Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2017
В данной работе описывается сам процесс создания модели, основываясь на разработанных моделях известных педагогов-ученых. В работе показана особенность моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников. данная модель является в своем роде уникальной моделью, так как не только предполагает лучшие результаты в воспитательном процессе, а является именно таким.В данном файле описывается уникальный процесс создания модели, основываясь на разработанных моделях известных педагогов-ученых. В работе показана особенность моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников. данная модель является в своем роде уникальной моделью, так как не только предполагает лучшие результаты в воспитательном процессе, а является именно таким.
СафинаР.М.Особенности моделирования духовно.docx
Особенности моделирования духовнонравственного
воспитания младших школьников
Сафина Рямзия Магруфовна
кандидат педагогических наук, педагог высшей категории, педагог
дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества
«Дебют ГО г. Уфа РБ
Конечная цель духовнонравственного воспитания младших школьников –
развитие их духовнонравственного потенциала. Это сформированные у детей
потребности и способности к самовоспитанию, самоопределению, саморазвитию,
самоутверждению и самоконтролю.
К духовнонравственным ценностям, которые уже могут интериоризировать
младшие школьники, относятся:
– самостоятельность – высокий уровень самосознания: духовность и
нравственность, ответственность и честность, самоопределение и самоуважение и
др.;
– гуманность, заключающаяся в милосердии; милосердие, включающее в себя
доброту и способность к состраданию, терпение и доброжелательность, чувство
собственного достоинства и готовность прийти на помощь, стремление к миру и
дружбе и т.д.;
– основы духовности, проявляющиеся в младшем школьном возрасте как поиск
смысла того или иного поступка, потребность в познании и самопознании,
стремление к красоте и т.д.;
– творчество как развитие креативности, включающее в себя потребность в
знаниях, умениях, интуицию, развитый интеллект;
– практичность – трудолюбие, предполагающее потребность в создании
прекрасного, доброго и полезного для людей.
Семья и образовательные учреждения занимают важное место в духовно
нравственном воспитании младших школьников. В результате взаимодействия
образовательных учреждений и семьи дети овладевают элементарными нормами
морали, содержательная сторона которых обусловлена предметными знаниями,
приобретенными детьми в процессе обучения. На основе этих знаний дети могут уже
осуществлять выбор в различных жизненных ситуациях.
Родители, учителя, старшеклассникикураторы и педагоги дополнительного
образования играют ведущую роль в воспитании детей, в подготовке их к взрослой
жизни. Педагог априори является для них примером духовности и нравственности,
образцом преданного отношения к своему труду. А старшеклассники являют собой и
старших товарищей, друзей и образцы для подражания.
Но все же доминирующей в решении проблемы духовнонравственного
воспитания младших школьников выступает семья, которая являясь социальным
институтом воспитания, имеет для этого неограниченные возможности. По сути,
семья – это тот же коллектив, но объединенный, главным образом, родственными
отношениями. Родительские любовь и чувства – это совершенный катализатор,
1 который инициирует развитие личности. Родители – это те уникальные и
незаменимые люди, от которых к детям переходят не только генетические
особенности, но и их привычки, основные черты характера, их отношение друг к
другу и труду, окружающим людям и природе.
Процессуальной целью воспитания в образовательных учреждениях, согласно
последним концепциям, становится совместная деятельность государственных и
общественных организаций, направленная на повышение потенциала семьи и создание
условий для его реализации; укрепление в современном обществе статуса семьи, в
первую очередь отцовства и материнства, как социального института, повышение ее
роли в духовнонравственном воспитании детей.
Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо решить ряд задач:
– утверждение на различных уровнях социума семейных и общечеловеческих
ценностей;
– обеспечение социальнопедагогической и психологопедагогической помощи,
направленной на повышение уровня и качества духовнонравственного воспитания
детей в семье, культуры семейных взаимоотношений;
– предупреждение средствами педагогики асоциального поведения детей и
детской безнадзорности;
– координация совместной деятельности государственных и общественных
организаций, направленной на повышение воспитательного потенциала семьи в
духовнонравственном развитии детей;
– реализация на уровне семьи национальных и религиозных традиций.
В связи с важностью указанных задач предлагаемая нами динамическая
процедура совместной деятельности образовательных учреждений и семьи в
духовнонравственном воспитании детей предполагает:
– на основе традиций отечества, региональных особенностей, достижений
передового опыта и современной науки и в соответствии с Концепцией семейного
воспитания в системе образования РФ требуется обновление содержания программ
совместной деятельности образовательных учреждений и семьи;
– в работе с родителями использование положительных примеров семей,
освещение на родительских собраниях позитивного опыта воспитания;
– расширение совместной деятельности образовательных учреждений и органов
управления образованием с традиционными религиозными конфессиями и
общественными организациями в духовнонравственном воспитании детей;
– совершенствование подготовки учителей и педагогов дополнительного
образования к работе с родителями по духовнонравственному воспитанию детей;
– внедрение традиций народной педагогики в семейное воспитание;
– оказание помощи родителям в организации духовнонравственного образа
жизни и духовнонравственного воспитания детей в семье, в своевременной
профилактике и диагностике наркомании, и своевременном предупреждении
негативных проявлений у детей посредством родительского факультатива по
авторским программам «Духовнонравственное воспитание детей в семье», «Этика и
психология семейного воспитания», «Основы семейного воспитания»;
– анализ проделанной и планирование дальнейшей совместной работы.
2 Одним из основным в духовнонравственном воспитании младших школьников
в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи является
определение воспитательного потенциала семьи. Этот потенциал измеряется
материальной и жилищнобытовой обеспеченностью семьи, культурным и
образовательным уровнем родителей, существующим в ней моральным и
психологическим климатом, доверием детей к родителям и их авторитетом,
единством требований в семье [141].
Разрабатываемая нами модель предполагает серьезную работу с родителями и
включает:
– знакомство педагога с ними;
– оценку их представлений о духовнонравственном воспитании детей в семье
и выявление их воспитательного потенциала через анкетирование и опрос;
– составление плана работы с родителями (консультаций, бесед, родительских
факультативов);
– планирование совместной деятельности педагогического коллектива,
старшеклассниковкураторов и родителей по духовнонравственному воспитанию
младших школьников (занятий, внеурочных мероприятий и т.д.);
– промежуточный анализ полученных результатов, планирование дальнейшей
совместной деятельности и подведение итогов.
