Тех.карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема урока "Личные местоимения"
Оценка 5

Тех.карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема урока "Личные местоимения"

Оценка 5
docx
01.05.2023
Тех.карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема урока "Личные местоимения"
Тех.карта.docx

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Личные местоимения

Предмет: русский язык

УМК  «Школа России»

Авторы учебника: Канакина В.П, В.Г. Горецкий.

Класс: 4

Автор разработки: Богатырёва Анастасия Сергеевна

Цель урока: сформировать первоначальное представление о местоимении как части речи и о категории личных местоимений.

Задачи урока:

            обучающие: познакомить обучающихся со значение личных местоимений; научиться различия между местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, отличать личные местоимения, определять форму личных местоимений для конкретного падежа и числа.

      развивающие: формировать навыки критического мышления учащихся, умение формулировать вопросы, анализировать предложенный языковой материал, делать выводы на основе анализа, тренировать навыки работы в соответствии с заданным алгоритмом, активизировать мыслительную деятельность.

      воспитательные: прививать любовь к русскому языку, ответственное отношение к получению знаний, воспитывать культуру взаимодействия в рамках выполнения совместной деятельности, формировать условия для развития навыков формулировки и речевого оформления и публичного выступления

     Методы обучения:

  • Анализ конкретной (языковой) ситуации;
  • Поисковые (частично-поисковые);
  • Кейс-метод (решение задачи, приближенной к жизненным условиям);
  • Словесные (диалог «учитель-ученик», фронтальный опрос, работа в парах и группах);
  • Наглядные (демонстрационный материал);
  • Практические (работа с учебником);
  • Взаимопроверка.

       Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

   Технологии:

Технология проблемного обучения;

ИКТ-технологии;

    Формируемые УУД:

- познавательные УУД (получить первоначальные представления о морфологической категории «местоимение» и личных местоимениях)

- личностные УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала)

- коммуникативные УУД (работать в группах, слушать и анализировать высказывание одногруппника, выстраивать монологические высказывания)

- регулятивные УУД (анализировать языковой материал)

- предметные УУД (учиться определять место личного местоимения в предложении и их грамматические признаки).

             Оборудование:

- учебник В.П Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 часть;

-  ПК, проектор;

- презентация «Личные местоимения»;

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)-2 мин.

- Здравствуйте, друзья! Надеюсь, сегодня все готовы получать новые знания?

- Прежде всего проверим готовность к уроку. У всех на столах готовы тетради, учебники русского языка и письменные принадлежности?

- Отлично, тогда пора приступать. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и словосочетание «Классная работа».

Сегодня наш урок посвящен одной самостоятельной части речи, которая имеет много общего с именем существительным. Попробуйте при помощи загадки угадать, о какой части речи идёт речь.

Загадка:

Я слова заменяю,

Называю людей и вещи,

"Я", "ты", "он" - явление простое,

Но без меня была беда бы сказке и поэзии.

Кто я такой?

 

Уже догадались? Итак, записываем тему урока: «Личные местоимения».

 

- проверяю свою готовность к уроку;

- оформляют тетрадь;

-отгадывают загадку;

- записывают тему урока.

Личностные:

 

контроль собственной готовности к уроку;

формирование устойчивой мотивации к получению новых знаний;

 

Коммуникативные: планирование совместной работы на уроке.

2

Активизация знаний.- 6 мин.

- Друзья, начнём работу с небольшой разминки, которая поможет нам вспомнить то, что мы уже знаем о местоимении вообще и о личном местоимении.

 

 

- на доске презентация, в неё задание по вариантам (по 2 предложения для каждого варианта).

 

 

Предложения:

1. Вчера я видел, как Маша кормила птиц на улице, а Саша играл с мячом на стадионе.

2. Когда мы пришли на вокзал, там уже была наша группа, которая ждала нас перед поездом, который должен был прибыть через полчаса.

3. В этом парке всегда много людей, они гуляют с детьми, Ваня и Маша тоже часто приходят в этот парк.

4. После того, как Петя и Вася сдали экзамен, Иван позвал нас на встречу, где нам Мария рассказала нам много нового.

Задание: В предложениях необходимо заменить существительные на местоимения, а местоимения на существительные.

 

После индивидуальной работы предложить ученикам по поднятой руке озвучить свои варианты изменения предложения.  Обсудит неправильные варианты, если таковые встретятся.

