Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2017
В данной работе обоснованы теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; раскрыты теоретические подходы к рассмотрению понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспита-ние»; проведен содержательный и структурный анализ духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи, выявлены их возможности на позици-ях педагогического партнерства в духовно-нравственном воспитании детей; представлена содержательная характеристика компонентов духовно-нравственного воспитания младших школьников и структура взаимодей-ствия образовательных учреждений и семьи в данном процессе с позиции со-циального партнерства; спроектированы модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, схема и комплекс организационно-педагогических условий ее реализации на основе положений аксиологическо-го, гуманистического и культурологического подходов.Обоснованы теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; раскрыты теоретические подходы к рассмотрению понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспита-ние»; проведен содержательный и структурный анализ духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи, выявлены их возможности на позици-ях педагогического партнерства в духовно-нравственном воспитании детей; представлена содержательная характеристика компонентов духовно-нравственного воспитания младших школьников и структура взаимодей-ствия образовательных учреждений и семьи в данном процессе с позиции со-циального партнерства; спроектированы модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, схема и комплекс организационно-педагогических условий ее реализации на основе положений аксиологическо-го, гуманистического и культурологического подходов.
СафинаР.М.Теоретические основы построения модели.docx
Теоретические основы построения модели
духовнонравственного воспитания младших школьников, обновление ее
компонентов
кандидат педагогических наук, педагог высшей категории, педагог
дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества
Сафина Рямзия Магруфовна
«Дебют ГО г. Уфа РБ
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря
2012 г. № 273ФЗ задачи образования и воспитания интегрированы в единый
аксиологический комплекс: воспитание любви к Родине, гражданственности,
патриотизма; следование общечеловеческим ценностям взаимопонимания и
сотрудничества между народами, воспитание интернационализма; желание жить в
современном обществе, стремясь к его совершенствованию; формирование научной
картины мира; обеспечение свободного выбора обучающимися ценностных
ориентаций. Существенные изменения в структуре последних связаны со сложным
процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических
принципов, которые нередко вступают в конфликт с жесткими правилами рыночной
экономики, начинают диктовать новые, более гибкие подходы к воспитанию и
образованию детей, к их ценностным значениям, свободным от идеологических догм и
политической конъюнктуры [83].
Учитывая специфику младшего школьного возраста, мы обозначили цели
воспитания. Основной целью духовнонравственного воспитания младших школьников
в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи является их
духовнонравственное развитие и, соответственно, направленность воспитательного
процесса на развитие у них высокого уровня духовнонравственного потенциала,
способствующего оптимизации их дальнейшего духовнонравственного становления в
процессе плодотворного освоения ими своей роли в микросоциуме, в окружении
взрослых и сверстников, на формирование готовности их к социальноценностным и
духовнонравственным отношениям.
Развитие личности младшего школьника в социальноценностных и духовно
нравственных отношениях включает в себя отношение к самому себе, к другим людям,
к ценностям национальной культуры, к обществу и природе, где качественная и
количественная степень развития личности является результатом ее духовно
нравственного становления.
Духовнонравственная воспитанность младшего школьника создается через его
отношения, которые со временем становятся его качеством. Лишь устойчивые
духовнонравственные отношения переходят в духовнонравственное качество.
Результаты этих отношений достигаются в процессе взаимодействия таких групповых
и индивидуальных взаимосвязанных сферах, как образование, организация социальной
практики человека и индивидуальной помощи ему. Но в процессе духовно
нравственного воспитания младший школьник не только приобретает опыт, но еще
1 получает возможность реализовать себя как духовнонравственная личность, влияя на
свои жизненные обстоятельства и свое окружение. При этом происходит духовно
нравственное самоопределение личности: она выбирает свою позицию в общей системе
духовнонравственных отношений, предполагающих включенность личности в эту
систему на основе сформированных интересов и потребностей. Духовнонравственное
самоопределение личности зависит от реализации таких важнейших условий, как
обеспечение включенности младших школьников в реальные духовнонравственные
отношения и их самореализация в процессе взаимодействия. Педагогический аспект
процесса духовнонравственного становления личности состоит в разработке и
внедрении принципов и методов педагогического воздействия на нее.