семья
В
рамках
отношений
родоплеменных
являлась
главным сосредоточием народной педагогики [2, 10, 21, 26, 28, 31, 32, 48, 50, 52, 80,
81, 115, 116, 120, 160, 221]. Народная педагогика – это совокупность знаний и
навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях народов, их
этическом и художественном творчестве, национальноспецифических устойчивых
формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с
другом. Народная педагогика, являясь важнейшим средством обеспечения единства
и преемственности поколений, целостности этноса, занимает главную роль в
формировании у детей духовнонравственных ценностей. Выделим главные условия
формирования духовнонравственных ценностей у ребенка, которые необходимо
создать в семье:
–любовь и взаимопонимание. Человек, лишенный высших чувств, не в
состоянии любить и уважать близких себе людей, своих сограждан, свою Родину и
совершать добро во имя их. Самое сильное влияние на детскую психику оказывает
именно атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и забота членов
семьи друг о друге; она дает уникальную возможность для проявления своих чувств,
формирования и реализации своих духовнонравственных потребностей. П. Лесгафт
утверждает, что слепая и неразумная любовь забивает ребенка хуже, чем розги, делая
его безнравственным потребителем;
– искренность и честность. Родители должны быть всегда честны со своими
детьми, которые подмечают всякую ложь, всякую симуляцию со стороны взрослых с
чрезвычайной остротой и быстротой. Если родители считают, что ребенок не должен
знать чтото, то, чем выдумывать вздор или запутываться еще больше, или чем лгать
и обманывать, а потом быть изобличенным детской проницательностью, всегда лучше
честно и прямо отказать в ответе или провести определенную границу в
3 осведомлении. И не нужно говорить, что это ему пока рано знать или что это он все
равно не поймет. Подобные ответы плохо отражаются на психике ребенка. Лучше
подчеркнуть, что мы не можем сказать ребенку о чемто и что у каждого есть
секреты, а выпытывать чужие секреты некрасиво. Этим не нарушается прямота и
искренность и дается конкретный урок деликатности и т.д.;
– ясность и разъяснение в общении. В.А. Сухомлинский в своих трудах писал,
что слово должно быть направлено на конкретного человека и оно должно иметь свое
содержание, глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало и
оставляло след в мыслях и душе ребенка, необходимо научить его вникать в смысл
слов. Воспитатель своевременно должен перейти от фактов, событий и явлений к
раскрытию истины и принципов поведения. Детям свойственно рассуждать, но
родители часто пресекают их рассуждения, делая акцент на их незрелости, объясняя
это тем, что они еще малы и что им пока рано высказывать свое мнение. Но именно в
ходе таких рассуждений дети постигают сути духовности и нравственности [212];
– исключение упреков. В семейном воспитании ошибкой родителей являются
упреки в адрес детей. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо
учится; другие упрекают, указывая на его возраст и физическую силу. Еще хуже,
когда упрекают, ставя в пример другого ребенка, сравнивая с ним, что является
категорически запрещенным приемом. Только те родители поступают правильно,
которые подбадривают своего ребенка, вселяя в него веру в успех. Такие родители,
если даже сравнивают своего ребенка, то сравнивают его только с самим собой,
говоря, например, «У тебя вчера хорошо получалось, а сегодня ты не стараешься»
или «Помнишь, буквально недавно у тебя не получалось, а сегодня, посмотри, как
красиво ты сделал, молодец». Упреки вызывают у ребенка неверие в себя, этим
расслабляют его волю и парализуют его душу, мешая принимать самостоятельные
решения в преодолении какихлибо трудностей;
– мудрое наказание. В качестве крайней меры воздействия на ребенка В.А.
Сухомлинский предлагает наказание, говоря, что наказание имеет воспитательную
силу, когда оно убеждает и заставляет ребенка задуматься над собственным
поведением, над своим отношением к людям и, что наказание ни в коем случае не
должно оскорблять достоинство ребенка, выражать неверие в него [210];
– мудрое порицание. Воспитывающая сила порицания зависит от тактичности и
моральных качеств педагога. Ему необходимо суметь дать справедливую, может
быть, резкую оценку действиям ребенка, не оскорбляя его. Искусство порицания
заключается в мудром сочетании строгости и доброты, чтобы ребенок почувствовал
не только строгость, но и заботу о себе;
– запрещение. В.А. Сухомлинский еще одним эффективным методом
воспитания считает запрещение. Оно предупреждает большинство недостатков в
поведении детей, учит их разумно относиться к своим желаниям. У детей обычно
много желаний, но все невозможно и не нужно удовлетворять. Если взрослые
стремятся удовлетворять любое желание своего ребенка, из него вырастает
капризное существо, раб своих прихотей и тиран близких. Нужно с детства их учить
управлять своими желаниями и правильно принимать понятия «можно», «надо»,
«нельзя». И каждый из них должен сопровождаться ответом на прогнозируемый
4 вопрос «Почему?»: «Почему можно?», «Почему надо?» «Почему нельзя?». Ответы
должны прозвучать до вопроса «Почему?»: «Потому что…» и т.д. [там же];
– совместные переживания и чувства. Необходимо в детях вызывать
переживания и чувства, создавая при этом соответствующую ситуацию или используя
привычную для них обстановку;
– имитация. Важным способом овладения знаниями и опытом для ребенка
является имитация. Инстинкт имитации заставляет его совершать попытки
воспроизвести все действия и поступки взрослых. Как говорится, воспроизвел –
значит, освоил. К семи годам у ребенка вырабатываются собственные духовно
нравственные ценности, и он вполне может оценивать поступки окружающих его
людей. В связи с этим взрослым необходимо строго контролировать свои действия,
чтобы не послужить для ребенка отрицательным примером. Регулярный труд в
присутствии ребенка или вместе с ним побуждает его имитировать этот труд в игре,
далее ребенок и сам как помощник включится в процесс труда, а потом уже и как
самостоятельный исполнитель.
Необходимо исключить из жизни ребенка лишние раздражители: роскошь,
нищету, чрезмерное лакомство, беспорядочную еду, табак, алкоголь.
По итогам анкетирования родителей с целью выявления их отношения к
формированию духовнонравственных ценностей у младших школьников
обнаружилась положительная тенденция, которая показывает, что они:
– овладевают информацией о духовнонравственных ценностях;
– развивают свою способность работать с различной литературой;
– развивают свое умение вести дискуссию с ребенком и слушать друг друга.
Совместная деятельность семьи и образовательных учреждений объединяет
детей со своими родителями в развитии духовнонравственного мышления,
актуализирует их ценностные ориентации.
Образовательные учреждения после семьи являются основным социальным
институтом, которые обеспечивают воспитательный процесс. Духовнонравственное
воспитание является важной частью образования, и эффективность его зависит от
решения следующих задач:
–
выявить возможности образовательных учреждений и на их
основе планировать и систематизировать духовнонравственного воспитания детей;
– реализовать возможности образовательного процесса за счет выявления и
систематизации воспитательного потенциала изучаемых учебных дисциплин;
– рационально использовать свободное время детей, включая выходные дни и
каникулы, для удовлетворения их физических, духовнонравственных и социальных
потребностей, разностороннего развития личности по интересам;
вовлечь старшеклассников в образовательных учреждениях в
самоуправленческую деятельность с целью развития у них организаторских
способностей, чувства ответственности и правового самосознания;
–
– совершенствовать содержание духовнонравственного воспитания на основе
внедрения регионального компонента.
Важным в совместной деятельности образовательных учреждений и семьи
является работа с учителями и педагогами дополнительного образования.
5 На первом этапе эксперимента мы провели занятия с учителями и педагогами
дополнительного образования, на которых:
– ознакомили их с актуальностью темы, гипотезой, с планируемым ходом
эксперимента и необходимостью фиксации наблюдаемых результатов;
– раскрыли план проведения нами констатирующего эксперимента;
– охарактеризовали подготовительные документы исследования, методические
рекомендации по использованию народных традиций в духовнонравственном
воспитании младших школьников;
– ознакомили с программой духовнонравственного воспитания младших
школьников и программами совместных мероприятий образовательных учреждений и
семьи, определяющих воспитательную работу в экспериментальных классах и
служащих средством фиксации степени выполнения рекомендаций, вытекающих из
общей гипотезы исследования;
– подготовили специальные анкеты, предназначенные для проведения
диагностики уровня духовнонравственной воспитанности детей;
– определили программу наблюдения за детьми и их изучения;
– охарактеризовали методику духовнонравственного воспитания;
– обозначили ожидаемые результаты духовнонравственного воспитания детей.
Занимавшиеся над проблемой подготовки будущих учителей и педагогов
дополнительного образования педагогиисследователи [58, 82, 149, 156, 168, 175,
200, 219, 236, 243] считают, что они должны быть ориентированы на решение
следующих задач:
– осмыслить пути максимизирования положительного и свести к минимуму
отрицательного влияния семьи на воспитание младшего школьника;
– согласовать с родителями цели, задачи, а также методы и пути духовно
нравственного воспитания ребенка средствами семейного воздействия.
Также важным является работа со старшеклассникамикураторами, которая
предусматривает:
– ознакомление их с понятием «духовнонравственное воспитание», с
требованиями ФГОС НОО, возрастными особенностями младших школьников, с
важностью выполнения данной миссии;
– создание ученического совета, состоящего из председателя и членов,
которые, по желанию должны взять на себя кураторство над группой младших
школьников по интересам (5 человек на одного старшеклассника).
Для духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи мы изучали детей в
естественных условиях учебновоспитательного процесса, досуговой деятельности (в
школе, семье, социальном окружении), определяя при этом, как у детей
складываются отношения с учителями, старшеклассникамикураторами, педагогами
дополнительного образования, родителями, друзьями, другими окружающими
людьми. Это позволит обеспечить объективность результатов изучения.
