«Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание»
Оценка 4.7

«Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание»

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
искусство +1
Взрослым
30.06.2017
«Техника и манера исполнения движений в русском  народном танце. Движение «Припадание»
Открытый урок по классу "Хореографическое искусство" по учебной дисциплине "Народно-сценический танец" на тему «Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание» был проведен на районном семинаре педагогов дополнительного образования в 3 классе. Целью урока было сформировать навыки творческого самовыражения обучающихся средствами русского народного танца.
«Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание».pdf

Пояснительная записка Предмет: народно – сценический танец.

Класс: 5, 6 класс (3 – й год обучения).

Тема урока: «Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание»

Цель урока:  Формирование навыков творческого самовыражения обучающихся  средствами русского народного танца.

Задачи урока:

закрепление,  углубление и расширение знаний,  навыков у обучающихся по основам  русского народного танца;

развитие техники исполнения движения «Припадание» в русском народном танце на середине зала;

укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся;

развитие ритмического рисунка  у обучающихся;

формирование сценической  культуры исполнения движения «Припадание»  в русском народном танце;

развитие       познавательных      интересов        и      творческого потенциала  у обучающихся.

Тип занятия:

Комбинированное, практическое.

Методы обучения: словесные (объяснение, диалог); практическая работа (показ).

Педагогические  технологии: здоровьесберегающая технология;

личностно-ориентированная       технология      с дифференцированным  подходом.

Метопредметные связи:

классический танец;

историко-бытовой и современный бальный танец; предмет искусство (музыка).

Материально-техническое обеспечение занятия:

хореографический класс;

компьютер,

флешка,

караоке-проигрыватель.

 

 

 

 

 

 

Структура занятия:

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вход в класс под русскую народную музыку «Казаки».

построение обучающихся, знакомство с темой занятия; 

вступительное слово;

поклон - приветствие педагогу  и  гостям. 2. Основная часть.  (40 минут) Разминка:

Экзерсис у станка в характере русского народного танца.

На середине зала (движение по кругу):

ходы русского народного танца.

Теоретическая часть:

Пояснения  о приемах  и технике исполнения движения «Припадание» в русском народном танце, о характере и манере исполнения в русском народном танце.

Практическая часть:

Движение «Припадание»  комбинации  на середине зала на месте и в продвижении вперед, в повороте. 

3. Заключительная часть занятия. (2 минуты). подведение итогов занятия; поклон.

 

Ход  урока:

1. Организационный момент.  

Вход в класс под русскую народную музыку «Во поле березка стояла».

обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

обозначение темы. Тема занятия - «Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание».

вступительное слово педагога: 

Уважаемые дети, гости, здравствуйте! Наш урок сегодня традиционный, несмотря на то, что на  уроке народно – сценического танца присутствуют гости и строится он из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине, а также изучения нового движения. 

 Русская земля, русские просторы, русские долины, русские поля, русские леса, русские сказки, русская  история, русские песни, русская удаль, русская стать, русский дух, русский характер… Русский человек!

Для русского человека эти слова подобны музыке. Они проникают в самое сердце. Сердце будоражит кровь, Кровь будит память, ту, которую наши предки передали нам вместе с генами. Люди часто размышляют: «Кто я? Кто мы русские? Кто мы славяне? Откуда мы?» Изучая нашу историю, мы окунаемся в нее с головой. Нас захватывают в плен славянские мифы, легенды, боевые подвиги русских людей, их  жизненная сила и любовь к этой жизни. 

Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу. И чтобы начать наш урок нам следует

поприветствовать друг друга. Итак…

поклон в характере русского народного танца.  

Исходное положение: ноги – 5 открытая позиция, правая впереди. Корпус прямой, левая рука в 4 позиции, правая в исходном положении. Музыкальный размер 3/4, темп медленный. 

1-й такт - шаг в сторону правой ногой, одновременно правая рука во 2 позицию, левая нога вытянута в открытом положении;

2-й такт – провести левую ногу в 4 открытую позицию через 1 открытую, правая нога осталась впереди на croise, правая рука в 1 позиции, а левая осталась в 4. 

3-й такт – перейти на левую вытянутую ногу, а правую оставить вытянутой на носок, правую руку вывести во 2 позицию, сделать все одновременно. 

4-й такт – правую ногу закрыть в 5 открытую позицию в demi -plies, обе руки в 4, затем вытянуть колени и поднять голову.

обучающиеся встают к хореографическому станку.

2. Основная часть.  Разминка у станка (10 минут)

1. Приседания.

