Урок русского языка в 4 классе
Тема: Личные местоимения
Предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Авторы учебника: Канакина В.П, В.Г. Горецкий.
Класс: 4
Автор разработки: Богатырёва Анастасия Сергеевна
Цель урока: сформировать первоначальное представление о местоимении как части речи и о категории личных местоимений.
Задачи урока:
обучающие: познакомить обучающихся со значение личных местоимений; научиться различия между местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, отличать личные местоимения, определять форму личных местоимений для конкретного падежа и числа.
развивающие: формировать навыки критического мышления учащихся, умение формулировать вопросы, анализировать предложенный языковой материал, делать выводы на основе анализа, тренировать навыки работы в соответствии с заданным алгоритмом, активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: прививать любовь к русскому языку, ответственное отношение к получению знаний, воспитывать культуру взаимодействия в рамках выполнения совместной деятельности, формировать условия для развития навыков формулировки и речевого оформления и публичного выступления
Методы обучения:
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии:
Технология проблемного обучения;
ИКТ-технологии;
Формируемые УУД:
- познавательные УУД (получить первоначальные представления о морфологической категории «местоимение» и личных местоимениях)
- личностные УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала)
- коммуникативные УУД (работать в группах, слушать и анализировать высказывание одногруппника, выстраивать монологические высказывания)
- регулятивные УУД (анализировать языковой материал)
- предметные УУД (учиться определять место личного местоимения в предложении и их грамматические признаки).
Оборудование:
- учебник В.П Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 часть;
- ПК, проектор;
- презентация «Личные местоимения»;
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1 |
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)-2 мин. |
- Здравствуйте, друзья! Надеюсь, сегодня все готовы получать новые знания? - Прежде всего проверим готовность к уроку. У всех на столах готовы тетради, учебники русского языка и письменные принадлежности? - Отлично, тогда пора приступать. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и словосочетание «Классная работа». Сегодня наш урок посвящен одной самостоятельной части речи, которая имеет много общего с именем существительным. Попробуйте при помощи загадки угадать, о какой части речи идёт речь. Загадка: Я слова заменяю, Называю людей и вещи, "Я", "ты", "он" - явление простое, Но без меня была беда бы сказке и поэзии. Кто я такой?
Уже догадались? Итак, записываем тему урока: «Личные местоимения».
|
- проверяю свою готовность к уроку; - оформляют тетрадь; -отгадывают загадку; - записывают тему урока. |
Личностные:
контроль собственной готовности к уроку; формирование устойчивой мотивации к получению новых знаний;
Коммуникативные: планирование совместной работы на уроке. |
2 |
Активизация знаний.- 6 мин. |
- Друзья, начнём работу с небольшой разминки, которая поможет нам вспомнить то, что мы уже знаем о местоимении вообще и о личном местоимении.
|
- на доске презентация, в неё задание по вариантам (по 2 предложения для каждого варианта).
|
|
Предложения: 1. Вчера я видел, как Маша кормила птиц на улице, а Саша играл с мячом на стадионе. 2. Когда мы пришли на вокзал, там уже была наша группа, которая ждала нас перед поездом, который должен был прибыть через полчаса. 3. В этом парке всегда много людей, они гуляют с детьми, Ваня и Маша тоже часто приходят в этот парк. 4. После того, как Петя и Вася сдали экзамен, Иван позвал нас на встречу, где нам Мария рассказала нам много нового. |
Задание: В предложениях необходимо заменить существительные на местоимения, а местоимения на существительные.
После индивидуальной работы предложить ученикам по поднятой руке озвучить свои варианты изменения предложения. Обсудит неправильные варианты, если таковые встретятся. |
Познавательные УУД: самостоятельно анализировать и изменять предложения. Ориентироваться в материале: ставить цели для выполнения работы, определять методы достижения поставленной цели. Личностные УУД: формировать интерес к образовательной деятельности с элементами творчества. Регулятивные УУД: самостоятельно выполнять поставленную учителем задачу.
|
||
-Вопросы для обсуждения:
1. - какова основная функциям местоимений?
2. - какими грамматическими признаками обладают местоимения?
3. - зачем мы изучаем личные местоимения?
|
1. -заменять существительные, в том числе чтобы избегать повторов в тексте.
2. лицо, род, число, падеж.
3. для того, чтобы использовать их в речи и на письме, что позволит сделать нашу речь богаче и разнообразнее. |
Познавательные УУД: рефлексировать уже имеющиеся знания о предмете и оценивать, какие еще могут быть нужны. Регулятивные УУД: формулировать цели и определять практическую пользу от изучаемого.
|
||
3. |
Самоопределение к деятельности - 5 мин |
- Давайте попробуем вместе дать определение местоимению как части речи. Сначала каждый сам для себя, затем вслух с обсуждением. |
- Формулируют определение. Обсуждают ошибки и неточности, если таковые были допущены. |
Коммуникативные: построение монологического высказывания, оценка ответов одногруппников |
- В предложении которые мы записали, использовались несколько местоимений. Назовите их.
