ГБОУ НСО «КШИ» Проект по литературе «Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»История создания, интерес к теме басни от античных времён до 21 века»
Подготовил : Середа Данила
Обучающийся 6 а класса
Руководитель проекта: Глазунова Е.В.– учитель русского языка и литературы.
Цели:
1.Собрать текстовую информацию о жизни и творчестве И.А. Крылова – русского баснописца.
2. Изучить историю создания басни «Стрекоза и муравей».
3. Пронаблюдать читательский интерес к теме басни на протяжении от античных времен до 21 века.
Глава 1. Басня и великие баснописцы.Глава 2. История создания басни «Стрекоза и Муравей»Глава 3. Литературно-биологический анализ басни.
План
Мы провели анкетирование одноклассников и предложили им вопросы:
Каких известных баснописцев Вы знаете?
Какие басни И.А. Крылова Вы читали?
Кто становился героем басен Крылова?
Знаете ли Вы историю басни «Стрекоза и Муравей»?
100 % учащихся назвали фамилию И.А. Крылова, 45% вспомнили Эзопа,
про Лафонтена никто не вспомнил.
Анкетирование
Иван Андреевич Крылов-русский баснописец
Родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786-1788 Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная собака», «Проказники». Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. В 1792 он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В 1791-1801 Крылов отошёл от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати. После смерти Екатерины 2 ему удалось поступить на службу к князю С.Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия «Триумф, или Подшипа»-остроумная и меткая сатира на Павла 1 и царский двор.
В 1806 возвратился в Петербург. В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель «сильных» мира всего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова. В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил зо лет, выйдя в отставку в 1841.
9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
История создания басни «Стрекоза и Муравей»
Всем известно, что великий наш баснописец Иван Андреевич Крылов заинтересовался басней французского поэта Лафонтена «Цикада и муравей». Лафонтен был француз. Он говорил и думал по-французски. Для него «муравей»был «ляфурми»; слово это во Франции женского рода. К женскому роду относятся и слово «ля сигаль», означающее южную неумолчную певунью цикаду. Муравья ( или «мураве ю» французы, как и мы, испокон веков считают образцом трудолюбия и домовитости.)
Жан Лафонтен
Jean La Fontaine
День рождения: 08.07.1621 годаВозраст: 73 годаМесто рождения: Шато-Тьерри, ФранцияДата смерти: 13.04.1695 годаМесто смерти: Париж, Франция
У Лафонтена очень легко и изящно ложится образ двух болтающих у порога муравьиного жилища женщин-кумушек: хозяйственная «мураве я» отчитывает легкомысленную певунью цикаду. Чтобы точнее передать всё это на русском языке, было бы необходимо прежде всего сделать «муравья» «муравьицей», а такого слова у нас нет. Пришлось оставить его муравьем, и в новой басне изменилось основное: одним из беседующих оказался «крепкий мужичок», а никак не «кумушка». Но это было еще не все. Тогда вместо перевода Крылов написал совсем другую, уже собственную, свою басню. В ней все не похоже на Лафонтена: разговор происходит не между двумя кумушками, а между соседом и соседкой, между «скопидомом» муравьем и беззаботной «попрыгуньей» стрекозой. «Не оставь меня, кум милый!» - пищит она. «Кумушка, мне странно это!» - отвечает он. Понятно, почему Крылов заставил беседовать с муравьем именно стрекозу: он вовсе не желал, чтобы был разговор двух «мужчин» - «муравей» и «кузнечик». В результате же в басне появился странный гибрид из двух различных насекомых. Зовется это существо «стрекозой», а «прыгает» и «поет» «в мягких муравах», то есть в траве, явно не кузнечик. Стрекозы – насекомые, которые в траву попадают только благодаря какой-нибудь несчастной случайности; эти летучие и воздушные, да к тому же совершенно безголосые, немые красавицы.
Ясно, что, написав «стрекоза», Крылов думал о дальнем родиче южной цикады, о нашем стрекотуне-кузнечике.» От античных времен до нас дошли две басни Эзопа со схожим сюжетом. В первой из них, под названием «Муравей и жук», рассказывается, как навозный жук скарабей посочувствовал летом муравью, трудившемуся даже в то время, когда другие животные отдыхают.
