Методическое объединение музыкальных руководителей
дошкольных учреждений Южного административного округа
г. Оренбурга
Сюжетно – игровой танец
как средство развития творческих способностей
у детей младшего дошкольного возраста
Подготовила: Е.В. Газарьянц
Музыкальный руководитель МДОБУ № 19
г. Оренбург.
Сюжетно – игровой танец как средство развития творческих способностей
у детей младшего дошкольного возраста
По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они помогают ребенку в познании окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Дети младшего возраста уже воспринимают музыкальное произведение в целом. Они
заинтересованно слушают музыкальные произведения с близкими образами,
эмоционально их воспринимают. Появляется элементарная ритмичность в движениях
под музыку. Развивается умение передавать простейшие игровые действия и
танцевальные движения.
Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку
становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в
пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно,
адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С
помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе,
регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая,
полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения,
применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более
выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в
пении, играх, свободных плясках.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Как известно, творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.
Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому на своих музыкальных занятиях я применяю такие фразы, как:: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.
Сочетаясь в единой деятельности – музыка, движение и игра (драматизация)образуют три характеристики танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и следовательно, способствующая его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения.
С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи.С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
В процессе обучения я использую несколько методов.
· Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
· Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.
· Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
· Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки, маски и т.д. Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.
И, конечно же, занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное. Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.
На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка. Поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.
Также воспитываю внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.
Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
В представленном видеоматериале показаны видео фрагменты сюжетно-танцевальных композиций с воспитанниками нашего детского сада: (танец «Матрешки» дети 2-3 лет, танец «Помощники» дети 3-4 лет) и музыкальные игры - упражнения из серии музыкальных сборников Е. и С. Железновых: «Аэробика для малышей» - музыкальные обучалочки, «Лимпопо» -музыкальные подвижные песни - игры, «Пальчиковые игры» и др. («Автобус», «Часы», «Охотник и зайчик», «Танец червяков», «Стирка»)а также представлено музыкально – двигательное образное творчество детей младшего возраста («Осенние листочки»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.