Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Оценка 4.6

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
22.03.2019
Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Дети дошкольного возраста в игре развиваются, учатся, растут. Особое место занимают сюжетно - ролевые игры. В них дошкольники выражают все, что видят вокруг себя. Сюжено - ролевые игры имеют также терапевтический эффект - дети в процессе игры переживают трудные моменты своей жизни, обиды, ссоры, учатся общаться со сверстниками, строят модели поведения.
Консультация.doc
Приложение Консультация для воспитателей Сюжетно­ролевая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников                                                                                          Игра ­ путь детей к познанию мира,                                                                                               в котором они  живут и который                                                                                                                     призваны изменить.                                                                                                                                    М.Горький.  Дошкольное   детство   ­   короткий,   но   важный   период   становления   личности.   В   эти   годы   ребенок   приобретает   первоначальные   знания   об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к   людям,   к   труду,   вырабатываются   привычки   правильного   поведения, складывается   характер.   Особое   место   занимают   игры,   которые   создаются самими детьми ­ сюжетно­ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.    В   игре   формируются   все   стороны   личности   ребенка,   происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности   игры,   которую   психологи   считают   ведущей   деятельностью дошкольника.     Игра ­ отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят   самолеты.   Повсюду   в   нашей   стране   идет   строительство,   и   дети   без устали строят  дома, новые  города. В этих играх  специфика труда и  быта каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто  мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется   интерес   к   разным   профессиям.   В   играх   есть   возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре   есть   возможность   для   формирования   качеств   личности,  необходимых для   осуществления   успешной   трудовой   деятельности   в   будущей   взрослой жизни:   ответственность   за   порученное   дело,   планировать   и   согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра   помогает   формировать   у   детей   привычку   трудиться,   дает   радость творчества,   радость   созидания.  Создавая   своими   руками   необходимые   для игры   атрибуты,  ребенок  открывает   и  развивает   свои   способности,  на  этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.  Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным   профессиям,   воспитывается   уважение   к   труду.   Сюжетно­ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.   Задача воспитателя ­ помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.  Каковы особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды?  В   раннем   возрасте   ребенок   открывает   для   себя   назначение   многих предметов   человеческой   материальной   и   духовной   культуры   и   начинает действовать   с   ними   по­человечески.   На   втором   году   жизни   ребенок воспроизводит   действия   взрослых   с   предметами,   у   него   появляются предметные   игры   –   подражания.   Они   представляют   собой   первые   шаги   к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием  у ребенка определенных личностных качеств. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают   выполнять   с   игрушками   действия,   которые   они   наблюдают   у взрослых.   Подражая   взрослым,   ребенок   производит   в   игре   определенные трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске.   Это   способствует   усвоению   и   закреплению   трудовых   навыков   и умений,   полученных   вне   игры.   Одновременно   дети   узнают   назначение простейших   орудий   труда   и   начинают   овладевать   ими:   лопатой   копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.    Во второй младшей группе продолжается развитие игр, связанных с трудовой   деятельностью   с   отражением   жизни   и   деятельности   людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но   их   становится   значительно   больше.   В   этой   группе   дети   проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур ­ стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может   быть   и   телефоном.   Развивая   у   детей   интерес   к   труду   взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.   Игры   детей   средней   группы   гораздо   разнообразнее   по   своему содержанию   и   по   количеству   изображаемых   трудовых   действий.   В   этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых   ролей.   Стимулируя   развитие   игр   на   трудовые   темы,   воспитатель подбирает   игрушки.   Особая   роль   в   игре   отводится   точному   соблюдению правил и отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.        Дети   старшей   группы   воспроизводят   в   игре   не   только   трудовые действия   взрослых,   но   и   взаимоотношения   людей   в   работе.   В   старшем например, дошкольном   возрасте,   конструкторская   игра   начинает превращаться   в   трудовую   деятельность,   в   ходе   которой   ребенок конструирует, создает, строит что­то полезное, нужное в быту. В таких играх дети   усваивают   элементарные   трудовые   умения   и   навыки,   познают физические   свойства   предметов,   у   них   активно   развивается   практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами  и предметами   домашнего   обихода.   У   него   появляется   и   развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и   умственные   операции,   воображение   и   представления.   Наряду   с   играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая   характер   работы   представителей   разных   профессий,   их взаимоотношения.    В   подготовительной   группе   ознакомление   с   трудом   взрослых значительно   усложняется   и   требует   применения   более   разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой   деятельности   взрослых,   следует   обратить   внимание   на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители   своим   трудом?   Для   чего   все   люди   работают?   Постепенно   дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.  Рассмотрим особенности руководства сюжетно­ролевыми играми воспитателем в разных возрастных группах. Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником   игры,   советчиком,   помощником   и   т.п.   Но   во   всех   случаях воспитатель,   внимательно   относясь   к   замыслам   и   стремлениям   детей,   не подавляя   их   инициативу   и   самостоятельность,   влияет   на   содержание   игр, создает   условия   для   их   развертывания,   для   развития   детской   Он   помогает   детям   устанавливать изобретательности, взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка,   его   интересы,   индивидуальные   способности,   следит   за   его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка­ дошкольника.    творчества. Методы руководства сюжетно­ролевыми играми детей. 1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:  ­постановка   перед   детьми   перспективы   интересно, деятельности;    увлекательной ­оказание   помощи   в   воспроизведении   и   раскрытии   норм   и   правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий «хорошо»,   «плохо»,   «добро»,   «зло»   в   игровых   ситуациях,   связанных   с реализацией роли и игровых правил.  ­упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений,   советов   по   возможному   подбору   материала   для   игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;  ­беседа­разговор   по   поводу   дальнейшего   хода   игры;   подведение   итого; положительная   оценка   предложений   детей;   воспроизведение   и   раскрытия поступков   персонажей   игры;   советы   при   распределении   ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.  2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:  ­проведение экскурсий;  ­организация встреч с людьми разных профессий;  ­чтение   художественной   литературы,   отражающей   общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием   иллюстративного   материала   о   труде   взрослых   и взаимоотношениях   в   его   процессе;   инсценирование   литературных произведений;   составление   детьми   рассказов   на   темы,  связанные   с  трудом взрослых; драматизации литературных произведений;  ­индивидуальные   беседы   с   детьми,   уточняющие   знания,   представления   о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.  3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:  ­обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;  ­развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;  ­обучение работать в коллективе и в паре;  ­приучение   детей   к   самостоятельному   подбору   и   изготовлению   игрушек, атрибутов для организации игр.       Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно­ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и   действительных   взаимоотношений,   согласование   действий   с   другими играющими   и   оказание   друг   другу   помощь,   ­   все   это   способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека. Список литературы. 1.В.В.Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995. 2.А.В.Запорожец. Психология и педагогика игры дошкольника. Москва,  Просвещение, 1966. 3.Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью. Москва, Элизе Трэйдинг, 2002. 4.Т.П.Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва, Творческий центр, 2005.

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников

Сюжетно - развивающая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2019