Сведения о стандартах

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сведения о стандартах.docx

Сведения о стандартах

 

Изучение этого раздела целесообразно начинать с беседы, посвященной стандартам, необходимые для этого сведения содержатся в учебнике. Их можно расширить за счет материала, имеющегося в научно-популярной литературе, например в книге В. О. Гордона и Е. Г. Старожильца «Почему так чертят?».

Правила оформления чертежей, установленные ГОСТом, весьма разнообразны. С ними учащиеся встречаются при изучении различных тем школьного курса черчения. Одни и те же правила время от времени должны детализироваться и углубляться. Поэтому изучение их в учебнике рассредоточено по разным разделам.

Программа черчения 9 класса предусматривает изучение таких правил оформления чертежей, как «форматы»,

«линии», «нанесение размеров», «основная надпись чертежа» в разделе «Способы проецирования». По мнению авторов, такой подход к рассмотрению этих правил на проекционной основе вполне оправдан.

 

Шрифт для надписей на чертежах

Программа не требует углубленного изучения шрифта, так как надписи на чертежах должны выполняться шрифтом, начертание которого лишь приближалось бы к чертежному. По этой причине нет надобности отводить много времени на изучение этой темы. Учитель должен познакомить учащихся с особенностями и размерами чертежного шрифта, показать правила, характер написания текста прописными и строчными буквами. Учитель должен требовать от детей аккуратного и четкого выполнения основ- ной надписи на чертеже. Он должен указать им, что небрежно и неясно сделанные надписи (особенно цифры) могут быть неправильно истолкованы при чтении чертежа и приведут к браку на производстве.

Учителю следует иметь в виду, что надписи на чертежах теперь выполняются в соответствии с ГОСТом 2.304— 81, который значительно отличается от прежнего ГОСТа 2.304—68.

Нанесение размеров

Правила нанесения размеров в учебнике рассредоточены. Некоторые предварительные сведения о нанесения размеров содержатся в §2 «Правила оформления чертежей» учебника, другие — в §§14, 25, 33.

Содержание и последовательность сообщения в учебнике сведений о нанесении размеров на чертежах

Этап 1. §2. Правила оформления чертежей.

Ознакомление с правилами: нанесения выносных и размерных линий, стрелок, знаков , R, , размеров окружностей; расположения линейных размеров; условного обозначения толщины и длины деталей латинскими бук- вами s и l.

Этап 2. §11. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Сообщение сведений о нанесении размеров, определяющих форму и величину геометрических тел.

Этап 3. §14. Нанесение размеров с учетом формы предмета.

Понятие о том, какие размеры следует наносить на чертежах. Нанесение линейных размеров относительно контура изображения. Примеры нанесения размеров на деталях типа «Вал». Размеры фасок. Предусматривается усвоение учащимися сведений о связи анализа формы предмета с нанесением размеров. Упражнения в нанесении размеров на наглядных изображениях (см. рис. 119 учебника).

Этап 4. §17. Порядок чтения чертежей деталей. Даются практические тренировочные упражнения,

имеющие целью сформировать у учащихся умение выявлять размеры и взаимоположение частей деталей на основе анализа их формы (см. рис. 143, 144, 145, 146 учебника).

Этап 5. §18. Эскизы.

В процессе выполнения эскизов закрепляется умение рационально применять изученные правила нанесения размеров.

Этап 6. §19. Повторение сведений о способах проецирования.

Перенос и корректировка расположения размеров при выполнении чертежа по аксонометрической проекции предмета (см. рис. 161 учебника).

Выполнение чертежа в одном изображении с условными обозначениями и (рис. 162 учебника).

Этап 7. §22. Правила выполнения сечений. Нанесение размеров на чертежах валика со шпоночными пазами, отверстиями, срезами, окнами и вырезами (рис. 175, 177 учебника).

Этап 8. §24. Правила выполнения разрезов. Расположение размеров при выявлении внутренних и внешних форм деталей (рис. 186, 187, 188, 200 из учебника).

Этап. 9. §25. Соединение вида и разреза. Нанесение размеров с обрывом размерной линии (рис. 195, 201 учебника).

Этап 10. §29. Условности и упрощения на чертежах. Нанесение размеров при применении разрезов на чертежах и указаний одинаковых элементов, например отверстий (рис. 204, а и б учебника). Упражнение в нанесении размеров в связи с анализом геометрической формы дета- лей (рис. 207 учебника).

Этап 11. §31. Изображение и обозначение резьбы. На- несение размерных линий при изображении и обозначении резьбы (рис. 210, 214, 215 учебника).

Этап. 12. §34. Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры (рис. 232 учебника).

Этап 13. §37. Деталирование.

Применение изученных правил нанесения размеров. Использование справочных материалов при нанесении размеров и углового масштаба.

Этап 14. §38. Основные особенности строительных чертежей.

Ограничение размерных линий штрихами. Осевые размеры. Замкнутые размерные цепи. Высотные отметки. Особенности указаний размеров на строительных чертежах.

Особенность изучения правил нанесения размеров на чертежах состоит в том, что раздельно рассматриваются вопросы, относящиеся к правилам нанесения размеров, и сведения, позволяющие учащимся усвоить весьма трудную сторону графической деятельности — понять, где и какие следует указывать размеры на чертежах.

Постепенное ознакомление учащихся вначале с общими и простыми, а затем более сложными и специальными

правилами способствует осознанному их усвоению и закреплению при выполнении чертежей.

С тем чтобы облегчить учащимся изучение этого материала, удобно воспользоваться плакатом такого типа, который приведен на рисунке 65 ниже. На этом плакате, содержащем разные случаи нанесения размеров, даны указатели (кружки со стрелками), которые позволяют обращать внимание на определенную часть чертежа при его рассмотрении. Такой плакат целесообразно использовать первоначально для обобщения преподавателем правил нанесения размеров. При этом особо следует подчеркнуть, что размер, определяющий положение двух цилиндрических отверстий, наносится между их центрами, а не от краев, и объяснить, чем это вызвано. Затем можно использовать плакат по мере необходимости для опроса учащихся или беседы с ними.