Т.И. Петракова считает, что духовнонравственное воспитание представляет
собой процесс организованного, целенаправленного внешнего или внутреннего
воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности ребенка, являющуюся
системообразующей ее внутреннего мира [161, с. 4]. Это можно скорректировать не
как воздействие, а как целенаправленное создание условий для духовнонравственного
становления его личности, потому что прямое воздействие не всегда приводит к
желаемым результатам, к которым стремятся педагоги.
Г. Гегель считает, что духовнонравственное воспитание направлено на
приобщение детей к одной из существующих систем духовных ценностей (Вера,
Надежда и Любовь), на создание условий для поиска и нахождения детьми личностных
смыслов в этих ценностях, на формирование стремления действовать в своей жизни в
соответствии с ними [64].
Понятие «духовнонравственные ценности» возникло на базе близких по
значению понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности» [55, 66, 86, 104,
163, 214]. Духовнонравственные ценности относятся к сфере отношений «человек –
окружающий мир» и «человек – духовный мир»; они являются значимыми для
человека идеалами, нормами межличностного общения и отношения, поведения в
обществе, отражающими абсолютные категории: духовнонравственные чувства,
духовнонравственное сознание и духовнонравственное поведение.
Нравственное воспитание, содержащее в своей основе духовность, является
педагогической деятельностью, соответствующей нормам общечеловеческой морали,
организацией будущей жизни детей, а также общением с ними при учете их возрастных
и индивидуальных особенностей.
Результатом же целостного процесса является формирование духовно
нравственной личности в единстве ее духовнонравственных чувств, сознания и
поведения, включающих в себя совесть, волю, навыки и привычки.
Подобное воспитание предполагает наличие предпосылок для формирования
у младших школьников осознания своей связи с обществом:
умение согласовывать свое поведение с интересами общества;
умение познавать идеалы и требования общества;
способность превращать духовнонравственные знания в духовнонравственные
убеждения;
устойчивость духовнонравственных чувств, сознания и поведения как главных
проявлений человека по отношению к себе и людям;
2 устойчивость духовнонравственных привычек.
Духовнонравственные чувства, сознание и поведение являются основой
проявления духовнонравственных отношений и опыта. Вне духовнонравственных
отношений к миру и опыта не существует реальной духовнонравственной личности.
Она реализуется в единстве духовнонравственных чувств, сознания и поведения и
сознательной решимости осуществить свои духовнонравственные убеждения в жизни.
В Примерной основной образовательной программе начального общего
образования от 2010 года в первой же главе под называнием «Программа духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования» предлагается планирование работы в области духовнонравственного
развития и воспитания детей. Данная глава состоит из восьми параграфов:
«1.1. Цель и задачи духовнонравственного развития и воспитания, обучающихся
на ступени начального общего образования.
1.2. Основные направления и ценностные основы духовнонравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
1.3. Принципы и особенности организации содержания духовнонравственного
воспитания детей на ступени начального общего образования.
1.4. Основное содержание духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования.
1.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени
начального общего образования.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и
общественности по духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся.
1.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
обучающихся.
1.8. Планируемые результаты духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования» [170, с. 832].
Другие главы данной программы также предусматривают реализацию
воспитательного компонента в процессе педагогической деятельности. Вместе с тем
опрос учителей начальных классов некоторых школ г. Уфы показал, что духовно
нравственное воспитание младших школьников в большинстве случаев ограничивается
воспитательными мероприятиями, а занятия по духовнонравственному воспитанию и
основные уроки с компонентами духовнонравственного воспитания пока не нашли
своего полного практического воплощения.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина,
авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и В.А. Тишков, в своей
основе представляет совместную педагогическую деятельность образовательных
учреждений, общественных и религиозных организаций и семьи. Концепция являет
собой ценностнонормативную базу для взаимодействия общеобразовательных
3 учреждений с другими субъектами социализации личности, такими, как семья,
общественные и религиозные организации, учреждения дополнительного образования
детей, культуры и спорта, также со средствами массовой информации. Целью этого
взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовнонравственного
развития и воспитания детей [74, с. 6].
Смысл жизни формируется через духовнонравственный опыт личности и ее
гуманистическую духовнонравственную позицию, при этом развиваются навыки
рефлексии, постижения, принятия, усвоения человеческих духовнонравственных
ценностей во взаимодействии с другими людьми.
