С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
МКДОУ Кантемировский детский сад №2
Образовательная область: Художественноэстетическое развитие
ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
(с учетом реализации требований ФГОС дошкольного образования)
Рабочая программа на учебный год
Воспитатель: Сафронова Ирина Валентиновна
1“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем
изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками,
ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на
стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей
действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать
целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными
техниками.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому
ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на
бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники рисования», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
2Цель: Hазвитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление,
память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
Вызывать у детей желание помочь комулибо.
Основные техники нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения.
Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу
начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следыотпечатки,
сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или
мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию
(ручеек или дождик).
Рисование ладошкой детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску
и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один
и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки
и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения
другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или
шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать чтонибудь пушистое или колючее. Например,
темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает
фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных
композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности
листа.
Планирование организованной образовательной деятельности соответствует лексическим темам. Все
игрызанятия представляют интеграцию образовательных областей . Необычное начало работы,
применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить в
детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность
детского восприятия и деятельности.
Сентябрь
№ п/п
Тема организованной
образовательной
деятельности
Техника
Оборудование
31.
«Мой любимый дождик»
Рисование пальчиками
2.
«Рябинка»
Рисование ватными палочками
3.
«Осенние листочки»
Рисование ватными палочками
4.
«Мухомор»
Рисование пальчиками
Октябрь
№ п/п Тема занятия
1.
«Ласковый котенок»
Техника
Рисование поролоном
листы светлосерого цвета с
наклеенными тучками разной
величины;
синяя гуашь в мисочках,
салфетки,
зонтик для игры;
магнитофон.
гуашь красного цвета в баночках;
незавершенные композиции «Ягодки
на веточках», подготовленные заранее
воспитателем;
игрушка – птичка.
силуэты березы;
гуашь желтого цвета;
салфетки.
вырезанные из белой бумаги
мухоморы с раскрашенной в красный
цвет шляпкой;
гуашь белого цвета;
чашечки;
салфетки;
иллюстрации мухоморов.
Оборудование
листы бумаги с нарисованным
силуэтом котенка;
игрушка котенок;
гуашь белого, черного, оранжевого
цвета в чашечках;
салфетки;
2.
«Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать»
Рисование поролоном
силуэты курочек;
гуашь желтого цвета.
43.
«Яблочные компоты в
баночках»
Оттиск печатками из картофеля вырезанные из бумаги силуэты банок
разного размера;
гуашь красного и желтого цвета в
чашечках;
салфетки;
банки с вареньем;
чайные ложки.
силуэты ежиков;
гуашь коричневого цвета.
4.
«Ёжик»
Рисование жёсткой полусухой
кистью
Ноябрь
№ п/пТема занятия
1.
«Путешествие по
Дубне на автобусе»
Техника
Оттиск картофеля
Оборудование
заготовки автобуса без колес;
гуашь синего и зеленого цвета.
«Звездочки на небе» Рисование пальчиками
листы бумаги темносинего цвета с
аппликацией крыши домов;
гуашь желтого цвета в чашечках;
салфетки;
иллюстрации с ночным звездным небом;
Рисование ватными палочками вырезанные из бумаги силуэты платьев;
2.
3.
«Наряды для наших
кукол»
4.
«Воздушные шарики» Оттиск печатками картофеля
куклы;
гуашь разноцветная в чашечках;
салфетки;
листы бумаги с изображением клоуна;
гуашь красного, желтого, зеленого, синего
цвета.
Декабрь
№ п/п Тема занятия
1.
«Снегопад»
Техника
Рисование ватными палочками
Оборудование
листы светлоголубого цвета;
белая гуашь в плошках,
салфетки.
2.
«Пушистая
ёлочка»
Рисование жесткой полусухой
кистью
силуэты елочек;
зеленая гуашь в плошке,
салфетки,
магнитофон
53.
4.