Познавательные УУД: самостоятельно анализировать и изменять предложения.

Ориентироваться в материале: ставить цели для выполнения работы, определять методы достижения поставленной цели.

Личностные УУД: формировать интерес к образовательной деятельности с элементами творчества.

Регулятивные УУД: самостоятельно выполнять поставленную учителем задачу.

 

-Вопросы для обсуждения:

 

1.      - какова основная функциям местоимений?

 

2.      - какими грамматическими признаками обладают местоимения?

 

3.      - зачем мы изучаем личные местоимения?

 

1.      -заменять существительные, в том числе чтобы избегать повторов в тексте.

 

 

 

2.      лицо, род, число, падеж.

 

 

 

 

3.      для того, чтобы использовать их в речи и на письме, что позволит сделать нашу речь богаче и разнообразнее.

Познавательные УУД: рефлексировать уже имеющиеся знания о предмете и оценивать, какие еще могут быть нужны.

Регулятивные УУД: формулировать цели и определять практическую пользу от изучаемого.

 

3.

Самоопределение к деятельности - 5 мин

- Давайте попробуем вместе дать определение местоимению как части речи. Сначала каждый сам для себя, затем вслух с обсуждением.

- Формулируют определение. Обсуждают ошибки и неточности, если таковые были допущены.

Коммуникативные: построение монологического высказывания, оценка ответов одногруппников

- В предложении которые мы записали, использовались несколько местоимений. Назовите их.

 

- К какой группе относятся эти местоимения?

- Он, она, они, я, мы, нас, нам.

- Личные местоимения?

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 

4

Целеполагание.-1 мин.

- Теперь мы знаем, о чём мы будем сегодня говорить. И можем сформулировать цель нашего урока.

Цель: вспомнить всё о местоимении как части речи, практиковаться в употреблении и написании личных местоимений.

С помощью наводящих вопросов формулируют цель урока.

Личностные:

формирование представление о практической пользе полученного знания.

Коммуникативные: построение монологического высказывания,

 

5

Первичное усвоение материала.- 6-7 мин.

Анализ материала учебника.

- Отройте учебник на странице 54 и посмотрите на таблицу «Личные местоимения».

В паре с соседом проанализируйте таблицу. Найдите сходство и различие грамматических признаков у существительных и местоимений. Ответьте на вопросы на слайде.

После парной работы — обсуждение с помощью фронтального опроса.

1. Что нового из этой таблицы мы узнали о местоимениях?

2. Назовите местоимения 2-е лица множественного числа? Расскажите о том, в каких случаях оно употребляется.
3. Назовите местоимения 3-го лица единственного числа?

4. Назовите местоимения 1-го лица единственного числа? (я)
5. Определите какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?

Работаю в парах. Всё это время на доске слайд с вопросами:

1. Что нового из этой таблицы мы узнали о местоимениях?

2. Назовите местоимения 2-е лица множественного числа? Расскажите о том, в каких случаях оно употребляется.
3. Назовите местоимения 3-го лица единственного числа?

4. Назовите местоимения 1-го лица единственного числа? (я)
5. Определите какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?

 

1.      Они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род.

2.      «Вы», его употребляют, когда обращаются к группе лиц или к незнакомому или старшему человеку.

3.      он, она, оно.

4.      я.

5.      Личные местоимения 3-го лица в ед. ч. изменяются по родам.

Коммуникативные УУД: работа в парах.

Познавательные УУД: анализ языкового материала по заранее заданным вопросам.

Регулятивные УУД: самостоятельная работа и самопроверка.

 

Упражнение 113 на странице 54. Читают вслух по поднятой руке, называют местоимения, которые нужно выписать, затем выписывают и самостоятельно определяют грамматические признаки. Затем проверка с помощью фронтального опроса.

Слушают чтение, выписывают местоимения самостоятельно определяют грамматические признаки. Сверяют свои ответы с ответами других учеников. Обсуждают.

 

Физкульт-минутка - 2 минуты

 

1.      Поднимаем руки и стараемся дотянуться до потолка, затем опускаем их вниз. Повторяем 5-7 раз.

 

2.      Делаем круговые движения плечами вперед и назад по 10 раз.

 

3.      Стоим на месте и делаем выпады ногами, чередуя левую и правую ногу. Повторяем 10-12 раз.

 

4.      Поднимаем колени высоко и быстро бегаем на месте в течение 30 секунд.