Необходимым условием в духовнонравственном становлении ребенка является
овладение им навыками рефлексии; его общение со значимыми для него людьми в
плане обогащения духовнонравственного опыта: учителями, старшеклассниками
кураторами, педагогами дополнительного образования и родителями; изучение им
жизнеописаний людейкумиров с целью обнаружения своего духовного идеала,
задающего направление развития; освоение им социокультурного пространства с
использованием духовнонравственных ориентиров на абсолютные ценности в
условиях активной деятельности в различных ситуациях.
Следовательно, приобретение духовнонравственного опыта возможно двумя
путями: через рефлексию или через переживание нового, когда имеет смысл событие,
создающее условия для самоопределения личности в жизни и сознательного выбора ею
истинного себя.
«Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России» является руководством для каждого педагога в воспитательной
работе. Она актуализирует национальный воспитательный идеал, четко указывает цель
и задачи решения поставленной проблемы, описывает содержание духовно
нравственного развития и воспитания, базовых национальных ценностей и предлагает
основные принципы организации данной педагогической деятельности.
С этой же целью разрабатываются методические пособия, предусматривающие в
своей основе воспитательную деятельность как отдельный методический конструктор,
например, «Внеурочная деятельность школьников», авторами которого являются Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. Однако в данном пособии тема воспитания затрагивается
только в разделе VI «Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную
сферу школы» (занимает 3,5 страницы из 223 страниц): «6.3. О повышении
воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном
учреждении» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля
2002 г. № 13 – 5 – 28/13); и только половину страницы занимает «Реализация основных
направлений развития воспитания в системе образования на 2002 – 2004 гг.»,
утвержденных приказом Минобразования России от 25.01.02 № 193, в соответствии с
которыми важно:
– сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной
культуры, воспитание в детях бережного отношения к историческому и культурному
наследию народов России;
– формирование в детях духовнонравственных качеств;
4 – воспитание патриотов России, граждан правового демократического
государства, уважающих права и свободы других людей, проявляющих национальную
и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
– разностороннее развитие детей; формирование их творческих способностей;
создание условий для их самореализации; воспитание у них целостного
миропонимания и современного научного мировоззрения;
– формирование здорового образа жизни и ценностного отношения к семье;
– формирование трудолюбия, обучение основным принципам построения
профессиональной карьеры и навыкам поведения в обществе;
– формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников
средствами учебных дисциплин [69, с. 223].
Все рассмотренные образовательные программы преследуют одну цель:
духовнонравственное воспитание будущего гражданина.
Сегодня в России функционирует ряд экспериментальных школ, где во всех
классах, с сентября 2011 года проводятся занятия по духовнонравственному
воспитанию, отвечающие требованиям ФГОС НОО. Опрос учителей этих школ
показал, что данные занятия уже дают ощутимые результаты в духовнонравственном
воспитании младших школьников.
Кризис, который осознается и констатируется в сфере духовнонравственного
воспитания школьников в нашей стране, стал преодолеваться благодаря Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования
второго поколения: на дополнительные занятия с детьми в начальной школе выделено
десять часов внеурочного времени.
Внеурочную деятельность запланировано организовать по таким направлениям,
как духовнонравственное, спортивнооздоровительное, общеинтеллектуальное,
общекультурное и социальное развитие личности ребенка в форме круглых столов,
конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, поисковых и научных
исследований, экскурсий, кружков, секций, соревнований, общественно полезной
деятельности и др. Время, отводимое на внеурочную деятельность, – 1350 часов. Из
за отсутствия оплаты учителям за ведение данных занятий школы обратились за
помощью к учреждениям дополнительного образования. И сейчас в основном
реализация данной педагогической деятельности осуществляется педагогами
дополнительного образования.
Однако, если эти педагоги целью воспитательной работы выбрали одно из
ведущих направлений,
то можно
предположить, что дети будут испытывать недостаток духовнонравственного,
общеинтеллектуального, социального и общекультурного развития. В итоге
воспитание детей снова реализуется фрагментарно.
