Реализация процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников
Сафина Рямзия Магруфовна
кандидат педагогических наук, педагог высшей категории, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества «Дебют ГО г. Уфа РБ
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предусматривает процесс реализации намеченных выше организованных педагогических условий.
В татарской гимназии № 65 нами проводились консультации для учителей начальных классов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, где изучались необходимые для данной педагогической деятельности методы и технологии воспитания. Также нами был организован родительский факультатив в рамках которого проводится обучение родителей методам и технологиям воспитания младших школьников в семье, обсуждались проблемы воспитания, возникшие в семье, выслушивались примеры родителей о положительных результатах в воспитании детей, оказывалась психологическая помощь в межличностных отношениях членов семьи, решалась проблемы отцов и детей и т.д.
В татарской гимназии № 65 и татарской воскресной школе г. уфы организовываются встречи с представителями религиозных и общественных организаций: ветеранских, национально-культурных, исторических, творческих, спортивных, экологических и других, где учащиеся знакомятся с историей и религиями народов Башкортостана, учатся быть милосердными и щедрыми, выдержанными и сильными, гражданами и патриотами, желающими возрождать, сохранять и развивать национальную культуру и историю своего народа.
Современная школа и традиционные российские религиозные организации, совместно с общественными организациями, а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, призваны создавать единое пространство духовно-нравственного воспитания не только младшего школьника. Религиозные организации в силу того, что это часть их миссии в мире, могли бы непосредственно участвовать в воспитании школьников. Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость духовности, нравственности и общественной морали.
В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников будет эффективной при соблюдении ряда педагогических условий:
1. Опора на ценностный потенциал содержания образования, создание на этой основе специального курса для учителей Татарской гимназии и Татарской воскресной школы, состоящего из философско-антропологического, культурологического, психолого-педагогического и организационно-методического блоков. Сущность данного условия состоит в том, чтобы последовательно устанавливать личностный контакт учителей начальных классов с младшими школьниками, принимать и поддерживать творческие находки детей, способствовать развертыванию их духовно-нравственного потенциала, организовывать совместную воспитательную деятельность, насыщенную духовным и нравственным содержанием. В результате нами был создан благоприятный психологический климат, характеризующийся преодолением формальной диалогичности и переходом к взаимопониманию, открытости, искренности, любви и доброжелательности.
Учреждение общего образования, непосредственно педагогический коллектив, осознавая свою ответственность за воспитание гражданина, не только может, но и должно делать все возможное для создания благоприятных условий осознания и принятия младшими школьниками непреходящих вечных, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, что послужит основой успешной интеграции учащихся не только в общество своей страны, но и в мировое сообщество, станет путеводной звездой в их будущей благородной деятельности на службе Добру, Красоте, Вере, Истине.
Консультации для учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников включали лекционные, семинарские занятия и показательные уроки по авторской программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников».
Целью консультаций является подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Основные задачи консультаций для учителей заключаются:
- в формировании духовно-нравственных качеств личности учителя;
- в формировании у учителей современного научного мировоззрения и принципов миропонимания;
- в формировании мотивации к труду и профессиональной карьере, навыков правильного поведения в условиях внутрипрофессиональной и межпрофессиональной конкуренции на рынке труда;
- в воспитании детей патриотами, гражданами правового демократического государства, уважающими права и свободы личности, проявляющими национальную и конфессиональную терпимость, любовь и дружелюбие, товарищество и интернационализм, содействующими развитию культуры межнациональных отношений;
- в развитии здорового образа жизни, сознательного отношения к семье, основанной во взаимной любви и уважении, ее традициям и принципам;
- в развитии умений организации и планирования процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников и реализации его учителями на практике;
- в рассмотрении методов духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- в определении педагогических и психологических аспектов организации духовно-нравственного воспитания младших школьников и способов анализа полученных результатов.
Лекции, далее семинарские занятия проводились по следующим темам, согласно авторской программы диссертанта:
1. Теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания младших школьников. Историко-философские аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников. Социокультурные предпосылки духовно-нравственного воспитания младших школьников. Характеристика современного состояния научного решения проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
2. Духовно-нравственный потенциал личности учителя как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников. Духовно-нравственный потенциал личности учителя как предмет педагогического анализа. Факторы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Цель и задачи, структура и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3. Образовательный процесс в современной школе как социокультурное пространство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Эмпирические основания духовно-нравственного воспитания младших школьников. Структурно-функциональная модель готовности учителя к духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
4. Научно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. Содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников. Закономерности и принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Диалог как активный метод духовно-нравственного воспитания младших школьников.
