Конструкт №7
Класс: 3
Тема урока: Связь слов в предложении. Словосочетание
УМК: Школа России
Цель: формирование умения выписывать словосочетания из предложения в процессе выполнения упражнений
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные: обучающиеся знают, что такое главные члены предложения, что такое простое предложение и что такое сложное предложение, знают как устанавливается связь слов в предложении, умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем, умеют составлять схемы предложений
Задачи:
Воспитательные: воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций
Развивающие: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять поиск средств ее осуществления, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое главные члены предложения, что такое простое предложение и что такое сложное предложение, как устанавливается связь слов в предложении, научить выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем, составлять схемы предложений
Принципы воспитания:
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Создание положительного эмоционального подъема
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения:
Принцип сознательной активности
Принцип наглядности
Принцип системности и последовательности
Принцип прочности
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: метод взаимной проверки
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
Демонстрационные: мультимедийная презентация "Связь слов в предложении. Словосочетание"
Индивидуальные: диаграмма "рефлексия", учебник тетрадь, пенал
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап(2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)
3. Решение проблемы (8 мин.)
4. Первичное закрепление (7 мин.)
5. Самостоятельная работа (10 мин.)
6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Итого: 40 мин.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — Текст : электронный // РЕЕСТР : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".
4. Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 1-4 классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20": рассмотрено на педагогическом совете / протокол № 12 от «30» 08 2023 г. – 157 с. – Текст: непосредственный
5. Канакина, В. П. Учебник. Русский язык. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 14-е изд. — Москва : Просвещение, 2023. — 165 c. — Текст : непосредственный
Макет доски
Мультимедийная презентация |
Дата. Классная работа |
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на предстоящую
|
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, сегодня урок русского языка проведу я. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Проверьте, чтобы в пенале у вас лежала линейка, простой карандаш, ручка и цветные карандаши. Уберите все лишнее с парты. У кого все готово садитесь на свои места. - Урок я предлагаю начать с вопроса. Подумайте, какое у вас настроение? - Посмотрите, на столах у вас лежат круги. Найдите сектор, где написано "Мотивация в начале урока". Предлагаю взять карандаш любого цвета и закрасить цветом столько, насколько ваше настроение хорошее и вы готовы к работе на уроке.
- Кто закрасил, покажите мне. Вижу, что большинство из вас готовы к работе и у вас хорошее настроение. Отложите на край парты круги. Мы к ним вернемся в конце урока. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку.
Отмечают в кругу свое настроение и готовность к работе. |
Ф |
Диаграмма "рефлексия" |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
Обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать знания и способы действия. Подвести детей к теме урока.
|
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю вспомнить то, что мы изучили на прошлом уроке. - На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные) - Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа) - Какое предложение называется сложным? (Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ) - Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми) - Чему мы учились, чтобы было проще определить количество грамматических основ в предложении? Все верно, мы учились составлять схемы предложений. - Предлагаю вспомнить, как мы составляем схемы предложений. Для этого мы выполним упражнение. Спиши. Подчеркни главные члены. Составь схему предложения и определи, простое или сложное предложение. 1) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву) 2) Однажды Петя возвращался из детского сада. (Н. Носов) 2) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин) - Перед тем, как мы выполним упражнение, предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнюю дату и классная работа. - Вижу, что все записали. Предлагаю приступить к выполнению задания. - ..., прочитай 1 предложение. - Спишите его в тетрадь. Даю вам 1 минуту для того, чтобы подчеркнуть в нем все главные члены предложения. - Предлагаю составить схему, чтобы увидеть, сколько грамматических основ в этом предложении. - Как мы составляем схему предложения? С чего мы начинаем? Ставим квадратную скобку. Что делаем дальше? Отлично. Мы обозначили первую группу главных членов. - Что нам сейчас нужно сделать? Все верно, поставить запятую и перенести в схему оставшиеся ГЧП. - Даю вам 1 минуту для того, чтобы доработать схему. - Сколько грамматических основ получилось? 2. Значит какое это предложение? Сложное, молодцы. - Спишите 2 предложение и выделите в нем ГЧ. Какая схема у нас получится? Составьте схему. Простое это предложение или сложное? Простое, все верно. - Спишите 3 предложение и выделите в нем ГЧ. Какая схема у нас получится? Составьте схему. Простое это предложение или сложное? Сложное, все верно. - Ребята, мы с вами справились с заданием, я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока. - Предлагаю перейти к новой теме. Для того, чтобы ее узнать, посмотрите на слайд. Тема написана зеркально. Кто хочет попробовать прочитать тему? - Молодцы. Тема урока: Связь слов в предложении. Словосочетание. - Для того, чтобы изучить эту тему, предлагаю составить задачи урока. - Для этого нам нужно расставить их в правильном порядке. Кто хочет попробовать восстановить порядок? - Молодцы. Задачи урока: 1) Узнать, как происходит связь слов в предложении 2) Узнать, что такое словосочетание 3) Выполнить упражнения - Предлагаю перейти к решению этих задач. |
Отвечают на вопросы учителя по теме прошлого урока.
