Воропаева Любовь Петровна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 34 Комсомольска н/А
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Каждая из детей - личность; одна выявленная, другая
затаённая…
Вот оно поле деятельности. Выявляй, рассекречивай,
помогай детям справиться с внутренними конфликтами.
Мы воспитываем через искусство, а не учим ремеслу.
Е.Г.Макарова.
Психологи Л.С.Выготский, В.М.Теплов, Л.И.Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивают высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческих активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Дидактические игры позволяют кроме того , отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно пробучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе ролевой игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности на уроке литературы.
Игры, положенные в основу уроков и внеклассной работы, классифицируются по двум типам: целевые (спорт) и ролевые (театр). Спортивные – соревнования, достижение победы над соперником. Театральные – исполнение ролей достижение результата за счёт «надевания различных социальных масок» Введение даже элемента игры в учебную деятельность повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения, стимулирует учащихся к творчеству.
«Ирга – путь детей к познанию мира, в котором они живут; это искра, зажигающая огонёк любознательности», - писал В.А.Сухомлинский. Ребята об игре говорят следующее: «Во время игры необходимо избрать правильный контакт с одноклассниками», «игра – это приятное, полезное, интересное занятие», «играя, следует много думать, решать серьёзные вопросы».
Но важно помнить, что урок-игра уместен лишь в том случае, если он соответствует задачам, которые перед ним стоят. Известный в методике приём инсценирования может лечь в основу ролевой игры типа театр, если, конечно, она будет выстроена по всем правилам игрового взаимодействия: определёны учебно-педагогические цели, разработан сценарий, продуман и организован момент рефлексии, состоялось ролевое перевоплощение «актеров», «дан анализ результатов игры.
Для развития воображения и творчества на уроках, существуют различные приёмы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика.
Уроки ролевой игры проходят при использовании групповой формы работы. Тема урока – народные сказки. Каждая группа получает задание – инсценировать эпизод народной сказки. Ребята выбирают сказку, читают её, обсуждают сценку, распределяют роли и получают консультации учителя. (Очень важно здесь коллективное начало, умение слушать друг друга.)
4 группы – 4 народных сказки.
Наблюдая за детьми 5-6-х классов, поражаешься, насколько серьёзно они относятся к подготовке. И это очень хорошо. Удачной формой считаю театрализованную иргу, которую можно проводить на уроке и вне его с ребятами разного возраста.
Закончилось изучение темы «Басни Крылова». На уроках уделяли большое внимание чтению по ролям. Предлагаю ученикам провести творческий зачёт по басням. Каждая группа получает следующие задания: нарисовать рисунки к выбранным басням, подготовить инсценирование басни (наизусть), обдумать элементы костюма и декорации. Каждой группе предложено проинсценировать 2 басни. Наш главный принцип – как модно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.
В конце урока подвожу итог, оцениваю ребят; они называют лучших игроков. Такая форма урока позволяет развивать самостоятельность мышления, воображения, пробуждать фантазию, создавать условия для творчества каждому ученику.
6 – 7 класс. Сказки А.С.Пушкина. Вновь обращаюсь к групповой форме работы. Каждая группа ребят выбирает сказку для инсценирования.
Желанный итог урока – когда учитель не нужен: театральные постановки – это вот тот самый итог, но к нему очень длинная дорога. Какие же препятствия возникают на ней: подготовить каждого учащегося к этой работе, убедить, что они все творческие личности. Что же делаю для этого? Очень часто даю возможность ребятам сыграть роль, не всегда и не всё получается, но есть желание у ребят – значит будет результат. И я его уже ощущаю: ребята охотно соглашаются инсценировать произведения, не боятся сцены, с желанием участвуют во всех общешкольных театральных постановках и классных.
9 класс А.С.Грибоедов «Горе от ума». Кооперированно-групповая форма обучения.
1 группа – Скалозуб
2 группа – Фамусов
3 группа – Молчалин
4 группа – Софья
Цель работы – показать характер литературного героя, его мысли, чувства, поступки. Урок начинается с парада литературных героев.
Каждая группа готовит характеристику своего героя, показывает сцены из комедии с его участием, раскрывает черты характера, анализирует поступки. В ходе урока ведущий группы заполняет таблицу «Эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие героя», подводит итог своей работы.
«Самая большая роскошь на земле – «роскошь человеческого общения» (А.Сент-Экзюпери). Я убеждена, что уроки «перевоплощения» предоставляет учащимся такую « роскошь».
Надолго запомнился ребятам урок по теме «В.М.Шукшин и его «чудики». Интересные эпизоды подготовили группы ребят для инсценирования на этот урок. Волнующие темы творчества Шукшина:
- «Зачем живут люди, он и все вокруг?»
-«Иначе – для чего всё!»
- «По-разному гибнет душа: у иного она погибла, а он этого не заметил.»
- «Да почему же я такой есть-то?»
- «За всё, что происходит сейчас на Земле, придётся отвечать всем нам, ныне живущим, и за хорошее, и за плохое.»
- «Если человек прекращает борьбу со злом, он перестаёт быть человеком.»
Для инсценирования ребята выбрали следующие рассказы:
1 группа – «Обила»
2 группа – «Экзамен»
3 группа – «Чудик»
4 группа – «Ноль-ноль целых»
Театральные игры имеют высокий психотерапевтический эффект. Игра может изменить отношение человека к себе и другим, изменить самочувствие, способы общения в коллективе. Самое трудное для подростков – преодолеть собственную внутреннюю скованность. И главный помощник в этом – игра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.