спортивнооздоровительное,
например,
Однако духовнонравственное воспитание само по себе включает все эти
направления. И не только эти, но и многие другие. Духовнонравственное воспитание
5 подразумевает и ведение ребенком здорового образа жизни через здоровое питание и
спортивное оздоровление организма, его желание учиться, стремиться как к
самовоспитанию, так и к интеллектуальному саморазвитию. Для этого при
организации жизнедеятельности младших школьников, конечно, могут быть
использованы возможности учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта. Может быть также использован богатый потенциал различных форм
организации отдыха и оздоровления детей, таких, как тематические и летние лагеря,
создаваемые на базе образовательных учреждений.
Вместе с тем разработанные сегодня направления духовнонравственного
воспитания решают существующие и возникающие проблемы не в полной мере.
Российское общество нуждается в осуществлении более эффективной
государственной политики в области духовнонравственного воспитания детей.
Безусловно, эту проблему необходимо решить, поскольку от этого зависит будущее
нашей страны, ее безопасность, развитие, экономическое и социальное благополучие.
В связи с этим ставится задача разработки эффективной системы духовно
нравственного воспитания. Опыт прежних воспитательных систем также может быть
востребован.
Педагогические системы Я.А.
В.А.
Сухомлинского, В.А. Караковского, А.З. Рахимова, а также других современных
педагогов [168, 175, 200, 219, 236, 243] и психологов [89, 90, 92, 93, 96, 138, 174],
новаторов и руководителей школ послужили теоретической основой для построения
нами модели духовнонравственного воспитания младших школьников.
Макаренко,
Коменского,
А.С.
Педагогическая система по А.С. Макаренко заинтересовала нас в плане
правоотношения целей и задач, методов и средств воспитания, их педагогической
логики и диалектической взаимосвязи. А.С. Макаренко говорит, что с точки зрения
такой логики мы не можем допустить никаких методов и средств, которые не привели
бы нас к поставленной нами цели [129].
В трудах В.А. Сухомлинского вызвали интерес положения о важной роли
принципов и условий сплочения детей, повышения эффективности воспитательной
деятельности педагогического коллектива:
– богатство отношений между детьми и педагогами, педагогического коллектива
между собой;
– ярко выраженная сфера гражданственности духовной жизни воспитанников и
их воспитателей;
– творчество, самодеятельность и инициатива как особые грани проявления
разнообразных отношений между членами коллектива детей и педагогов;
– постоянный рост духовных ценностей – идейных и интеллектуальных;
– гармония высоких и благородных интересов, потребностей и желаний;
– возрождение и сохранение традиций своего народа и своей семьи, передача их
в качестве духовнонравственного достояния от поколения к поколению;
– эмоциональная жизнь коллектива школьников и педагогов;
– строгая дисциплина, ответственность каждого ребенка за свой труд и за свое
поведение [212, с. 212] и др.
6 Вместе с педагогической системой в научной литературе рассматривается идея
построения системы «школакомплекс», которая также имеет непосредственное
отношение к нашей работе. «Школакомплекс» отвечает современным требованиям и
является новым типом школ. Например, опыт образовательных учреждений Ф.Ф.
Брюховецкого, А.А. Захарченко, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и
многих других — это созданные в разное время и в разных условиях школыкомп
лексы. Главной идейной основой таких школ является гуманизм. Здесь, в отличие от
других элитарных образовательных учреждений или школ с углубленным изучением
отдельных предметов, создаются в равной степени возможности и условия для
обучения и воспитания каждого ребенка.
Как показывает практика, система «школакомплекс» является одной из
перспективных моделей современного образовательного учреждения, где взрослые и
дети объединены в атмосфере гуманных отношений, где реализуются такие
педагогические цели, как развитие личности детей и их личных целей, удовлетворение
их актуальных потребностей. В такой воспитательной системе складывается тесная
связь школы с личностью ребенка и приоритетной становится разностороннее развитие
его личности, так как здесь совпадают интересы: деятельность, значимая для него,
оказывается значимой и для школы, а учебный процесс не гипертрофируется
жесткостью и обязательностью программ и режимов.
На опыте московской школы № 825, директором которой с 1977 года
является В.А. Караковский, можно изучить педагогическую систему современной
школы и проследить процесс саморазвития гуманистических идей обучения и
воспитания. До прихода В.А. Караковского это была обычная средняя школа с
обычным административнокомандным стилем управления, его характерной погоней
за высоким процентом успеваемости,
показательными «воспитательными»
мероприятиями и поддержанием строгой дисциплины. Педагоги испытывали
постоянное давление со стороны администрации, что привело отчужденности, страху
и взаимному раздражению в отношениях между педагогами и детьми.