- Мы учились составлять схемы предложений.
Записывают дату и классная работа в тетрадь. Списывают предложение.
Выделяют грамматическую основу. Вспоминают, как составляется схема предложения. Составляют схему предложения.
Списывают предложение. Выделают в нем ГО. Составляют схему предложения. Списывают предложение. Выделают в нем ГО. Составляют схему предложения.
|
Ф |
Мультимедийная презентация |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные: обучающиеся знают, что такое главные члены предложения, что такое простое предложение и что такое сложное предложение, умеют составлять схемы предложений |
3. Решение проблемы.
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе. |
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: метод взаимной проверки |
- ..., прочитай 1 задачу. - Для того, чтобы узнать, как связаны слова в предложении, предлагаю записать в тетрадь следующее предложение: В поле созрела густая пшеница. - Подчеркните в этом предложении главные члены. - Где в этом предложении подлежащее? Пшеница. Сказуемое? Созрела. - Посмотрите на сказуемое. Найдите в предложении слово, которое поясняет слово пшеница. Что это за слово? Густая. Какой вопрос мы можем задать от слова "пшеница" к слову "густая"? - Вопрос "Какая?" молодцы. Есть ли в предложении еще слова, которые поясняют подлежащее? Нет, хорошо. Посмотрите на сказуемое и найдите в предложении слово, которое поясняет слово "созрела". Слово "в поле". Какой вопрос вы можете задать от слова "созрела" к слову "в поле"? Вопрос "Где?", все верно. - Ребята, для того, чтобы указать связь слов в предложении, мы будем использовать стрелки. Возьмите простой карандаш. Начинаем вести вертикальную линию от слова, от которого задаем вопрос "пшеница". Затем ведем горизонтальную линию до слова к которому задаем вопрос "густая" и рисуем стрелку к нему. - Сверху над горизонтальной линией пишем вопрос, на который отвечает слово к которому задаем вопрос. - И точно также мы указываем связь между словом "созрела" и словом"в поле". Не забываем подписать сверху над стрелкой вопрос. - Мы с вами узнали, как происходит связь слов в предложении? Отлично. - ..., прочитай 2 задачу. - Ребята, для того, чтобы узнать, что такое словосочетание, предлагаю выписать под предложением слово "пшеница". Открываем скобку и записываем вопрос, который мы указали над стрелкой в предложении. Сейчас записываем слово, которое зависит от слова "пшеница". - Посмотрите, мы с вами сейчас выписали словосочетание. - У словосочетания есть главное слово и зависимое. - Главное слово - слово от которого задается вопрос. В этом словосочетании какое слово будет главным? Все верно, слово "пшеница". Над главным словом всегда ставится крестик. -Зависимое слово - слово к которому задается вопрос. В нашем случае это какое слово? - К нему, точно так же как и в предложении, мы ведем стрелку. - Посмотрите, мы с вами выписали словосочетание. - Предлагаю познакомиться с правилом. Откройте учебник на 31 странице.
