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью
отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния
[177, c. 9].
Методы контроля и самоконтроля (оценка и самооценка) в духовно
нравственном воспитании – это пути получения информации об эффективности
воспитательных воздействий и взаимодействия.
С помощью этих методов производится оценка поступков, стимулирование
деятельности, оказывается помощь младшему школьнику в саморегуляции поведения
(критика, поощрение, замечания, наказания и др.): педагогическое наблюдение,
создание контрольных ситуаций, анализ результатов деятельности воспитанников,
педконсилиум, опросы, беседа, психодиагностика.
В процессе духовнонравственного воспитания необходимо побудить младшего
школьника к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность
человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно
поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам
самовоспитания относятся самопознание, самонаблюдение, самостимулирование.
Методы самовоспитания – это методы воздействия на сферу саморегуляции,
направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с
требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков
психической и физической саморегуляции: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ,
самоотчет, самоодобрение, самоосуждение, самонаказание, рефлексия и т.д. [177, c.
12].
Приемы воспитания – это элементы педагогической технологии метода,
педагогическая техника реализации метода воспитания.
16 Приемы, направленные на изменения взаимоотношений младшего школьника с
педагогом и окружающими:
ролевая маска;
непрерывная эстафета мнений;
импровизация на свободную тему;
импровизация на заданную тему;
обнажение противоречий;
взаимостимулирование встречными вопросами.
Приемы организации общения:
распределение ролей;
коррекция позиций;
самоотстранение воспитателя;
распределение инициативы;
инструктирование;
мизансцена;
обмен функциями [177, c. 13].
Педагогические средства являются обобщением такого понятия, как
«материальнотехническая база», т.е. система экономических и материальных
факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Средствами
воспитания выступают также и предметы материальной и духовнонравственной
культуры, используемые для решения педагогических задач.
Важным компонентом процесса духовнонравственного воспитания младших
школьников являются формы его организации.
Форма – это организованное взаимодействие учителя и младшего школьника.
Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной
организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Главным здесь является характер взаимодействия учителя и учащегося в ходе
духовнонравственного воспитания. Здесь используют и термины «воспитательное
мероприятие», «организационные формы воспитания».
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм
воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация
форм в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы,
кружковогрупповая и индивидуальная.
При осуществлении задач духовнонравственного воспитания могут
применяться такие формы, как диспуты, круглые столы, акции милосердия, беседы.
Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация
педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
В процессе реализации модели духовнонравственного воспитания младших
школьников необходимо обратить внимание учителей на мнение психолога С.Л.
Рубинштейна: в школьном возрасте ребенок не только познает сущность духовных и
нравственных категорий, но и учится оценивать их в поступках и действиях
окружающих, собственных поступках [161, с. 58].
Осознание учителями начальной школы значимой роли планирования как в
учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного
17 возраста, мотивирует их к изучению трудов таких ученых, как Л.И. Матвеева [131],
Л.А. Регуш [156] и др., которые в своих исследованиях обращаются к проблеме
формирования нравственных мотивов поведения,
оценки и самооценки
нравственного поведения.
Н.В. Архангельский в книге «Нравственное воспитание» пишет: «Существенным
признаком в процессе духовнонравственного воспитания младших школьников
является его концентрическое построение: решение воспитательных задач
начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения
целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся» [19, с. 386].
Развитие духовного и нравственного сознания младшего школьника происходит
через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают со
стороны родителей и учителей, окружающих людей, через переработку этих
воздействий в связи с опытом индивида, его взглядами и ценностными
ориентациями.
В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает
индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к
нему. В связи с этим создаются мотивы поведения, принятия решения в выборе
ребенком собственных духовных ценностей и осуществлении нравственных
поступков. Поэтому учителя начальной школы должны понимать назначение
духовнонравственного воспитания – достигнуть соответствия между требованиями
должного поведения и внутренней готовностью детей к этому.
И.А. Каирова в книге «Нравственное развитие младших школьников в процессе
воспитания» отмечает: «Духовнонравственное воспитание младших школьников и
их просвещение – это значит сообщить им совокупность знаний о духовных и
нравственных принципах и нормах общества, которыми они должны овладеть.
Осознание и переживание духовных и нравственных принципов и норм самими
учителями прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и
способствует формированию духовных и нравственных оценок и поступков» [93, с. 8
– 14].
Важным условием духовнонравственного воспитания является организация
коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее
видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о
других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего и слабого. Такие ситуации
могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть
специально созданы педагогом. Наряду с гуманностью, в содержание духовно
нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры
поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее
поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в
выдержанности, внутренней организованности, готовности подчинять личное
общественным целям, установкам, нормам, принципам, противостоять негативным
тенденциям в современном обществе. «Являясь составной частью нравственности,
пишет Л.А. Григорович, дисциплина основана на личной ответственности и
сознательности, она готовит младшего школьника к социальной деятельности.
Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является
18 способность личности выбирать свою линию поведения в различных
обстоятельствах» [63, c. 105 – 106].
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития,
что находит свое отражение в понятии «культура поведения». Оно включает в себя:
«культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать
выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами
устного и письменного литературного языка);
культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости,
внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними
людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей
обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и
т.д.);
культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену,
выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к предметам и
явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища,
аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)» [63, c. 105106].
Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется
под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся
в обществе, школе и семье.
Результатом духовнонравственного воспитания младшего школьника является
его духовная и нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно
ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности,
общении. О духовнонравственной воспитанности свидетельствует глубина
нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям
совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью духовного
и нравственного сознания младших школьников:
духовнонравственной
образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций
духовного и нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. И.Д.
Лушников подчеркивает, что «нравственная воспитанность – это устойчивость
положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и
общения в условиях здорового детского коллектива. О духовнонравственной
воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способности
осуществлять нравственноволевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения.
Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском
мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим
убеждениям, самому себе» [124, c. 269].
Таким образом, сущностью духовнонравственного воспитания, по нашему
мнению, является активный целенаправленный процесс духовной и нравственной
социализации личности, последовательного расширения и укрепления ценностно
смысловой сферы самой личности и ее окружения, формирование способности
человека, в условиях глобализации противостоять негативным тенденциям в
современном обществе, оценивать и сознательно выстраивать на основе полученных
19 знаний, традиционных норм и духовнонравственных идеалов отношения к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В качестве структурных компонентов духовнонравственного воспитания
младших школьников выступают:
цель духовнонравственного воспитания младших школьников;
задачи духовнонравственного воспитания младших школьников;
принципы духовнонравственного воспитания младших школьников;
содержание (направления) процесса духовнонравственного воспитания
младших школьников;
формы, методы и средства духовнонравственного воспитания.
Содержанием духовнонравственного воспитания, с одной стороны, является
тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и
«взращивается» учителем в процессе педагогического взаимодействия:
опыт переживания духовных состояний;
опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания ценности
духовного мира другого человека;
опыт разрешения нравственных проблем;
опыт духовного общения;
опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в учебе,
искусстве, отношении к окружающим (творчество, общение, взаимопомощь и т.д.).
С другой стороны, ключевой проблемой содержания процесса духовно
нравственного воспитания младших школьников является:
формирование
мировоззренческого,
ценностно–ориентированного,
общечеловеческого сознания;
этическое и моральное, социальное, психологическое, гражданскоправовое,
патриотическое, общественнотрудовое, умственное, эстетическое, семейное,
экологическое и природоохранное,
половое,
толерантное и
демократическое,
гуманистическое,
вариативное воспитание [177].
экономическое,
конкурентоспособное,
физическое,
20
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.