Воспитательная система В.А. Караковского – система гуманистического
направления. Ведущей идеей выступает развитие интересов и способностей школьника
как развитие его личности. Концепция педагогического коллектива В.А. Караковского
опирается на принцип системности воспитания, а одна из важных задач его школы –
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и формирование в них
равносильного этим ценностям поведения [101].
Основу содержания воспитания по В.А. Караковскому, в первую очередь
составляют общечеловеческие ценности, призванные развить в детях добродетельные
черты и высоконравственные потребности. Главными из общечеловеческих ценностей
он выделяет восемь: Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.
С целью развития духовнонравственных ценностей у детей в образовательных
учреждениях создаются комплексные воспитательные программы, основанные на
данных ценностях; реализуются отдельные целевые программы: «Семья –
нравственная ценность человека», «Наша малая родина»; «Молодые граждане
России», фиксирующие нормы отношения детей друг к другу и их общения между
собой. Ядром таких отношений является развитие у них духовнонравственных
7 ценностей. Такая школа основана на самоуправлении, где взаимоотношения должны
быть приближены к отношениям в семье. Поэтому велика связь классного
руководителя с родителями [там же].
Слаженный механизм саморегуляции педагогической деятельности позволяют
педагогам сосредоточиться на духовнонравственном климате класса;
взаимоотношениях между детьми и т.д. совершенствуют воспитательную систему и
развивают педагогические дискуссии коллективный анализ, ведение систематической
работы по совмещению внеурочной и учебной деятельности при доминировании на
уроках коллективных и групповых форм работы, включающих дидактические игры и
научнопознавательные экспедиции, аукционы знаний и межпредметные занятия,
занятия творчества и разновозрастные занятия, и т.д. [там же].
Нами изучены и проанализированы труды педагогов [57, 59, 65, 71, 118, 119],
работавших над проблемой создания воспитательной системы образовательных
учреждений, в числе которых нам импонирует опыт воспитательной работы
профессора А.З. Рахимова на базе Республиканского лицеяинтерната г. Уфы
Республики Башкортостан. В образовательную деятельность лицея введены занятия
«Нравологии». Проведение этих занятий было возложено на кураторов и
воспитателей.
По указу Президента РБ М.Г. Рахимова от 26 сентября 2006 года утверждена
Концепция развития духовнонравственной культуры и гражданской активности
детей, подростков и молодежи «Молодежь – стратегический ресурс Республики
Башкортостан» на 2006 – 2015 годы [178]. В ней отмечается, что в целях
совершенствования системы духовнонравственного воспитания, обеспечения
материального благополучия детей и повышения социальной активности подростков и
молодежи необходимо разработать и утвердить план мероприятий по реализации
данной Концепции [там же, с. 4].
Впоследствии Концепция развития духовнонравственной культуры и
гражданской активности детей стала реализовываться в таких общеобразовательных
учреждениях, как «МБОУ СОШ № 18, 25, 40, 100, 101, 120, Башкирская гимназия №
144 г. Уфы; также МБОУ СОШ Сухоречки Бижбулякского района, МБОУ СОШ
Рухтинска Дуванского района, МБОУ СОШ № 25 г. Межгорья, МБОУ СОШ № 1, 2
Буздякского района, МБОУ СОШ Амзинска г. Нефтекамска, МБОУ СОШ № 2 п.
Чекмагушево, МБОУ РЛИ Дуванского района, МБОУ гимназия № 14 г. Белорецка
Республики Башкортостан; МБОУ гимназия № 54 г. Набережные Челны, МБОУ СОШ
№ 155 г. Казани Республики Татарстан; МБОУ СОШ «Артек», МБОУ СОШ
«Орленок», МБОУ СОШ № 8 г. Бакал Челябинской области, МБОУ Ресская
гимназия г. Клайпеды, так же МБОУ СОШ г. УстьИлимска, Барнаула, Тольятти,
Челябинска, Перми, Нижнего Новгорода Российской Федерации и т.д. [там же].