Успех в духовнонравственном воспитании младших школьников во многом
зависит от правильной оценки его результатов. Прежде чем ставить реальные
воспитательные задачи, надо хорошо знать, что детьми достигнуто. Ребенок
6 приходит в школу, уже имея какойлибо духовнонравственный багаж, накопленный
за 6 – 7 лет жизни. Игнорируя этот багаж, трудно добиться повышения
эффективности воспитания.
А.С. Макаренко утверждал, что знание воспитанника должно прийти к
воспитателю не в процессе безразличного изучения, а только в процессе совместной
работы и самой активной помощи ему. Педагогу надо руководствоваться правилом:
изучая – воспитывать, воспитывая – изучать [129, с. 259].
Изучение следует проводить планомерно и систематически, нужно
использовать все возможности общения с детьми для изучения наиболее типичных их
черт, а не единичных и случайных проявлений: недопустимо давление на детей.
В процессе изучения необходимо не только фиксировать, но и анализировать
выявляемые качества ребенка и его индивидуальные особенности, стремиться
понять, какие из них определяют направленность личности, общую линию морального
формирования, т.е. необходимо осмысливать основную тенденцию его развития. А
это значит, что ребенка необходимо изучать целостно [211, с. 112].
По мнению З.Г. Нигматова, педагогу необходимо хорошо представлять
программу изучения индивидуальных особенностей духовнонравственного
воспитания учащихся. Важнейшими элементами этой программы являются:
– изучение общих данных о ребенке (возраст, состояние здоровья и другие
анкетные данные);
– ознакомление с условиями семейного и общественного воспитания детей
(влияние на него родителей и других членов семьи, его участие в домашнем труде,
общая атмосфера в семье по отношению к учебе, образовательным учреждениям,
педагогам, внешкольные дружеские связи ученика, сфера его общения, занятия во
внешкольных культурнопросветительских и спортивных учреждениях);
–
направленность личности младшего школьника
(преобладание
гуманистических или эгоистических интересов, отношение к делам и заботам
коллектива сверстников, стремление к укреплению чести и достоинства коллектива
или же безразличное отношение к его делам, единство слова и дела);
– уровень притязаний и самооценки младшего школьника в вопросах учебной
деятельности, в труде и культурномассовой работе (самооценка своих способностей
и возможностей в различных видах деятельности, мера требовательности к себе,
отношение к критическим замечаниям товарищей, работа по самовоспитанию,
самообразованию, читательские интересы);
– темперамент и характер ребенка (соотношение возбудимости и торможения,
настойчивость в достижении поставленных целей, степень активности в
практической деятельности, замкнутость или общительность);
– уровень духовнонравственной воспитанности (широта и глубина моральных
знаний, духовнонравственных взглядов и убеждений, проявления чувства стыда,
совести, чести, собственного достоинства, скромности, степень развитости духовно
нравственных умений, привычек, гуманных поступков);
– доминирующие положительные стороны и недостатки в моральном развитии
ребенка и прогнозирование путей дальнейшей воспитательной работы по его
7 духовнонравственному,
интеллектуальному, творческому совершенствованию [141, с. 69].
эстетическому,
трудовому,
физическому,
В настоящее время активизировались поиски научно обоснованных
рекомендаций по изучению воспитанности детей. Хотя ученые выдвигают различные
подходы к определению критериев, показателей воспитанности детей, все они
единодушно признают необходимость и важность изучения индивидуальных
особенностей, определения уровней воспитанности и свойств личности ребенка,
учета результатов воспитания [4, 14, 38, 91, 125, 134].
При изучении состояния развития духовнонравственных ценностей младших
школьников нами решались следующие задачи:
– выявить содержание детских представлений и понятий о национальных
традициях и гуманных взаимоотношениях людей (отзывчивость, доброжелательность,
сочувствие, уважение к старшим, забота о младших и слабых, чуткость,
взаимопомощь, уважение человеческого достоинства);
– определить отношение детей к духовнонравственным и безнравственным
проявлениям в поведении людей;
– определить уровни развития духовнонравственных отношений детей с целью
учета в дальнейшей воспитательной работе.
Нами заранее были выделены три уровня развития духовнонравственных
ценностей (высокий, средний, низкий), чтобы после целенаправленного изучения
младших школьников распределить их в соответствующие этим уровням группы.
К высокому уровню развития духовнонравственных ценностей относятся дети
с осознанными и сопереживаемыми отношениями к окружающим его людям. Их
систематические положительные поступки являются нормой поведения, внутренней
духовнонравственной потребностью. Они знают и помнят народные традиции
духовнонравственных отношений и выполняют их, не задумываясь. Они
непримиримы к проявлениям зла, безнравственным поступкам, доброжелательны и
чутки к окружающим их людям, выбирают верные пути решения духовно
нравственных проблем. Данному уровню свойственны устойчивый положительный
опыт поведения, проявление активной и здоровой жизненной позиции.
Средний уровень развития духовнонравственных ценностей отличается
непоследовательным проявлением отношений детей к своим близким и другим
родственникам, друзьям, знакомым и чужим людям. Они могут быть грубыми, не
всегда проявляют отзывчивость, заботу. Младшие школьники не могут
противостоять злу, хотя знают народные традиции духовнонравственных отношений
к человеку.
Низкий уровень развития духовнонравственных ценностей характеризуется
избирательностью в отношениях. Дети вежливы только с близкими, но эта
вежливость чаще всего обманная и проявляется в эгоистических целях. Они хорошо
относятся только к тем, кому симпатизируют. Они не могут связать знания с
практикой, они непоследовательны в поступках, уклоняются от общественно
полезной деятельности и не способны противостоять проявлениям зла по отношению
к другим людям и окружающей среде. Сами совершают поступки, связанные с
нанесением вреда окружающим людям и природе. Традиции духовнонравственных
8 отношений выполняют избирательно.
Такие дети характеризуются слабым
проявлением положительного поведения, регулируемого в основном требованиями
старших или другими внешними стимулами, наблюдаются поведенческие срывы.
В разрабатываемую нами модель духовнонравственного воспитания младших
школьников мы запланировали включить:
– изучение особенностей поведения обучающихся в различных ситуациях;
– выявление причин, обусловивших данный уровень духовнонравственной
активности;
– составление характеристики на каждого ребенка и класса в целом;
– постановку конкретных задач и пути их решения.
Для углубленного изучения сформированности у обучающихся представлений
о духовнонравственных ценностях и ориентирах в начале эксперимента была
разработана анкета, в которой мы просили респондентов ответить на следующие
вопросы:
1. Какой он – воспитанный человек? На кого хотели бы быть похожими?
2. Каких ценностей Вам не хватает, чтобы быть воспитанным человеком?
3. Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы все были счастливы?
Анализ ответов показал, что на вопрос «На кого хотели бы быть похожими?»
дети ответили: «Ни на кого» – 21 %; 12 % – «На себя». 54 % детей в качестве идеала
назвали Шварценегера, Жана Клода ВанДама, Кларка Кента из сериала «Тайны
Смолвиля», Дина и Сэма из «Сверхестественное», и «Человекпаук».
Как показали наши исследования, среди идеалов не назван ни один из
педагогов, политиков, ученых, известных людей города, родителей, а только герои
фильмов. Не названо ни одного идеала среди российских актеровгероев. При ответе
на вопрос «Какой он – воспитанный человек?» мы получили следующие результаты:
воспитанных людей нет – 53 %; 47 % видят идеального человека как щедрого,
веселого, живущего ради себя и других, который ни с кем не сорится. Это – пример
для подражания во всем, он знает смысл жизни, любит и любим.
На вопрос «Каких ценностей вам не хватает, чтобы стать воспитанным?» 74 %
– доброты, милосердия; 52 % респондентов ответили, что не хватает уверенности в
себе; 41 % – трудолюбия, смелости, решительности; 33 % – твердости духа; 32 % –
силы воли; 18 % – мягкости, открытости.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у детей недостаточно
сформированы духовнонравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.
