С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон»
Оценка 5

С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
04.02.2020
С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон»
Конспект урока по чтению в 1 классе С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон».doc

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

(УМК «Школа России»)

Тема: С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон»

Тип урока: изучение нового материала

Цели: создать условия  для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.  Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я Маршака; расширять читательский опыт.

Формирование УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, одноклассников, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи.

Предметные: полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора, учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий , наглядное пособие.

Литература: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, поурочные разработки, Интернет ресурсы.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1 этап.

Орг.

момент

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

и внимательно читать.

 

- Ребята, сейчас посмотрите на доску.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2 этап. Актуализация знаний

Целеполагание

 

 

 - На доске записаны  буквы в обратном направлении: САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК

— Ребята, прочитайте эти  буквы справа налево. - Что получилось?

— Ребята, а вам  знакомо это имя?

-       А что вы знаете о нем и его творчестве?

-       Какие стихотворения знакомы вам ?

 

 

 

 

-       Ребята, слышали ли вы такие стихи:

Где обедал воробей? –

В зоопарке у зверей.

Пообедал у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

А мохнатый рыжий львенок

Чуть не съел меня спросонок.

 

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

 

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

-       Какие стихотворения С. Я. Маршака  вам больше всего нравятся?

- Что вы хотите узнать  о Самуиле Яковлевиче Маршаке?

- Хотите познакомиться с другими его стихами?

 

 

 

- Самуил Яковлевич Маршак

Ответы учащихся

- Мы читали «Детки в клетке», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

 

3 этап.

Изучение нового материала

Рассказ учителя о С.Я. Маршаке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства.

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака.

-  Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске.

 - Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей  и трое из них стали писателями.

- Когда Маршаку было всего  4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки.

Первая детская книга его называлась «Детки в клетке».

- Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок.

Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.

- Теперь, ребята, ответьте на несколько вопросов.

Где родился С.Я. Маршак?

Сколько детей было в семье?

Какая была его семья?

Где прошло детство?

Когда начал писать первые стихи?

Как называлась первая детская книга?

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи;

Физминутка «Старушка и пудель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, вы хорошо поработали,  сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Однажды старушка
Отправилась в лес.
(Ходьба на месте)

Приходит обратно,
А пудель исчез.
(Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка
Четырнадцать дней,
(Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате
Бегал за ней.
(Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

 

 

 

Учащиеся выполняют движения вместе с учителем

 

4 этап.

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

Подготовка к выразительному чтению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по вторичному восприятию текста

 

 

- Сегодня  мы познакомимся с

с новым произведением С.Я. Маршака, которое называется «Угомон».

- Предположите, о чем это стихотворение?

 

- Кто такой или что такое угомон?

 

 

- Ребята, понравилось ли вам произведение? Чем понравилось?

- Кто главный герой?

 

Кто такой Угомон?

- А если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что «угомон»  это разговорное слово, обозначает  «успокоение от шума, возни».

— Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

— Могла ли в действительности произойти эта история? Существует ли в реальной жизни Угомон?

Можно ли назвать это произведение сказкой?

— Все ли слова в стихотворении были понятны?

— Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» — сегодня

«бушует» — проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» — мужской низкий голос.

— Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются?

Восклицательные предложения следует читать с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому, при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали» друг друга.

Важно выделять при чтении слова автора и героев. Обратить внимание детей на темп чтения. Он зависит от содержания. Вначале скорый, ближе к концу, с появлением героя «Угомона» темп чтения снижается, голос понижается. Последняя фраза читается медленно.

Чтение стихотворения детьми  по 2 строчки.

 

— Что случилось нынче в школе?

— Что же предпринял дежурный?

— Послушали ли его другие ученики?

— Смогла ли успокоить класс учительница пения?

— Кто пришел на шум и помог всем?

—У вас были такие случаи в классе?

-Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении.  

- Ребята, вы согласны с Угомоном?

 

- Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

 

 

 

- Мы будем читать об Угомоне.

- Угомон - это тот, кто успокаивает, когда шумят.

- Понравилось!

 

- Главный герой -  Угомон.

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 - Это может быть милиционер, или дежурный по школе, или директор, учитель.

 

- Потому что это кто- то успокаивал ребят.

- Это всё таки вымышленный персонаж. На самом деле ребят может на уроке успокаивать только учитель.

Ответы детей.

- Вопросительные, восклицательные, повествовательные.

Вопросительные предложения необходимо читать как будто вы задаёте вопрос, с выделением голосом одного главного слова.

 

 

 

Уч-ся читают произведение

 

Ответы детей своим словами или по тексту.

 

 

- Они расшумелись и стали успокаивать друг друга.

 

-Нет.

-Они ещё больше расшумелись.

Дети находят и читают

Познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.

 

Коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; Познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 

Физкультминутка

 

Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился и назад не воротился.

