Технические упражнения в спортивном ориентировании

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образовательных учреждений, школьных учителей, спортсменов, а также для самостоятельной работы на этапах обучения спортивному ориентированию. Методические пособие включает упражнения, направленные на освоение технических навыков при обучении ориентированию и на развитие психических процессов: восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, внимания.Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образовательных учреждений, школьных учителей, спортсменов, а также для самостоятельной работы на этапах обучения спортивному ориентированию. Методические пособие включает упражнения, направленные на освоение технических навыков при обучении ориентированию и на развитие психических процессов: восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, внимания.
Иконка файла материала sbornik_uprazhneniy_po_sportivnomu_orientirovaniyu_kopiya.doc
Технические упражнения в спортивном ориентировании (Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособиеДанная   работа   предназначена   для   тренеров   по   спортивному ориентированию,   педагогов   дополнительного   образования,   педагогов­ организаторов туристско­краеведческой и физкультурно­спортивной работы образовательных учреждений, школьных учителей, спортсменов, а также для самостоятельной работы на этапах обучения спортивному ориентированию. Методические   пособие   включает   упражнения,   направленные   на освоение технических навыков при обучении ориентированию и на развитие психических   процессов:   памяти,   наблюдательности,   восприятия, воображения, мышления, внимания. 2СОДЕРЖАНИЕ  Технические упражнения в спортивном ориентировании..........................................................1 .........................................................................................................................................................2 Вступление 3Потенциал спортивного ориентирования для укрепления и сохранения здоровья детей, а также  их физического совершенствования и подготовки к трудовой   деятельности   достаточно   высок.   Доступность   занятий,   не требующих   дорогостоящего   оборудования,   разнообразие   тренировочных средств   и   соревновательных   форм   создают   возможность   использования спортивного   ориентирования   как   универсальной   физкультурно­спортивной деятельности. Но в последнее время на первое место выдвигаются вопросы, связанные со спортом высших достижений.                        В настоящее время успех в ориентировании  зависит от уровня комплексной   подготовленности   спортсмена:   физической,   технической, тактической, психологической. Поэтому в основе подготовки должна быть система упражнений и заданий, постепенно и целенаправленно развивающих уровень   технико­тактических   навыков   и   психологической   устойчивости   к негативным   воздействиям.     В   течение   года   необходимо   несколько   раз повторять весь последовательный цикл подготовки, начиная с комплексных упражнений и заканчивая отработкой отдельных приёмов и их комбинаций с помощью более сложных упражнений. От цикла к циклу сложность заданий растет   в   соответствии   с   ростом   уровня   подготовки.   Длительность   одного цикла   зависит   от   периода   подготовки:   в   подготовительном   периоде   он длиннее, в соревновательном он короче. Индивидуальный подбор упражнений технико­тактической подготовки более   сложная   задача,   чем   индивидуальный   подбор   средств   физической подготовки. Надо стремиться, чтобы каждое упражнение опиралось на базу уже освоенных навыков и соревновательных действий.  Каждый спортсмен, приступая к тому или иному упражнению, должен четко представлять его цель и задачу. Такая установка помогает избежать многих ошибок. Отрабатывая   какое­либо   качество   или   навык,   нужно   применять   2­3 разных   упражнения   в   каждом   цикле.   В   следующем   цикле   эти   упражнения нужно видоизменить, усложнить или заменить другими. Отрабатывая технико­ тактические   элементы   для   всех   спортсменов   вместе   необходимо   найти «слабое звено» техники каждого спортсмена и помочь исправить.  Благодаря таким  мерам   появляется   большая   универсальность   навыков,   да   и психологическая смена привычных упражнений новыми оправдывает себя. Технико­тактическая   подготовка   тесно   связана   с   физической подготовкой.   Технические   упражнения   можно   выполнить   как   в   перерывах между упражнениями, так и во время бега. Сокращения: Буквы К и М возле номера упражнения подразумевают занятия в классе (К)  или на местности (М).     КП­контрольный пункт. УЗ­условные знаки. З.Н.­заданное направление. 4Уровни обучения технике ориентирования Уровень 1. Упражнения в помещении и упражнения на местности                         под руководством тренера. Уровень 2. Ориентирование по дорогам и тропам. Уровень 3. Ориентирование вдоль линейных объектов. Уровень 4. Передвижение в заданном направлении. Уровень 5. Ориентирование на простой местности. Уровень 6. Ориентирование на сложной местности. Уровень1. Упражнения для изучения основных технических элементов  1­создание представления о спортивной карте, изучение условных знаков. 2­ориентирование карты на местности. 3­сопоставление объектов на карте и на местности, передвижение по  местности под руководством тренера.       