Здоровьесбережение
Оценка 4.9

Здоровьесбережение

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
31.03.2019
Здоровьесбережение
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью в нашем детском саду мы предусматриваем такую организацию двигательной активности, при которой необходимо учитывать психологические особенности конкретного возраста, индивидуальные анатомо-физиологические особенности каждого ребенка; доступность и целесообразность упражнений, используя различные формы работы при организации оздоровления детей
статьяяя.doc
МБДОУ детский сад №1 «Теремок» компенсирующего вида г. Олёкминска Олёкминского  улуса (района) Республики (Саха) Якутия. Развитие двигательных способностей у детей с задержкой                    речевого развития                                                                      Воспитатель по                                             физической культуре Щедривая Ольга Анатольевна. Содержание                                                                                               Стр. 1.Актуальность………………………………………3 2. Основное содержание работы……………………5 3.Вывод………………………………………………10                                                                     Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях  возрастает с каждым годом, практически у каждого третьего  ребенка наблюдаются различные виды ЗРР. Дошкольники   ЗРР  имеют плохую координацию сложных движений, у них проявляется  неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений,  снижена скорость и ловкость их выполнения. Заметны сложности  при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают  от нормально развивающихся сверстников в точном  воспроизведении двигательного задания.  Профилактика задержки речевого развития  (ЗРР) средствами физического воспитания является одной из  главных задач речевого развития в условиях детских дошкольных учреждений (ДОУ). Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития   обусловливает   специфические   особенности   всех психических   процессов.      Чем   выше   двигательная   активность ребенка,   тем   лучше   развивается   его   речь.   Взаимосвязь   общей   и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев,А. Р. Лурия.   Когда   ребенок   овладевает   двигательными   умениями   и навыками,   развивается   координация   движений.   Формирование движений   происходит   при   участии   речи.   Точное,   динамичное выполнение   упражнений   для   ног,   туловища,   рук,   головы подготавливает   совершенствование   движений   артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Исследованиями многих учёных   показана   взаимосвязь   общей   и   речевой моторики,   прямая зависимость   развития   речи   от   двигательной   активности ребенка, прежде   всего   в   формировании   координации движений, особенно   мелкой   моторики   (Выготский   Л.С., 1982; Горская И. Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997).   В   настоящее   время   известно,   что   все   функции центральной нервной системылучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период   их   естественного   формирования.   Поскольку   развитие моторики   и   экспрессивной   речи   происходит   у   ребенка   в   тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут   изменяться   почти   параллельно   друг   другу,   исходя   из анатомических   и   функциональных   связей   речи   с   двигательной функциональной системой. Специалисты   многих   областей   науки   пытаются   если   не устранить,   то   серьезно   уменьшить   имеющиеся   недостатки   и   их последствия.   В   этой   связи   к обучению   детей   с   нарушением   речи нужен особый подход. Это ставит перед физическим воспитанием  задачи,   которые,   не   меняя   основной   его   стратегии,   приобретают несколько иные направления. Для детей с речевыми нарушениями физические упражнения становятся не только условием активного общего развития, но также являются и одним из основных средств устранения   отклонений   в   их   двигательной   сфере   (Жукова   Н.С., 1994; Лепешкина С.В., 1999; Михайлова Е.Я., 2002; Смирнова Е.Ю., Мартынюк  Н.С., 2003; Прописнова Е. П.,2003 и др.). Основное содержание работы На данный момент наука не изобрела наиболее эффективного  способа профилактики и коррекции ЗРР, чем средства физической  культуры. В нашем детском саду на протяжении нескольких лет  оказывается комплексная помощь детям   с задержкой речевого  развития.   Учитель­логопед объединяет и  координирует деятельность  педагогов: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора  физического воспитания, родителей. Все специалисты ДОУ хорошо  знают особенности речевого развития детей . С  этой  целью  осуществляется совместное планирование работы по единой  лексической темы. Например: по физическому воспитанию  разрабатывается следующий план работы по темам: Дата Тема       Цель Содержание Осень 3/10­ 7/10 1.Совершенствовать  технику бега с  препятствиями. 2. Тренировать умение  образовывать  относительные  прилагательные. . Сюжетное  занятие «Осень»  П/и «Кто  быстрее  соберет?» (клен­ кленовый, дуб –  дубовый). Рекомендации  родителям Отрабатывать с  ребенком технику  прыжков на двух ногах.  П/и «Не наступи»,  «Удочка», П/и  «Пингвины с мячом». 10/10­ 14/10 Фрукты и  овощи 17/10­ 21/10 Сад и  огород 1. Тренировать технику  подлезания под дугу. 2.Тренировать умение  дифференцировать  предметы по признакам  (цвет, форма, величина). 1.Совершенствовать  технику подлезания под  дугу, бросков и ловли  мяча. 2. Тренировать умение  образовывать  существительные  П/и «Быстро  возьми, быстро  положи»  ( фрукты­  овощи) Отрабатывать с  ребенком технику  прыжков на одной ноге.  