Предмет: литературное чтение
Класс:2
Тема: Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи», «Что это было».
Цели: 1. Продолжить знакомство детей с творчеством Д.Хармса и С. Маршака.
2. Развивать внимание, умение подбирать рифмы, продолжать совершенствовать навык выразительного чтения и четкую дикцию.
3. Воспитывать добросовестное отношение к своей деятельности.
Оборудование: рисунки ребят, изображение музыкальных инструментов, изображение квартиры, трафареты птиц.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сейчас урок чтения. Что мы на этом уроке делаем? Для чего нужно уметь читать?
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Проверка домашнего задания.
Стр. 165-169, выразительное групповое чтение «Вы знаете?»
4. Изучение нового материала.
- Помните ли вы, что такое рифма? (созвучие слов в конце стихотворения). Сейчас нам понадобиться ваше умение подбирать рифмы. Д. Хармс писал стихи- загадки с неоконченными строчками. Я буду читать стихотворение, а последнее слово в строчке будете говорить вы хором, договорились.
Та-та-та-та-
В нашем доме три… (кота).
Ты- ты- ты- ты-
У них рыжие … (хвосты).
Молодцы, ребята, а сейчас стихотворение немножко потруднее, догадаетесь ли вы посмотрим.
Пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь:…(близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь…(пол).
Скажу я слово «потерял»,
А скажешь ты: …(нашел).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты: …(храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).
Понравилось ли вам отвечать всем вместе, хором?
5. Работа по учебнику.
Чтение стихотворения с.170
1) первичное чтение. Один ученик читает только куплет песни, и слово «чиж» из припева, а остальное по цепочке читают четко свои слова.
- Как вы оцениваете свою работу весело получилось?
2) словарная работа.
- Какие слова, ребята, вам показались непонятными?
Судомойка- женщина, которая моет посуду.
Кухарка- от слова кухня, повар.
На посылках- тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник.
Кочережка- кочерга.
Коромысло- деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.
Тетерка- тетерев.
Таратайка- двухколесная повозка.
Запятки- место для слуги позади экипажа, кареты.
Оглобля- длинный брус, который крепиться к оси колеса, а другим концом к дуге и хомуту лошади.
- Кому посвятили это стихотворение поэты?
- Почему они сравнили детей и чижей?
Вот та квартира о которой говориться в стихотворении. (рисунок квартиры вывешивается на доску).
- Сколько чижей проживает в квартире?
В нашей квартире не все 44 чижа. Каждый из вас сейчас нарисует своего чижа и так у нас получиться 44.
Если ребята, вам стихотворение понравилось, то рисуем довольного, веселого чижа, если нет- то грустного. Приклеиваем чижей в домик.
6. Физкультминутка.
7. Инсценировка стихотворения.
«Что это было?» с.174
Сейчас ребята мы с вами побываем на съемочной площадке, и увидим как же снимают кино.
Каждый из ребят сейчас сыграет свою роль.
Камера. Мотор. Картина №1.
Я шел зимою вдоль болота
в галошах, шляпе и очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
на металлических крючках.
( Ученик показывает рисунок и читает четверостишие).
Стоп. Снято.
Камера. Мотор. Камера №2.
Я побежал скорее к речке,
а он бегом пустился в лес,
к ногам приделал две дощечки, присел,
подпрыгнул и исчез.
( Ученик показывает рисунок и читает четверостишие).
Стоп. Снято.
Камера. Мотор. Картинка №3.
И долго я стоял у речки,
и долго думал, сняв очки:
«Какие странные
дощечки
и непонятные крючки!»
( Ученик показывает рисунок и читает четверостишие).
Стоп. Снято.
- Скажите, пожалуйста, зрители вам понравилось находиться на съемочной площадке?
- Как вы ответите на вопрос в названии?
8. Итог урока.
- Какое настроение у вас после нашего урока?
- Что помогло создать такое настроение?
- Как вы думаете, почему стихотворение «Веселые чижи» посвящено 6-ому ленинградскому детдому?
9. Домашнее задание. Перечитать стихотворения и подготовиться к выразительному чтению в классе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.