Техногогическая карта урока истории, 5 класс. Тема урока "Восстание Спартака"
Оценка 4.8

Техногогическая карта урока истории, 5 класс. Тема урока "Восстание Спартака"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл—11 кл +1
30.08.2024
Техногогическая карта урока истории, 5 класс. Тема урока "Восстание Спартака"
Успех урока зависит от умения использовать ресурса платформы МЭО «Всеобщая история. Занятие 5. ИУ№5,6
Восстание Спартака.docx

Технологическая карта урока истории, 5 класс

 

Тема урока

Восстание Спартака.

Место и роль урока в изучаемой теме

третий урок в в теме XV. Гражданские войны в  период Римской Республики

Цели урока

формирование у учащихся представления о восстании рабов под руководством Спартака как о самом масштабном и организованном восстании рабов Древнего Рима, о значении его образа в мировой культуре;

- развитие умений оценки исторического события; умения решать проблемные задачи;

- воспитание представления о свободе как о высшей ценности, за которую необходимо бороться

Задачи

– способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

развивать интерес к истории, мотивацию к учению;

- акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;

Оборудование:

 

учебник: Михайловский Ф.А. . «История Древнего мира». Просвещение, 2018 г.

компьютер,

 -использование ресурса платформы  МЭО «Всеобщая история.  Занятие 5. ИУ№5,6

Тип урока

– комбинированный

Характеристика видов деятельности  

Исследование: раскрытие содержания иллюстрации,  работа по карте , решение заданий в МЭО

Планируемые предметные результаты

Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту

 

 Структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.(2 мин)

Цель:

-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

  Мы продолжаем знакомиться с историей Древнего Рима. Наш урок открытый, здесь присутствуют учителя нашей школы, поприветствуем их.   Желаю быть активными, внимательными, желаю каждому из вас проявить свои способности.

Приветствуют учителя и гостей.

 

 

 

2.Актуализация знаний(15 мин)

 Цель:

-установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;

 

  1. Организация работы по карте, с понятийным аппаратом

1. Покажите и поясните  территорию Римского государства   в  8- 6 вв до н.э

2. Покажите территорию Римского государства  к 3 в. до н.э

3. Покажите территорию   Римского государства к середине 2 в. до н.э

 4. Работа с понятийным аппаратом. Напомните, как называются все захваченные вне Италии земли

5. Покажите и назовите  римские провинции

2. Беседа с классом

1.Назовите причины,  по которым Рим  победил  государства и превратил их в провинции

2.Мы помним, что  проблема римской армии  волновала  братьев Гракхов. Что они  предложили для усиления армии

3. Со смертью братьев  разорение   крестьян продолжалось, и это вновь угрожало армии. Кто предложил новую реформу армии. Как понимаете слово реформа

 3. Решение  проблемное  задания  Выберите мероприятия реформы Гая Мария (приложение 1)

 4.Решение заданий в  МЭО. Занятие 12, ИУ6.( на правой панели  задание с открытым ответом: Историческое обещание.)

Известным полководцем был и  Сулла, которого римляне за свои заслуги провозгласили диктатором.

1. Работают по карте, объясняют   положение., объясняют понятия.

1.(Рим и его окрестности)

2.( Весь Апеннинский п-ов)

3.( все Средиземноморье)

4.(провинции)  

5.( Сицилия, Сардиния, Корсика Азия, Африка, Предальпийская Галлия, Испания, Македония)

 

2. Участвуют в беседе. 1.(сила армии,флот, умелые полководцы, слабость других стран, принцип разделяй и властвуй, дисциплана в армии)

2. .( земельный закон, по которому   излишки земли  изымались у   крупных землевладельцев и раздавались бедноте, потому что бедняков не брали в армию и в легионы некого стало набирать)

3. ( Гай Марий, полководец) (изменение)

3.  Решают  пр. задание (ответ 1,4,5,:6)

 

4.  Работают с ресурсом МЭО.

3. Создание проблемной ситуации.(5 мин)

Цели:

-подведение детей к формулированию темы и проблемы урока;

 -организовать составление совместного плана действий

 

Проблемный вопрос:   что было главной добычей римлян  в ходе войн (рабы)

  В одном источнике я нашла  стихотворение. (приложение 3)    Это песня – рабов. Прочтите ее внимательно.  

-В каких словах заключен главный смысл песни. С чем же будем знакомиться сегодня.

  Совместно с обучающимися формулирует тему и проблему урока.