Исходное положение: встать в 1 открытую позицию. Левую руку положить на станок, правую свободно опустить вниз.

Музыкальный размер ¾. Выполняется в характере русского танца.

Вступление к упражнению – 8 тактов.

Такт 1: поднять правую руку в 1 позицию.

Такт 2: пауза.

Такт 3: раскрыть на 2 позицию ладонью вверх.

Такт 4: пауза.

Такт 5: провести руку в 1 позицию, поворачивая ладонь вниз.

Такт 6: пауза.

Такт 7: закрыть руку на пояс.

Такт 8: взгляд направить в зал.

Комбинация движений на 16 тактов.

Такты 1- 4: опуститься в полуприседание, раскрыть колени в стороны.

Такты 5 – 8: подняться, вытягивая ноги.

Такты 9 – 10: опуститься в полуприседание.

Такты 11 – 12: подняться.

Такт 13: вытянуть правую ногу на носок вправо.

Такт 14: пауза.

Такт 15: опустить пятку правой ноги на пол, тяжесть корпуса распределить на две ноги. Такт 16: пауза.

2. Упражнение на развитие подвижности стопы.

Исходная позиция: 5. Выполняется в характере  русского танца.

Музыкальный размер 2/4.

Комбинация на 16 тактов.

Такт 1: раз-и – провести правую ногу на носок вперёд.

Два-и – перевести на пятку.

Такт 2: раз-и – на носок;

Два-и – закрыть в 5 позицию, приподнимая пятку опорной ноги.

Такт 3: раз-и – провести правую ногу на носок вперёд, опуская пятку опорной ноги на пол;

Два-и – закрыть в 5 позицию, приподнимая пятку опорной ноги.

Такт 4: раз-и – провести правую ногу на носок вправо, опуская пятку опорной ноги на пол.

Два-и – закрыть в 5 позицию назад, приподнимая пятку опорной ноги.

Такты 5 – 8 исполнять движения 1 – 4 тактов «обратно»

Такт 9: раз-и провести правую ноги на носок вперёд. Правую руку открыть в 1 позицию.

Два-и – перевести правую ногу на пятку вправо, приседая на опорной ноге. Руку открыть во 2 позицию.

Такт 10: раз-и – перевести правую ногу на носок, вытягивая в колене опорную ногу. Руку вернуть в 1 позицию.

Два-и – закрыть в 5 позицию назад. Руку закрыть на пояс.

Такты 11 – 12 исполняются движения 9 – 10 тактов

«обратно».

Такт 13: раз-и – провести правую ногу на носок вперёд.

Рука в 1 позиции.

Два-и – перевести правую ногу на пятку вправо, приседая на опорной ноге. Рука во 2 позиции.

Такт 14: раз-и – отвести правую ногу на носок назад, вытягивая в колене опорную ногу.

Два-и – перевести на пятку вправо, приседая на опорной ноге.

Такт 15: раз-и – провести на носок вперёд, вытягивая в колене опорную ногу;

Два-и – перевести на пятку вправо , приседая на опорной ноге.

Такт 16: раз-и – перевести правую ногу на носок, вытягивая в колене опорную ногу.

Два-и – закрыть в 5 позицию назад, руку на пояс. Комбинацию исполняют «обратно». 

3. Круг ногой по полу (Восьмёрка)

Исходное положение: 5 открытая позиция, правая нога сзади. Руки опущены вниз.

Музыкальный размер 2/4.

Движение занимает 2 такта.

Затакт: и – положить ступню работающей ноги на ребро внешней стороны и подвести носком к пятке опорной ноги.

Такт 1: раз – и – провести ребром вдоль ступни опорной ноги вперёд.

Два-и – провести носком правой ноги  по полукругу до 2 позиции, вытягивая её в колене и подъёме.

Такт 2: раз – раскрыть правую ногу в 5 позицию назад.

И – два – открыть правую ногу на носок назад и провести по полукругу до 2 позиции.

Упражнение повторить несколько раз. На два заключительных аккорда ногу закрыть в позицию, руки опустить вниз. После паузы исполнить с другой ноги. Упражнение выполнять ровно, без рывков, как бы рисуя ногой «восьмёрку» на полу.

4. Каблучное упражнение. Высокое.

Исходное положение: встать в 3 открытую позицию, правая нога впереди. Руки опустить вниз.

Вступление 2 такта.

Движение занимает 2 такта.

Такт 1: раз-и – поднять работающую  ногу вверх до колена скольжением ступнёй по опорной спереди, опуская пятку опорной ноги.

