Святые Лавры Руси (8-й класс)
Цели:
обучающие – рассмотреть историю становления и развития Святых Лавр Руси, как духовных и культурообразующих центров Руси;
воспитывающие – воспитание патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему Родины, потребность в сознательном служении на благо Отечества;
развивающие – развивать навыки видения культурообразующей роли Православия для России; ориентировать ребёнка в мире православных традиций и духовных истин; развивать навыки работы с информацией (анализ, синтез, обобщение в виде презентаций); развивать навыки публичного выступления с собственным проектом, подготовленным в программе Microsoft Power Point, развивать навыки работы в группе.
Тип – урок анализа и синтеза знаний
Святые Лавры Руси (8й класс)
Цели:
обучающие – рассмотреть историю становления и развития Святых Лавр Руси, как духовных и культурообразующих центров
Руси;
воспитывающие – воспитание патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему Родины,
потребность в сознательном служении на благо Отечества;
развивающие – развивать навыки видения культурообразующей роли Православия для России; ориентировать ребёнка в мире
православных традиций и духовных истин; развивать навыки работы с информацией (анализ, синтез, обобщение в виде
презентаций); развивать навыки публичного выступления с собственным проектом, подготовленным в программе Microsoft
Power Point, развивать навыки работы в группе.
Тип – урок анализа и синтеза знаний
Структура урока
I. Организационный момент;
II. Проведение презентации Святых Лавр Руси – выступление групп учащихся со своими презентациями; одновременная
работа экспертной группы из наиболее сильных учащихся над судейством выступлений и подготовке буклета;
III. Представление буклета «Путеводитель по Святым Лаврам Руси»;
IV. Подведение итогов презентации.
Подготовительная работа
Класс делится на шесть групп:
7 наиболее сильных и подготовленных учащихся составляют экспертную группу, которая будет оценивать
выступления рабочих групп с презентациями и разрабатывать из подготовленных материалов буклет «Путеводитель
по Святым Лаврам Руси»;
5 групп по четыре человека каждая готовят презентации Святых Лавр Руси (не более 10 слайдов) по следующему
плану:
o история становления Лавры;
o Храмы Лавры;
o Святые, почитаемые в Лавре;
o Лавра сегодня.
Святые Лавры Руси Россия
ТроицеСергиева Лавра;
СвятоТроицкая АлександроНевская Лавра;
Украина
СвятоУспенская КиевоПечерская Лавра;
Почаевская СвятоУспенская Лавра;
СвятоУспенская Святогорская Лавра;
ТРОИЦЕСЕРГИЕВА ЛАВРА, православный мужской монастырь, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе
Сергиевом Посаде Московской области; основан Сергием Радонежским в середине 14 века. Дату основания монастыря
возводят к 1337 году, когда Сергий основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова.
Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340х годах. В это же время здесь был принят устав
монашескогго общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря. Благодаря авторитету Сергия Троицкая обитель
становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву,
влияние Сергия нередко помогало разрешать междуусобные споры князей. Ученики и последователи Сергия впоследствии
основали 37 обителей в разных местах Руси.
В 1408 году монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422 году обитель восстановили; были открыты мощи Сергия
Радонежского, который был канонизирован как «покровитель земли Русской и заступник перед Господом Богом». К этому жевремени относится постройка первого белокаменного собора во имя Троицы, где хранились мощи Сергия Радонежского.
Монастырь стал местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». Культурная и духовная деятельность
Сергиевой обители приобрела первостепенное значение, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление
летописания, иконописание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели 15 века Епифаний Премудрый и
Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия — памятник древнерусской литературы, дающий представление о
раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. Сооружение в 15401460х годах каменных стен с 12
башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 1014 м, ширина 5,56 м) превратило монастырь мощную
крепость. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, настоятели монастыря получили сан
архимандритов (1561) и первое место среди настоятелей русских монастырей. Настоятели монастыря пользовались
расположением царской семьи, принимали в число своих иноков выходцев из знатных семей.
