ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Иконка файла материала tekhnika_netradicionnogo_risovanija_rab_progr_na_g.docx
МКДОУ Кантемировский детский сад №2 Образовательная область: Художественно­эстетическое развитие ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (с учетом реализации требований ФГОС дошкольного образования) Рабочая программа на учебный год Воспитатель: Сафронова Ирина Валентиновна 1“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут  тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем  больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. В.А.Сухомлинский            С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле,   водой   разлитой   на   столе.   А   со   временем   изыскивают   новые   приемы   отражения   окружающей действительности   в   собственном   художественном   творчестве.   Поэтому   эту   работу   можно   сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.  Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.  Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и   напоминают игру. Какому ребенку   будет   неинтересно   рисовать   пальчиками,   делать   рисунок   собственной   ладошкой,   ставить   на бумаге печатки и получать забавный рисунок?                   Нетрадиционные   техники   –   это   толчок   к   развитию   воображения,   творчества,   проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.           Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется   высокая   активность,   работоспособность   на   протяжении   всего   времени,   отведенного   на выполнение задания. В     своей   работе   я   использую   пособие   Р.Г.   Казаковой   «Рисование   с   детьми   дошкольного   возраста. Нетрадиционные техники рисования»,  программу  И.А. Лыковой «Цветные ладошки».  2Цель:  Hазвитие творческих способностей младших дошкольников. Задачи: ­Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой. ­Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции,  наблюдательность, внимание, мышление,  память, мелкую моторику, речь.  ­Воспитывать  интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.  Вызывать у детей желание помочь кому­либо. Основные техники нетрадиционного рисования: Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения.  Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу  начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.  Я стараюсь  показать  много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы­отпечатки,  сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы  маленького зайчика или  мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию  (ручеек или дождик). Рисование ладошкой ­ детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску  и ставлю ей отпечаток  на бумаге.  Рисование  пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один  и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими  салфетки, платки  и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения  другого цвета меняется и мисочка и печатка. Рисование  тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по  бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или  шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что­нибудь пушистое или колючее. Например,  темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».   Оттиск  поролоном. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передает  фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных  композициях. Поролоном можно как  размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности  листа. Планирование организованной образовательной деятельности  соответствует  лексическим темам. Все  игры­занятия представляют интеграцию образовательных областей . Необычное начало работы,  применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает  не допустить в  детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность  детского восприятия и деятельности. Сентябрь № п/п Тема организованной  образовательной  деятельности Техника Оборудование 31. «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками   2. «Рябинка» Рисование ватными палочками 3.  «Осенние листочки» Рисование ватными палочками 4. «Мухомор» Рисование пальчиками Октябрь № п/п Тема занятия 1. «Ласковый котенок» Техника Рисование поролоном ­ листы светло­серого цвета с  наклеенными тучками разной  величины; ­ синяя гуашь в мисочках, ­ салфетки,  ­ зонтик для игры; ­ магнитофон. ­ гуашь красного цвета в баночках; ­ незавершенные композиции «Ягодки  на веточках», подготовленные заранее  воспитателем; ­ игрушка – птичка. ­ силуэты березы; ­ гуашь желтого цвета; ­ салфетки. ­ вырезанные из белой бумаги  мухоморы с раскрашенной в красный  цвет шляпкой;  ­ гуашь белого цвета; ­ чашечки; ­ салфетки; ­ иллюстрации мухоморов. Оборудование ­ листы бумаги с нарисованным  силуэтом котенка; ­ игрушка котенок; ­ гуашь белого, черного, оранжевого  цвета в чашечках; ­ салфетки; 2. «Вышла курочка гулять  свежей травки пощипать» Рисование  поролоном ­ силуэты курочек; ­ гуашь желтого цвета. 