Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образовательных учреждений, школьных учителей, спортсменов, а также для самостоятельной работы на этапах обучения спортивному ориентированию.
Методические пособие включает упражнения, направленные на освоение технических навыков при обучении ориентированию и на развитие психических процессов: восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, внимания.Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образовательных учреждений, школьных учителей, спортсменов, а также для самостоятельной работы на этапах обучения спортивному ориентированию.
Методические пособие включает упражнения, направленные на освоение технических навыков при обучении ориентированию и на развитие психических процессов: восприятия, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, внимания.
Технические
упражнения в
спортивном
ориентировании
(Сборник упражнений по спортивному
ориентированию)
Методическое пособиеДанная работа предназначена для тренеров по спортивному
ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов
организаторов туристскокраеведческой и физкультурноспортивной работы
образовательных учреждений, школьных учителей, спортсменов, а также для
самостоятельной работы на этапах обучения спортивному ориентированию.
Методические пособие включает упражнения, направленные на
освоение технических навыков при обучении ориентированию и на развитие
психических процессов:
памяти,
наблюдательности,
восприятия,
воображения, мышления, внимания.
2СОДЕРЖАНИЕ
Технические упражнения в спортивном ориентировании..........................................................1
.........................................................................................................................................................2
Вступление
3Потенциал спортивного ориентирования для укрепления и сохранения
здоровья детей, а также их физического совершенствования и подготовки к
трудовой деятельности достаточно высок. Доступность занятий, не
требующих дорогостоящего оборудования, разнообразие тренировочных
средств и соревновательных форм создают возможность использования
спортивного ориентирования как универсальной физкультурноспортивной
деятельности. Но в последнее время на первое место выдвигаются вопросы,
связанные со спортом высших достижений.
В настоящее время успех в ориентировании зависит от уровня
комплексной подготовленности спортсмена: физической, технической,
тактической, психологической. Поэтому в основе подготовки должна быть
система упражнений и заданий, постепенно и целенаправленно развивающих
уровень техникотактических навыков и психологической устойчивости к
негативным воздействиям. В течение года необходимо несколько раз
повторять весь последовательный цикл подготовки, начиная с комплексных
упражнений и заканчивая отработкой отдельных приёмов и их комбинаций с
помощью более сложных упражнений. От цикла к циклу сложность заданий
растет в соответствии с ростом уровня подготовки. Длительность одного
цикла зависит от периода подготовки: в подготовительном периоде он
длиннее, в соревновательном он короче.
Индивидуальный подбор упражнений техникотактической подготовки
более сложная задача, чем индивидуальный подбор средств физической
подготовки. Надо стремиться, чтобы каждое упражнение опиралось на базу
уже освоенных навыков и соревновательных действий.
Каждый спортсмен, приступая к тому или иному упражнению, должен
четко представлять его цель и задачу. Такая установка помогает избежать
многих ошибок.
Отрабатывая какоелибо качество или навык, нужно применять 23
разных упражнения в каждом цикле. В следующем цикле эти упражнения
нужно видоизменить, усложнить или заменить другими. Отрабатывая технико
тактические элементы для всех спортсменов вместе необходимо найти
«слабое звено» техники каждого спортсмена и помочь исправить. Благодаря
таким мерам появляется большая универсальность навыков, да и
психологическая смена привычных упражнений новыми оправдывает себя.
Техникотактическая подготовка тесно связана с физической
подготовкой. Технические упражнения можно выполнить как в перерывах
между упражнениями, так и во время бега.
Сокращения:
Буквы К и М возле номера упражнения подразумевают занятия в классе (К)
или на местности (М).
КПконтрольный пункт.
УЗусловные знаки.
З.Н.заданное направление.
4Уровни обучения технике ориентирования
Уровень 1. Упражнения в помещении и упражнения на местности
под руководством тренера.
Уровень 2. Ориентирование по дорогам и тропам.
Уровень 3. Ориентирование вдоль линейных объектов.
Уровень 4. Передвижение в заданном направлении.
Уровень 5. Ориентирование на простой местности.
Уровень 6. Ориентирование на сложной местности.
Уровень1. Упражнения для изучения основных технических элементов
1создание представления о спортивной карте, изучение условных знаков.
2ориентирование карты на местности.
3сопоставление объектов на карте и на местности, передвижение по
местности под руководством тренера.
Упражнения:
Изучение темы «условные знаки».
1к показать на спортивной карте УЗ только одной группы: рельеф,
гидрография, растительность и т. д.
2к ответить к какой группе относятся знаки: ручей, просека, промоина, холм,
сухая канава и т. д.
3к зарисовать наибольшее число знаков за 1 мин.
4к зарисовать внемасштабные УЗ.
5к показать на спортивной карте 10 разных знаков (на время).
6к перечислить знаки, с помощью которых карта может быть правильно
ориентирована по сторонам света.
7к назвать УЗ, расположенные на карте вдоль линии северюг.
