Театральная терапия
Оценка 5

Театральная терапия

Оценка 5
Особые потребности
doc
искусство
6 кл—11 кл +1
02.03.2022
Театральная терапия
Занятия в школьном театре-студии очень помогают школьникам в приобретении ими жизненного опыта...
СТАТЬЯ ПРО ТЕРАПИЮ.doc

Театральная терапия
для детей

Информационная среда и гуманизация пространства детства

Одной из важнейших проблем современности является гуманизация общественной жизни. В нынешнем социальном развитии России особый гуманистический смысл приобретает утверждение о том, что человек – это высшая ценность бытия, в связи с чем наибольшую актуальность приобретает задача создания условий для его свободного развития. Современная педагогическая наука, воспринимающая образование как средство для воспроизведения духовного потенциала человека, имеет в своём наличии  целый арсенал образовательного воздействия на ребёнка. Сфера искусства рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности. По утверждению учёных, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого в наибольшей степени способствует синтез искусств. Специфика современной культуры связана с глобализацией - противоречивым, сложным и многогранным явлением. Глобальное общество характеризуется в  первую очередь стремительным темпом перемен, что превращает реальность в круговорот событий, выдвигает новые проблемы ценностной адаптации человека. Вследствие  нового информационного режима современное общество становится фактически беззащитным перед  любой информационной угрозой. Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности, разнообразны, диапазон  их взаимодействия простирается  в границах от стандартизации духовных ценностей до распространения манипулятивных технологий.

В контексте отмеченных негативных процессов весьма ощутимы симптомы возрастания сложности  индивидуального мировосприятия и  отношений людей, в первую  очередь подрастающего поколения. Обращает на себя внимание ощущение дезориентации в сфере социокультурных норм, ценностей и образов, состояние душевной разорганизованности.

Противоречие между разнообразной информацией, получаемой ребёнком дома, в школе, на улице, из средств  массовой информации, расхождение между навязываемыми требованиями к поведению и естественными потребностями самовыражения и самоопределения являются, на мой взгляд,  главной причиной неспособности детей принимать нормы общества. Начиная с самого раннего возраста маленького человека приучают скрывать свои естественные эмоции, подавлять чувства, отражающие реакцию на окружающий, ещё не понятый им мир, поскольку взрослый считает их неуместными.

С другой стороны, дети наблюдают многообразие чувств и эмоций в окружающем их пространстве. С телевизионного экрана на них льётся поток ничем не контролируемых эмоциональных проявлений, музыкальная поп-культура ориентирована в основном на поверхностные и агрессивные формы выражения чувств и психологических состояний. Подобное наблюдаем мы и в других сферах общественной жизни.

В результате этого явного противоречия дети вынуждены сдерживать себя,  каждый раз переживая чувство страха и дискомфорта. В связи с этим перед взрослым человеком встаёт трудная задача - научить ребёнка быть открытым по отношению к своим чувствам, говорить о том, что он любит и что ему нравится, понимать свою уникальность и индивидуальность. С потерей индивидуальности ребёнок начинает искать защиту и поддержку  у себе подобных в массе потерянных «Я», а, следовательно, принимать нормы и «ценности» массового поведения.

Система дополнительного образования  и её безграничные возможности.

Решать задачу формирования у ребёнка  ценностной установки на осознание своей психофизической и эмоционально-ценностной индивидуальности и на  самоопределение в общественной жизни  призваны прежде всего педагоги. Адекватной средой для этого является система дополнительного образования детей, в рамках которой основным видом деятельности ребёнка становится творческое самовыражение. Самую большую помощь педагог оказывает воспитаннику тогда, когда искренне «вслушивается» и  проявляет уважение к его способности найти свой собственный ответ, создать свой собственный продукт творчества.

Подобное понимание взаимодействия педагога и воспитанника находит отражение в развивающейся в настоящее время психологической практике арт-терапии.

«Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самовыражении и психологическом здоровье личности и коллектива средствами творческой деятельности.

Возможность занятий творчеством не имеет границ .Особенно это касается театра. Театр - всегда индивидуальное видение окружающих явлений и индивидуальное воплощение их в игре и движении на сцене. Театральная терапия является относительно новым направлением в педагогике, использование которой в работе с детьми разного возраста, уровня способностей и социального статуса позволяет эффективно снимать личностные, поведенческие и этические проблемы. Занятия театром и сценическим движением являются средством гармонического развития души и тела, воспитания  эмоциональной культуры  воспитанника, дают возможность ценностного самоопределения подрастающего поколения. Театр учит мыслить, импровизировать, творить, развивает уверенность в собственных силах, формирует культуру поведения  и определяет личностное становление воспитанника. Пластика тела даёт детям свободу для ответных  реакций на разнообразные ситуации, позволяет выражать различные чувства и эмоции, снимать психологическое напряжение.

Создание собственного творческого продукта - одно  из наиболее мощных средств творческого самовыражения. Театральный  этюд- тоже произведение фантазий, чувств, эмоций и мыслей.

Театральная терапия даёт уникальную возможность: человеку не обязательно  быть профессиональным  актёром, чтобы суметь выразить свои эмоции в характере образа, в его пластике. Суть театра в том, что активное увлечение этим видом искусства даёт шанс жить творческой жизнью и творить добро.