..., прочитай правило. Остальные внимательно слушают. Ребята, это все то, что мы уже с вами проговорили. - Сейчас я предлагаю каждому в течение 2 минут прочитать это правило. - Сейчас в течение 2 минут я предлагаю в парах попробовать рассказать это правило. - Кто хочет попробовать рассказать правило классу. ..., расскажи, пожалуйста. - Отлично. Мы с вами познакомились с правилом. Предлагаю еще немного потренироваться - Сейчас каждому самостоятельно нужно будет выписать следующее словосочетание из предложения. ... будет работать у доски. - Какое словосочетание мы будем выписывать? Созрела в поле, молодцы. - Предлагаю начать работу. - ..., расскажи, что у тебя получилось? Ребята, у всех так же? Молодцы. ..., садись на свое место. - Посмотрите на 2 задачу. Кто считает, что мы ее решили? Отлично. |
Читают 1 задачу.
Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя. Слушают его объяснение и выполняют инструкции.
Слушают объяснение учителя.
Знакомятся с правилом.
Отвечают на вопросы. делают выводы. |
Ф П |
Мультимедийная презентация, учебник |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, определять наиболее эффективные способы достижения результата, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные: обучающиеся знают, как устанавливается связь слов в предложении, умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем |
4. Первичное закрепление. |
Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. |
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: метод взаимной проверки |
- ..., прочитай 3 задачу. - Для того, чтобы решить эту задачу, я предлагаю открыть учебник на 32 странице. Найдите упражнение 51.
- ..., прочитай предложение. Сейчас я даю вам 3 минуты для того, чтобы списать предложение и подчеркнуть в нем грамматическую основу. Но перед этим не забудьте записать номер упражнения. - Я вижу, что все записали предложение. - ..., прочитай задание под 2 точкой. - Посмотрите внимательно под задание. Там есть подсказка для вас: указаны главные слова в словосочетаниях. - Найдите в предложении слово, которое зависит от слова "Кузнечики". Запишите получившееся словосочетание. Не забудьте указать главное слово и зависимое. - Найдите в предложении слово, которое зависит от слова "Стрекочут". Запишите получившееся словосочетание. Не забудьте указать главное слово и зависимое. - Отлично. Мы с вами выполнили упражнение. |
Открывают учебник.
Читают предложение.
Выполняют задание.
Читают задание.
|
Ф И |
Учебник, тетрадь |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные: обучающиеся знают, знают как устанавливается связь слов в предложении, умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем |
5. Самостоятельная работа |
Организовать самостоятельную работу обучающихся. |
|
- Для того, чтобы закрепить полученные знания, мы с вами выполним еще одно упражнение. Выполнять вы будете его самостоятельно. - Найдите в учебнике 52 упражнение.
- ..., прочитай задания под точками. Ребята, упражнение похоже на предыдущее. Нужно списать предложение, подчеркнуть в нем главные члены предложения. И затем выписать из предложения словосочетания. - На работу даю вам 5 минут. Время пошло. Если у кого-то появятся вопросы, поднимите руку, я подойду и помогу. - Время вышло. Какие словосочетания получились? У всех так получилось? - Ребята, вы большие молодцы. - ..., прочитай 3 задачу. Решили ли мы ее? Все верно, мы с вами выполнили упражнение и закрепили полученные знания. |
Читают задание.
Слушают инструкцию учителя.
Выполняют упражнение.
Озвучивают получившиеся результаты.
|
Ф И |
Учебник, тетрадь |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные: обучающиеся умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем |
6. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать самооценку результатов деятельности.
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований |
- Наш урок подходит к концу. Кто помнит, как звучала тема сегодняшнего урока? Задачи? Решили ли мы эти задачи? При помощи чего? - Предлагаю вернуться к кругу, с которым мы работали в начале урока.
- Следующий секторы остались не закрашенными? - Сейчас даю вам одну минуту для того, чтобы вы закрасили все сектора, можно использовать разные цвета. - Посмотрите, у каждого из вас получилась диаграмма того, насколько для вас продуктивно прошел урок. У каждого получилось по-разному, но я хочу сказать, что вы большие молодцы. Я благодарю вас за урок, вы большие молодцы. Урок окончен. До свидания. |
- Связь слов в предложении. Словосочетание.
- моя деятельность на уроке, деятельность учителя, понимание темы урока, близость к цели и мотивация в конце урока.
Прощаются с учителем |
Ф И |
Мультимедийная презентация Диаграмма "рефлексия" |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.