На вопрос «Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы все были
счастливы?» 35 % детей ответили так: «Иметь возможность честно зарабатывать
деньги»; 22 % – создать условия для моего развития; 11 % – усилить борьбу с
преступностью; 9 % – сделать доступными учреждения досуга; 7 % – создать детские
организации; 7 % – обеспечить защиту всем детям.
В ходе проведения исследования нами также было выявлено следующее: 21 %
младших школьников не верят в какойлибо идеал, мало интересуются жизнью
страны; занимают пассивную позицию. В то же время они понимают, что для того
чтобы стать лучше, им не хватает доброты и милосердия.
9 Как показал опрос, по мнению некоторых детей, неважно иметь такие
ценности, как доброта, чуткость, гуманность, совесть, долг. В связи с этим
результаты констатирующего эксперимента показали высокую значимость проблемы
духовнонравственного воспитания младших школьников.
Цель такого воспитания – создание благотворных условий для формирования
духовнонравственных ценностей у младших школьников при обязательном учете
традиционного и инновационного опыта воспитания детей.
Исходя из поставленной цели, при разработке модели духовнонравственного
воспитания младших школьников мы особое внимание уделяли совершенствованию
содержания воспитательного процесса и, соответственно определили такие задачи:
– воспитание и развитие готовности детей следовать нормам уважительного
отношения к людям, старшему поколению; чувства ответственности за свою жизнь
перед родителями, обществом, будущими поколениями;
– развитие духовнонравственного содержания личности на основе
целенаправленного применения в практике воспитания традиций этнопедагогики;
– воспитание у детей художественноэстетической восприимчивости к
духовнонравственным ценностям национальной культуры народов России;
– воспитание чувства гордости за историю и достижения своей страны,
патриотизма и привязанности к ней;
– формирование у обучающихся гуманистического мировоззрения, активной
гражданской позиции и желания вносить посильный вклад в развитие страны;
– воспитание младших школьников на основе приобщения к занятиям
физической культурой, к национальным видам спорта, к здоровому образу жизни,
формирование у них чувства гордости за спортсменов страны;
– развитие у младших школьников ответственности в овладении культурными
формами общения между собой, бережного отношения к своему родному языку,
умением общаться на уровне высоких этикетных норм.
Средствами реализации выше перечисленных задач являются:
– проведение методических семинаров по проблеме духовнонравственного
воспитания детей для учителей школы и педагогов дополнительного образования и
отдельно для старшеклассниковкураторов;
– включение в профессиональное совершенствование учителей и педагогов
дополнительного образования изучение предметов «Основы духовнонравственногго
воспитания» и «Этнопедагогика» и активизация ими в учебной и во внеучебной
деятельности компонентов духовнонравственного воспитания младших школьников;
– организация среди обучающихся с помощью старшеклассниковкураторов
исследовательской деятельности по изучению духовнонравственных ценностей,
традиций и обычаев народов России;
– под руководством старшеклассниковкураторов организация различных
выставок, праздников и конкурсов, посвященных духовнонравственному наследию
народов России;
– проведение учителями, старшеклассникамикураторами, педагогами
дополнительного образования и родителями различных мероприятий,
10 воспитывающих в детях любовь к родному языку, уважение к статусу
государственных языков как источнику повышения духовнонравственной культуры;
– активизация работы по формированию здорового образа жизни детей,
проведение комплекса мероприятий,
подготовленных старшеклассниками
кураторами, по пропаганде здоровой пищи (кулинарные состязания, доклады о
пользе и вреде отдельных продуктов);
подготовленные
старшеклассниками по борьбе с алкоголизмом, табакокурением и наркоманией;
физической культуры и спорта (спортивнооздоровительные состязания, встречи с
мастерами спорта и тренерами, игры «Сабантуй», беседы о достижениях страны в
развитии физической культуры и спорта).
семинары,
Создание условий для реализации намеченных задач предполагает:
– обеспечение высокого уровня влияния всех возможных социально
культурных ценностей, присущих конкретной местности; координация данных
влияний на базе образовательных учреждений;
– на основе обогащения содержания воспитания, его методов и приемов
элементами национальной культуры, средствами этнопедагогики усиление функций
духовнонравственного воспитания в образовательных учреждениях;
– повышение профессионализма учителей и педагогов дополнительного
образования в области духовнонравственного воспитания младших школьников и
улучшение результатов их педагогической деятельности в этом направлении
посредством разработанных автором программ и рекомендаций;
– повышение ответственности родителей и контроль по использованию в семье
средств массовой информации с целью предотвращения безнравственных
последствий представляемой ими идеологической продукции;
– разработка программ, методических пособий и рекомендаций для родителей
по проблеме духовнонравственного воспитания детей.
Современные образовательные учреждения должны быть гуманистическими
[57, 59, 60, 65, 71, 83, 85, 115, 132, 137, 204]. Развитие духовнонравственных
ценностей мы рассматриваем как важнейший элемент в создании такого учреждения,
а за состояние этого уникального феномена несут ответственность именно учителя и
педагоги дополнительного образования. Главное условие, которое обеспечивает
эффективность технологии духовнонравственного воспитания младших школьников
в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи, – это личность
учителя и педагога дополнительного образования, как воспитателей. Решение любых
воспитательных задач под силу только учителю (педагогу)гуманисту.
Создаваемая нами модель духовнонравственного воспитания младших
школьников позволит учителям и педагогам дополнительного образования более
эффективно использовать свой педагогический потенциал и ощутимо повысить
продуктивность своего труда. Духовнонравственное воспитание в гуманистической
школе требует от педагогов высокой культуры и деликатности, умения найти
гармонию между общественной сущностью и индивидуальных личностей.
Основными направлениями деятельности учителей и педагогов
дополнительного образования в духовнонравственном воспитании детей является
создание в учебной группе такой педагогической атмосферы, которая
11 способствовала бы духовнонравственному воспитанию младших школьников. Она
предполагает:
– всестороннее изучение младших школьников, их интересов и потребностей,
индивидуальных, психологических и возрастных особенностей;
– усиление гуманистической направленности учебных дисциплин с
компонентами духовнонравственного воспитания, способствующих пониманию
младшими школьниками собственного «я», мотивы своего выбора и поступков;
– определение региональных особенностей и специфики образовательных
учреждений, содержания духовнонравственного воспитания и педагогических
технологий;
– ориентация детей на такие общечеловеческие ценности, как Человек, Семья,
Отечество, Культура, Мир, Земля, Знания, Труд [101];
– создание условий для сотрудничества школы, учреждений дополнительного
образования и семьи в духовнонравственном воспитании детей.
Основу взаимодействия учителей и педагогов дополнительного образования с
младшими школьниками составляют:
– обновление планов педагогической деятельности на основе достижений
психологопедагогической науки, инновационного опыта духовнонравственного
воспитания, национальных особенностей в системе образования РФ;
– продуктивное использование в духовнонравственном становлении младших
школьников современных педагогических технологий, способствующих личностному
и духовнонравственному росту детей;
– систематизация подготовки, переподготовки и повышения квалификации
учителей и педагогов дополнительного образования по проблеме духовно
нравственного воспитания младших школьников;
– совершенствование и активное развитие системы научнометодического
обеспечения педагогической деятельности учителя (педагога)гуманиста в
образовательном и социокультурном пространстве страны.
Условия эффективного взаимодействия учителей,
старшеклассников
кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей в духовно
нравственном воспитании младших школьников таковы:
– всестороннее изучение личностных и психологических возможностей
младших школьников, интересов и духовнонравственных потребностей семьи;
– совершенствование содержания воспитания, которые способствуют духовно
нравственному становлению личности на основе ценностей отечественной культуры;
– реализация задач духовнонравственного воспитания младших школьников в
учебном процессе, развитие духовнонравственных ценностей личности в научной,
исследовательской и культурологической деятельности;
– наличие педагогического коллектива, отличающегося профессиональной
мобильностью и высокими духовнонравственными ценностями.
Для решения поставленной проблемы учителю и педагогу дополнительного
образования требуется не только знание учебных предметов и методики их
преподавания, но и умение направлять свою учебную деятельность на духовно
12 нравственное воспитание младших школьников. В этом и заключается специфика
решения проблемы духовнонравственного воспитания.