8к зарисовать по памяти знаки обозначения дистанции.
9к определить на карте высоту холмика или глубину ямы.
10кизобразить холм(яму) высотой(глубиной) 5, 10, 12.5м при Н=2.5м
11ктопографические диктанты.
12киспользуя как можно больше УЗ нарисовать любую забавную картинку.
13м –экскурсия в лес (парк) по «условным знакам».
14мво время кроссовой подготовки запомнить основные объекты местности,
после зарисовать их.
15м –челночный бег (расстояние 50м) между контрольными и рабочими
таблицами с переноской УЗ в соответствующие клетки (табл. 5x5=25 клеток)
5Изучение темы «Масштаб»
1к скольким метрам на местности соответствует 1, 2.5, 5, 7.8см на картах
масштаба 1:5 000, 1:10 000, 1:15 000, 1:20 000.
2к перевести длину этапов дистанции на учебной карте в метры, если
масштаб карты: 1:2 000, 1:10 000, 1:15 000.
3к каков масштаб карты, если расстояние в 1км составляет на карте 4, 5, 10,
15, 25 см.
4к, мизмерить рулеткой длину и ширину класса (спортзала, коридора,
площадки) и изобразить в тетради контур класса в разных масштабах.
5к, мсоставить плансхему помещения (класса, коридора, спортзала и т. д.)
в масштабе 1:100 или 1:50.
6к, мориентирование по составленной схеме с нанесением на неё КП,
расставленных скамеек, лабиринтов и т. д.
7м составление плана пришкольного участка.
8м ориентирование по карте пришкольного участка или городского квартала.
Изучение темы «стороны горизонта и способы их определения»
Начинаем со знакомства с основными частями света: СЮВЗ и их
определения в классе, на местности, на планах и картах. Можно использовать
следующую последовательность изучения:
по солнцу и звёздам;
по часам;
по зданиям и улицам;
по церквям, мечетям, крестам;
по лесным просекам и квартальным столбам;
по кронам деревьев, коре, мху, муравейникам, годовым кольцам пней.
по таянию снега на склонах оврагов и улицах города;
по компасу.
После усвоения этого материала можно переходить к изучению
промежуточных сторон горизонта.
Упражнения:
1к – на листе в клетку обозначить старт; тренер диктует направления и
количество клеток, дети рисуют в своих тетрадях.
2к – изображение различных фигур и цифр с помощью линий по сторонам
света.
3м игра по сторонам света: каждому игроку присваивается сторона света и
выдаётся карточка с её названием, тренер называет направление, ученики
6пробегают 1050м и оставляют там свои карточки. Следующие игроки по
заданию тренера бегут и забирают их.
4м –эстафета с бегом по называемым направлениям: выставлено 8 призм,
участвуют 2 команды. Кто быстрее выполнит все задания.
5м – поиск КП – сторон горизонта по индивидуальным заданиям.
6м – градусное определение основных и промежуточных сторон горизонта по
компасу; установка необходимого направления, заданного в градусах, на
компасе.
7м –игры и эстафеты по простым и сложным карточкам, где стороны
горизонта обозначены градусными значениями.
8м – нарисовать и сориентировать схему площадки, пришкольного участка и
нанести линии севера на них.
Изучение темы «ориентирование карты»
Начинаем изучение с определения сторон света. Этот навык прежде всего
необходим для соблюдения безопасности при занятиях ориентированием.
Необходимо научиться определять направление на север по объектам
местности, по солнцу, по звёздам, компасу и усвоить главный навык: «север»
карты всегда должен совпадать с направлением на север местности, карту
нужно читать «от себя».
1к при помощи компаса определить стороны горизонта.
2к при помощи компаса из нескольких лежащих на столе карт определить
правильно сориентированные.
3к спортсмены с компасами в руках выстраиваются в шеренгу. По команде
тренера поворачиваются по названным сторонам света.
4к спортсмены с компасом и картой с нанесённой дистанцией выстраиваются
в шеренгу. Тренер называет этап (КП1КП2), дети ориентируют карту,
определяют направление линии, соединяющей эти точки и поворачиваются в
направлении движения на КП2.
5к спортсмены выстраиваются в шеренгу с компасом и картой в руках.
Тренер называет сторону света, учащиеся поворачиваются
этом направлении, при этом ориентируют карту.
6м –сориентировать карту с дистанцией и ответить на вопросы:
вы стоите на старте, какие ориентиры вы видите справа, слева, впереди;
вы идёте с КП1 на КП2, какие ориентиры вы увидите впереди?
7м –на расстоянии 3050м от старта разложено 34 комплекта карт, столько
же эстафетных команд; необходимо показать правильно сориентированные;
при ошибке участник команды бежит назад и повторяет попытку; выигрывает
команда, в которой последний участник первым пересечёт линию финиша.
8м –прохождение маршрута группой постоянно меняя направление и
ориентируя при этом карту.
9м –прохождение маршрута парами.
78