«Ёлочные шары»
Рисование пробками
«Шапка Деда Мороза»
Рисование пальчиками
гуашь красного, желтого,
синего цвета;
магнитофон.
заготовки Деда Мороза;
гуашь синего и красного цвета;
магнитофон.
Тема занятия
Техника
Оборудование
Рисование жесткой полусухой
кистью
Январь
№
п/п
1.
«Зайка»
2.
«Рукавички для мамы»
Рисование пальчиками
(кружочки и полоски)
листы бумаги голубого цвета с
нарисованным силуэтом зайчика;
гуашь белого цвета;
чашечки;
салфетки;
магнитофон.
заготовки рукавичек;
гуашь красного, желтого, синего, зеленого
цвета.
3.
4.
«Зернышки для
воробышков»
Рисование ватными
палочками
листы с изображением воробышков;
гуашь желтого цвета.
«В январе много снега во
дворе (сугробы)»
Оттиск поролона
листы бумаги голубого цвета;
гуашь белого цвета;
силуэты санок.
Февраль
№
п/п Тема занятия
«Снеговик»
1.
2.
«Украсим
галстук
для папы»
Техника
Оборудование
Рисование жесткой полусухой кистью листы голубого цвета с изображением
Рисование ватными палочками
(полоски)
снеговиков;
гуашь белого цвета.
силуэты галстуков;
гуашь синего и зеленого цвета.
3.
«Чашка для дедушки» Рисование пробками
4.
«Бусы
для куклы
Кати»
Рисование пальчиками
силуэты чашек;
разноцветная гуашь.
листы бумаги с нарисованной линией –
нитка для бус;
кукла Катя;
гуашь разноцветная;
чашечки для краски;
6Март
№
п/п
1.
Тема занятия
«Веточка мимозы»
салфетки.
Техника
Оборудование
Рисование пальчиками
листы бумаги с веточками мимозы;
гуашь желтого цвета;
чашки для краски;
салфетки;
магнитофон.
2.
«Весёлые матрёшки»
Рисование ватными палочками
3.
4.
«Забавный щенок»
(потешка «Баю –баюбаю
бай…)
«Медвежонок проснулся»
Рисование жесткой полусухой
кистью
Рисование поролоном
образцы матрешек; бумажный
силуэт матрешки;
красная, желтая, синяя гуашь;
салфетки.
силуэты животных;
гуашь коричневого цвета.
листы с изображением медвежат;
гуашь коричневого цвета.
Апрель
№
п/п Тема занятия
1. Солнышко
(коллективная работа)
Техника
Оборудование
Рисование ладошками
лист ватмана с нарисованным
посередине жёлтым кругом;
гуашь жёлтого цвета в плошке.
2.
«Волшебный дождик»
Рисование свечой
3.
«Украсим крылья бабочки»
Рисование колпачками от
фломастеров
7
листы бумаги с уже нанесёнными
свечой рисунками;
тушь синего цвета.
силуэты бабочек;
гуашь красного, желтого, зеленого,
синего цвета;4.
«Носит одуванчик желтый
сарафанчик»
Рисование пальчиками
Май
№
п/п Тема занятия
1.
«Теремок»
Техника
Рисование поролоном
2.
«Цветочная поляна»
Рисование пробками
3.
«Травка»
Рисование ладошкой
4. «Божьи коровки на
лужайке»
Рисование ватными палочками
магнитофон.
листы бумаги светлозеленого цвета;
гуашь желтого цвета в чашечках;
салфетки;
магнитофон
Оборудование
шаблоны вырезанных домиков –
теремков;
гуашь жёлтого цвета;
настольный театр «Теремок».
листы бумаги;
силуэты бабочек.
листы бумаги;
силуэты жучков, бабочек.
вырезанные и раскрашенные божьи
коровки без точек на спинках;
чёрная гуашь в мисочках;
ватман;
салфетки.
Список литературы
Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий.
Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /
Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. №11. – С. 14 – 19.
8