Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
22.03.2019
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Дети дошкольного возраста в игре развиваются, учатся, растут. Особое место занимают сюжетно - ролевые игры. В них дошкольники выражают все, что видят вокруг себя. Сюжено - ролевые игры имеют также терапевтический эффект - дети в процессе игры переживают трудные моменты своей жизни, обиды, ссоры, учатся общаться со сверстниками, строят модели поведения.
Консультация.doc
Приложение
Консультация для воспитателей
Сюжетноролевая игра как средство профессиональной ориентации
дошкольников
Игра путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить.
М.Горький.
Дошкольное детство короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение
к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения,
складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются
самими детьми сюжетноролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят
в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью
дошкольника.
Игра отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено
изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята
водят самолеты. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без
устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта
каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто мы видим
отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки
игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их
появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность
воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата
труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как
игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной
игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых
для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой
жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать
свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость
творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для
игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой
основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к
разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетноролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку
ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Задача воспитателя помочь ребятам организовать эти игры, сделать их
увлекательными, насыщенными действиями.
Каковы особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в
разные возрастные периоды?
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих
предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает
действовать с ними почеловечески. На втором году жизни ребенок
воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются
предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к
символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а
далее – с формированием у ребенка определенных личностных качеств. К
началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети
начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у
взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные
трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в
коляске. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и
умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение
простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают,
молотком прибивают, граблями сгребают. Воспитатель наблюдает за игрой
ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть
ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих
детей к трудовым действиям.
Во второй младшей группе продолжается развитие игр, связанных с
трудовой деятельностью с отражением жизни и деятельности людей.
Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер,
но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют
творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов:
обыкновенный шнур стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он
может быть и телефоном. Развивая у детей интерес к труду взрослых,
необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но
и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.
Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему
содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом
возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета
игр: напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру
новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель
подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению
правил и отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется
лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые
действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем например,
дошкольном возрасте,
конструкторская игра начинает
превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок
конструирует, создает, строит чтото полезное, нужное в быту. В таких играх
дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают
физические свойства предметов, у них активно развивается практическое
мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и
предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается
способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения
и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми
предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры,
отражая характер работы представителей разных профессий,
их
взаимоотношения.
В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых
значительно усложняется и требует применения более разнообразных
методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как
можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к
трудовой деятельности взрослых,
следует обратить внимание на
представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят
родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети
проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии
разную работу, участвуют в общем деле.
Рассмотрим особенности руководства сюжетноролевыми играми
воспитателем в разных возрастных группах.
Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым
участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях
воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не
подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр,
создает условия для их развертывания,
для развития детской
Он помогает детям устанавливать
изобретательности,
взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого
ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его
переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его
личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка
дошкольника.
творчества.
Методы руководства сюжетноролевыми играми детей.
1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на
развитие детского коллектива:
постановка перед детьми перспективы интересно,
деятельности;
увлекательной оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил
взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий
«хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с
реализацией роли и игровых правил.
упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей
с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем
разъяснений, советов по возможному подбору материала для игры,
совместное изготовление атрибутов и самоделок;
беседаразговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого;
положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия
поступков персонажей игры;
советы при распределении ролей,
индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и
доведения ее до конца.
2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений
на основе взаимосвязи обучения и игры:
проведение экскурсий;
организация встреч с людьми разных профессий;
чтение художественной литературы,
отражающей общественную
направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с
использованием иллюстративного материала о труде взрослых и
взаимоотношениях в его процессе;
инсценирование литературных
произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом
взрослых; драматизации литературных произведений;
индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о
современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:
обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;
развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;
обучение работать в коллективе и в паре;
приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению игрушек,
атрибутов для организации игр.
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетноролевая игра –
основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания
о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой
деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми
осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр
и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых
и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими
играющими и оказание друг другу помощь, все это способствует
формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений,
что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека. Список литературы.
1.В.В.Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995.
2.А.В.Запорожец. Психология и педагогика игры дошкольника. Москва,
Просвещение, 1966.
3.Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Москва, Элизе Трэйдинг, 2002.
4.Т.П.Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва, Творческий
центр, 2005.
Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.