Упражнения:                                       Изучение темы «условные знаки». 1к ­показать на спортивной карте УЗ только одной группы: рельеф,  гидрография, растительность и т. д. 2к ­ответить к какой группе относятся знаки: ручей, просека, промоина, холм, сухая канава и т. д.  3к ­зарисовать наибольшее число знаков за 1 мин. 4к ­зарисовать внемасштабные УЗ. 5к ­показать на спортивной карте 10 разных знаков (на время). 6к ­перечислить знаки, с помощью которых карта может быть правильно  ориентирована по сторонам света. 7к ­назвать УЗ, расположенные на карте вдоль линии север­юг. 8к ­зарисовать по памяти знаки обозначения дистанции. 9к ­определить на карте высоту холмика или глубину ямы. 10к­изобразить холм(яму) высотой(глубиной) 5, 10, 12.5м при Н=2.5м 11к­топографические диктанты. 12к­используя как можно больше УЗ нарисовать любую забавную картинку. 13м –экскурсия в лес (парк) по «условным знакам». 14м­во время кроссовой подготовки запомнить основные объекты местности,  после зарисовать их. 15м –челночный бег (расстояние 50м) между контрольными и рабочими  таблицами с переноской УЗ в соответствующие клетки (табл. 5x5=25 клеток) 5Изучение темы «Масштаб» 1к ­скольким метрам на местности соответствует 1, 2.5, 5, 7.8см на картах  масштаба 1:5 000, 1:10 000, 1:15 000, 1:20 000. 2к ­перевести длину этапов дистанции на учебной карте в метры, если  масштаб карты: 1:2 000, 1:10 000, 1:15 000. 3к ­каков масштаб карты, если расстояние в 1км составляет на карте 4, 5, 10,  15, 25 см. 4к, м­измерить рулеткой длину и ширину класса (спортзала, коридора,  площадки) и изобразить в тетради контур класса в разных масштабах. 5к, м­составить план­схему помещения (класса, коридора, спортзала и т. д.)     в масштабе 1:100 или 1:50. 6к, м­ориентирование по составленной схеме с нанесением на неё КП,  расставленных скамеек, лабиринтов и т. д. 7м ­составление плана пришкольного участка. 8м ­ориентирование по карте пришкольного участка или городского квартала. Изучение темы «стороны горизонта и способы их определения»      Начинаем со знакомства с основными частями света: С­Ю­В­З и их  определения в классе, на местности, на планах и картах. Можно использовать  следующую последовательность изучения:  ­по солнцу и звёздам; ­по часам; ­по зданиям и улицам; ­по церквям, мечетям, крестам; ­по лесным просекам и квартальным столбам; ­по кронам деревьев, коре, мху, муравейникам, годовым кольцам пней. ­по таянию снега на склонах оврагов и улицах города; ­по компасу.          После усвоения этого материала можно переходить к изучению  промежуточных сторон горизонта.                                                        Упражнения: 1к – на листе в клетку обозначить старт; тренер диктует направления и  количество клеток, дети рисуют в своих тетрадях. 2к – изображение различных фигур и цифр с помощью линий по сторонам  света. 3м ­игра по сторонам света: каждому игроку присваивается сторона света и  выдаётся карточка с её названием, тренер называет направление, ученики  6пробегают 10­50м и оставляют там свои карточки. Следующие игроки по  заданию тренера бегут и забирают их.   4м –эстафета с бегом по называемым направлениям: выставлено 8 призм,  участвуют 2 команды. Кто быстрее выполнит все задания.  5м – поиск КП – сторон горизонта­ по индивидуальным заданиям. 6м – градусное определение основных и промежуточных сторон горизонта по  компасу; установка необходимого направления, заданного в градусах, на  компасе. 7м –игры и эстафеты по простым и сложным карточкам, где стороны  горизонта обозначены градусными значениями. 8м – нарисовать и сориентировать схему площадки, пришкольного участка и  нанести линии севера на них. Изучение темы «ориентирование карты»     Начинаем изучение с определения сторон света. Этот навык прежде всего  необходим для соблюдения безопасности при занятиях ориентированием.  Необходимо научиться определять направление на север по объектам  местности, по солнцу, по звёздам, компасу и усвоить главный навык: «север»  карты всегда должен совпадать с направлением на север местности, карту  нужно читать «от себя». 1к ­при помощи компаса определить стороны горизонта. 2к ­при помощи компаса из нескольких лежащих на столе карт определить  правильно сориентированные. 3к ­спортсмены с компасами в руках выстраиваются в шеренгу. По команде  тренера поворачиваются по названным сторонам света. 4к ­спортсмены с компасом и картой с нанесённой дистанцией выстраиваются в шеренгу. Тренер называет этап (КП1­КП­2), дети ориентируют карту,  определяют направление линии, соединяющей эти точки и поворачиваются в  направлении движения на КП2. 5к ­спортсмены выстраиваются в шеренгу с компасом и картой в руках.  Тренер называет сторону света, учащиеся поворачиваются этом направлении, при этом ориентируют карту. 6м –сориентировать карту с дистанцией и ответить на вопросы: ­вы стоите на старте, какие ориентиры вы видите справа, слева, впереди; ­вы идёте с КП1 на КП2, какие ориентиры вы увидите впереди? 7м –на расстоянии 30­50м от старта разложено 3­4 комплекта карт, столько  же эстафетных команд; необходимо показать правильно сориентированные;  при ошибке участник команды бежит назад и повторяет попытку; выигрывает  команда, в которой последний участник первым пересечёт линию финиша. 8м –прохождение маршрута группой постоянно меняя направление и  ориентируя при этом карту. 9м –прохождение маршрута парами. 78