5. Тема духовно-нравственного воспитания и становления гражданина в содержании четырех религий. Основные четыре религии в России. Происхождения религий. Основные подходы к происхождению религии. Проблема определения четырех религий: ислам, христианство, буддизм и иудаизм. Роль религии как общественно-исторического феномена в духовно-нравственном становлении личности человека. Духовно-нравственные основы и предпосылки религии. Элементы, структура и функции религии.
После изучения дисциплины учителя должны:
знать:
- закономерности и принципы эффективной организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
- содержание духовно-нравственного воспитания и грамотной организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
уметь:
- использовать принципы и закономерности организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
- планировать процесс духовно-нравственного воспитания, для успешной организации воспитательной работы с младшими школьниками;
владеть: навыками организации и планирования работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Показательные занятия по духовно-нравственному воспитанию младших школьников проводились автором диссертации как по авторской программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», так и в рамках ФГОС по всем предметам начального образования. На занятиях дети были разделены на группы, где выбирались командиры. Во время занятий в группах обсуждались заданные темы, и от имени группы отвечал один человек, избранный группой. Такой метод ведения, как занятий, так и уроков позволяет активно работать всем учащимся, сплачивает их в один небольшой коллектив, воспитывает чувство коллективизма, взаимной выручки, взаимопомощи и помощи отстающим. Например, на уроках математики, окружающего мира или русского языка и т.д. автором было показано, как можно сопровождать урок духовно-нравственным воспитательным компонентом. Метод деления на группы и работы в них облегчает выполнение задач духовно-нравственного воспитания. Само отношение учащихся друг другу стимулирует их на положительный результат в духовно-нравственном совершенствовании.
2. Использование исторического наследия татарского народа, заложенных семейных традиций в семьях младших школьников, как эффективное средство, способствующее самоопределению личности в системе духовно-нравственных ценностей. Для реализации данного педагогического условия нам потребовалось изучить соответствующую литературу изучить опыт воспитания детей в различных семьях, включая собственную семью, делать анализ по полученным результатам в рамках критериев воспитанности детей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) младших школьников — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Проблему семьи и деторождения, образования и воспитания детей включает в себя социально-демократическая политика. В стране насчитывается свыше семидесяти двух миллионов семей. Все они очень разные по возрасту, социальному положению, интересам и традициям. Человек без семьи - источник многих несчастий и бед. Речь идет, прежде всего, о качестве семьи. Важно не количество детей в семье, а каковы они. Каково отношение к ним и какое они получают воспитание. Социальные функции семьи отражают характер общественных потребностей в её жизнедеятельности как социального института, а также индивидуальные потребности членов семейной группы, связанных общностью благ, взаимной духовной и нравственной ответственностью и взаимопомощью. Семья всегда остаётся основой любого общества, и от неё во многом зависит, каким оно будет. Благосостояние в семье и здоровье детей – залог возрождения и процветания страны, поэтому важнейшей задачей государства является забота о каждой семье.
Несмотря на все трудности, только семья - хранитель духовности и нравственности, физического и психического здоровья людей. Чем больше у каждой семьи будет возможностей в выборе стиля жизни, равенства её членов, гармонии в отношениях мужа и жены, родителей и детей, тем стабильнее будет наше общество в целом и счастливее каждый человек в отдельности. Можно было бы привести в качестве пример семью диссертанта, являющуюся победителем материнской эстафеты, она награждена медалью «Материнская слава», признана лучшей матерью Башкортостана за хорошее воспитание своих детей. Ее семья состоит из мужа и жены, пятерых детей и, в свое время, двух дедушек и бабушек. и т.д.
Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она формирует у человека представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит своё «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей соответствующие привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основы для руководства к действиям и поведению в будущем; во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой.
Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это свое качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Особенно важной является проблема семейного воспитания детей в младшем школьном возрасте, когда объективные изменения статуса 6-7-летнего ребенка в предшкольный и школьный период создают предпосылки качественных изменений в его общении с взрослым. В связи с включением в общественно значимую, общественно оцениваемую учебную деятельность родители более настойчиво предъявляют к детям требования, касающиеся знаний, умений, уровня воспитанности. В этом возрасте происходит осознание ребенком себя, проявляются знания о своём «я». А это возможно только через другого человека, партнера по общению, прежде всего, через родителей.
Семейная среда, стиль семейного воспитания, его особенности и недостатки оказывают большое влияние на духовный и нравственный уровень развития младших школьников, а также на формирование духовности и нравственности детей в современных условиях.
Безусловно, современная семья очень изменилась. С одной стороны родители окружают ребенка всеми благами, а с другой – частотны, случаи безответственного отношения к детям. Что может в такой дисгармонии человеческих отношений сделать учитель? От чего зависит нравственность и безнравственность? Как повлиять на бездушных, порой, родителей? Эти вопросы задают себе многие учителя.