Два-и – раскрыть работающую ногу через вверх на пятку вперёд, поднимая пятку опорной ноги. Вытянуть в колене работающую ногу, подъём сократить.

Такт 2 : раз-и – поднять правую ногу вверх и подвести ступнёй к колену опорной, опуская пятку опорной ноги;

Два-и – поставить работающую ногу в 3 позицию вперёд, приподнимая пятку опорной ноги.

5. Большой бросок ноги.

Исходное положение: 5 открытая позиция. Рука опущена вниз.

Движение занимает 2 такта.

Такт 1: раз-и – согнуть правую ногу в колене и поднять вверх скольжением внешней стороны ступни по опорной спереди.

Два-и – пауза.

Три-и – раскрыть правую ногу вперёд – вверх, опускаясь в полуприседание на опорной ноге.

Четыре-и – пауза.

Такт 2: раз-и – опустить правую ногу на носок вперёд, выпрямляя в колене опорную ногу.

Два-и – пауза.

Три-и – закрыть правую ногу в 5 позицию вперёд.

Четыре-и – пауза.

Далее упражнение выполняется вправо, назад, вправо.

2. Основная часть. Разминка на середине зала.

обучающиеся перестраиваются на середину зала, по кругу.

разминка на ходах русского народного танца (Муз. р-р  2/4):

o простой  с каблука и с носка; o переменный  шаг; o переменный шаг с притопом; o шаги с притопом подряд с продвижением вперед; o боковой шаг с притопом с продвижением вперед; o двойные боковые притопы с продвижением вперед; o дробная дорожка каблуками с продвижением вперед.      

Теоретическая часть: Движение «Припадание» - характерное движение русского народного танца. Представляет собой шаг вбок с небольшим приседанием и шаг другой ногой накрест позади опорной ноги, после чего следует подъём на полупальцы. Исполняется по третьей позиции ног. Встречается в бальных танцах: Калинка, Реченька, Русский Лирический, Русские Узоры и др. 

Практическая часть:

Исходное положение: ноги в 5 открытой, руки в 4, кисть в кулачок. Музыкальный размер 2\4, темп средний, в характере русского танца. 

4 такта «припадание» вправо с постепенным открыванием рук 

4 такта «припадание» влево с постепенным закрыванием

рук 

2 такта «припадание» вокруг себя вправо руки в 5 позиции

2 такта «припадание» вокруг себя влево, руки в 5позиции 

2 такта – идем вперед простым шагом с правой ноги, опуская постепенно руки в исходное положение, на последнюю четверть приставляем левую ногу в 3 позицию. 

2 такта – русский поклон 

Раз – правая рука выводится во 2 позицию

И – рука проводится к сердцу 

Два – наклоняемся вниз, рука опускается 

И – встаем: руки в исходном положении, ноги в 3 открытой позиции.

3. Заключительная часть занятия.

обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

поклон. Музыкальный размер 2/4. 

2 такта – русский поклон 

Раз – правая рука выводится во 2 позицию

И – рука проводится к сердцу 

Два – наклоняемся вниз, рука опускается 

И – встаем: руки в исходном положении, ноги в 3 открытой позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое приложение

Ходы и дробные выстукивания русского народного танца  

1. Простой шаг.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног  - I свободная.  

-  С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы,  затем мягко опускают ее на всю стопу.  

2. Переменный шаг.

Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.

-  С продвижением вперед.

 Первая четверть, первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть, первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - пауза.

3. Переменный  шаг с притопом.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает один такт.

-  С продвижением вперед.

Первая четверть , первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть, первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.  

4.  Шаг с притопом.

-  С продвижением вперед.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I свободная.

Первая восьмая - шаг правой ногой вперед. Вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

5. Боковой шаг с притопом.

 -  С продвижением вперед.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I свободная.

Первая восьмая - шаг правой ногой вправо. Вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

6.  Двойные боковые притопы.

-  С продвижением вперед.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1 такт. И.П. - I свободная.

Первая четверть.  Первая восьмая – шаг с ударом правой ногой вправо.  Вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу. Вторая четверть. Первая восьмая - шаг  с ударом правой ногой вправо, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

7.  Дробная дорожка.

Музыкальный размер 2/4.  Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая нога  сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть - движение повторяется.

8.  Притоп .

Движение может  исполняться из любого основного положения ног. Руки также могут находиться в любом основном положении.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает ½ такта.

Затакт - правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом.

Первая восьмая  - резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты.

