Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Оценка 4.6

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Оценка 4.6
docx
13.12.2019
Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.docx

 

13.11                                    Урок №29                                               лит.9 класс

                Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Метод.цели урока: углубить знания учащихся о творчестве  А.С.Пушкина; познакомить учащихся с свободолюбивой лирикой поэта, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения, умение высказывать свое мнение; воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, учебник, проектор, экран, презентация

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I.  Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

 1.Проверка д.з.: чтение наизусть.

2.Анализ ст-я.

III. Мотивация уч. деят-ти : Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря».

 IV.Тема и целеполагание.

V. Работа по теме урока.                                                                                                                                1. Слово учителя.Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных окон освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода — вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

2.Чтение и анализ стихотворений 1).Ода «Вольность» (1817). В ней поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России.

— Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

— Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «самовластительный злодей», «увенчанный злодей»?

— Что, в отличие от произведений ХVIII века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?

— Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

-Что является основой свободы по Пушкину?(Пушкин страстно желает, чтобы мир жил по закону, который принят им самим, — но закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)

— Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

— Каково настроение, чувство лирического героя?(Поэт — противник насилия. Свобода, сего точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казненный Людовик — «мученик ошибок славных»), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция — акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:

                                                Падуг бесславные удары...

Погиб увенчанный злодей.)

— Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика ХVI и убийство Павла I?

— Чем заканчивается ода?(Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» — призывом, обращенным к царям:

                                                Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)

2)«Деревня» (1819).

 Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где

                                               Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

Позор.

«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденные в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создается обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», а торжество «Свободы просвещенной» связывает с волей царя.

--В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?(В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт — глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню — акт его воли.)

--Почему автор предпочитает деревню городу?(Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее «мирным шумом дубров» и «тишиной полей», суетной городской.Город — это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещенной мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить».)

— На какие три части делится стихотворение?

— Как в первой части — идиллического изображения природы — проявляется традиция сентиментальной литературы?(Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения).

-Проанализируйте пейзаж в «Деревне», докажите, что он увиден глазами человека со «свободной душой».

-Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

-Можно ли считать революционным вопрос — призыв, заключенный в последней части?

— Как в стихотворении «работает» прием контраста?

3) Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...»

Послание декабристам в Сибирь на каторгу написано в 1827 г.

   Пушкин хотел передать его с Марией Волконской (бывшей Машенькой Раевской), но не успел и передал с Александрой Муравьевой.

-На пушкинское послание написал ответ ссыльный поэт Александр Иванович Одоевский:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберегся под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

Пушкин в своем стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 г.

   Тема гражданская, тема верности идеалам юности.

Жанр — гражданское и дружеское послание. Послание — любимый пушкинский жанр. Средства поэтической выразительности.

Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы.

Олицетворение абстрактных понятий (традиции французских просветителей):

Надежда... разбудит бодрость и веселье

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы...

Свобода вас примет радостно у входа...

Эпитеты:Гордое терпенье, Скорбный труд, затворы мрачные, Свободный глас.

Сравнение:              Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

-Аллитерация на «Р», придающая звучанию стихотворения строгость и мужественность:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

4)Сообщение о П.Я.Чаадаеве.

5)«К Чаадаеву» Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический «символ веры» молодых «друзей вольности». Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

— Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?

— Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это связано?

— На какие три части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части?

— Как понимается свобода в этом стихотворении?(Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны... призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода — это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы — такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

— В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

— Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения?

— Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу?

— Что возникает в финале стихотворения?(В финале стихотворения возникает образ будущего, в котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезда пленительного счастья»), Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» — это тирания, деспотизм.)

6)«Птичка», «Узник»:

— Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?

— Какую роль в этом играют образы-символы птиц?

7)«Анчар» (1828). Стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке.В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

— Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

— Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

-Какое звучание придает стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева?

VI. Итог урока. Рефлексия.-Как характеризует Пушкина его свободолюбивая лирика?                                                                                                                                                                                                        VII. Домашнее задание:1. Выучить наизусть «К Чаадаеву» или «Во глубине сибирских руд…»  2. Сообщение «Адресаты любовной лирики Пушкина».

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019