В 1564 году монастырь пережил разрушительный пожар, после которого был выстроен заново. В 1685 году освящен
монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы. В Смутное время монастырь сыграл значительную роль в
консолидации русских патриотических сил; обитель выдержала 16месячную (16081609) осаду войск Сапеги и Лисовского
(Троицкая осада). Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмахграмотах
поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель способствовала организации
первого земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского — пожертвовала на защиту Отечества драгоценные
вещи из ризницы, значительные денежные суммы, принимала у себя раненых и больных воинов.
В 1682 году во врeмя стрелецкого бунта в обители укрывалась Софья Алексеевна с малолетними царями Петром и Иваном
Алексеевичами. В 1689 в монастыре нашел защиту царь Петр I; при нем здесь были построены замечательные памятники
«нарышкинского» барокко — трапезная палата с храмом Сергия Радонежского и царский дворец («Чертоги»). В 1738 году по
указу императрицы Анны Ивановны монастырь по образцу КиевоПечерской лавры стал управляться Духовным собором
старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны 8 июня 1744 года ТроицеСергиев монастырь стал именоваться лаврой. С
1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были
священноархимандритами ТроицеСергиевой лавры. К ТроицеСергиевой Лавре были приписаны малые монастыри: Спасо
Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия, Смоленская Зосимова пустынь, скит Параклит,
Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.
С 16 века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц стал крупным землевладельцем. В конце
17 века ему принадлежало 16,8 тысяч крестьянских дворов, к 1763 году — 214 тысяч десятин пахотной земли и 106,5 тысяч
душ крепостных крестьян в 15 губерниях. В результате секуляризации церковных и монастырских владений в 1764 году лавра
лишилась большинства угодий и крестьян. Тем не менее, благодаря рачительному ведению хозяйства лавра располагала
значительными материальными средствами. Монастырь вел торговлю хлебом, солью, рыбой, ремесленными изделиями.
Большие доходы позволяли вести строительство новых монастырских зданий. Во время Отечественной войны 1812 года
обитель пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом,
сенокосами, прудами, а также типография, литография, фотография, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки в
Сергиевом Посаде.
С 1742 года в лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 году в лавру была переведена московская Славяно
греколатинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов». На ее основе начала действовать Московская
духовная академия.
До 1917 года членами монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его наместник
архимандрит, 420 человек братии. Декрет Совета Народных Комиссаров в январе 1918 году лишил источников существования
духовные учебные заведения лавры. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919 года угроза
закрытия нависла над самой лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия
Радонежского. 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК РСФСР о закрытии лавры; в конце мая 1920 года был закрыт
Троицкий собор, монахи выселены из лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые
коммуны. В 1920 года было принято решение о создании музея в стенах ТроицеСергиевой лавры (в 1940 получил статус
музеязаповедника).
В 19461947 годах лавра была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее
богослужение; восстановлена монашеская жизнь С 1948 года возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В
стенах ТроицеСергиевой лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви, а также
международные конференции и совещания религиозных деятелей.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице
Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице
Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития.Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать — Марией. В
семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала
грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья,
страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от
города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.
После кончины родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в
Маковец — пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице.Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником
Митрофаном в монашество с именем Сергий.
Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести
строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к 13301340м
годам. Сергий стал его вторым игуменом (около 1353) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго
сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий
сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого
монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики
учредили около 40 новых монастырей. Константинопольский патриарх Филофей в 1372 году прислал Сергию свое
благословение. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел в своем монастыре общежитийный устав, принятый
позднее во многих русских монастырях. Этот устав отменял принятое до того раздельное жительство монахов. Принятие
общежитийного устава и его распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и
константинопольского патриарха на другие монастыри СевероВосточной Руси явилось важной церковной реформой,
способствовавшей превращению монастырей в крупные корпоративные организации. Сергий пользовался большим уважением
митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно
отказался.
Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал
с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий
благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра
(Пересвета) и Андрея (Ослябю), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками.