К профессиональным функциям учителя относится организация
сотрудничества с педагогами дополнительного образования, старшеклассниками
кураторами и родителями. Эта функция расширяет круг его действий и
возможностей, составляя специфическую сферу образования. В систему отношений
«учитель (педагог)–старшеклассник–ученик–родители» педагоги вовлекаются
объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического
процесса. Такие отношения являются значимым педагогическим фактором,
положительно влияющим на ребенка.
Анализ научной литературы и наблюдения позволили нам сформулировать
критерии духовнонравственной воспитанности детей. В ряде источников о понятии
«критерий» от греческого kriterion говорится как о «признаке», служащем основой
для оценки.
Мы соглашаемся с М.М. Поташником, который утверждает, что критерии
должны выдвигаться до начала управления, так как по ним оцениваются результаты.
На основе выдвинутых критериев производится сравнительная оценка возможных
технологий управления и оптимального выбора. Число критериев и их содержание
зависит от объекта управления. Они должны ориентировать деятельность педагогов
на реализацию поставленных задач, минимизацию ошибок, максимальное
использование возможных резервов. Критерии должны служить важнейшим
показателем достижения поставленных в эксперименте целей [165, с. 58]. Они
определяются на основе изучения проблемы в педагогической теории, анализа и
обобщения имеющегося опыта работы педагоговпрактиков.
Таблица 2
Критерии и показатели духовнонравственной воспитанности
Критерии
Показатели
Духовнонравственные
чувства
Эмоциональный
критерий.
Эмпатия,
сопереживание,
сочувствие,
сострадание,
милосердие.
Положительные
эмоции,
справедливость,
патриотизм, любовь,
свобода, чувство
собственного
достоинства.
Готовность проявлять
духовнонравственные
чувства, стабильность
их выражения,
самооценка духовно
младших школьников
Духовнонравственное
сознание
Интеллектуальный
критерий.
Осведомленность детей в
области духовных и
нравственных понятий,
духовнонравственных
ценностей общества, норм
духовнонравственного
поведения, знание
сущности категорий
духовности и
нравственности.
Духовнонравственное
поведение
Мотивационный критерий.
Сформированность
привычек духовно
нравственного поведения
детей, реализация
духовнонравственных
ценностей в ситуации
свободного выбора,
духовнонравственные
мотивы и потребности.
Доброта, патриотизм,
трудолюбие,
гостеприимство,
сострадание, забота о
младших, дружелюбие,
13
Осознание целей,
жизненных смыслов как
собственных, так и
коллективных,
необходимость нравственной
воспитанности.
почитание старших,
уважение к себе и к
окружающим,
бережливость.
следования духовно
нравственным нормам и
ценностям общества.
В таблице 2 представлены критерии и показатели духовнонравственной
позволяющие определить духовно
младших школьников,
воспитанности
нравственные ценности детей.
Прокомментируем обозначенные нами критерии.
1. Эмоциональный критерий (духовнонравственные чувства) позволяет
оценить осознанность отношения личности к тому или иному виду деятельности.
Как известно, чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к
явлениям действительности, которые отражают значение данных явлений в связи с
его потребностями и мотивами, неразрывно связаны со знаниями личности и
проявляются в его деятельности [132, с. 326].
Показатели критерия – ведущие цели, намерения и мотивы поступков детей,
умение сопереживать, сочувствовать окружающим, проявление милосердия и
сострадания. Переживание, сопереживание – необходимый компонент духовно
нравственной воспитанности младших школьников.
Действенность, единство этих знаний и переживаний, степень выраженности
этих чувств и практическое их проявление в деятельности служат яркими
показателями духовнонравственной воспитанности детей [там же, с. 57].
2. Интеллектуальный критерий (духовнонравственное сознание) отражает
всестороннюю, культурную, эстетическую, этическую и информированную личность.
Его показателями являются:
знание сущности духовнонравственной ценности, осведомленность детей в
области духовнонравственных понятий;
– умение детей давать оценку явлениям и фактам общественной жизни;
– готовность и способность отстаивать духовнонравственные взгляды и
убеждения в конкретных жизненных ситуациях, духовнонравственные ценности
общества, нормы духовнонравственного поведения.
3. Мотивационный критерий (духовнонравственное поведение) показывает
характер общения и совершаемых поступков личности, выраженных в отношениях,
соблюдении норм и правил поведения.
Мотивацией является динамический процесс психологического и
физиологического управления поведением младших школьников, определяющий его
организованность, направленность, устойчивость и активность [там же, с. 37].
Его показатели:
– положительное влияние обучающихся на окружающих;
– сформированность привычек духовнонравственного поведения;
– соответствие поведения младших школьников приобретенным знаниям;
– социально обусловленные отношения детей к материальным и духовным
ценностям, окружающей действительности;
– содействие самих детей сплочению коллектива;
– реализация духовнонравственных ценностей в ситуациях свободного выбора.
14 По мнению А.В. Зосимовского, критерий – это признак, на основе которого
производится оценка какоголибо явления или события. [91, с. 25].
Изучая воспитанность детей, И.С. Марьенко в качестве социальных
показателей воспитанности выделяет такие качества, как доброта, патриотизм,
коллективизм, дружелюбие, гостеприимство, сострадание, трудолюбие, честность,
бережливость, почитание старших, забота о младших, уважение к себе [130, c. 59].
И.С. Марьенко и И.Ф. Харламов общим показателем духовнонравственной
воспитанности считают соотношение мотивов поведения, характера поступков
личности, норм, правил гуманистической морали. Значит, изучая индивидуальные
особенности и поступки детей, необходимо сопоставлять их с духовно
нравственными принципами, нормами и правилами поведения [там же, с. 76].
В процессе такого сопоставления основными показателями духовно
нравственной воспитанности младших школьников выступают:
– знание, осмысление норм и правил поведения, характеризующих духовно
нравственное сознание личности;
– степень сформированности и развитости духовнонравственных умений,
навыков и привычек поведения;
–
характер духовнонравственных чувств в сложных ситуациях,
принципиальность и проявление воли в борьбе за отстаивание принципов и
требований гуманистической морали;
– мера требовательного отношения к себе и другим людям, характер духовно
нравственного поведения в коллективе и с самим собой;
– наличие гуманистических черт в характере и поведении личности, степень
уважительного и доброжелательного отношения ко всем, достоинство и честь.
Для объективного выявления уровня духовнонравственной воспитанности
детей учителю и педагогу дополнительного образования необходимо знать, чем
характеризуется идеально воспитанный ребенок.
Если сопоставить реальное поведение с идеальным, то можно увидеть
продвижение ребенка в нравственном развитии [227, с. 176].
Современные педагоги активно работают над проблемой формирования
духовнонравственных потребностей младших школьников, ядром которой является
планирование воспитательной работы. Ключевой фигурой в педагогической
деятельности остается педагог как человек, постоянно напрямую контактирующий с
ребенком и с его родителями. Поэтому задача образовательных учреждений состоит
в духовном единении всего педагогического коллектива школы, педагогов
дополнительного образования, старшеклассниковкураторов, родителей и в
распределении ролей между ними.
Планирование работы во внеурочной деятельности по интересам развивает
творческий духовнонравственный потенциал личности посредством создания
культурного пространства,
где осуществляется сотрудничество младших
школьников как со своими товарищами, так и с учителями, педагогами
дополнительного образования, старшеклассникамикураторами, исследователями,
деятелями культуры, психологами, родителями. Дети могут свободно выбирать вид
внеурочной деятельности: это может быть творческое объединение, клуб, конкурс,
15 конференция, проект, круглый стол, организуемых в образовательных учреждениях,
в редакциях газет, историкохудожественном музее и др.