Во всех указанных образовательных учреждениях воспитательную деятельность
педагоги ведут по методическим руководствам профессора А.З. Рахимова и
Заслуженного учителя РФ В.С. Казыханова. Их опыт убедительно доказывает, что
работа детей в группах сплачивает их в один общий коллектив, учит работать сообща,
в команде, помогать друг другу, переживать друг за друга. Все это отражается и на
результатах воспитания.
8 Модернизация в данном направлении возможна только через развитие новых
технологий духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи, являющихся единым
образовательным пространством, структурирующим целостность современного знания
о гуманной ценности, здоровых духовнонравственных ориентирах.
В разработке модели духовнонравственного воспитания младших школьников
мы опирались на научные труды и опыт педагоговисследователей (И.И. Галимзянова,
А.В. Кирьяковой, Н.П. Шитяковой) и выделили шесть компонентов: целевой,
организационный, содержательный, процессуальнокоммуникативный, диагностико
результативный, рефлексивнооценочный, которые обобщенно представлены в таблице
1 и пояснены.
Целевой компонент включает в себя цели и задачи духовнонравственного
воспитания детей и приоритетные идеи построения педагогического процесса и,
согласно исследованиям А.В. Кирьяковой и Н.П. Шитяковой, является ядром
педагогического процесса, так как его цель – духовнонравственное воспитание
младших школьников. А задачами являются: создание единой воспитательной
направленности в развитии личности ребенка в процессе его духовнонравственного
воспитания; удовлетворение национальнокультурных запросов через систему
духовнонравственных оценок, выбора поступков обучающимися; формирование
потребностей в духовнонравственном саморазвитии,
самоактуализации и
самосовершенствовании.
Таблица 1
Компоненты процесса духовнонравственного воспитания младших школьников в
условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Целевой компонент
Цель: духовнонравственное воспитание младших школьников.
Задачи: создание единой воспитательной направленности в развитии личности ребенка в процессе
его духовнонравственного воспитания; удовлетворение национальнокультурных запросов через
систему духовнонравственных оценок, выбора поступков обучающимися; формирование
потребностей к духовнонравственному
самоактуализации и
самосовершенствованию.
саморазвитию,
Организационный компонент
Создание экспериментальной площадки по организации совместной воспитательной деятельности
педагогического коллектива школы, старшеклассниковкураторов, педагогов дополнительного
образования и родителей в духовнонравственном воспитании младших школьников.
Содержательный компонент
Деятельность классных
руководителей и учителей
Деятельность педагогов
дополнительного
предметников
образования
Деятельность
родителей
родительского
совета
и
Деятельность
ученического
совета
Занятия по авторским программе «Духовнонравственное воспитание младших школьников» и
учебным пособиям «Основы духовнонравственного воспитания» в 1 – 4 классах, программе
совместной деятельности образовательных учреждений и семьи «Формирование духовно
нравственных ценностей у младших школьников», программе воспитательных мероприятий,
родительского факультатива «Основы духовнонравственного воспитания детей в семье»,
организация совместной социокультурной деятельности образовательных учреждений и семьи,
организация информационнопросветительского пространства, индивидуальные консультации и
поддержка семьи и др.
9 Процессуальнокоммуникативный компонент
Этапы
Формы
Методы
1
констатирующий
2 формирующий
3 итоговый
групповые
и
индивидуал
ьные
теоретические и
эмпирические
Промежуточные результаты уровней
сформированности духовно
нравственной воспитанности детей.
низкий
средний
высокий
Диагностикорезультативный компонент
Взаимосвязанные аспекты духовнонравственной воспитанности младших
школьников
Методы выявления духовно
нравственной воспитанности
Критерии духовнонравственной
воспитанности
детей
младших школьников
Показатели духовно
нравственной воспитанности
младших школьников
Рефлексивнооценочный компонент
Анализ результативности функционирования
технологии духовнонравственного воспитания
младших школьников
управления
Анализ
воспитательной
деятельностью
Анализ
самоуправленческой
деятельности детей
Оценка окончательных результатов уровней сформированности духовнонравственной
воспитанности младших школьников: низкий, средний, высокий
Духовно и нравственно воспитанные младшие школьники
Учитывая открытость современной образовательной среды, важно отметить
значимость данного компонента в плане мобилизации совокупных воспитательных
ресурсов на основе согласованности педагогических действий учителей,
старшеклассниковкураторов, педагогов дополнительного образования и родителей.