Поэтому, нами был создан при Татарской гимназии № 65 родительский факультатив, который посещает около ста родителей младших школьников. Для организации родительского факультатива нам пришлось, совместно с директором Татарской гимназии и татарской воскресной школы выступать перед родителями, о необходимости воспитания младших школьников сообща, выполняя общие цели и задачи; проводить тестирования, посещения и беседы с родителями, игнорирующих родительских собраний, на дому; рекомендовать литературу для родителей по воспитанию младших школьников и т.д.
На факультативах родители рассказывают о своих семейных проблемах, об удачах и неудачах, о положительных и отрицательных результатах в воспитании детей. Родителям предлагаются лекции, семинары, круглые столы, индивидуальные беседы о правильном духовно-нравственном воспитании учащихся в семье, приглашаются родители, воспитавшие своих детей достойными гражданами, для изучения их опыта и т.д.
На факультативе родители узнают о возрастных и психологических особенностях детей, о методах и приемах воспитания; обучаются их применять и находить решения даже, казалось бы, из безвыходных положений; делятся своими впечатлениями, мнениями, способами решения проблем; рассказывают о ситуациях в семье, о проблемах, находят решения.
Например, в семье трое детей. Старший сын – женат, и живет отдельно. У остальных двоих детей своя комната. Маму зовут Таслима. Алина учится в третьем классе, а ее брат Артем – в одиннадцатом. К Алине пришла подруга Регина. Приехала сноха Сажида – жена старшего сына со своей дочерью Айгуль (6 лет) (внучкой Таслимы). Дети играют в комнате Алины, а Таслима со своей снохой Сажидой на кухне пьют чай. Прибежала Айгуль и говорит маме: «А они зашли в комнату Артема!» (Артем очень аккуратный и чистоплотный, никому не разрешает заходить в свою комнату. В данный момент его нет дома). Сажида отвечает: «Не моя комната, не мое дело, иди, играй!» Айгуль уходит, и через некоторое время опять прибегает и говорит: «А они трогают Артемины вещи!» Сажида снова: «Не мешай, мы с нанейкой разговариваем, пусть делают все, что захотят!» Айгуль заплакала и ушла. Айгуль обиделась на свою матерь.
Обсуждаем данную ситуацию со всеми родителями и приходим к выводу, что Алина со своей подругой Региной проигнорировали Айгуль и зашли в комнату Артема, и не только зашли, но стали трогать его коллекцию старинных монет. Айгуль в обиде на них, хочет, чтобы взрослые их наказали. Если бы они ее не игнорировали, то у нее желания их наказать не было бы. Она наказания со стороны родителей не добилась. Прогноз на будущее: Айгуль может в дальнейшем взять на себя роль «наказателя». Решение на факультативе: поговорить с Айгуль, узнать, чего она хотела, докладывая о детях; побеседовать с Алиной и Айгуль по отдельности: об обидах и наказаниях, о дружбе и товариществе, о родственных отношениях и об отношениях к чужому имуществу и младшим по возрасту людям. Выяснилось, что Айгуль только хотела, чтобы их очень строго наказали за то, что те игнорировали ее, и она уже строила планы, как в следующий раз обходиться без помощи взрослых. Мы своевременно сумели обнаружить и остановить, может быть, что-то непоправимое.
3. Организация уроков по авторской программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» и учебными пособиями «Основы духовно-нравственного воспитания», разработанных в рамках ФГОС НОО (начального общего образования) и активное использование форм и методов внеурочной деятельности (экскурсии-поездки, создание и участие в проектах, мероприятиях, и т.д. Основанием для реализации этого педагогического условия стали особенности развития младших школьников: потребность их в самопознании, самореализации, самоутверждении, осознание и раскрытие себя как субъекта жизнедеятельности. Содержание занятий было структурировано по трем блокам, каждый из которых имел конкретное назначение:
- подготовительный (изучение соответствующей литературы о развитии различных психических процессов, снятие стереотипности мышления, активизация других познавательных процессов в духовно-нравственном воспитании младших школьников);
- формирующий (формирование гибкости, быстроты, оригинальности, точности мышления через систему специальных заданий и игр, ориентированных на свободное духовное и нравственное самовыражение);
- корректирующий (создание ситуации успеха при выполнении психолого-педагогических заданий по духовно-нравственному воспитанию и снятие ситуативно-отрицательного отношения к себе и другим, формирование адекватной оценки своего духовно-нравственного потенциала).
