Связь общительности и типа темперамента личности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема роли темперамента в общении…………………………….5
1.1 Темперамент как индивидуальная характеристика человека…………..…5
1.2 Взаимосвязь темперамента и общения……………………………………13
Глава 2. Исследование особенностей влияния темперамента на общение на примере коллектива……………………………………………………………..18
2.1 Методы исследования индивидуальных особенностей темперамента…………………………………………………………………….18
2.2 Анализ влияния темперамента на специфику общения………………..…20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………24
Введение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.
Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.
На характер общения, его успешность оказывает влияние темперамент его участников.
Темперамент -- характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
Цель данного исследования - изучение роли темперамента в общении.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие темперамента как индивидуальной характеристики человека;
2. Определить взаимосвязь темперамента и общения;
3. Исследовать индивидуальные проявления темперамента и особенности общения и сделать вывод о влиянии темперамента на общение.
Объект исследования: сфера общения личности.
Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков.
Методы исследования: тестирование, математическая обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно выработать рекомендации по организации коллектива на основе учета их особенностей общения и типов темперамента.
Глава 1. Проблема роли темперамента в общении
1.1 Темперамент как индивидуальная характеристика человека
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
По мнению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Типы темперамента в практической психологии Б. В. Овчинников, И. М. Владимирова, К. В. Павлов. - М.: Сфера, 2003. С. 60
И. П. Павлов установил три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
Таким образом, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
сила нервн. процессов |
уравновешенность нерв. процессов |
подвижность нерв. процессов |
темперамент |
|
сильный |
уравновешенный |
подвижный |
сангвиник |
|
сильный |
инертный |
флегматик |
||
сильный |
неуравновешенный |
холерик |
||
слабый |
меланхолик |
|||
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
1.2 Взаимосвязь темперамента и общения
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию и другие состояния общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс.
Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности. Относительно ее они отыскивают все компоненты, свойственные деятельности вообще.
Третьи полагают, что общение может существовать в различных формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного.
Все эти подходы отражают многоплановость, сложность такого феномена как общение.
В литературе общение изучается авторами, как с внешней, так и с внутренней стороны. Под внешней стороной понимается доступное наблюдению коммуникативное поведение партнеров, обращение друг с другом. О внешней стороне межличностных контактов членов группы можно судить по характеру, направленности, количеству и содержанию обращений друг с другом. Внутренняя сторона общения -- это отношение партнеров друг к другу, эмоциональные проявления друг к другу. А также изменение ихценностных ориентации, целей, установок личности после общения партнеров
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Общительность - это относительно устойчивая система коммуникативных характеристик субъекта (мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических), которая проявляется в различных видах деятельности человека и обуславливает их. Иными словами, общительность является не только условием межличностного взаимодействия, но и его результатом. Она развивается и формируется в конкретной коммуникативной деятельности человека.
Разным подходам к исследованию соответствуют различные определения понятия общительности. В рамках многомерно-функционального подхода, разработанного А.И Крупновым, общительность понимается как система устойчивых мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик, обеспечивающих готовность и стремления субъекта к межличностному взаимодействию. Природа общительности личности, ее внутренние побуждения к проявлению данного свойства оказывают влияние на взаимоотношения людей, на успешность их общения. Ранее изучались взаимосвязи феномена общительности со свойствами нервной системы и другими электроэнцефалографическими характеристиками мозга, с особенностями эмоциональной сферы, со свойствами темперамента, а также этно-психологические различия в структуре общительности, половые различия в структуре общительности.
Так, Р.Кеттел (1950) в 16-ти факторной модели выделяет показатели общения, которые характеризуют особенности содержательной стороны общения: дружелюбие, внимательность, сварливость, эгоизм, подозрительность, недоверчивость, добросердечность, честность, обязательность. К динамическим признакам общительности относится потребность в общении, стремление к большим компаниям, к совместным действиям, склонность к социабельности, инициативность, широта круга общения, легкость вступления в общение, в социальный контакт, его устойчивость и выразительность. Фактор общительности был выделен и в 13-факторной модели темперамента Гилфорда (1959), в который вошли такие характеристики как склонность к дружескому общению, формальным и неформальным контактам, к лидерству, отсутствие робости, застенчивости и потребности уединиться. Ф. Зимбардо (1991), характеризуя обратную сторону общительности - застенчивость, определяет ее как препятствие общению с другими людьми или как чрезмерную сосредоточенность на себе, чтозатрудняет эффективно общаться человеку, выражать свое мнение и сопровождается негативными переживаниями одиночества, страха и тревожности.
Так в работе А.И. Ильиной (1961) была выявлена высокая устойчивость и индивидуальная стабильность динамических признаков общительности, а также связь их со свойствами темперамента и подвижностью нервной системы. Сходные данные были получены в исследованиях Л.Ф. Василенко (1967, 1970). В работе Л.В. Жемчуговой (1980) обнаружены связи признаков общительности с силой нервной системы, относительно возбуждения и некоторыми свойствами темперамента. Кроме того, обусловленность динамических характеристик общительности обнаружена и со сторон лабильности, активированности нервной системы (А.И. Крупнов, 1983, 1984). Так у испытуемых, обладающих лабильной и активированной нервной системой, в большей степени выражено стремление к общению, им свойственна легкость в завязывании контактов и широта круга общения. Инертные же, инактивированные испытуемые, характеризуются противоположными динамическими признаками общительности.