В 1385 году Сергий уладил конфликт московского князя с рязанским князем Олегом Ивановичем. Сергий был похоронен в
основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был
канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее «Житие Сергия
Ражлнежского» написано Епифанием Премудрым.
АЛЕКСАНДРОНЕВСКАЯ ЛАВРА в СанктПетербурге. Основана в 1710 в память победы Александра Невского над
шведами; статус лавры — с 1797. Комплекс сооружений: Благовещенская церковь (17171722), Троицкий собор (17781790). В
АлександроНевской лавре могилы русских полководцев, деятелей русской и советской культуры (М. В. Ломоносова, А. В.
Суворова, М. И. Глинки). В 1918 монастырь закрыт; ныне заповедник, в котором находится Музей городской скульптуры.
АЛЕКСАНДРОНЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В САНКТПЕТЕРБУРГЕ
По преданию, АлександроНевский монастырь, основанный царем Петром I в СанктПетербурге в 1710 году, был построен на
том самом месте, где в 1240 году князь Александр Ярославич Невский разбил шведское войско. В 1713 году в монастыре
возвели деревянную Благовещенскую церковь, а в 17171724 годах работавший в России архитектор Доменико Трезини
построил на ее месте каменный храм того же названия. В 1724 году в Благовещенскую церковь из Владимира были перенесены
мощи князя Александра Ярославича. С этого времени храм стал усыпальницей русских царевен и цариц, великих князей,
знатных лиц государства. В 17741790 годах в обители возвели Троицкий собор – главное здание архитектурного ансамбля
монастыря и перенесли туда мощи князя Александра Ярославича. Тогда же на территории монастыря возникло кладбище, где
покоится прах деятелей русской культуры, прославленных полководцев. В 1797 году АлександроНевский монастырь в
СанктПетербурге был возведен в степень лавры.
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ получил в Золотой Орде ярлык на Великое княжение лишь в 1252 году. Шесть лет
продолжалось противоборство между русскими князьями за право называться Великим князем Владимирским. Сразу после
смерти Ярослава Всеволодовича престол занял его брат Святослав Всеволодович. Через два года, в 1248 году, он был изгнан
из Владимира своим племянником Михаилом Хоробритом. В это время в Золотой Орде решался вопрос, кто из сыновей
Ярослава – Андрей или Александр – более достоин титула Великого князя. Ярлык на Великий стол первым получил брат
Александра Невского – Андрей Ярославич. Но вскоре Александр добился своего и с помощью татарского войска под
предводительством Неврюя изгнал брата из Владимира, а в 1252 году сам стал Великим князем.
Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северозападных
границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (12361251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря
победам, одержанным в "Невской битве" (1240 год), в "Ледовом побоище" (1242 год), а также многочисленным вылазкам
против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими
землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголотатарам. Это была политика мира и сотрудничества,
целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось
добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголотатар. Вместе с тем в годы правления
князя Александра на Руси была введена система баскачества. Это привело к народным волнениям сначала в Новгороде (1259
год), а затем и в других городах княжества: Ростове, Суздале, Владимире (1262 год). Во время этих восстаний были убиты
татарские баскаки, и князь Александр поехал в ставку хана просить о помиловании. Эту задачу ему удалось выполнить, но,возвращаясь из Орды, 14 ноября 1263 года князь Александр Ярославич Невский умер в Городце. В 1724 году по приказу
Петра Великого прах Александра Невского был перезахоронен в СанктПетербурге в АлександроНевской лавре. Александр
Невский канонизирован Русской православной церковью. В честь Александра Невского был учрежден орден (1725 год),
который стал одной из высших наград в Российской империи. Его девиз "За труды и Отечество".
КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, древнейший мужской православный монастырь на Руси; основан в 1051 году при Ярославе
Мудром в Киеве, в 1598 году получил статус лавры. В 1119 веках КиевоПечерская лавра была крупным религиозным и
культурным центром, в котором велось летописание, действовали иконописная мастерская, типография, школа.
Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке — печеры) были в древности местами жительства монахов и
храмами, затем только кладбищем. Монахов хоронили в печерах до 16 века. В 1112 веках монастырь был одним из
культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор. В 1315 веках
здесь был создан КиевоПечерский патерик (сборник сказаний о жизни монахов). В конце 1617 веке после Брестской унии
1596 года монастырь, приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В начале 17 века при лавре была
создана первая в Киеве типография. До 18 века лавра владела обширными землями с крепостным крестьянским населением.
Монахи КиевоПечерской лавры враждебно встретили Октябрьскую революцию.
В 1926 году территория лавры составила историкокультурный музейзаповедник, в 1929 году монастырь был закрыт. В
период Великой Отечественной войны, в 1942 году монастырь возобновил свою деятельность, но в 1961 году вновь был
закрыт. Немецкофашистские захватчики разграбили ценности музеязаповедника, повредили и разрушили около 70
памятников и зданий. Начиная с 1944 года в КиевоПечерской лавре велись восстановительные и реставрационные работы. На
территории заповедника находится ряд музеев. С конца 1980х годов началось возрождение монашеской жизни в лавре. В 1988
году начал действовать СвятоУспенский КиевоПечерский монастырь, в 1989 году открылась духовная семинария.
Архитектурный комплекс КиевоПечерской лавры складывался в 1118 веках. Он включает Верхнюю лавру и ансамбль
Ближних и Дальних пещер. Древнейшие сооружения — Успенский собор (10731078, разрушен в 1941, восстановлен
полностью в конце 1990х гг.), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 17221729). Сооружения в стиле
украинского барокко: каменные оборонительные стены (16901702), церковь Всех святых (16961698) над Экономическими
воротами; ряд зданий, возведенных С.Д. Ковниром (Ковнировский корпус); церковь Воздвижения на Ближних пещерах (1700)
и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696); Великая колокольня (173145, архитектор И.Г. Шедель) —
главная вертикаль КиевоПечерской лавры, связавшая архитектурный ансамбль в единую пространственную композицию.
ПОЧАЕВСКОУСПЕНСКАЯ ЛАВРА (Почаевская лавра ), мужской монастырь в городе Почаеве Кременецкого района
Тернопольской области Украины.
Монастырь в Почаеве был основан в 16 веке и до начала 18 века являлся одним из центров борьбы православия с
католичеством и униатством на Украине. В 1618 году при монастыре была основана типография. В 1720 году монастырь был
передан униатскому монашескому ордену базилиан. После подавления Польского восстания 18301831 годов Почаевский
монастырь был передан православному духовенству и в 1833 году получил статус лавры. На его территории находятся
архитектурные памятники: барочный Успенский собор (18 в.), Троицкий собор в новорусском стиле (1906 год).
СВЯТОУСПЕНСКАЯ СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА Это – самая «молодая» Лавра Православной Руси и, пожалуй, всего
Православного мира. Сама обитель имеет древнюю историю, однако статус Лавры получила совсем недавно – в 2004 г. Святая
обитель расположилась на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом. Святогорская
обитель словно вырастает из скал, в меловых пещерах, соединённых длинными галереями, расположились подземные храмы и
кельи. Большая часть монастыря расположена в толще гор, где проводили свою жизнь подвижники и молитвенники,
спустившиеся под землю, чтобы взыскать неба, отрекавшиеся от жизни мирской ради Царствия Небесного. Неслучайно это
место получило название Святые горы, или Святогорье.
Домашнее задание
Эссе «Святые Лавр Руси».
Библиографический список
1. Духовнонравственная культура в школе: Учебнометодическое пособие по основам православной культуры для
учителей общеобразовательных школ. Сб.I. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно
конфессиональных отношений, 2007.
2. Духовные посевы: Духовнонравственное чтение для народа, школы и семьи. – с. НиколоПогост: НООФ «Родное
пепелище», 2006.
3. Ильин И. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.
4. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2006.
5.
Храмы России/ (Авт.сост. С. Минаков). – М.: Эксмо, 2008.