Программные мероприятия в рамках реализации педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников предусматривают:
- создание системы работы классного руководителя или преподавателя факультативного курса по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
- создание системы духовно-нравственной воспитательной работы;
- совершенствование системы самоуправления младших школьников;
- создание диагностической службы в системе духовно-нравственной воспитательной работы;
- создание центра мониторинга качества духовно-нравственной воспитательной работы;
- создание центра информатизации воспитательной среды как условия формирования социально-личностных, общекультурных и информационно-методических компетенций учителя;
- проведение консультативных занятий для учителей по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
- организация родительского факультатива по воспитанию детей в семье.
Проведение уроков и осуществление внеурочной деятельности по авторской программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» в рамках ФГОС НОО предполагают достижение основной цели, заключающейся в формировании жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, в создании условий становления социально компетентной личности учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- ориентация учащихся на гуманистические установки и жизненные ценности в новых социально-политических условиях;
- формирование личности учащегося, позитивной самооценки и самоуважения, гражданственности, национального самосознания, патриотизма, честности, усердия, милосердия, щедрости, воспитанности, скромности, дружелюбия, терпения, благодарности, справедливости, доверия, уважения к законности и правопорядку, уважения и любви к родителям, учителям, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам, одноклассникам, родственникам, соседям, ко всем людям и т.д.;
- формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям и сопереживать им;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование способности к организации самостоятельной и совместной деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости, формирование навыков организации учебного пространства и рационального использования учебного времени, формирование умения планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, культуре поведения в школе, дома, на улице, в других общественных местах, культуре общения с ровесниками, со старшими и младшими по возрасту людьми;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание условий для укрепления физического и психического здоровья учащихся. Авторская программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» приложена к данной диссертации.
Практическая часть исследования была проведена в муниципальном общеобразовательном учреждении Татарская гимназия № 65 и Татарской воскресной школе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством диссертанта.
Работа с младшими школьниками состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определение изначального уровня духовно-нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем духовно-нравственных представлений.
3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.
Для диагностики и выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.
Данные анкетного опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (91%) оценили её как актуальную. В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся 1 – 4 классов (105 человек) показало, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники (24,6 %), преуспевающие бизнесмены и предприниматели (25,3 %), учителя (18,4 %), герои литературных произведений и фильмов (19,2 %), друзья и знакомые (12,5 %).
Затем мы выявили степень интереса младших школьников к духовно-нравственной проблематике. Для этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство (в среднем около 60 %). Более низкую оценку получили такие духовно-нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. (в среднем около 40%). В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. 42,5 % учащихся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Около 30% учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Более 19% не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.
В данном исследовании мы не ставили цель выявить конкретных учеников, склонных или не склонных мыслить духовно и нравственно, поэтому анкетирование проводилось анонимно.
На констатирующем этапе, в контрольную группу были выбраны младшие школьники МОУ СОШ № 116 Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан – 43 человека. В экспериментальную группу были выбраны нами младшие школьники из МОУ Татарская гимназия № 65 и МОУ ДОД Татарская воскресная школа Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан – 105 человек.
В беседе с этими учителями выяснилось, что учителя контрольных групп в работе по духовно-нравственному воспитанию используют множество разнообразных методов и приемов:
· этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),
· рассказы на этическую тему,
· диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),
· письменные размышления на духовно-нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),
· пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),
· встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный и т.д.).
· походы в театры.
Учителя экспериментальных групп - такие:
· разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),
· рассказ на этическую тему,
· сочинения на духовно-нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),
· пример.
Мы видим, что большее разнообразие методов формирования духовно-нравственного поведения у учителей контрольных групп. Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию духовности и нравственности можно путем выявления уровня её сформированности.
В качестве исходного материала, на котором изучался духовно-нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые, как показало вышеописанное исследование, очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы (см. библиографию) позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.
Духовно-нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом человеке положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей духовно-нравственного опыта испытуемых.
Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно-логических построениях. Духовно-нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.
При исследовании духовно-нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов, опрос.
Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий духовно-нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой духовно-нравственной норме.
Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая духовно-нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
При определении особенностей духовно-нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия духовно-нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.
О духовно-нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
Опрос. Для этого на первом этапе исследования учащимся обеих групп было предложено ответить на вопросы, с целью проверки знаний о таких нравственных нормах как «доброжелательность» и «ответственность»:
Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Анализ ответов испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В обеих группах, прежде всего, хочется выделить ответы испытуемых, которые свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание данных моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов испытуемых встречаются такие суждения: «Ответственный человек - это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель». Показатель того, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта. В контрольной группе они составляют 15%, а в экспериментальной - 40%.
Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения данных моральных норм отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем духовно-нравственного опыта. Знания о духовно-нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, духовно-нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем духовно-нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.
Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.
Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем духовно-нравственного опыта.
В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний нравственных норм. Она составляет 60% от выборки контрольной группы и 50% экспериментальной.
Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем знаний духовно-нравственных норм, их содержания и способов поведения - 25% - в контрольной и 10 % в экспериментальных группах. Все проявления духовно-нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах представлялось 3 – 4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из духовно-нравственного содержания норм.
На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.
Очевидно, что духовно-нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений у младших школьников о духовно-нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность духовно-нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии духовно-нравственной воспитанности» (по определению А.В. Зосимовского). Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их духовно-нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.
На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у младших школьников экспериментальных групп духовно-нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.
Формирующая экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.
При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.
Ход формирующего эксперимента и полученные результаты.
Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:
· организация взаимной деятельности учащихся;
· анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;
· организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной и внеучебной работы.
Доброжелательность формировалась следующим образом:
· организация взаимопомощи учащихся при выполнении заданий;
· систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время выполнения заданий.
Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления духовно-нравственного опыта, для развития духовно-нравственного сознания и самосознания учащихся.
Ориентируя учащихся экспериментальных групп 105 человек при разработке конспектов внеклассных мероприятий были включены в содержание занятий те основные способы формирования духовно-нравственных ценностей, которые были выделены в первой главе.
Беседа. Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
-с кем бы хотел подружиться?
-почему? Какие качества привлекают в герое?
(дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями - Человек паук и Супермен, Халк и Тор, Железный человек и Капитан «Америка», и т.д. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)
-а кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
-а чем могут помочь телевизионные и литературные герои?
(делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди - мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример храбрости, силы, любви и находчивости в выходе из критической ситуации)
Пример. Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились у учителя, родителей, посмотрев телевизор или прочитав книгу. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученные по школьной программе.
Используется также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая духовно-нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
На втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Если бы ты строил что-то из дощечек и рядом Тимур тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Айнур, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто-то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Айнур увидел, что это старый знакомый папы - дядя Алик. Он работает с папой и часто заходит к ним. Увидев, что это дядя Алик, Айнур…
Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?
Урок изобразительного искусства.
«Раскрасьте варежки» (даются заготовки - варежек, из расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по два). Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договориться между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим».
Рассмотрим полученные результаты:
Прежде всего, проанализировали изменения духовно-нравственного опыта в экспериментальной группе. Как и на первом этапе исследования, испытуемые разделились на три группы - с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.
В то же время изменился их количественный состав. Так в экспериментальной группе количество учащихся с низким уровнем духовно-нравственного опыта составляет 16% от выборки, со средним уровнем - 57%, и с высоким - 27%.
При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 24%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 17%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 7% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
В целом 48% испытуемых изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем духовно-нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирования эксперимента у млдаших школьников экспериментальной группы духовно-нравственный опыт достиг высокого уровня развития.
Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых отмечались и некоторые качественные особенности духовно-нравственного опыта. Прежде всего, младшие школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание духовно-нравственной нормы. Повысилась способность выделять духовно-нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.
В контрольной группе, каких-либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение духовно-нравственного опыта у испытуемых в экспериментальной группе произошло в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.
С целью формирования духовно-нравственных ориентаций в ходе исследования были также апробированы следующие формы работы во внеурочной деятельности:
- школьные праздники (дни рождения, день учителя, проводы осени…)
Мы провели диагностику сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников экспериментальных групп. Диагностика включает в себя 3 пункта:
1. Метод ранжирования (данные 1-2 замеров).
2. Диагностический метод «Работа над ошибками» (1-2 замеров).
3. Метод диагностической ситуации «Эксперимент».
Для сравнения сформированности духовно-нравственного воспитания у учащихся, 1 замер мы делали в 1 классе (II четверть, конец ноября), а 2 замер - в 2 классе (II четверть, конец ноября).
Таблица 1.
Сравнение сформированности духовно-нравственного воспитания
у младших школьников (в %)
Замеры |
низкий |
средний |
высокий |
1 |
40 |
50 |
10 |
2 |
16 |
57 |
27 |
Метод ранжирования. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».
Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам 1-ого замера главным качеством человека учащиеся выбрали «честность» - 52 балла, затем следуют: «культурный» – 68 баллов, «умный» – 72 балла, «справедливый» – 80 баллов, «веселый» – 93 балла, «нарядный» – 104 балла, «модный» – 116 баллов. Выбор, главным качеством человека – честность, мы объясняем тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень духовно-нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступили к главной деятельности данного возраста – игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест.
На II месте – культурный. В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.