Выполняют движения с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, Вы в школе изучаете много предметов. Какие это предметы?

 

 

- Какие математические действия вы уже умеете выполнять?

-Вам уже хорошо знакома  таблица сложения и вычитания, но в математике есть и другие действия – умножение и деление. С этими действиями и таблицами вы будете знакомиться позже на уроках математики.

- Сегодня С.Я. Маршак познакомит вас с действием таблицей умножения.

— Самостоятельно прочитать стихотворение «Дважды два» на стр. 101 и объяснить почему «Таблица умножения достойна уважения»?

Таблица
Умножения
Достойна
Уважения.

Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.

 

-  В школе мы изучаем русский язык, литературное чтение, математику.

- Мы умеем выполнять сложение и вычитание.

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают стихотворение, обсуждают ответ на вопрос. Во время ответа пары один ученик читает стихотворение, а другой высказывает свое мнение.

 

Игра «Угадай-ка»

 

- С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок.

Игра «Угадай-ка»

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Это книга не простая:

По ней буквы изучаю.

Мы ходим ночью, ходим днём,

но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас!

Бьют его рукой и палкой,

никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

 А за то, что он надут!

Как безлиственная ветка,

Я, пряма, суха, тонка.

Ты встречал меня, нередко

На страницах дневника.

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

- Это буква

 

- Букварь

 

 

 

- Часы

 

 

 

- Мяч

 

 

 

- Единица

 

5 этап.

Подведение итогов

Какие цели ставили перед собой на урок?

- Что вы сегодня узнали нового о С.Я Маршаке?

….

- С какими его стихотворениями вы познакомились?

- Чему учит  стихотворение «Угомон»?

 

 

 

- Текст, напечатанный в учебнике только часть сказки об Угомоне. Полностью вы можете прочитать её, взяв книгу в библиотеке или найти в Интернете, написав название и автора произведения.

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

- Стихотворение учит правильному отношению друг к другу.

Познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6 этап.

Рефлексия

– Что особенно запомнилось
и понравилось на уроке?

— Выразите своё настроение, продолжив предложение:

— Мне понравилось…

— Особенно запомнилось….

— Хорошо получилось…

— Вызвало затруднение

– Всем спасибо за работу на уроке!

 

Ответы на вопросы.

 

Уч-ся продолжают предложение, которое выражает их настроение

 

Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности.

 

                                                                                                                              Учитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока литературного чтения

Тема: С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два»

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие  речевых умений, фонематического слуха. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; формировать понятие о дисциплине и порядке.

 

 Педагогические задачи: учить читать вслух плавно целыми словами, выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, определять эмоциональный характер текста, формировать умения отмечать на вопросы по содержанию стихотворения, ранжировать произведения по их тематике, пробудить интерес к творчеству С. Маршака, развивать воссоздающее и творческое воображение.

 

 Планируемые результаты образования:                   

личностные: смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и «незнания», оценивают свои действия, поступки;

– метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, одноклассников, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

– предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.

Ресурсы и оборудование: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора.

Тип урока: урок новых знаний

Формы и методы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При  планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у  учащихся необходимую мотивацию. В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше. 

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием.  На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и  индивидуальные  формы работы. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась  помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.  

 Достижению цели способствовали  следующие методы:

-беседы;

- самостоятельные работы учащихся;

- использование в качестве наглядности  мультимедийной техники;

- работа с  раздаточным материалом.

 

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, физкультминутка.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

      Рефлексия полученных знаний была организована  с использованием методики «Тест незаконченных предложений».

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Ребята, слышали ли вы такие стихи:

Ребята, слышали ли вы такие стихи:

Только два таких ведра! Эй, не стойте слишком близко –

Только два таких ведра! Эй, не стойте слишком близко –

Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства

Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства

Ребята, вы хорошо поработали, сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Ребята, вы хорошо поработали, сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Словарная работа

Словарная работа

Подготовка к выразительному чтению

Подготовка к выразительному чтению

Беседа по вторичному восприятию текста -

Беседа по вторичному восприятию текста -

Физкультминутка Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Физкультминутка Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Работа в парах -

Работа в парах -

Это книга не простая: По ней буквы изучаю

Это книга не простая: По ней буквы изучаю

Подведение итогов– Какие цели ставили перед собой на урок? -

Подведение итогов– Какие цели ставили перед собой на урок? -

Рефлексия – Что особенно запомнилось и понравилось на уроке? —

Рефлексия – Что особенно запомнилось и понравилось на уроке? —

Самоанализ урока литературного чтения

Самоанализ урока литературного чтения

Книжкины задания», представляют в своем воображении образ

Книжкины задания», представляют в своем воображении образ

Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и индивидуальные формы работы

Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и индивидуальные формы работы

Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики «Тест незаконченных предложений»

Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики «Тест незаконченных предложений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020