ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.9

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.9
docx
русская литература
03.06.2020
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Театральные игры имеют высокий психотерапевтический эффект. Игра может изменить отношение человека к себе и другим, изменить самочувствие, способы общения в коллективе. Самое трудное для подростков – преодолеть собственную внутреннюю скованность. И главный помощник в этом – игра.
театральные постановки.docx

Воропаева Любовь Петровна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 34 Комсомольска н/А

 

                     ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                           Каждая из детей  - личность; одна выявленная, другая                

                                                                           затаённая…

                                                                           Вот оно поле деятельности. Выявляй, рассекречивай,

                                                                            помогай детям справиться с внутренними конфликтами.

                                                                             Мы воспитываем через искусство, а не учим ремеслу.

                                                                                                                                          Е.Г.Макарова.

Психологи Л.С.Выготский, В.М.Теплов, Л.И.Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивают высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческих активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Дидактические игры позволяют кроме того , отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно пробучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе ролевой игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности на уроке литературы.

Игры, положенные в основу уроков и внеклассной работы, классифицируются по двум типам: целевые (спорт) и ролевые (театр). Спортивные – соревнования, достижение победы над соперником. Театральные – исполнение ролей достижение результата за счёт «надевания различных социальных масок» Введение даже элемента игры в учебную деятельность повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения, стимулирует учащихся к творчеству.

«Ирга – путь детей к познанию мира, в котором они живут; это искра, зажигающая огонёк любознательности», - писал В.А.Сухомлинский. Ребята об игре говорят следующее: «Во время игры необходимо избрать правильный контакт с одноклассниками», «игра – это приятное, полезное, интересное занятие», «играя, следует много думать, решать серьёзные вопросы».

Но важно помнить, что урок-игра уместен лишь в том случае, если он соответствует задачам, которые перед ним стоят. Известный в методике приём инсценирования может лечь в основу ролевой игры типа театр, если, конечно, она будет выстроена по всем  правилам игрового взаимодействия: определёны учебно-педагогические цели, разработан сценарий, продуман и организован момент рефлексии, состоялось ролевое перевоплощение «актеров», «дан анализ результатов игры.

Для развития воображения и творчества на уроках, существуют различные приёмы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика.

Уроки ролевой игры проходят при использовании групповой формы работы. Тема урока – народные сказки. Каждая группа получает задание – инсценировать эпизод народной сказки. Ребята выбирают сказку, читают её, обсуждают сценку, распределяют роли и получают консультации учителя.  (Очень важно здесь коллективное начало, умение слушать друг друга.)

4 группы – 4 народных сказки.

Наблюдая за детьми 5-6-х классов, поражаешься, насколько серьёзно они относятся к подготовке. И это очень хорошо. Удачной формой считаю театрализованную иргу, которую можно проводить на уроке и вне его с ребятами разного возраста.

Закончилось изучение темы «Басни Крылова». На уроках уделяли большое внимание чтению по ролям. Предлагаю ученикам провести творческий зачёт по басням. Каждая группа получает следующие задания: нарисовать рисунки к выбранным басням, подготовить инсценирование басни (наизусть), обдумать элементы костюма и декорации. Каждой группе предложено проинсценировать 2 басни. Наш главный принцип – как модно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.

В конце урока подвожу итог, оцениваю ребят; они называют лучших игроков. Такая форма урока позволяет развивать самостоятельность мышления, воображения, пробуждать фантазию, создавать условия для творчества каждому ученику.

6 – 7 класс. Сказки А.С.Пушкина. Вновь обращаюсь к групповой форме работы. Каждая группа ребят выбирает сказку для инсценирования.

Желанный итог урока – когда учитель не нужен: театральные постановки – это вот тот самый итог, но к нему очень длинная дорога. Какие же препятствия возникают на ней: подготовить каждого учащегося к этой работе, убедить, что они все творческие личности. Что же делаю для этого? Очень часто даю возможность ребятам сыграть роль, не всегда и не всё получается, но есть желание у ребят – значит будет результат. И я его уже ощущаю: ребята охотно соглашаются инсценировать произведения, не боятся сцены, с желанием участвуют во всех общешкольных театральных постановках и классных.

9 класс А.С.Грибоедов «Горе от ума». Кооперированно-групповая форма обучения.

1 группа – Скалозуб

2 группа – Фамусов

3 группа – Молчалин

4 группа – Софья

Цель работы – показать характер литературного героя, его мысли, чувства, поступки. Урок начинается с парада литературных героев.

Каждая группа готовит характеристику своего героя, показывает сцены из комедии с его участием, раскрывает черты характера, анализирует поступки. В ходе урока ведущий группы заполняет таблицу «Эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие героя», подводит итог своей работы.

 «Самая большая роскошь на земле – «роскошь человеческого общения» (А.Сент-Экзюпери). Я убеждена, что уроки «перевоплощения» предоставляет учащимся такую « роскошь».

Надолго запомнился ребятам урок по теме «В.М.Шукшин и его «чудики». Интересные эпизоды  подготовили группы ребят для инсценирования на этот урок. Волнующие темы творчества Шукшина:

- «Зачем живут люди, он и все вокруг?»

-«Иначе – для чего всё!»

- «По-разному гибнет душа: у иного она погибла, а он этого не заметил.»

- «Да почему же я такой есть-то?»

- «За всё, что происходит сейчас на Земле, придётся отвечать всем нам, ныне живущим, и за хорошее, и за плохое.»

- «Если человек прекращает борьбу со злом, он перестаёт быть человеком.»

Для инсценирования ребята выбрали следующие рассказы:

1 группа – «Обила»

2 группа – «Экзамен»

3 группа – «Чудик»

4 группа – «Ноль-ноль целых»

Театральные игры имеют высокий психотерапевтический эффект. Игра может изменить отношение человека к себе и другим, изменить самочувствие, способы общения в коллективе. Самое трудное для подростков – преодолеть собственную внутреннюю скованность. И главный помощник в этом – игра.


 

Воропаева Любовь Петровна учитель русского языка и литературы

Воропаева Любовь Петровна учитель русского языка и литературы

Для развития воображения и творчества на уроках, существуют различные приёмы

Для развития воображения и творчества на уроках, существуют различные приёмы

Эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие героя», подводит итог своей работы

Эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие героя», подводит итог своей работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020