Во 2-ом замере, спустя год, главным качеством человека было выбрано «умный» –50 баллов, «честный» – 52 балла, «справедливый» и «культурный» – по 64 балла каждое качество, «веселый» – 96 баллов, «нарядный» – 119 баллов, «модный» – 141 балл. Анализируя данные 2-го замера, мы видим четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное – быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит, он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека – умный?», некоторые дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым.
А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности».
Однако, сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров только в одном классе, мы видим, что именно в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень духовно-нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень - 10 человек, высокий уровень - 8 человек.
А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень - 1 человек, средний уровень - 2 человека, высокий уровень - 18 человек.
Здесь хорошо видна динамика роста духовно-нравственной воспитанности у детей: низкий - 3, средний - 8, высокий - 10.
2 метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям был прочитан текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны были отыскать эти ошибки и записать их количество.
Текст: « Айгуль Маратовна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Райнур.
- Я встретил Булата. Мы вместе ходили в детский сад. Булат учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!
-Садись, Райнур, - сказала Айгуль Маратовна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?
Ошибок мы выделили 5:
1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.
2. Надо постучаться и спокойно войти.
3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место.
4. Тихо приготовиться и начать заниматься.
5. О встрече с другом рассказывать на перемене.
1-й замер был произведен в 1 классе, когда дети только начали привыкать к правилам поведения в школе. Поэтому был получен довольно низкий результат. Нашли мало ошибок. Низкий уровень - 4 человека, средний уровень - 13 человек, и только 4 человека смогли сразу найти все ошибки (высокий уровень). Зато через год результат резко возрос. Низкий уровень - 0, средний уровень - 7 человек, высокий уровень - 14 человек.
Такой резкий скачок результатов мы можем объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу некоторые дети опаздывают и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.
Как видим, теоретические знания духовно-нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.
3 пункт диагностики - «Диагностическая ситуация». Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора. В эксперименте участвовали учащиеся класса и «подставное лицо» - ученик 2 класса. Перед каждым ребенком была разыграна сценка.
«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса), который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости».
Варианты ответов (поступков детей):
1.Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша – растеряша, не будешь деньги терять!» – и не отдал деньги. – 0 баллов.
2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе –1 балл.
3. Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем, что это я нашел и вернул тебе деньги» – 2 балла.
4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице» –3 балла.
Для чистоты эксперимента мы проводили разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдение за реакцией детей мы вели незаметно для них самих, со стороны, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Т.к. появление взрослого может повлиять на выбор учащегося. Эксперимент проводился в течение месяца. Мы провели два замера (1 класс - декабрь, 4 класс - декабрь). Результаты эксперимента мы занесли в таблицу.
Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.
Средний уровень выявлен в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше хотели обратить внимание на себя (5 человек из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это Я нашел...»). Но 4 человека решили разделить находку поровну. Интересно, что через год, 3 человека не изменили своего решения. («Скажи всем, что это Я нашел...»), но к ним еще примкнули 4 человека, согласившись с этим утверждением. Все эти дети желают выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал) и этим поднять свой авторитет среди сверстников, не понимая, что авторитет можно поднять только действиями, поступками, а не словами.
Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 4 человек, а во 2 классе - 8. Динамика роста духовно-нравственной воспитанности, хоть и небольшая, но есть (+4).
Проведенные мероприятия дали динамику развития духовно-нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
Опытная работа показала необходимость проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию духовности и нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).
Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает, наряду с воспитанием уважения и любви к родителям, уважения и почитания учителей, отношения ко всем, как к самому себе, обязательного знания истории своей семьи, рода, города, своего народа и народов своей страны. Знание своей родословной включает в себя сведения об исторических событиях, быте, нравах, морально-этических нормах этноса, сюжеты произведений народного творчества и т.д.
4. Сочетание традиционных форм воспитания с религиозными формами наследия культуры и традиции татарского народа в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Великие педагоги в своих трудах писали о непреходящем значении традиционной народной культуры в образовании и воспитании подрастающего поколения. Они были глубоко убеждены, что воспитанный человек может быть сформирован только в среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, сохраняют преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Потенциал духовно-нравственного воспитания в наследии культуры татарского народа является в нашей работе фундаментальной основой для формирования нравственности, духовно-нравственных и личностных качеств человека, гражданина и патриота своей Отчизны. Через проявление уважения и почитания старших, соблюдение семейных традиций и индивидуальных особенностей каждого рода сохраняется связь поколений, формируются идеи веры в доброе и вечное.
