СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Оценка 4.6

СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа
10 кл—11 кл +1
21.08.2024
СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению и анализу жизнестойкости и жизнеспособности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом. Выявлению психологических коррелят жизнестойкости и жизнеспособности подростков, изучению особенностей их жизнестойкости в зависимости от того занимаются или не занимаются ли они спортом. Ключевые слова: жизнестойкость, жизнеспособность, копинг-стратегии, настойчивость, самоэффективность, адаптация.
Статья ИРАВ_Морозюк, Кузнецова, Морозюк.doc

Морозюк Светлана Николаевна

доктор психологических наук, профессор

Московского педагогического государственного университета

E-mail: 7085963@mail.ru

 

Морозюк Юрий Витальевич

доктор психологических наук, профессор

Московского педагогического государственного университета

E-mail:[email protected]

 

Кузнецова Елена Сергеевна

кандидат психологических наук,

заведующий кафедрой психологии

Московского гуманитарно-экономического университета

E-mail: ESKaip@yandex.ru

 

 

СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению и анализу жизнестойкости и жизнеспособности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом. Выявлению психологических коррелят жизнестойкости и жизнеспособности подростков, изучению особенностей их жизнестойкости в зависимости от того занимаются или не занимаются ли они спортом.

Ключевые слова: жизнестойкость, жизнеспособность, копинг-стратегии, настойчивость, самоэффективность, адаптация.

 

 

Morozyuk Svetlana Nikolaevna

Doctor of Psychological Sciences, Professor

Moscow State Pedagogical University

E-mail: [email protected]

 

Morozyuk Yuri Vitalievich

Doctor of Psychological Sciences, Professor

Moscow State Pedagogical University

E-mail:[email protected]

 

Kuznetsova Elena Sergeevna

Candidate of Psychological Sciences,

Head of the Department of Psychology

Moscow University of Humanities and Economics

E-mail: [email protected]

 

 

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE RESILIENCE AND VITALITY OF ADOLESCENTS WHO ARE ENGAGED AND NOT ENGAGED IN SPORTS

 

Abstract: the article is devoted to the consideration and analysis of the vitality and vitality of adolescents engaged and not involved in sports. To reveal interrelations between psychological correlates of resilience and viability of teenagers, to study of features of their resilience depending on whether they are engaged or not in sports.

Key-words: resilience, viability, coping strategies, persistence, self-efficacy, adaptation.

 

Феномен «жизнеспособности» и «жизнестойкости» серьезно изучается в последние годы. На сегодняшний день в зарубежной психологии накоплен большой опыт (Hamill S.К., Kazdin А.Е., Holland L., Crowley M., 1997; Kitano M., Lewis R., 2005; Luthar S.S., 1993; Millstein S.G., Petersen A.C., Nightingale E.O., 1993; Rutter M., 1987; Ungar M., 2005; Vaillant G.E., 2003; Werner E.E., 1993; Zimmerman M.A., Arunkumar R., 1994). Различные отечественные и зарубежные источники понимают жизнестойкость как сочетание жизнелюбия и энергичности, где жизнелюбие – это интерес к жизни, а энергичность – возможности для достижения поставленных целей. Это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, что повышает вероятность их успешного разрешения. Это уверенность в то, что все в жизни имеет свой смысл и все – свое предназначение. Это готовность выходить победителем из любых жизненных ситуаций и получать жизненный опыт. Это оптимистичный способ общения с миром и окружающими людьми. Для наглядности приведем несколько примеров. При попадании инфекции организм человека, иммунитет различными способами пытается обезвредить ту, или иную болезнь, чтобы выжить. Преодолев жизненные трудности, человека начинают уважать в обществе, в кругу его общения, говоря, что он выступил, что он жизнестойкий.

Все жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Каждый глубоко осознает свою значимость и понимает, что жизнь имеет смысл. Так же они легко без затруднений могут импровизировать, находя выход из любой сложной жизненной ситуации. Они отличаются незаурядным умением находить нестандартные решения повседневных ситуаций.

При преодолении психологических барьеров человек самоутверждается, показывая самому себе на что он способен. Тем самым развивая свою жизнестойкость и поддерживая самооценку в тонусе.

«Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности» Д.А. Леонтьев. В рамках работы жизнестойкость рассматривается как основной ресурс для преодоления жизненных трудностей, как способность человека контролировать жизненные события и управлять ими, воспринимать трудности как ценный опыт и успешно с ними справляться, используя их как возможность для личностного роста. Смысловые составляющие понятия жизнестойкости были предложены Т. В. Наливайко: сильный характер, целеустремленность и оптимизм. По ее мнению, жизнестойкость опирается на индивидуально-личностные свойства личности (экстраверсию, интроверсию, тревожность и спонтанность) и самоотношение, а также связана со смысложизненными ориентациями и стилевой саморегуляцией личности [6]. Сам С. Мадди и другие исследователи предлагают конструкт «жизнестойкость» как один из ресурсов, оказывающих влияние на применяемые копинг-стратегии [3], ими был даже введен термин «стойкое совладание» (hardycoping).