Вторая восьмая - пауза.

 

9.  Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы

Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой. Исходное положение ног:  позиция.

Музыкальный размер:2/4.

Первая четверть. Первая восьмая - удар каблуком правой ноги об пол, колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят       вверх.  Вторая восьмая - удар подушечкой стопы правой ноги об пол около носка левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед.

Тяжесть тела переносится на правую ногу. Вторая четверть. Первая восьмая - чуть заметный шаг вперед левой ногой, с ударом на всю ступню, колено свободно. Вторая восьмая - правая нога с ударом опускается около левой ноги на всю ступню, колено свободно. Движение, продолжается с той же ноги или с левой ноги. 10. Двойная  дробь. 

Музыкальный размер:2/4.

 Исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

 

 

 

Список литературы технический элемент народный танец

 Богданов Г. Урок русского народного танца. / Г. Богданов. – М., 1995. – 103с.

Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией. . – М., ВЦХТ (« Я вхожу в мир искусства»), 2009. – 160с.,ил.,нот.

Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. / К.Я. Голейзовский. – М.,1964. – 94с.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.

Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994. – 268с.

 

Экзерсис у станка

 

 1.Поклон в характере русского народного танца, м.р. – 2/4

 

 2,3.Demi, grand plies в характере русского народного танца, м.р. – 2/4

 

 4,5.Battements tendus в характере белорусского танца «Трясуха», м.р. – 2/4

 

 6,7. Battements tendus jetes в характере белорусского танца «Лявониха», 2/4

 

 8,9. Ronds de jambe, ronds de pied в характере татарского народного танца, 2/4

 

 10,11. Pas tortille - «зигзаги» в характере эстонского народного танца;

 

 12,13.     Упражнение    на    выстукивание         в      характере татарского танца, 2/4

 

 14,15.Упражнение в характере польки «Янка», 2/4

 

 16,17. Подготовка к «верёвочке» в характере белорусского народного танца «Крыжачок», 2/4

 

 18,19. Battements developpes в характере белорусского народного танца «Козочка», 2/4

 

 20,21. Grands Battements jetes в характере русского народного танца, 2/4

 

Танцевальные комбинации и этюды на середине

 

 22.Комбинация в характере русского лирического танца (ports de bras, припадание, верёвочка).

 

 23.Комбинация в характере русского народного танца на основе движений «моталочка», «ковырялочка» и т.д.

 

 24.Танцевальный этюд в характере русского народного танца.

 

 25,26. Комбинация на основе движений татарского народного танца.

 

 27.Комбинация      на    основе     движений       белорусского народного танца «Янка».

 

 28.Танцевальный этюд на основе белорусского народного танца «Чарот».

 

 29.Танцевальная комбинация к белорусскому танцу «Микита».

 

 30. Латышский народный танец «Наездница»

 

Доп. информация: Музыка исполняется оркестрами народных инструментов

 

 

«Техника и манера исполнения движений в русском народном танце. Движение «Припадание»

«Техника и манера исполнения движений в русском  народном танце. Движение «Припадание»

Пояснительная записка Предмет: народно – сценический танец

Пояснительная записка Предмет: народно – сценический танец

Структура занятия: 1. Организационный момент

Структура занятия: 1. Организационный момент

Нас захватывают в плен славянские мифы, легенды, боевые подвиги русских людей, их жизненная сила и любовь к этой жизни

Нас захватывают в плен славянские мифы, легенды, боевые подвиги русских людей, их жизненная сила и любовь к этой жизни

Такты 5 – 8: подняться, вытягивая ноги

Такты 5 – 8: подняться, вытягивая ноги

Два-и – перевести на пятку вправо , приседая на опорной ноге

Два-и – перевести на пятку вправо , приседая на опорной ноге

Такт 1: раз-и – согнуть правую ногу в колене и поднять вверх скольжением внешней стороны ступни по опорной спереди

Такт 1: раз-и – согнуть правую ногу в колене и поднять вверх скольжением внешней стороны ступни по опорной спереди

И – встаем: руки в исходном положении, ноги в 3 открытой позиции

И – встаем: руки в исходном положении, ноги в 3 открытой позиции

Переменный шаг с притопом.

Переменный шаг с притопом.

Движение может исполняться из любого основного положения ног

Движение может исполняться из любого основного положения ног

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца

Комбинация в характере русского народного танца на основе движений «моталочка», «ковырялочка» и т

Комбинация в характере русского народного танца на основе движений «моталочка», «ковырялочка» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017