«Свойства воды»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить
внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленности к водной среде.
Развивающая среда: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, палочки
или чайные ложки; соломинки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Содержание:
Воспитатель приглашает детей с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.
Опыт 1.
Вода прозрачная
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему ? (в воде видна)
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Подумайте, что было бы, если бы вода не была прозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения). А не будет растений – не будет птиц и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значить, нельзя загрязнять водоемы.
Опыт 2.
У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, Ио с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок и молоко. А вот морская вода содержит много соли, у неё соленый вкус, её нельзя пить.
Опыт 3.
У воды нет запаха
Дети нюхают воду. Чем она пахнет?( совсем не пахнет ) . Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как она очищается специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт 4.
Вода – жидкая, может течь.
Дать детям два стакана, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 5.
Вода бывает теплой и холодной
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная вода, а в каком - самая теплая. Можно измерять термометром воду в разных стаканчиках.
Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.
Проблемный вопрос:
Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду вы выбрали – теплую или холодную? Где больше разных растений и животных – в теплых или холодных морях? В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли).
Вывод: вода в водоемах разная по температуре, значит, в них живут разные растения и животные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.