В целом соглашаясь с мнением К.Ш. Ахиярова о роли народной педагогики в воспитательной деятельности, следует уточнить, что главная ценность народной педагогики заключается в формировании духовно-нравственного воспитательного потенциала, обогащаемого через:
- изучение истории, традиции, обычаев своего народа, уважение к родным и близким;
- изучение истории, традиции, обычаев других народов;
- закрепление таких моральных качеств, как гражданственность, патриотизм, доброта, милосердие, щедрость, дружелюбие и любовь.
В таблице 1 показан результат выявления у младших школьников Татарской гимназии и Татарской воскресной школы знаний истории, традиции и обычаев своей нации, другой нации, 2 – 3 любых наций.
Таблица 2.
Уровень знаний у младших школьников по истории, традициям и обычаям своего и других народов (в %)
Знание истории, традиций, обычаев своей нации |
Знание истории, традиций, обычаев другой нации |
Знание истории, традиций, обычаев 2 – 3 любых наций |
||||||
хорошее |
поверхностное |
не знает или знает плохо |
хорошее |
поверхностное |
не знает или знает плохо |
хорошее |
поверхностное |
не знает или знает плохо |
38 |
45 |
17 |
– |
12 |
88 |
– |
– |
100 |
По выявленным результатам мы можем увидеть, что у младших школьников знания об истории, традициях и обычаях своей нации, в основном поверхностные, а другой нации скорее знает плохо, а двух-трех наций не знает вообще. Вместе с тем, нравственность как особая форма общественного сознания и социальных отношений выступает в роли основного регулятора действий человека в обществе с помощью норм, правил, обычаев и традиций.
Народная педагогика и традиции татарского народа носят общечеловеческий характер. Во все времена у народов были одни и те же общие духовные и нравственные ценности, такие, как Надежда, Вера и Любовь. Огромное значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения имеет труд. Трудолюбие, проявление усердия у старшего поколения рождались не просто в трудовом процессе, а являлись итогом их богатой духовно-нравственной сущности. Одним из лучших традиций народов считалась трудовая взаимопомощь. Например, российские люди из века в век деревянные избы строили все вместе. Взаимовлияние культур различных народов можно наблюдать в национальных костюмах. Диалог культур способствует формированию положительного интернационального, коллективного и дружеского взаимоотношения народов между собой.
Образование во все времена способствовало мирному взаимодействию людей разных национальностей и сохранению стабильности в обществе. Сегодня возникла необходимость в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, которая сочетает в себе знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, способность к межэтническому и межкультурному диалогу, чувство интернационализма и коллективизма. К сожалению, значение слов «коллективизм» и «интернационализм», т.е. дружба между собой и действия сообща, нынче заменились словом «толерантность», т.е. терпимость друг к другу. Зачем же терпеть друг друга, не лучше ли любить друг друга и дружить между собой? В течение тысячелетий люди искали способы организации отношений, способствующих достижению согласия и взаимопонимания в обществе, созданию атмосферы дружбы, любви и доброжелательности друг другу.
В современной педагогической науке воспитание уважения к культуре других народов происходит на принципах толерантности, а надо бы на принципах дружбы, любви, доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи. Республика Башкортостан выделяется в составе Российской Федерации устойчивостью межнациональных отношений. Жители Башкортостана из века в век отличались умением вести совместное хозяйство, трудиться коллективно, поддерживать содружество и духовно обогащаться. Как отметил бывший президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих выступлений, «… в Башкортостане, как в капле воды, отражается вся Россия с ее многообразием культур, религий, языков и дружбой народов».
Каждый человек должен знать свою родословную. Незнание этого делает человека безразличным к ценностям, накопленным веками. Чтобы такое не случилось, мы должны искать наиболее эффективные методы воспитания у подрастающего поколения интереса к национальной культуре, родному языку и желания их сохранить. Многие накопленные традиции народов Башкортостана обогащаются, в условиях современной школы новым содержанием. Мы рассмотрели формирование поликультурной личности на основе традиций татарского народа, опираясь на пример Муниципального образовательного учреждения Татарская гимназия № 65 и Татарская воскресная школа Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являющейся экспериментальной площадкой по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников». Руководителем экспериментальной площадки является диссертант. С 2008 года в гимназии ведутся уроки по духовно-нравственному воспитанию детей по выше названной авторской программе.
В Татарской гимназии № 65 г. Уфы обучаются дети восьми национальностей, а в Татарской воскресной школе дети только татарской национальности.
Авторская концепция «Духовно-нравственное воспитание детей, лишенных родительского попечения» проходила апробацию в детских домах № 1 и № 9 Орджоникидзевского района г. Уфы РБ, начиная с сентября 2010 года, по направлению «Семьеведение»: обучение и воспитание детей, лишенных родительского попечения, подготовка их быть в будущем хорошими мужьями и женами, отцами и матерями. Уже есть положительные результаты, но очень незначительные, поэтому они как результаты опытно-поисковой работы не будут отражены в данной работе, однако количество детей, лишенных родительского попечения в более позднем (в предшкольном и школьном) возрасте, и результаты их тестирования будут включены в общий список учащихся констатирующего эксперимента.