Признаки активности общительности достаточно широко используются в отечественной психологии для описания типов темперамента. Наиболее типичная характеристика дана А.Г. Ковалевым (1954). "Для сангвиника,- пишет он,-- характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в общении с новыми для него людьми, независимо от их авторитета... Меланхолик несколько замкнут, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди, он смущается и теряется при установлении с ними контакта, а отсюда склонен уходить в себя, замыкаться в одиночестве."
Аналогичные описания индивидуальных проявлений общительности можно встретить в целом ряде работ, посвященных характеристике типов темперамента. В зарубежных работах динамические признаки общительности также связывают с природными предпосылками и довольно часто употребляют для характеристики различных типов темпераментов. Так Кречмер (1921), описывая циклотимический темперамент, отмечал, что люди, обладающие этим типом темперамента, общительны, быстро вступают в приятельские отношения с другими людьми, стремятся к общению, радуются всякому новому лицу и т.д. Люди же, обладающие шизоидным типом темперамента, могут быть абсолютно необщительны или избирательно общительны. Шелдон (1951) отмечал, что для висцеротоников характерна легкость в общении, потребность в людях и т.д. Скрытность же, затруднение в установлении контактов, потребность в уединении, в большей мере, свойственна церебротоникам. В семифакторной модели темперамента Терстоуна (1947) фактор общительности характеризовался, как желание находиться в компании, склонность к сотрудничеству, легкость в завязывании знакомств и т.д.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Глава 2. Исследование особенностей влияния темперамента на общение на примере коллектива
2.1 Методы исследования индивидуальных особенностей темперамента
Практическая часть состоит из нескольких этапов:
диагностика структуры темперамента В.М.Русалова
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Экспериментальной базой исследования является творческий коллектив. В исследовании принимали участие испытуемые 23- 35 лет в количестве 35 человек.
Для установления влияния темперамента на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик.
Для определения типов темперамента и выявления стиля общения были использованы следующие методики:
1.Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)
2.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно - деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник - средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
Было выявлено, что в коллективе большинство (65%) – это сангвиники, 20% - флегматики, 10% - это меланхолики и всего 5% - холерики.
2.3 Анализ влияния темперамента на специфику общения
Был проведен опрос в коллективе с помощью трех вопросов и выявлена взаимосвязь влияния темперамента на специфику общения.
1) С кем вам приятнее всего общаться и работать в коллективе?
2) Кого вы считаете более креативным?
3) С кем бы вы хотели меньше всего взаимодействовать?
Сангвиники имеют высокий и средний статус в коллективе, у них развита способность к общению. Общительность сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость).
Общительный сангвиник без излишнего напряжения и внутренней скованности может выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей. Он легко находит нужные слова в соответствующей ситуации.
Холерики отличаются высоким и средним уровнем развития общительности.
В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в коллективе благоприятное положение. Или же повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений с коллегами.
Флегматики имеют немногочисленные контакты с коллегами, но и не отвергаются ими. Флегматики часто бывают излишне спокойны, медлительны, с трудом вступают в разговор.
Меланхолики имеют низкий социометрический статус, отличаются подавленным настроением, замкнуты. В данном случае нельзя определенно сказать, что тип темперамента оказал непосредственное влияние на низкий уровень развития общительности. Низкая коммуникабельность этих людей может определяться множеством факторов (личностными особенностями, воспитанием в семье, низкой адаптированностью в коллективе и проч.).
Заключение
Коммуникативные процессы многочисленны и разнообразны, они составляют важную сторону жизнедеятельности людей. При рассмотрении коммуникативного аспекта деятельности человека большинство исследователей преимущественное внимание уделяют общению, т.е. непосредственному процессу межличностного взаимодействия.
Общение - необходимый способ любой согласованной деятельности. Общение является важным компонентом налаживания дружеских, приятельских отношений, а также деловых, профессиональных. Общение относится к числу основных потребностей человека. Коммуникативная потребность может определять не только общение, но и другие формы человеческого поведения. Человек стремится к общению для удовлетворения не только коммуникативной потребности, но и многих других. Без общительности многие другие достоинства человека могут остаться незамеченными или не получить должной оценки и признания.
Уровень проявления общительности личности определяется тем, какова у нее мотивация к общению, стремление к общению, заинтересованность в контактах. На развитие способности к общению оказывает влияние и темперамент.
Темперамент относится к числу фундаментальных индивидуально-психологических образований оказывающий самое непосредственное влияние на эффективность на проявление способностей к общению.
Динамические признаки общительности часто связывают с природными предпосылками и употребляют для характеристики различных типов темпераментов.
Итак, как показало исследование, темперамент накладывает отпечаток на способы поведения в общении. Сангвиники почти всегда инициаторы в общении, легко сходятся с незнакомыми людьми, чувствуют себя в компании незнакомых людей непринужденно. Меланхолика новые люди и обстановка пугают, он смущается, теряется среди незнакомых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Высокая импульсивность холерика иногда может оттолкнуть окружающих, но в целом уровень общительности у них довольно высокий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что темперамент накладывает определенный отпечаток на поведение людей в общении, однако уровень общительности в конечном итоге не определяется одним темпераментом, а зависит от множества других факторов.
Список используемой литературы
Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности.2001- 256с.
Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика, 2001-336с.
Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990
Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника. Киев. 1993.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.
Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М.: Дело, 2000.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.
Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед.учеб. заведений В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 3-е изд. - м.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. -688 с.
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.