Другая басня под названием «Муравей и цикада» встречается в некоторых рукописях старшей редакции эзоповского сборника, попала в младшую редакцию, а также в школьные византийские сборники. Сюжет «Муравья и цикады» с ироничным предложением муравья поплясать зимой, обращенным к цикаде в ответ на ее рассказ о том, как она пела летом, и стал классическим, будучи неоднократно повторенным разными баснописцами древнего и нового времени.
В литературе 18 века сложилась целая традиция изображать
стрекозу стрекочущим, «поющим» насекомым.
Первой в этом ряду стоит притча П. Сумарокова «Стрекоза»,значительное место в которой занимает описание бедствий, выпавших на долю стрекозы.
Особенностью басни «Стрекоза» И. И. Хемницера является счастливый конец: муравей из педагогических соображений
сперва стрекозу прогоняет, но затем из сострадания помогает
ей хлебом. Опубликованная неизвестным автором в альманахе «Прохладные часы»в феврале 1793 года басня «Муравей и стрекоза» фактически представляет собой переделку басни Хемницера.
К сюжету обращались также Ю.А. Непединский-Мелецкий
( басня «Стрекоза») и В.А.Озеров
( басня «Кузнечик»), в баснях которых отчетливо просматривается осуждение муравья, отражающее негативное отношение дворян
к буржуазии.
Ты всё пела ? Это дело :Так поди же попляши!
Можно сделать вывод:
И.А.Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать- работай летом.
Читательскийинтерес к басне
В период с 1792 по 1796 г. Было издано около 12 книг
И.А. Крылова. В 1808 году вышло первое издание его «Басен»
В 1808 году Шаховский напечатал 17 басен
И.А. Крылова в журнале, который издавали противники Карамзина.
24 февраля 1809 года была выпущена тоненькая книжка на голубоватой бумаге без всяких украшений «Стрекоза и Муравей».
Первая экранизация басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» - 1913 г. Кукольный мультфильм режиссера Владислава Старевича.(Финал мультфильма печальный – Стрекоза гибнет от холода и голода. )
Диафильм- это такая плёнка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.
Под каждым кадром обычно находится текст к нему ( а позже появились диафильмы без текста, со звуковых сопровождением; такие диафильмы продавались вместе с грампластинками или аудиокассетами к ним).
Плёнка диафильма очень узкая (ее ширина всего 35 мм) и кадры на нем плохо видны.
Басня Крылова включена в программу по литературному чтению в начальных классах. Учащиеся охотно читают басню, инсценируют, изготавливают поделки.С 90-ых г. по настоящее время образ Стрекозы вызывает осуждение, но и жалость. За красоту и талант ей можно простить легкомыслие. Читатель верит , что она исправится.
В басне | В природе |
Резвилась в «мягких муравах» | Оказавшись в траве, взлететь уже не сможет. |
«Попрыгунья Стрекоза» | Стрекоза может только летать или сидеть на чем-либо. |
«Лето красное пропела» | Стрекозы не издают звуков. |
«Оглянуться не успела, как зима катит в глаза» | Взрослые стрекозы до этого времени не доживают, зимовать у них могут яйца и личинки. |
«Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом» | Стрекозы ловят свою добычу в воздухе, на лету. Для этого у них имеется 3 пары крепких ног с очень острыми и цепкими коготками. |
Стрекоза
МУРАВЕЙ
В басне | В природе |
Он живет один | Они образуют большие семьи и строят муравейники. |
Да работала ль ты в лето? | В их большой семье есть самка, самцы и множество рабочих особей, выполняющих различные функции: защиту, уборку, строительство, добывание пищи и т.д. |
Данная исследовательская работа (проект) по литературе "Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» позволила нам совершенно по-новому взглянуть не только на это произведение, но и на учебные предметы, изучаемые в школе.Мы убедились, насколько различны Стрекоза в басне И.А. Крылова и в мире живой природы и как реалистично изображен Муравей. При столь различных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира.
Вывод
Работая над проектом, мы убедились в том, что мир художественного произведения и мир живой природы различны. Художественный мир - мир искусства, созданный фантазией автора.И Крылову совсем не обязательно было быть биологом, чтобы его произведение осталось в веках, рассказывая о нравственных ценностях.Мы любим эти басни, и их нравоучительный смысл понятен каждому.
Вывод
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.