Ученическое самоуправление и соуправление предполагают целенаправленное
формирование духовнонравственных ценностей. Здесь самоуправление включает
деятельность ученического совета школы по разным направлениям, например,
совместная с детьми организация школьных мероприятий, совместная учебно
исследовательская и культурнохудожественная работа, кураторство над младшими
школьниками, деятельность зеленого патруля, помощь завучу по воспитательной
работе. Создание демократических детских сообществ является важным условием
для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Важной задачей является пробуждение младших школьников стремлению к
активному взаимодействию с духовнонравственной культурой своего народа. Здесь
педагогический коллектив должен помочь детям в сохранении и творческом
изменении своего «я», изучении вместе с ребенком социальных норм, обеспечении
профилактики асоциального и антисоциального поведения. Воспитательный процесс
в образовательных учреждениях должен строиться таким образом, чтобы в нем
предусматривались ситуации,
в которых обучающийся ставится перед
необходимостью самостоятельного духовнонравственного выбора. Воспитывающие
ситуации не должны выглядеть как обучающие или контролирующие, в противном
случае их воспитательное воздействие может быть сведено к нулю.
В процессе формирования личности младших школьников главным становится
вопрос развития духовнонравственных ценностей, составляющих основу поведения.
Дети данного возраста узнают о духовнонравственных ценностях и учатся оценивать
их в своих поступках и в поступках окружающих людей.
Для развития в ребенке духовнонравственных ценностей необходимо знать, их
составляющие. Духовнонравственные ценности начинаются с духовнонравственных
чувств, т.е. со способности человека понять чувства или внутренние переживания
другого – с отзывчивости, которая является целым спектром чувств, направленных
на другого человека: сострадания, сопереживания, сочувствия. Воспитывать
отзывчивость в ребенке следует до того, как у него сложатся представления о добре,
зле, долге и др.
Другой важнейший элемент духовнонравственных ценностей – духовно
нравственное сознание, т.е. духовнонравственная установка, проявляющаяся в
любви к людям и природе; далее она перерастает в любовь к Родине, своему народу,
своей культуре и традициям, своему языку. Духовнонравственную установку нужно
формировать постоянно: словом и разъяснением, примером и делом, используя силу
искусства общения, живой мир природы родного края.
Третьим элементом духовнонравственных ценностей является духовно
нравственное поведение, т.е. способность к добрым делам и непримиримость ко всем
проявлениям зла, следование правилам «Поступи с людьми так, как хотел бы, чтобы
поступили с тобой» (Изречение Пророка) или «Не вреди никому, а приноси
максимум пользы». Доброта успешно закладывается в детях благодаря примерам
взрослых, его семейного окружения, отсюда важно, чтобы у последних не
расходились слова с делами. Ничто не приносит столько вреда в воспитании ребенка,
16 как расхождение дел взрослых с их словами: это ведет к разочарованию, недоверию,
насмешкам, цинизму со стороны детей.
Знание элементов духовнонравственных ценностей поможет субъектам
духовнонравственного воспитания формировать в младших школьниках доброту и
дружелюбие к людям, желание приносить благо своему обществу. Духовно
нравственные потребности человека связаны с его духовнонравственными
чувствами, являющимися регуляторами человеческого поведения: состраданием,
сопереживанием и сочувствием.
Задачей субъектов духовнонравственного воспитания младших школьников в
условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи, выступает
интеграция детей в социум, оставляющая за ним право выбора поступка, а потом его
самостоятельной оценки. Педагог должен помогать ребенку увидеть возможные
варианты в различной ситуации поведения и выбрать наиболее правильный, потом
помочь ему пережить и проанализировать совершенное им.
Духовнонравственное воспитание младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи целостно охватывает
педагогический процесс в начальной школе, интегрируя как учебные занятия, так и
внеурочную жизнь детей, не только в образовательном учреждении, но и за ее
пределами. Данный процесс представляет собой единство, для которого характерна
взаимосвязанная педагогическая деятельность,
определенная программами,
протекающей в разных формах деятельностью
учителейпредметников,
методических объединений, педагогов дополнительного образования, обучающихся,
ученического и родительского советов. Такая педагогическая деятельность также
охватывает разнообразную воспитательную деятельность вне школы.
Духовнонравственное воспитание младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи предусматривает также
решение следующих задач:
– создание духовнонравственной воспитывающей среды;
– создание атмосферы культурных и ценностных ориентаций;
– формирование в детях гуманистического отношения к окружающему миру и
развитие их познавательной активности;
– формирование мировоззрения, противоположного доминирующему в
последнее время – бездуховному, безнравственному, потребительскому, и
способности к самоопределению;
– формирование и укрепление педагогического содружества как объединение
целей, стремлений и взглядов в достижении духовнонравственной воспитанности
юного гражданина;
– развитие у детей инициативности и творческой самостоятельности;
–
воспитание в детях ценностночеловеческих качеств на основе
аксиологического, гуманистического и культурологического подходов.
Духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи предполагает создание
атмосферы поиска духовнонравственного смысла работы всего образовательного
17 сообщества и семьи. При создании такой среды различные исследователи опирались
на определенные принципы.
1
Принцип
гуманистической ориентации духовнонравственного
воспитания нацеливает педагога на учет индивидуальных особенностей детей,
создание условий для реализации их интересов, наклонностей и способностей.
2
Принцип творчества, главным условием которого является выбор детьми
формы их участия в учебной и внеучебной деятельности, поддержка их инициатив и
создание для них творческой атмосферы.
3
Принцип сотрудничества коллектива старшеклассниковкураторов с
педагогическим коллективом в духовнонравственном воспитании младших
школьников.
4
Принцип coyправления предполагает развитие инициативы и
самостоятельности детей, разделение ими ответственности и полномочий, создание
демократических и независимых от администрации школы детских сообществ.
5
Принцип выработки единых задач в области воспитания в
общеобразовательных учреждениях с учетом их специфических проблем.
6
Принцип вертикального смешивания возрастов является эффективным
средством в создании комфортной атмосферы в школьном коллективе.
Данные принципы были положены в основу создания духовнонравственного
воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных
учреждений и семьи (Таблица 3).
Представленная в таблице 3 структура, показывает деятельность всех
субъектов духовнонравственного воспитания младших школьников. Руководитель
эксперимента по реализации проектируемой модели согласуя свои действия с
директором школы, направляет педагогическую деятельность заместителей
директора, методических объединений, классных руководителей, учителей,
старшеклассниковкураторов, педагогов дополнительного образования и родителей
на духовнонравственное воспитание младших школьников.
Таблица 3
Структура духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Руководитель эксперимента
Директор школы
Зам. директора по воспитательной работе
МО
класс.
руклей
Кл. рук.
МО педагогов дополнительного
Родительский
Ученический
образования.