П/и “ быстрее всех», «С  кочки на кочку». Сюжетное  занятие «В саду» П/и «Погрузка  овощей»  помидор ­….ры,  яблоко­…ки. Отрабатывать с  ребенком динамическое  равновесие (ходьба по  узкой  дорожке с мячом  в руках, поднятых  вверх).П/и «Донеси  мешочек». множественного числа. совершенствования   координационных       Особое внимание уделяется  наиболее   эффективным  средствам для   способностей  дошкольников с задержкой речевого развития.  Такими являются следующие   образовательно­развивающие   и   коррекционно­ оздоровительные упражнения как:         дыхательная гимнастика;  упражнения  для развития моторики рук;  упражнение на развитие чувства ритма;  упражнение на развитие  ориентироваться в пространстве;    упражнение на развитие   чувства равновесия (статического и динамического);  упражнение на развитие   способности управлять силовыми и пространственно­временными параметрами движения,  упражнение   на   развитии   способности   к   перестроению движения. Результативность применения названных  средств обеспечивает оптимальное соотношение методов  стандартно­повторного и вариативного упражнения с  преобладанием по мере усвоения умений и навыков метода строго­ регламентированного варьирования.  Например:, при обучении бегу в разном темпе  инструктор  применяет подвижную игру «Походи и побегай» и параллельно  решает речевые задачи: договаривание детьми фраз (Как самолет  гудит? – У­у­у. Как заводится мотор? Жу­жу­жу. Как мотор  выключается?  Ш­ш­ш). В игре «Быстрее­медленнее» ­  формирование глагольного словаря. В игре «На горку» ­ фразовая  речь и др.   Занятия включают такие средства логопедической ритмики  как: Музыкально­двигательные:  ритмизированная ходьба; (ходьба под бубен, под музыкальное сопровождение)  упражнения на регуляцию мышечного тонуса;  упражнения   на   развитие дыхания; («Заведи моторчик»)   правильного   речевого  упражнения   на   развитие   мелкой   моторики;(«Построй башенку»,  упражнения на развитие чувства темпа;  упражнение с элементами танцев. Двигательно­речевые:  упражнения на развитие артикуляции и дикции;  упражнения на развитие координации движений и речи; (упр. «Мы одежду одеваем)»,  упражнения на развитие речевого внимания; ( П/и «Деревья, кусты, ветер»)  упражнения   с   предметами. физкультурного оборудования)   (упр.   с   использованием    В   каждое   занятие   включены   подвижные   игры,   песни   и   стихи, сопровождаемые   движениями,   двигательные   упражнения, несложные танцы,  игры­упражнения для развития моторики кистей и   пальцев   рук,   артикуляционная   гимнастика   в   игровой   форме, упражнения   для   развития   просодической   стороны   речи, релаксационные упражнения.    Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает стихи   современных   детских   поэтов   и   малые   формы   русского фольклора:   потешки,   поговорки,   заклички,   прибаутки,   что способствует воспитанию детей в национальных традициях. Игры­ потешки   и   хороводные   игры   полезны   тем,   что   слушание   речи взрослого   происходит   с   опорой   на   собственные   действия   и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой   («топ­топ»,   «да­да»),   что   стимулирует   речевую активность детей. Значительная   роль   в   работе   отводится   совершенствованию ритмического строя речи, то есть играм, созданным на материале стихотворных   текстов.   Эти   игры   учат   детей   координировать движения   со   словом,   что   способствует   их   речевому   развитию     формированию   слоговой   структуры   слова   и   обогащению    активного словаря. Вывод:    Таким   образом,   использованние   мной   специальных   упражнений направленных на развитие двигательной сферы детей с задержкой речевого   развития,   путем   совершенствования   координационных способностей оказало положительное воздействие на все показатели двигательной сферы: развитие скоростно­силовых качеств, умение чётко   и   точно   дифференцировать   пространственно   –   временные параметры   движений,   способность   к   перестроению   движений, чувство равновесия, развитие общей и мелкой моторики.  Хочется   отметить,   что   физкультурные   занятия   и   подвижные логоритмические игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики,   быстроты   реакции   детей;   способствуют   развитию внимания,   памяти,   восприятия,   формирования   представлений   об окружающем   мире,   координации   деятельности   слухового   и зрительного анализаторов. Все вышеназванные факторы способствуют коррекции и   развитию речи, что особенно ценно для детей­логопатов. Список использованной литературы 1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка ­ М., 1983. 2. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно­методическое пособие. – М.: АРКТИ,  2005. 3. Двигательные качества и методика их развития у  дошкольников. / Сост. Н.А.Ноткина.­ СПб.: Образование 2001 4. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия  для дошкольников: ­ М.: ВАКО,2007 5. Картушина   М.Ю.   Конспекты   логоритмических   занятий   с детьми ( 5 – 7лет.)/ М., 2007 6. Кудрявцев.В.Т.   Физическая   культура и   развитие   здоровья ребенка //  Дошкольное воспитание №5/ 2004. 7. Мулаева Н.Б.  конспекты занятий по физической культуре для –   Учебно­методическое дошкольников: С.Пб.:Детство­Пресс 2010   пособие.   8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5­7 лет.­ М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2001.

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019