Рассмотренные выше педагогические условия процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников реализовывались поэтапно:
1 этап – моделирование и обоснование теоретических основ духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов в контексте гуманизации и гуманитаризации общего образования;
2 этап – организационно-педагогическое и технологическое сопровождение основных теоретических положений; апробация и внедрение консультативной работы с учителями, факультативной работы с родителями, внеурочной педагогической деятельности с младшими школьниками по духовно-нравственному воспитанию и сопровождение каждого урока в начальной школе духовно-нравственным воспитательным компонентом;
3 этап – создание научно-методического центра, способствующего моделированию процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников – будущих граждан России – с учетом их личностных качеств.
Анализ проделанной работы и педагогическое прогнозирование заключается в предсказании степени достижения цели в моделировании и реализации процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Прогнозирование складывается из следующих этапов:
- обнаружение проблем на основе изучения информации;
- фиксация соответствующих параметров и сравнение их с нормой;
- формирование предварительной диагностической гипотезы;
- поиск внешних и внутренних причин, породивших проблемы и отклонения;
-определение окончательного прогноза.
Овладение этапом прогнозирования результатов педагогической деятельности предполагает наличие у педагогов следующих знаний:
- методов диагностики;
- возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- психологических новообразований каждого возрастного периода;
- трудностей в обучении и воспитании младших школьников;
- методик диагностики в обучении и воспитании младших школьников;
- аудитории и ее запросов;
и умений:
- анализировать собственную деятельность;
- учитывать имеющие условия, конкретную педагогическую ситуацию;
- реализовать диагностическую процедуру;
- обнаруживать проблему;
- осуществлять поиск причин, породивших проблему;
- формировать предварительную гипотезу и ставить цель;
- интерпретировать результаты и определять окончательный диагноз.
Конечный результат в моделировании и реализации процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников предполагает:
- снижение остроты духовно-нравственного кризиса в России;
- активизацию духовно-нравственного и культурного сознания населения, повышение уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников;
- повышение престижа, рост авторитета российской системы образования;
- создание в России системы общественного духовно-нравственного воспитания;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
- развитие российской системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников.
Духовно-нравственное воспитание выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь нормами духовно-нравственного воспитания, человек способствует жизнедеятельности общества. Нормы духовно-нравственного воспитания поддерживаются силой общественного мнения и обычно соблюдаются в силу убеждения. Изначально требования по духовно-нравственному воспитанию оформлялись в различных Священных писаниях, заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации, не «ударив лицом в грязь».
Одним из таких положительных примеров в духовно-нравственном воспитании школьников может быть обучение основам религиозной культуры и светской этики. Содержание воспитания должно включать национальные ценности. Учебно-воспитательная деятельность, где субъект и объект – учитель и учащиеся, должна быть направлена на решение данной задачи вместе с родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни и обращена:
- к истории России, российского народа, своей семьи, своего рода и нации;
- к жизненному опыту своих предков и родителей;
- к традиционным религиям России;
- к произведениям отечественной и мировой литературы, искусству и культуре;
-к отражающим современную жизнь периодической литературе и СМИ;
-к фольклору народов России;
-к общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-к учебным дисциплинам и т.д.
В Российской Федерации закреплено признание идеологического многообразия российского общества. Запрещается установление обязательной или государственной идеологии или религии, гарантируются свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Это обусловило принципиальные изменения в организации, содержании и методах изучения религий в государственной и муниципальной системе общего образования по сравнению с предшествующим атеистическим государством.
Хотя Министерство образования и науки России ввело в 18 – 19 регионах экспериментальные уроки религиозной (исламской, христианской, иудейской и буддийской) культуры и светской этики, Д.А. Медведев, будучи президентом, в своих выступлениях неоднократно акцентировал внимание на ведении этих уроков в общеобразовательных учреждениях, говоря, что они должны быть нацелены не на обучение непосредственным богослужениям и ритуалам, а на ознакомление учащихся с историей, традициями и культурой той религии, которую исповедует семья, и, осуществить духовно-нравственное воспитание детей посредством нравственных ценностей той же религии. Данные уроки предполагают учет как мировоззренческих, так и культурных особенностей разных социальных групп. Государство должно с уважением отнестись к этим особенностям и соблюсти законные интересы и права религиозной части общества и общегосударственные интересы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.