Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я Маршака; расширять читательский опыт.
Формирование УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, одноклассников, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи.
Предметные: полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора, учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий , наглядное пособие.
Литература: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, поурочные разработки, Интернет ресурсы.
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
1 этап. Орг. момент |
Здравствуйте, ребята! Начинается урок Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь всё понять и внимательно читать.
- Ребята, сейчас посмотрите на доску. |
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2 этап. Актуализация знаний Целеполагание
|
- На доске записаны буквы в обратном направлении: САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК — Ребята, прочитайте эти буквы справа налево. - Что получилось? — Ребята, а вам знакомо это имя? - А что вы знаете о нем и его творчестве? - Какие стихотворения знакомы вам ?
- Ребята, слышали ли вы такие стихи: Где обедал воробей? – В зоопарке у зверей. Пообедал у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена, А мохнатый рыжий львенок Чуть не съел меня спросонок.
Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре.
Бедный маленький верблюд: Есть ребенку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра! Эй, не стойте слишком близко – Я тигренок, а не киска! - Какие стихотворения С. Я. Маршака вам больше всего нравятся? - Что вы хотите узнать о Самуиле Яковлевиче Маршаке? - Хотите познакомиться с другими его стихами? |
- Самуил Яковлевич Маршак Ответы учащихся - Мы читали «Детки в клетке», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке».
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
|
3 этап. Изучение нового материала Рассказ учителя о С.Я. Маршаке
|
— Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. - Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. - Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей и трое из них стали писателями. - Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. Первая детская книга его называлась «Детки в клетке». - Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком. - Теперь, ребята, ответьте на несколько вопросов. Где родился С.Я. Маршак? Сколько детей было в семье? Какая была его семья? Где прошло детство? Когда начал писать первые стихи? Как называлась первая детская книга? |
Учащиеся слушают рассказ учителя
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
Коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; |
Физминутка «Старушка и пудель»
|
Ребята, вы хорошо поработали, сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Однажды старушка Приходит обратно, Искала старушка А пудель по комнате |
Учащиеся выполняют движения вместе с учителем |
|
4 этап. Первичное закрепление
Словарная работа
Подготовка к выразительному чтению
Беседа по вторичному восприятию текста
|
- Сегодня мы познакомимся с с новым произведением С.Я. Маршака, которое называется «Угомон». - Предположите, о чем это стихотворение?
- Кто такой или что такое угомон?
- Ребята, понравилось ли вам произведение? Чем понравилось? - Кто главный герой?
Кто такой Угомон? - А если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что «угомон» это разговорное слово, обозначает «успокоение от шума, возни». — Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение? — Могла ли в действительности произойти эта история? Существует ли в реальной жизни Угомон? Можно ли назвать это произведение сказкой? — Все ли слова в стихотворении были понятны? — Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение? «нынче» — сегодня «бушует» — проявляет себя буйно, с необычной силой «бас» — мужской низкий голос. — Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? Восклицательные предложения следует читать с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому, при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали» друг друга. Важно выделять при чтении слова автора и героев. Обратить внимание детей на темп чтения. Он зависит от содержания. Вначале скорый, ближе к концу, с появлением героя «Угомона» темп чтения снижается, голос понижается. Последняя фраза читается медленно. Чтение стихотворения детьми по 2 строчки.
— Что случилось нынче в школе? — Что же предпринял дежурный? — Послушали ли его другие ученики? — Смогла ли успокоить класс учительница пения? — Кто пришел на шум и помог всем? —У вас были такие случаи в классе? -Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. - Ребята, вы согласны с Угомоном?
- Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. |
- Мы будем читать об Угомоне. - Угомон - это тот, кто успокаивает, когда шумят. - Понравилось!
- Главный герой - Угомон. Ответы учащихся
- Это может быть милиционер, или дежурный по школе, или директор, учитель.
- Потому что это кто- то успокаивал ребят. - Это всё таки вымышленный персонаж. На самом деле ребят может на уроке успокаивать только учитель. Ответы детей. - Вопросительные, восклицательные, повествовательные. Вопросительные предложения необходимо читать как будто вы задаёте вопрос, с выделением голосом одного главного слова.
Уч-ся читают произведение
Ответы детей своим словами или по тексту.
- Они расшумелись и стали успокаивать друг друга.
-Нет. -Они ещё больше расшумелись. Дети находят и читают |
Познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.
Коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; Познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
Физкультминутка
|
Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал. Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад. А потом ты покатился и назад не воротился. |
Выполняют движения с учителем |
|
Работа в парах
|
- Ребята, Вы в школе изучаете много предметов. Какие это предметы?
- Какие математические действия вы уже умеете выполнять? -Вам уже хорошо знакома таблица сложения и вычитания, но в математике есть и другие действия – умножение и деление. С этими действиями и таблицами вы будете знакомиться позже на уроках математики. - Сегодня С.Я. Маршак познакомит вас с действием таблицей умножения. — Самостоятельно прочитать стихотворение «Дважды два» на стр. 101 и объяснить почему «Таблица умножения достойна уважения»? Таблица Она всегда во всем права: |
- В школе мы изучаем русский язык, литературное чтение, математику. - Мы умеем выполнять сложение и вычитание.
Ответы учащихся
Дети читают стихотворение, обсуждают ответ на вопрос. Во время ответа пары один ученик читает стихотворение, а другой высказывает свое мнение. |
|
Игра «Угадай-ка»
|
- С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок. Игра «Угадай-ка» На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. Это книга не простая: По ней буквы изучаю. Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! Как безлиственная ветка, Я, пряма, суха, тонка. Ты встречал меня, нередко На страницах дневника.
|
Ответы на вопросы
- Это буква
- Букварь
- Часы
- Мяч
- Единица |
|
5 этап. Подведение итогов |
– Какие цели ставили перед собой на урок? - Что вы сегодня узнали нового о С.Я Маршаке? …. - С какими его стихотворениями вы познакомились? - Чему учит стихотворение «Угомон»?
- Текст, напечатанный в учебнике только часть сказки об Угомоне. Полностью вы можете прочитать её, взяв книгу в библиотеке или найти в Интернете, написав название и автора произведения. |
Отвечают на вопросы
- Стихотворение учит правильному отношению друг к другу. |
Познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
6 этап. Рефлексия |
– Что особенно запомнилось — Выразите своё настроение, продолжив предложение: — Мне понравилось… — Особенно запомнилось…. — Хорошо получилось… — Вызвало затруднение – Всем спасибо за работу на уроке! |
Ответы на вопросы.
Уч-ся продолжают предложение, которое выражает их настроение |
Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности. |
Учитель:
Самоанализ урока литературного чтения
Тема: С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два»
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Педагогические задачи: учить читать вслух плавно целыми словами, выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, определять эмоциональный характер текста, формировать умения отмечать на вопросы по содержанию стихотворения, ранжировать произведения по их тематике, пробудить интерес к творчеству С. Маршака, развивать воссоздающее и творческое воображение.
Планируемые результаты образования:
– личностные: смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и «незнания», оценивают свои действия, поступки;
– метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, одноклассников, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
– предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.
Ресурсы и оборудование: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора.
Тип урока: урок новых знаний
Формы и методы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию. В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.
Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и индивидуальные формы работы. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
Достижению цели способствовали следующие методы:
-беседы;
- самостоятельные работы учащихся;
- использование в качестве наглядности мультимедийной техники;
- работа с раздаточным материалом.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, физкультминутка.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики «Тест незаконченных предложений».
На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.