43. «Яблочные компоты в  баночках» Оттиск печатками из картофеля ­ вырезанные из бумаги силуэты банок  разного размера; ­ гуашь красного  и  желтого  цвета в  чашечках; ­ салфетки; ­ банки с вареньем; ­ чайные ложки. ­ силуэты ежиков; ­ гуашь коричневого цвета. 4. «Ёжик» Рисование жёсткой полусухой  кистью Ноябрь № п/пТема занятия 1. «Путешествие по  Дубне на автобусе» Техника Оттиск картофеля Оборудование ­ заготовки автобуса  без колес; ­ гуашь синего и зеленого цвета. «Звездочки на небе» Рисование пальчиками ­ листы бумаги темно­синего цвета с  аппликацией ­ крыши домов; ­ гуашь желтого  цвета в чашечках; ­ салфетки; ­ иллюстрации с ночным звездным небом; Рисование ватными палочками ­ вырезанные из бумаги силуэты платьев; 2. 3. «Наряды для наших  кукол»  4. «Воздушные шарики» Оттиск печатками картофеля ­ куклы; ­ гуашь разноцветная в чашечках; ­ салфетки; ­ листы бумаги с изображением клоуна; ­ гуашь красного, желтого, зеленого, синего  цвета. Декабрь № п/п Тема занятия 1. «Снегопад» Техника Рисование ватными палочками Оборудование ­ листы светло­голубого цвета; ­ белая гуашь в плошках, ­ салфетки.  2. «Пушистая ёлочка»  Рисование жесткой полусухой  кистью ­ силуэты елочек; ­ зеленая  гуашь в плошке, ­ салфетки,  ­ магнитофон 53. 4. «Ёлочные шары» Рисование пробками «Шапка Деда Мороза» Рисование пальчиками ­ гуашь красного, желтого,  синего цвета; ­магнитофон. ­ заготовки  Деда Мороза; ­гуашь синего и красного цвета; ­ магнитофон. Тема занятия Техника Оборудование Рисование жесткой полусухой кистью Январь №  п/п 1. «Зайка» 2. «Рукавички для мамы» Рисование пальчиками  (кружочки и полоски) ­ листы бумаги голубого цвета с  нарисованным силуэтом зайчика; ­ гуашь белого цвета; ­ чашечки; ­ салфетки; ­ магнитофон. ­ заготовки рукавичек; ­ гуашь красного, желтого, синего, зеленого  цвета. 3. 4. «Зернышки для  воробышков» Рисование ватными  палочками ­ листы с изображением  воробышков; ­ гуашь желтого цвета. «В январе много снега во  дворе (сугробы)» Оттиск поролона ­  листы бумаги голубого цвета; ­ гуашь белого цвета; ­ силуэты санок. Февраль №  п/п Тема занятия «Снеговик» 1. 2. «Украсим    галстук  для папы» Техника Оборудование Рисование жесткой полусухой кистью­ листы голубого цвета с изображением  Рисование ватными палочками  (полоски) снеговиков; ­ гуашь белого цвета. ­ силуэты галстуков; ­ гуашь синего и зеленого цвета. 3. «Чашка для дедушки» Рисование пробками 4. «Бусы  для куклы  Кати» Рисование пальчиками ­ силуэты чашек; ­ разноцветная гуашь. ­ листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус; ­ кукла Катя; ­ гуашь разноцветная; ­ чашечки для краски; 6Март №  п/п 1. Тема занятия «Веточка мимозы» ­ салфетки. Техника Оборудование Рисование пальчиками ­ листы бумаги с веточками мимозы; ­ гуашь желтого цвета; ­ чашки для краски; ­ салфетки; ­ магнитофон. 2. «Весёлые матрёшки» Рисование ватными палочками 3. 4. «Забавный щенок» (потешка «Баю –баю­баю­ бай…) «Медвежонок проснулся» Рисование жесткой полусухой  кистью Рисование поролоном ­ образцы матрешек; бумажный  силуэт матрешки; ­ красная, желтая, синяя гуашь; ­ салфетки. ­ силуэты животных; ­ гуашь коричневого цвета. ­ листы с изображением медвежат; ­ гуашь коричневого цвета. Апрель №  п/п Тема занятия 1. Солнышко  (коллективная работа) Техника Оборудование Рисование ладошками ­ лист ватмана с нарисованным  посередине жёлтым кругом; ­ гуашь жёлтого цвета в плошке. 2. «Волшебный дождик» Рисование свечой 3. «Украсим крылья бабочки» Рисование колпачками от  фломастеров 7 ­листы  бумаги с уже нанесёнными  свечой рисунками; ­ тушь синего цвета. ­ силуэты бабочек; ­ гуашь красного, желтого, зеленого,  синего цвета;4. «Носит одуванчик желтый  сарафанчик» Рисование пальчиками Май №  п/п Тема занятия 1. «Теремок» Техника Рисование поролоном 2. «Цветочная поляна» Рисование пробками 3. «Травка» Рисование ладошкой 4.  «Божьи коровки на  лужайке» Рисование ватными палочками ­ магнитофон.  ­ листы бумаги светло­зеленого цвета; ­ гуашь желтого цвета в чашечках; ­ салфетки; ­ магнитофон Оборудование ­ шаблоны вырезанных домиков –  теремков; ­ гуашь жёлтого цвета; ­  настольный театр «Теремок». ­ листы бумаги; ­ силуэты бабочек. ­ листы бумаги; ­ силуэты жучков, бабочек. ­ вырезанные и раскрашенные божьи  коровки без точек на спинках;  ­ чёрная гуашь в мисочках; ­ ватман; ­ салфетки. Список литературы Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. ­ №11. – С. 14 – 19. 8