Школа в этом пространстве отвечает не только за согласование их совместных
действий, но и за выработку четких ориентиров в духовнонравственном воспитании,
разработку разнообразных оценочных шкал и способов учета достижений школьников
в плане их личностных изменений.
Организационный компонент процесса духовнонравственного воспитания
младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и
семьи носит полиструктурный характер. Основу организационного компонента
составляет совместная воспитательная работа педагогического коллектива, кураторов
младших школьников из числа старшеклассников, родителей и других, значимых для
детей взрослых, наполненная конкретным содержанием.
Содержание воспитательной работы в рамках духовнонравственного
воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных
учреждений и семьи заключалось в планировании и реализации авторской программы
«Духовнонравственное воспитание младших школьников», учебных пособий «Основы
духовнонравственного воспитания», программ «Формирование семейных ценностей у
обучающихся в условиях реализации новых Федеральных государственных
образовательных стандартов», программытренинга «Мир вокруг нас», программы
родительского факультатива «Основы духовнонравственного воспитания детей в
семье» и программы совместной воспитательной деятельности образовательных
учреждений и семьи «Формирование духовнонравственных ценностей у младших
школьников» и др. Эти программные материалы позволили нам выстроить процесс
духовнонравственного воспитания как целенаправленную,
специально
10 проектируемую и организуемую деятельность педагогов по приобщению младших
школьников к духовнонравственным ценностям общества и являются для педагогов
методическим руководством.
Содержательный компонент процесса духовнонравственного воспитания
младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и
семьи обеспечил при использовании различных форм и методов педагогической
деятельности, достижение запланированных целей и результатов формирования
духовнонравственных ценностей в младших школьниках.
Процессуальнокоммуникативный компонент процесса духовнонравственного
воспитания младших школьников предусматривает использование аксиологического,
гуманистического и культурологического подходов, совокупность действий субъектов
воспитательного процесса («педагог–младший школьник», «педагог–младший
школьникродители», «ребенок–родители»), направленные на формирование духовно
нравственных ценностей.
В основу данного процесса включаются формы деятельности, которые призваны
обеспечивать наполнение всей жизнедеятельности младших школьников личностным
смыслом. Другим системообразующим фактором процессуальнокоммуникативного
компонента данного процесса выступает личность педагога.
Процессуальнокоммуникативный компонент в технологическом аспекте
включает в себя этапы, формы и методы воспитательного воздействия, а в социально
психологическом – широкую палитру взаимоотношений взрослых и детей в школьном
сообществе, различные формы коммуникации, которые влияют на развитие у младших
школьников духовнонравственных ценностей. Данный компонент предполагает
промежуточные результаты выявления сформированных духовнонравственных
ценностей у них, обеспечивает целостность педагогического процесса и
коммуникативную связь с внешней средой. Наряду с традиционными методами и
формами работы, в воспитательном арсенале появились разработанные нами
психологические тренинги, деловые и ролевые игры, ситуации успеха, различные
воспитывающие ситуации, часы общения и воспитательные проекты.
Диагностикорезультативный компонент разрабатывался на основе выбора
разнообразных методов оценки и учета промежуточных и итоговых результатов
духовнонравственной воспитанности, а также включал критерии и показатели
духовнонравственной воспитанности детей. Учитывая специфику социокультурной
среды сообщества образовательных учреждений, мы руководствовались такими
критериями сформированности духовнонравственных ценностей, как духовно
нравственные чувства, духовнонравственное сознание и духовнонравственное
поведение.
В соответствии с избранными критериями и показателями подбирались
диагностические методики, которые позволяли получить достоверную информацию о
различных сторонах исследуемого феномена.
Рефлексивнооценочный компонент включает в себя управление детьми своим
поведением. Содержание рефлексивного управления побуждает их к самоанализу на
основе духовнонравственных ценностей, к осознанию ответственности за свои
11 поступки; приобщает их к технологиям рефлексии; помогает в самоопределении ее
границ, стимулируя к собственному поиску резервов развития.
Также данный компонент включает оценку результативности духовно
нравственного воспитания младших школьников и самоуправления.
Изучение и анализ различных педагогических процессов показывают, что сложно
проводить грань между воспитательным и педагогическим процессом. На наш взгляд,
воспитательный процесс может называться педагогическим, а педагогический процесс,
в свою очередь, может называться воспитательным и включать в себя и
воспитательный, и обучающий процесс.