- К какой группе относятся эти местоимения? |
- Он, она, они, я, мы, нас, нам. - Личные местоимения? |
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
|
||
4 |
Целеполагание.-1 мин. |
- Теперь мы знаем, о чём мы будем сегодня говорить. И можем сформулировать цель нашего урока. Цель: вспомнить всё о местоимении как части речи, практиковаться в употреблении и написании личных местоимений. |
С помощью наводящих вопросов формулируют цель урока. |
Личностные: формирование представление о практической пользе полученного знания. Коммуникативные: построение монологического высказывания,
|
5 |
Первичное усвоение материала.- 6-7 мин. |
Анализ материала учебника. - Отройте учебник на странице 54 и посмотрите на таблицу «Личные местоимения». В паре с соседом проанализируйте таблицу. Найдите сходство и различие грамматических признаков у существительных и местоимений. Ответьте на вопросы на слайде. После парной работы — обсуждение с помощью фронтального опроса. 1. Что нового из этой таблицы мы узнали о местоимениях? 2. Назовите местоимения 2-е лица множественного числа? Расскажите о
том, в каких случаях оно употребляется. 4. Назовите местоимения 1-го лица
единственного числа? (я) |
Работаю в парах. Всё это время на доске слайд с вопросами: 1. Что нового из этой таблицы мы узнали о местоимениях? 2. Назовите местоимения 2-е лица множественного числа? Расскажите о
том, в каких случаях оно употребляется. 4. Назовите
местоимения 1-го лица единственного числа? (я)
1. Они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род. 2. «Вы», его употребляют, когда обращаются к группе лиц или к незнакомому или старшему человеку. 3. он, она, оно. 4. я. 5. Личные местоимения 3-го лица в ед. ч. изменяются по родам. |
Коммуникативные УУД: работа в парах. Познавательные УУД: анализ языкового материала по заранее заданным вопросам. Регулятивные УУД: самостоятельная работа и самопроверка.
|
Упражнение 113 на странице 54. Читают вслух по поднятой руке, называют местоимения, которые нужно выписать, затем выписывают и самостоятельно определяют грамматические признаки. Затем проверка с помощью фронтального опроса. |
Слушают чтение, выписывают местоимения самостоятельно определяют грамматические признаки. Сверяют свои ответы с ответами других учеников. Обсуждают. |
|||
|
Физкульт-минутка - 2 минуты
1. Поднимаем руки и стараемся дотянуться до потолка, затем опускаем их вниз. Повторяем 5-7 раз.
2. Делаем круговые движения плечами вперед и назад по 10 раз.
3. Стоим на месте и делаем выпады ногами, чередуя левую и правую ногу. Повторяем 10-12 раз.
4. Поднимаем колени высоко и быстро бегаем на месте в течение 30 секунд.
5. Стоим на одной ноге и делаем круговые движения другой ногой. Затем меняем ногу. Повторяем 5-7 раз.
6. Стоим прямо, руки опущены вдоль тела. Медленно поднимаем руки вверх, затем медленно опускаем их вниз. Повторяем 5-7 раз. |
- Итак, друзья, пришло время размяться и дать немного нагрузки телу. |
- выполняют упражнения вместе с учителем. |
|
6 |
Первичное закрепление.-13-14 мин |
Работа в группах. Теперь мы уже много вспомнили и узнали о личном местоимении. Давайте попробуем помочь тем ученикам начальной школы, которые младше вас и еще не знакомы с этой частью речи и подумаем, чем можно дополнить предложенную схему «Местоимения как часть речи». |
На доске презентация, в ней схема с пропусками. Ученики заполняют пропуски. Схема с пропусками:
Итоговый результат:
Ученики объединяются в группы по 3-4 человека и обсуждают схему в течении 3-4 минут, затем записывают её в тетрадь. Затем каждая из групп озвучивает недостающий фрагмент того или иного кружка на кластере. В случае, если участники другой группы не согласны со сказанным — обсуждаем и ищем правильный вариант. |
Познавательные УУД: Системный анализ и обобщение изученного; Составление и дополнение обучающих схем; Личностные УУД: Формирование навыка обучениях других.
Коммуникативные УУД: Формулировать мысли и идеи так, чтобы они были понятны другому, работать в группах, оценивать работу одногруппников, обсуждать результаты совместной деятельности. Познавательные УУД: анализировать свои знания и применять их на практике.
|
Самостоятельная работа с учебником.
Упражнение 114 на страницах 54-55. Необходимо определить местоимение по указанным грамматическим признакам. |
Самостоятельная работа, затем проверка с помощью фронтального опроса. |
Познавательные УУД: применять на практике только что полученные знания. Личностные УУД: выполнять работу самостоятельно, проверять результаты своей работы.
|
||
7 |
Рефлексия. Подведение итогов урока -2 мин. |
-Давайте вспомним, какие цели мы сами поставили себе сегодня? Удалось ли нам их достичь?
- С помощью большого пальца правой или левой руки оцените, пожалуйста, следующие итоги урока: - хорошо ли я сегодня работал на уроке? - весь ли материал был мне понятен? - насколько изученное пригодится мне в дальнейшем?
|
- Сверяют цели и результаты урока. Сегодня мы хотели обобщить наши знания о местоимении как части речи и смогли это сделать, даже составили схему-подсказку для учеников младших классов для того, чтобы им было проще изучать эту тему. Еще мы хотели попрактиковаться в правописании личных местоимений и это нам тоже удалось. На доске можно предложить шкалу оценивания:
|
Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу Коммуникативные УУД: формулировка мыслей и идей так, чтобы они были понятны другому Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке, уровень полученных знаний и практическую пользу изученного материала. |
Итак, сегодня мы обобщил свои знания о местоимении как части речи и практиковались в написании личных местоимений, впереди нас ждёт еще много интересного, связанного с местоимением.
Запись и обсуждение домашнего задания:
Упражнение 116 на странице 55. Выполнять по заданию.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.