Помимо жизнестойкости у человека имеется определенный уровень жизнеспособности. Жизнеспособность – это индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных культурных и средовых условий: «Жизнеспособность – это способность человека или социальной системы строить нормальную полноценную жизнь в трудных условиях».

Жизнеспособность стала популярна в науке сравнительно недавно, приблизительно в семидесятые годы двадцатого века в Германии прозвучал термин ребёнок «неуязвимый». Этот термин является ключевым в изучении и описании подростков в возрасте от 10 до 17 лет и детей в возрасте от 3 до 10 лет. В настоящее время это понятие было заменено на более точно характеризующий термин, позволяющий лучше раскрыть суть и смысл этого определения, на «жизнеспособность», предусматривающий восприимчивость к негативному воздействию окружающей среды. В понятие окружающей среды помимо среды обитания входит так же круг общения ребёнка и любая другая социальная сфера, оказывающая как косвенное, так и непосредственное воздействие на ребёнка.

Во время исследования возникает проблема, связанная с так называемой маргинальной личностью. Это период, когда подросток вышел из общества детей, но всё ещё не является взрослым. В этот период между подростками возникает множество проблем, важнейшими из которых являются социализация и адаптация.

Среди многообразия тем для исследования, можно выбрать жизнеспособность и жизнестойкость детей, занимающихся и не занимающихся спортом.  Малая разработанность данной проблемы, а также её актуальность и послужили основой для выбора темы, цели и задачи данной научной работы.

В отечественной науке феномен «жизнеспособности» и «жизнестойкости» исследуется в широком междисциплинарном контексте. Понятие «жизнеспособность» используется в биологии, в философии, в исторической науке, в педагогике, в социологии, в психологии (Ахиезер A.C., Ильинский И.М., Муздыбаев К., Мухина B.C., Назаретян А.П., Рыльская Е.А., Разумовский О.С., Хазов М.Ю., Сироткина И.Е., Слободчиков В.И.). Целью нашего исследования является выявление связи между жизнестойкостью и жизнеспособностью у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

В качестве методов и методик исследования выступали тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой);  тест «Жизнеспособность взрослого человека» (Махнач А.В.); количественный и качественный анализ результатов. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: были использованы коэффициент корреляции r-Спирмена. Для статистической обработки данных использовалась программа STATISTICA 7.0.

Мы предположили, что существует связь жизнестойкости и жизнеспособности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом. У подростков, занимающихся спортом показатели жизнестойкости и жизнеспособности будут значительно выше, чем у подростков, не занимающихся спортом. 

В исследовании приняли участие подростки 10 классов МБОУ СОШ №18 г. Сергиев Посад Московской области в количестве 31 человек (из них – 12 человек – занимаются разными вида спорта профессионально, 19 человек – не занимаются спортом).

 

Таблица 1.

Корреляция показателей жизнеспособности и жизнестойкости у подростков, занимающихся спортом (по r - Спирмену) (n=12)

 

Показатели жизнеспособности (по Махначу А.В.)

   

Показатели жизнестойкости

(по Мадди С.)

Самоэффективность

Настойчивость

Внутренний локус контроля

Адаптация

Духовная жизнь

Социальные и семейные связи

Вовлеченность

0,32*

0,17

-0,13

-0,11

-0,08

0,05

Контроль

-0,17

-0,31*

0,28*

0,14

-0,16

0,11

Риск

0,36*

-0,10

0,06

-0,34*

0,18

0,19

        Примечание: статистически значимые связи** - на уровне р ≤0,01; *- на уровне р ≤0,05

Из таблицы 1 видно, что чем более вовлеченные и склонны к риску подростки, занимающиеся спортом, тем более они  способны мобилизовать мотивацию, когнитивные ресурсы и действия для оказания влияния на то или иное событие. Они понимают свои возможности и веру в свою эффективность; а также способны к  преодолению препятствий. Ставят перед собой амбициозные цели и стремятся к успеху; понимают причины собственных эмоциональных реакций и прогнозируют их. При этом, чем более они склонны к контролю и риску, тем менее они настойчивы (мало заинтересованы в освоении новых навыков; разработке собственных решений проблем; получении поддержки от окружающих и выполнении обязанностей в отношении других). Однако стремление к контролю приводит их к поиску позитивных решений для самих себя и других; использованию широкого диапазона средств улучшения здоровья; положительно воспринимают себя и других; содействуют адаптивному поведению, активной жизненной позиции как важным элементам автономии, ответственности и оптимизма человека) и адаптивны (редко используют набор стратегий, как правило, эмоционально‑ориентированных и направленных на решение проблем, недостаточно хорошо умеют устанавливать оптимальное соответствие своих интересов окружающей среде).