Педагоги дополнительного образования
совет
Родители
совет
Старшеклассники
Занятость младших школьников
Занятость
родителей
Занятость
старшеклассников
18 и
м
а
к
и
н
ь
л
о
к
ш
и
м
и
ш
д
а
л
м
д
а
н
е
в
т
с
р
о
т
а
р
у
к
В
я
л
у
р
т
а
п
о
г
о
н
е
л
е
з
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
В
и
т
с
а
ч
й
о
н
ь
л
е
т
а
т
и
п
с
о
в
о
п
у
ч
у
в
а
з
и
щ
о
м
о
п
В
з
й
ы
н
н
е
в
т
с
т
е
в
т
О
х
а
с
а
ч
х
ы
н
с
с
а
л
к
а
Н
х
я
и
т
я
и
р
п
о
р
е
м
х
ы
н
с
с
а
л
к
е
н
в
а
Н
х
я
и
т
я
н
а
з
х
ы
н
б
е
ч
у
е
н
в
и
х
ы
н
б
е
ч
у
В
в
»
к
ы
л
т
а
Ш
«
е
п
п
у
р
г
й
о
н
ь
л
а
в
е
ц
н
а
т
В
»
н
а
с
й
я
Л
«
е
п
п
у
р
г
й
о
н
р
о
л
к
ь
л
о
ф
В
»
а
р
т
и
л
а
П
«
и
и
д
у
т
с
о
з
и
В
и
и
н
е
д
е
в
е
а
р
к
В
о
н
в
о
х
у
д
ы
в
о
н
с
О
«
х
я
и
т
я
н
а
з
х
ы
н
в
и
т
а
т
ь
л
у
к
а
ф
а
Н
»
я
и
н
а
т
и
п
с
о
в
о
г
о
н
н
е
в
т
с
в
а
р
н
х
я
и
т
я
и
р
п
о
р
е
м
х
ы
н
т
с
е
м
в
о
с
а
Н
х
а
в
и
т
а
т
ь
л
у
к
а
ф
х
и
к
с
ь
л
е
т
и
д
о
р
а
е Н
ы
н
т
с
е
м
в
о
С
е
л
о
к
ш
й
о
н
ь
л
а
ч
а
н
в
й
и
т
я
и
р
п
о
р
е
м
и
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
о
В
у
с
с
а
л
к
,
е
л
о
к
ш
и
щ
о
м
о
п
В
й
и
т
я
и
р
п
о
р
е
м
х
ы
н
ь
л
о
к
ш
и
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
о
й
о
н
т
с
е
м
в
о
с
В
е
р
о
л
к
ь
л
о
ф
м
о
н
д
о
р
а
н
В
х
й
о
к
ы
з
у
м
й
о
н
д
о
р
а
н
х
я
и
т
я
н
а
з
а
Н
и
м
а
ц
н
а
т
и
м
ы
н
д
о
р
а
н
х
я
и
т
я
н
а
з
а
Н
а
к
ы
з
я
о
г
о
к
с
р
а
т
а
т
ю
и
н
е
о
в
с
о
о
п
х
я
и
т
я
н
а
з
а
Н
у
л
а
к
о
в
о
п
х
я
и
т
я
н
а
з
а
Н
у
в
т
с
с
у
к
с
и
у
м
о
н
д
а
л
к
и
р
п
о
п
х
я
и
т
я
н
а
з
а
Н
е
ь
м
е
с
в
й
е
т
е
д
и
и
н
а
т
и
п
с
о
в
м
о
н
н
е
в
т
с
в
а
р
н
о
н
в
о
х
у
д
В
е
ь
м
е
с
в
й
е
т
е
д
Совместная педагогическая деятельность всех субъектов образования по
духовнонравственному воспитанию младших школьников осуществляется
посредством уроков, различных дополнительных и внеурочных занятий, совместных
с родителями и старшеклассниками мероприятий, кружков и т.д.
При этом учителя, педагоги дополнительного образования и родители
являются не только старшими товарищами в субъектносубъектных отношениях с
детьми, но и руководителями, направляющими младших школьников к правильному
решению проблем, а старшеклассникикураторы становятся не только старшими
товарищами, но и положительным примером для подражания.
В процессе воспитательной деятельности с младшими школьниками
планируются беседы о совести и смысле жизни, о терпимости и терпении, о душе и
самосовершенствовании; о культурных, художественных и духовнонравственных
ценностях родителей и других членов семьи, педагогов и одноклассников, друзей и
соседей, всех людей и всего общества. Тем самым создается атмосфера осознания
себя как личности, осмысления своей роли на земле.
Значительно расширяется спектр духовнонравственного воспитания и за счет
введения новых предметов из цикла «Основы религиозной культуры и светской
этики»: «Основы мировых религий», «Основы исламской культуры», «Основы
православной культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы светской этики» в 4 классах и «Основы духовнонравственного
воспитания» с 1 по 4 классы. Целью учебного курса «Основы религиозной культуры
и светской этики» является формирование у детей мотивации к осознанному
духовнонравственному поведению, основанному на знании как культурных, так и
религиозных традиций народов России и уважения к ним, к диалогу с
19 представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является
культурологическим и направлен на развитие у детей 1011 лет представлений о
духовнонравственных ценностях и идеалах, составляющих основу как религиозных,
так и светских традиций, на понимание их значения и своей сопричастности к ним.
Основными же культурологическими понятиями учебного курса являются
«культурная традиция»,
«духовность (душевность)» и
«нравственность», которые служат объединяющим началом для всех понятий,
составляющих основу курса (религиозную и нерелигиозную). Данный курс призван
актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования
личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи как с религиозными, так и
общечеловеческими ценностями. Курс предназначен сыграть важную роль как в
расширении образовательного кругозора ребенка, так и в воспитательном процессе
формирования в нем порядочности, честности, достоинства [75, с. 34].
«мировоззрение»,
В первом параграфе данной главы были даны определения таких понятий как
«духовность» и «нравственность», «духовнонравственное воспитание», и было
отмечено, что духовность и нравственность не могут являться самостоятельными,
автономными педагогическими понятиями. Нравственный поступок для наблю
дателей может являться нравственным. Но он для совершившего его человека имеет
глубокий внутренний смысл: он может являться или духовным, или бездуховным.
Так же и безнравственный поступок для наблюдателей является действительно
безнравственным, а для самого человека, он может оказаться или духовным, или
бездуховным. Внутренние чувства и качества человека могут не всегда
соответствовать внешним видимым проявлениям. Поэтому духовное воспитание
способствует позитивному нравственному проявлению.
Дети во взаимодействии со средой и в результате целенаправленных
воспитательных воздействий ни них приобретают необходимый опыт общественного
поведения. На формирование духовнонравственных ценностей личности оказывает
влияние множество факторов. Решающую роль в этом процессе играют
педагогические условия. Отсюда вытекает, что воспитанность личности состоит не
только в усвоенных ею знаниях и опыте общественного поведения, но и в
совокупности ее отношений к окружающей действительности.
Формирование духовнонравственной личности младших школьников требует
создания специальных педагогических условий, которые расширяют возможности
для духовнонравственного совершенствования человека.
Нами определены следующие организационнопедагогические условия:
– организация совместной деятельности учителей, педагогов дополнительного
образования и родителей по определению целей, задач, содержания разрабатываемой
программы «Духовнонравственное воспитание младших школьников» и подготовке
материалов к серии учебных пособий «Основы духовнонравственного воспитания»
для занятий с детьми 14 классов и методикотехнологического обеспечения
процесса духовнонравственного воспитания детей посредством разрабатываемых
программ совместной деятельности «Формирование духовнонравственных
ценностей у младших школьников» и факультативных занятий для родителей
20 «Духовнонравственное воспитание детей в семье» с целью приобщения детей к
духовнонравственным ценностям;
– организация воспитательной деятельности учителей общеобразовательных
школ,
старшеклассников – кураторов младших школьников,
педагогов
дополнительного образования и родителей в проведении совместных мероприятий с
целью организации школьной и внешкольной этнокультурной воспитательной среды,
актуализирующей роль народной педагогики в духовнонравственном воспитании
младших школьников, с целью урегулирования их духовнонравственной ориентации;
– организация родительских факультативов и семинаров с целью активизации
взаимодействия образовательных учреждений и семьи в формировании у младших
школьников духовнонравственных ценностей, так как недостаточно реализуется
воспитательный потенциал семьи;
– создание и использование педагогом учебных и внеучебных воспитывающих
ситуаций с целью стимулирования у детей потребностей в духовнонравственном
самосовершенствовании и ознакомления их с возможными ситуациями, в которых
они могут оказаться в жизни.
На основе выбранных подходов, организационнопедагогических условий, форм,
методов, приемов и средств мы построили модель духовнонравственного воспитания
младших школьников
(Рис. 1), представляющую собой средство управления
воспитательным процессом в образовательных учреждениях. Ведущими выбраны
принципы гуманистической ориентации воспитания, творчества, сотрудничества
коллектива старшеклассников с коллективом учителей и педагогов дополнительного
образования в духовнонравственном воспитании младших школьников, соуправления,
выработки единых задач в области воспитания, вертикального смешивания возрастов.
Периодичность образовательных циклов же изменяться, если у детей возникает
необходимость изучения дополнительной информации о духовнонравственных
ценностях. Своевременная информированность о ходе протекания какоголибо
процесса позволяет лучше понять его суть, а при отклонении – оперативно внести
коррективы.