 

5.      Стоим на одной ноге и делаем круговые движения другой ногой. Затем меняем ногу. Повторяем 5-7 раз.

 

6.      Стоим прямо, руки опущены вдоль тела. Медленно поднимаем руки вверх, затем медленно опускаем их вниз. Повторяем 5-7 раз.

- Итак, друзья, пришло время размяться и дать немного нагрузки телу.

- выполняют упражнения вместе с учителем.

 

6

Первичное закрепление.-13-14 мин

Работа в группах.

Теперь мы уже много вспомнили и узнали о личном местоимении. Давайте попробуем помочь тем ученикам начальной школы, которые младше вас и еще не знакомы с этой частью речи и подумаем, чем можно дополнить предложенную схему «Местоимения как часть речи».

На доске презентация, в ней схема с пропусками. Ученики заполняют пропуски.

Схема с пропусками:

Итоговый результат:

Ученики объединяются в группы по 3-4 человека и обсуждают схему в течении 3-4 минут, затем записывают её в тетрадь.

Затем каждая из групп озвучивает недостающий фрагмент того или иного кружка на кластере. В случае, если участники другой группы не согласны со сказанным — обсуждаем и ищем правильный вариант.

Познавательные УУД:

Системный анализ и обобщение изученного;

Составление и дополнение обучающих схем;

Личностные УУД:

Формирование навыка обучениях других.

 

Коммуникативные УУД:

Формулировать мысли и идеи так, чтобы они были понятны другому,

работать в группах, оценивать работу одногруппников, обсуждать результаты совместной деятельности.

Познавательные УУД:

анализировать свои знания и применять их на практике.

 

Самостоятельная работа с учебником.

 

Упражнение 114 на страницах 54-55.

Необходимо определить местоимение по указанным грамматическим признакам.

Самостоятельная работа, затем проверка с помощью фронтального опроса.

Познавательные УУД:

применять на практике только что полученные знания.

Личностные УУД: выполнять работу самостоятельно, проверять результаты своей работы.

 

7

Рефлексия. Подведение итогов урока -2 мин.

-Давайте вспомним, какие цели мы сами поставили себе сегодня? Удалось ли нам их достичь?

 

 

 

 

- С помощью большого пальца правой или левой руки оцените, пожалуйста, следующие итоги урока:

- хорошо ли я сегодня работал на уроке?

- весь ли материал был мне понятен?

- насколько изученное пригодится мне в дальнейшем?

 

- Сверяют цели и результаты урока.

Сегодня мы хотели обобщить наши знания о местоимении как части речи и смогли это сделать, даже составили схему-подсказку для учеников младших классов для того, чтобы им было проще изучать эту тему. Еще мы хотели попрактиковаться в правописании личных местоимений и это нам тоже удалось.

На доске можно предложить шкалу оценивания:

Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

Коммуникативные УУД: формулировка мыслей и идей так, чтобы они были понятны другому

Регулятивные УУД:

оценивать свою работу на уроке, уровень полученных знаний и практическую пользу изученного материала.

Итак, сегодня мы обобщил свои знания о местоимении как части речи и практиковались в написании личных местоимений, впереди нас ждёт еще много интересного, связанного с местоимением.

 

Запись и обсуждение домашнего задания:

 

Упражнение 116 на странице 55. Выполнять по заданию.

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе

УУД (получить первоначальные представления о морфологической категории «местоимение» и личных местоимениях) - личностные

УУД (получить первоначальные представления о морфологической категории «местоимение» и личных местоимениях) - личностные

Загадка: Я слова заменяю,

Загадка: Я слова заменяю,

В этом парке всегда много людей, они гуляют с детьми,

В этом парке всегда много людей, они гуляют с детьми,

Сначала каждый сам для себя, затем вслух с обсуждением

Сначала каждый сам для себя, затем вслух с обсуждением

Ответьте на вопросы на слайде.

Ответьте на вопросы на слайде.

Повторяем 5-7 раз. 2.

Повторяем 5-7 раз. 2.

Повторяем 5-7 раз. 2.

Повторяем 5-7 раз. 2.

Ученики объединяются в группы по 3-4 человека и обсуждают схему в течении 3-4 минут, затем записывают её в тетрадь

Ученики объединяются в группы по 3-4 человека и обсуждают схему в течении 3-4 минут, затем записывают её в тетрадь

Рефлексия. Подведение итогов урока -2 мин

Рефлексия. Подведение итогов урока -2 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023