Другими словами, подростки занимающиеся спортом склонны к риску, достаточно контролируют себя, заинтересованы в своей эффективности, ответственные, рассчитывают на себя и свои силы, но при этом не заинтересованы в получении и освоении новых знаний, умений и навыков, а также мало соотносят свои интересы и интересы окружающих.

 

Таблица 2.

Корреляция показателей жизнеспособности и жизнестойкости уподростков не занимающихся спортом (по r - Спирмену) (n=19)

 

Показатели жизнеспособности (по Махначу А.В.)

   

Показатели жизнестойкости

(по Мадди С.)

Самоэффективность

Настойчивость

Внутренний локус контроля

Адаптация

Духовная жизнь

Социальные и семейные связи

Вовлеченность

-0,27*

0,25*

-0,08

0,03

0,10

-0,12

Контроль

0,14

0,16

0,32*

0,26*

0,03

-0,14

Риск

0,28*

0,13

-0,11

-0,10

0,05

0,07

          Примечание: статистически значимые связи** - на уровне р ≤0,01; *- на уровне р ≤0,05

 

Из таблицы 2 видно, что у подростков, не занимающихся спортом, так же как и у подростков, занимающихся существует склонность к риску, ставят перед собой амбициозные цели и стремятся к успеху; осуществляют контроль над стрессом и действуют уверенно. Однако разница заключается в том, что  первые стремятся использовать опыт других, устанавливают оптимальное соответствие своих интересов окружающей среде; достигают социально значимых целей; эффективно взаимодействуют с социальной средой. Но при этом, чем более они вовлечены в какую – либо деятельность, тем менее они верят в то, что могут достигнуть своих желаемых целей как активный субъект, будут иметь побуждение к упорному продолжению, сталкиваясь с неблагоприятными событиями (условиями) жизни.

Иначе говоря, подростки, не занимающиеся спортом, также ответственны, склонны к риску, целеустремлены, но рассчитывают на помощь со стороны, ориентированы на социальное одобрение, готовы учиться и осваивать новые формы знаний.

Таким образом, умение справляться с трудностями и использовать их как фактор личностного роста, уверенность в своих силах, применение тех или иных копинг-стратегий – всё это лучше оценить заранее, по возможности скорректировать и максимально подготовить сегодняшних школьников к комфортному прибываю в социуме и успешной реализации в дальнейшей учебной и профессиональной, семейной и индивидуальнойжизнедеятельности, раскрыть их способности и таланты. Жизнестойкость и жизнеспособность можно рассматривать как необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья школьников, успешной адаптации в стрессовых ситуациях.

Литература

1.       Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

2.       Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». – 2008 – Т. 2. – С. 24 – 27.

3.       Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. – 2005. – № 6. – Т.26. – С. 87 – 101.

4.       Орлов Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест / Ю.М. Орлов, С.Н. Морозюк. – М., 1999. – 20 с.

5.       Орлов Ю. М. Саногенное (оздоравливающее) мышление / Ю. М. Орлов. – М.: Слайдинг, 2006. – 96 с.

6.       Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: метод. пособие / О. В. Борисенко, Т. А. Матерова, О. А. Ховалкина, М. В, Шамардина; ред. Ю. Н. Денисов. – Барнаул, 2014. – 184 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Морозюк Светлана Николаевна доктор психологических наук, профессор

Морозюк Светлана Николаевна доктор психологических наук, профессор

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE RESILIENCE

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE RESILIENCE

Смысловые составляющие понятия жизнестойкости были предложены

Смысловые составляющие понятия жизнестойкости были предложены

В качестве методов и методик исследования выступали т ест жизнестойкости»

В качестве методов и методик исследования выступали т ест жизнестойкости»

Другими словами, подростки занимающиеся спортом склонны к риску, достаточно контролируют себя, заинтересованы в своей эффективности, ответственные, рассчитывают на себя и свои силы, но при этом…

Другими словами, подростки занимающиеся спортом склонны к риску, достаточно контролируют себя, заинтересованы в своей эффективности, ответственные, рассчитывают на себя и свои силы, но при этом…

Жизнестойкость и жизнеспособность можно рассматривать как необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья школьников, успешной адаптации в стрессовых ситуациях

Жизнестойкость и жизнеспособность можно рассматривать как необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья школьников, успешной адаптации в стрессовых ситуациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2024