Создание сценического образа

Такое понимание современной драматургии  особенно актуально в рамках занятий по театру и сценическому движению в школьном театре-студии «Сюрприз» (муниципальное образовательное учреждение средней  общеобразовательной школы  с. Среднеивкино, Верхошижемского района, Кировской области), которые посещают девочки и мальчики в разновозрастных группах от 6  до 18 лет, без специальных театральных данных. Их основным видом  деятельности является музыкальное, театральное и танцевальное творчество в рамках изучаемой программы по художественно-эстетическому воспитанию. Такие дети особенно остро чувствуют потребность в творческом и эмоциональном самовыражении, но не умеют и не знают, каким образом выразить своё внутреннее состояние в создании образа героя, в двигательной практике.

Юные театралы должны уметь пластично двигаться, красиво, чётко  говорить, уверенно держаться на сцене, воплощать и обыгрывать образы исполняемых произведений, посредством сценической игры и движения раскрывать идеи авторов и свои собственные эмоциональные переживания в выступлении с концертным номером. Сценический образ позволяет донести до зрителя душевное состояние исполнителя, раскрыть смысловую нагрузку произведения, даёт возможность осознать сценическое действие не только вербальными средствами(текст песни, стихотворение, вокал и пр.), но и культурой жестов, поз, шагов и движений.

Создание сценического образа как технология театральной терапии представляет собой  интегральный комплекс методик речевой, драматически-игровой, музыкальной направленности.

Ведущей задачей является развитие целостного восприятия и переживания воспитанником содержания  музыкального,  драматического, чувственного и телесного образа. Работа над ним  направлена на естественное вхождение ребёнка  в  интуитивное пространство, спонтанно включающее процесс  эмоционально-телесного самовыражения. В театральный опыт, который воспитанники получают на занятиях, включаются мыслительные, чувственные, речевые, телесные и духовные функции.

Момент создания образа помогает детям быть ближе к самим себе, ориентируясь на собственный опыт и ассоциации. Они  отыскивают внутри себя «потерянные» и скрытые  чувства и эмоции из собственного жизненного  опыта, которые на этот момент можно пережить открыто. Театрализация становиться естественным способом самовыражения. Работа над образом позволяет каждому воспитаннику оставаться самим собой, не испытывать неловкости от сравнения с окружающими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Эффективная технология

Многообразие эмоциональных и чувственных проявлений в современном мире предлагает детям  целую палитру ценностных взглядов, суждений, не всегда соответствующих их возрасту, психике, нравственному  развитию и национальному менталитету. Зачастую массово пропагандирующиеся жизненные ориентиры не отвечают необходимому  для полноценного становления личности уровню духовности. Занятия театром и сценическим движением в русле театральной терапии дают почву для размышлений и самоопределения преобладающему большинству воспитанников, заинтересованных в своём  творческом и личностном становлении.

Ценностные ориентиры определяются путём создания на занятиях специальных условий, проявляющихся в тематике, проблематике, драматургии, характере сценического образа и движения. Тем самым, выдвигая в ходе работы с воспитанниками определённый ряд ценностно-значимых проблем и вопросов, педагог даёт им возможность определиться в своих мировоззренческих установках, стилях общения, моделях поведения.

 
Результаты деятельности школьного театра-студии «Сюрприз» наглядно показывают эффективность применения технологии театральной терапии в работе с воспитанниками разного возраста – от 6 до 18 лет. Учащиеся  объединения «Гитарная песня» дважды  стали дипломантами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио»

«Колокольчик»

 

«Сюрприз»

 

Участники детских коллективов «Сюрприз» и «Колокольчик»  неоднократно являются  победителями районных и областного фестиваля, есть также победители в различных конкурсах детского творчества.

Таким образом,  содержание и деятельность коллектива раскрывает систему развития эмоциональной и познавательной сфер учащихся посредством театральной терапии, способствуя социализации и гуманизации детей.

                                                                                  

Елена Черных,

педагог дополнительного образования

МОУ СОШ с. Среднеивкино

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - М.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.
  3. Ёлкина М., Ялмова Э. Путешествие в мир театра. - М.: Олма-пресс Тронд, 2002.
  4. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
  5. Карааненко Т.Н. Кукольный театр в детском саду и школе. – М.: 1960.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
  7. Князева О.Л., Махнёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент,1997.
  8. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии, С арт-терапия.
  9. Кряжева Н.Я. Развитие  эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.
  10. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личонсть, 1986.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь,2000.
  12. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство терапии. – М.: Школа-пресс,1996.
  13. Рождес К. Творчество как усилие себя, 1990.
  14. Сказка в жизни ребёнка.// Пед.альмонах «Аничков мост»/ под ред. А.Бурениеной. – СПб.,2005.

 


Информационная среда и гуманизация пространства детства

Информационная среда и гуманизация пространства детства

Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности, разнообразны, диапазон их взаимодействия простирается в границах от стандартизации духовных ценностей до распространения манипулятивных технологий

Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности, разнообразны, диапазон их взаимодействия простирается в границах от стандартизации духовных ценностей до распространения манипулятивных технологий

Занятия театром и сценическим движением являются средством гармонического развития души и тела, воспитания эмоциональной культуры воспитанника, дают возможность ценностного самоопределения подрастающего поколения

Занятия театром и сценическим движением являются средством гармонического развития души и тела, воспитания эмоциональной культуры воспитанника, дают возможность ценностного самоопределения подрастающего поколения

Театрализация становиться естественным способом самовыражения

Театрализация становиться естественным способом самовыражения

Литература Бахтин М.М.

Литература Бахтин М.М.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2022