Выбор компонентов педагогического процесса может иметь различные
основания и являться интуитивным творческим актом. Взаимодействие компонентов
педагогического процесса способствует возникновению педагогического процесса.
Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения успешного
протекания данного процесса. Функцией же этого процесса является достижение
целей, задаваемых обществом. Например, учебное занятие есть целостная
динамическая процедура, а ее структурный элемент – это воспитательно
образовательный момент, который воплощает в себе учебновоспитательные цели,
задачу, методы и содержание учебного материала, формы организации деятельности
младших школьников.
Урок или занятие как процесс – это определенное количество компонентов,
необходимых для достижения воспитательнообразовательных целей, а структура –
это способы организации связи между ними.
Каждый компонент педагогического процесса состоит из отдельных элементов и
является его подструктурой. Именно от их состава и связи между ними зависит роль
данного компонента в получении запланированного результата. Например, если даже
педагог правильно сформулировал учебновоспитательную задачу урока, но не сумел
отобрать необходимый познавательный материал, то какие бы методы и формы
организации воспитательной деятельности он не применил, получение высокого
результата не является реальным.
Таким образом, педагогический процесс должен гарантировать достижение
определенного уровня образования, быть эффективной по результатам оптимальной
относительно сроков внедрения, затрат, сил и средств.
Важно, чтобы в основу педагогического процесса были положены принципы
гуманистического мировоззрения, предусматривающее формирование таких качеств
личности, как осознание единства природы и человека, отказ от авторитарного стиля
мышления во взаимодействии педагога и обучающегося, терпимость, склонность к
компромиссу, уважительное отношение к мнению другого, к другим культурам,
духовнонравственным ценностям и т.д.
В данном педагогическом процессе основное место принадлежит коллективу
школьников, в котором можно выделить два уровня управления: общешкольные /
классные или совместные / групповые коллективы. Вместе с тем управляемая
технология может быть представлена еще ученическими организациями, творческими
объединениями, кружками, спортивными секциями, отражающими многообразие
видов деятельности детей. Они заключаются в совместной духовнонравственной,
12 учебной, исследовательской, художественноэстетической, общественнополезной,
спортивной деятельности.
Главная подсистема в системе образования – это общеобразовательная школа.
Общество создает различные педагогические технологии подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогов, заботясь об их профессионализме и
компетентности с целью эффективного функционирования технологии духовно
нравственного воспитания младших школьников.
Социальноэкономические и политические преобразования, происходящие в
нашей стране, привели к пересмотру духовнонравственных устоев общества. В
настоящее время одной из актуальных проблем, определяющей будущее нашей
страны, является духовнонравственное воспитание детей. Образовательные
учреждения и семьи не смогут обеспечить духовнонравственное становление детей,
если учителя, ученический совет школы, педагоги дополнительного образования и
родители не будут обладать в полной мере духовнонравственным потенциалом и
стремиться к совместной педагогической деятельности, что является решающим
фактором образовательного процесса.
Таким образом, мы пришли к выводу, что именно ступень начального общего
образования является более благоприятной для развития у детей духовно
нравственных ценностей. Образование в начальной школе связано с интенсивным
формированием убеждений и мировоззренческих позиций, развитием у школьников
духовнонравственных общечеловеческих качеств.
Анализ практики образовательных учреждений и определенные нами
компоненты духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях
взаимодействия образовательных учреждений и семьи помогут создать технологию
эффективного духовнонравственного воспитания младших школьников на основе
аксиологического, гуманистического и культурологического подходов. Благодаря
интеграции стремлений субъектов воспитательной деятельности (воспитатель–
воспитанник; учитель–ученик; учитель–ученик–родители; учитель–педагог–куратор–
ребенок–родители) будет освоена социальная, природная и культурная среда, которая
позволяет расширить круг возможностей воздействия на младшего школьника и
корректировать влияние негативных факторов; создадутся условия для успешного
самоопределения,
самореализации и
самоконтроля личности ребенка. Все эти условия учитываются при создании модели
духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия
образовательных учреждений и семьи.
самоактуализации,
самоутверждения,
13
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Теоретические основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обновление ее компонентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.