Цель – духовнонравственное воспитание младших школьников
Задачи: создание духовнонравственной воспитывающей среды и атмосферы ценностных
ориентаций; развитие у детей инициативности и творческой самостоятельности;
формирование духовнонравственной воспитанности младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Методологические подходы
Аксиологический
Гуманистический
Культурологический
Принципы духовнонравственного воспитания: гуманистической ориентации; социа
льной защищенности; творчества; сотрудничества коллектива старшеклассников с
педагогическим коллективом; coyправления; выработки единых задач в области
воспитания; вертикального смешивания возрастов
Содержание: занятия по авторской программе «Духовнонравственное воспитание
младших школьников» и учебным пособиям «Основы духовнонравственного воспитания»
для 1 – 4 классов, реализация программы совместной деятельности образовательных
учреждений и семьи «Формирование духовнонравственных ценностей у младших
школьников», программа воспитательных мероприятий, родительского факультатива по
авторской программе «Основы духовнонравственного воспитания детей в семье»,
организация совместной социокультурной деятельности образовательных учреждений и
Методы:
семьи, организация информационнопросветительского пространства, индивидуальные
теоретические,
консультации и поддержка семьи и др.
эмпирические
Средства:
материальнотехническая база;
предметы материальной и духовно
нравственной культуры
Формы:
индивидуальные,
групповые
21 констатирующий
Этапы
формирующий
итоговый
Организационнопедагогические условия духовнонравственного воспитания младших
низкий
школьников
Уровни
средний
Результат
высокий
Духовно и нравственно воспитанные младшие школьники
Рис. 1. Модель духовнонравственного воспитания младших школьников
Дети, включаясь в педагогическую деятельность, учатся действовать
целенаправленно, определяя способы своего поведения. Их действия приобретают
осознанный характер. Полученный опыт дети используют при решении различных
умственных и духовнонравственных проблем.
В соответствии с задачами исследования и на основе идеи динамической
модели педагогического процесса (А.Ф. Амиров, Л.А. Амирова, А.С. Газов, М.
Давыдов) [9], была разработана схема реализации, разработанной нами модели (Рис.
2).
Прогнозируемое управление и совершенствование процесса духовно
нравственного воспитания младших школьников
полученные посредством констатирующего
эксперимента данные для организации
воспитательного процесса
Выход на разработку программного обеспечения
духовнонравственного воспитания младших школьников
процедура эксперимента, пошаговая обработка данных,
активизация и реализация организационнопедагогических условий
воспитания
в
о
к
и
н
ь
л
о
педагогические воздействия со стороны учителей,
к
ш
старшеклассниковкураторов, педагогов
х
дополнительного образования и родителей
и
ш
д
а
л
м
а
н
е
и
в
т
с
й
е
д
з
о
в
е
о
в
о
л
с
ы
м
с
о
н
т
с
о
н
н
е
Ц
Результат I замера эксперимента
коррекция и межсубъектное согласование содержания, процесса,
форм, методов и средств духовнонравственного воспитания
Оценка промежуточных результатов духовнонравственного воспитания младших
процедура эксперимента, пошаговая обработка данных, активизация и
реализация организационнопедагогических условий воспитания
школьников
Результат II замера эксперимента
22 коррекция и межсубъектное согласование содержания, процесса,
форм, методов и средств духовнонравственного воспитания
Выход на уровень обновленного содержательного обеспечения духовнонравственного
воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и
семьи
Рис. 2. Этапы реализации процесса духовнонравственного воспитания младших
школьников
В модели и схеме ее реализации отражена совместная деятельность
руководителя эксперимента, педагогического коллектива школы, старшеклассников
кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей в духовно
нравственном воспитании младших школьников. Методологическими подходами
явились аксиологический, гуманистический и культурологический.
Целевым предназначением данной схемы служит прогнозируемое управление и
совершенствование процесса обеспечения качества духовнонравственного воспитания
младших школьников, что определяется принципами и предпосылками проведения
данного исследования.
Таким образом, запланированный эксперимент даст возможность своевременно
вмешаться в механизмы образовательного процесса, а через него – в процессы
совершенствования духовнонравственного воспитания младших школьников в
условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. В структуру нашего
исследования входят субъекты, инструменты и инструментарий, комплекс
экспериментальных показателей,
затрагивающих содержание образования,
педагогическая деятельность, объединяющая все эти компоненты.
После проведения эксперимента и обработки данных, активизации и
реализации организационнопедагогических условий осуществлен замер результатов.
Теоретически обоснованным и оправдавшим себя стал аксиологический подход
[66, 86, 104, 214, 230], ориентирующий детей на систему общечеловеческих
ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности
человеческой жизни, воспитания, воспитательной деятельности и педагогического
общения.
Такая совместная деятельность предполагает формирование аксиосферы
личности каждого ребенка, с одной стороны, и аксиологизацию образовательного
пространства – с другой.
В создании аксиосферы личности каждого младшего школьника мы опираемся
на теорию формирования общечеловеческих ценностей. Ее ведущим постулатом
является включение детей в различные виды деятельности (игру, труд, учение,
общение, совместную деятельность), в процессе которой они познают эти ценности,
эмоционально их переживают и вырабатывают к ним личностное отношение,
реализуют ценностные установки.
При этом под общечеловеческими ценностями мы понимаем идеальные цели
различных видов человеческой деятельности, сформировавшиеся в качестве
23 позитивного полюса аксиологического пространства соответствующих форм
коллективного сознания. Системообразующим компонентом общечеловеческих
ценностей является сам Человек как центр ценностных отношений. Основными,
обеспечивающими условия жизнедеятельности человека как индивида, являются
такие ценности, как Жизнь, Здоровье, Родина, Отчизна, Семья, Труд и Мир. К
социальным ценностям, определяющим условия жизнедеятельности человека как
субъекта и личности, относятся Свобода, Справедливость и Равенство, понимаемое
как равенство перед Законом. К высшим духовнонравственным ценностямцелям
относятся Доброта, Красота, Истина. В процессе их достижения формируются
соответствующие ценностные средства, нормы и качества.
Процесс осознания и принятия детьми общечеловеческих ценностей является
длительным и неравномерным и продолжается в течение всей их жизни. Одни
ценности человек усваивает раньше, другие позже, некоторые может так и не
осознать, как ценности: это зависит от множества факторов, обстоятельств, с
которыми он сталкивается в своей жизни. Педагоги должны воспитывать младших
школьников, осознавая свою ответственность за их будущее, и делать все возможное
для создания благоприятных условий, способствующих осознанию и принятию
детьми непреходящих, вечных, общечеловеческих духовнонравственных ценностей,
что станет фундаментом их совместного служения Добру, Красоте и Истине.
Гуманистический подход [10, 12, 13, 44, 120, 216, 237, 238] является
коммуникативной основой современных личностноориентированных педагогических
процессов, и объединяет идеи:
– нового взгляда на личность как цель образования;
– гуманизации педагогических отношений: воспитания через успех, понимания,
принятия, участия и любви;
– отказа от прямого принуждения как метода воспитания;
– формирования положительной Яконцепции.
Системообразующим при разработке модели духовнонравственного
воспитания младших школьников стал культурологический подход. Его
использование обеспечило взаимосвязь знаний о духовнонравственной сущности
личности, различных системах ценностей, существующих программах воспитания,
источниками которых являются различные, гдето даже противоположные друг другу
культуры, например, к светская и религиозная.
Культурологический подход направлен на формирование духовно
нравственной культуры [2, 25, 28, 29, 61, 75, 87, 98, 99, 118,] не только младшего
школьника, но и самих учителей, старшеклассниковкураторов, педагогов
дополнительного образования и родителей.
Духовность – это ядро культуры человека, гармония его идеалов с
общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, высшая
ступень его эмоциональнонравственного развития. В основе духовности лежит
желание служить людям; изучить, сохранить и приумножить историю, культуру
традиции своего народа; постоянное стремление к самосовершенствованию.
Духовность является источником формирования гуманистической позиции человека.
24 Таким образом, созданная нами модель и схема ее реализации преследуют цель
эффективного духовнонравственного воспитания младших школьников,
предусматривает поэтапное решение поставленных задач в совместной деятельности
образовательных учреждений и семьи, где субъектами данного процесса являются
учителя, старшеклассникикураторы, педагоги дополнительного образования,
родители и сами младшие школьники.
25
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Особенности моделирования духовно-нравственного воспитания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.