Понятно ли вам слово востание. назовите ассоциации .(бунт, мятеж,    выступление)

Могло ли восстание Спартака закончиться победой?

Что надо узнать, чтобы решить проблему?

1.Рабство в Риме.

2. Рабы - гладиаторы

3.Личность Спартака.

2. Дата, место, причины восстания.

3. Ход восстания.

4. Итог восстания.

Решают  проблемный вопрос.  

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, ставят  цели.

Высказывают предположения

 

4. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Организация работы с заданиями ресурса МЭО. Занятие 12. ИУ  5.

1.                   Работаем с рубрикой «Изучаем  как жили рабы».

 Зад: Пробегите глазами текст. Какие источники рабства здесь названы.  Найдите источники рабства, присущие Риму.

2.                  Работаем с рубрикой  «Изучаем схему»

Как продавали рабов. Чем отличается отношение к рабам в Риме от Греции ( их называли  «говорящие  ОТ»)

Кого продавали

Мог ли раб получить свободу: Как? ( вновь действует принцип «разделяй и властвуй)

Как жили рабы?

3.Работаем с рубрикой «Чем занимались  рабы»

Зад: Пробегите текст рубрики «Чем занимались рабы» и  скажите,  что нового о занятиях рабов вы узнали:

Мирмиллон -  морская рыбка

 Ретнарий-   буквально « человек- сеть», гладиатор с сетью

Самнит- гладиатор в вооружении экипировки воина  из Самнии ( меч, щит, поножа, шлем. Поножа-  щиток для ног, количество их  регламентировалось)

4.Возвращаемся к  рубрике(выше)  заданием с открытым ответом( Сколько рабов , столько и врагов)

5.Работа с рубрикой «Изучаем восстание Спартака»

Зад: Перед вами  3 предмета. Определите, какое отношение они имеют к восстании.(кухонный нож,  веревка,   пиратский флаг)

  Учитель: 74 г.до н.э – бегство  гладиаторов из  школы в г.Капуя. Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Испугало ли  бегство  рабов римлян?  Нет, пока к рабам Спартака не стали присоединяться рабы окрестных  имений. Пока воины Спартака не стали ковать себе оружие. Римляне послали войско к подножию Везувия, перекрыв единственный спуск  с вулкана. Воины Спартака сплели  из виноградных лоз веревки и спустились с Везувия. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников

6  Организация работы с  картой. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие.

 Зад: прочитайте карту

7. Решение логического задания: 

1.предположите по карте, чем закончилось восстание Спартака?

2.Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? 

 8. Значение восстания:Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

 Работают с ресурсом МЭо.

 

 Работают с текст рубрик.

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Запись понятия:

  Гладиаторы- рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения публики.

Школа гладиаторов-

Амфитеатр-( правая панель, Словарь)

 

Причины восстания:

1. Недовольство рабов своим положением.

2. Насильное обучение военному делу.

3. Несправедливое отношение хозяина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос:

Восстание закончилось поражением.

Высказывают предположения

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.

5. Выражение решения проблемы

Цели:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Могло ли восстание Спартака завершиться успехом?

(Выслушиваются ответы учащихся)

 

Высказывают предположения.

6. Контроль

Решение задания ресурса МЭО  

 

 7.Рефлексия, оценивание

 

 

8. Домашнее задание.

Цель:

-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ от имени участника восстания.

Записывают задание в дневник.

 Приложение 1.

Решение творческого задания .Выберите мероприятия реформы Гая Мария

  1.  Набор в армию бедняков.
  2. Служить должны были все.
  3.  Служба продолжалась 1 год
  4.  Служба продолжалась  16 лет
  5. За службу в армии платили жалование
  6.   Армия стала профессиональной.
  7.  После окончания службы  ветеран получал участок общественной земли.

Ответ: 1,4,5,6

     Приложение 2

Физкультминутка

Понятия

Определения

1.Консул

А)Захваченная Римом территория

2.Республика

Б)Способ управления государством (от латинского «общественное дело»)

3.Провинция

В)Высшая должность в республике, военный руководитель

4.Диктатор

Г)Организационная единица римского войска

5.Легион

Д) Человек, к которому в случае крайней опасности переходила  вся власть в Риме, как к царю, но не белее чем на полгода

   Приложение 3. 

Песня  воинов- рабов

Свобода! Свобода» Богиня  богинь!

……………………………………….

 Когда нападут легионы врагов, -  

В мечи превратишь ты оковы  рабов!

И в странах позора, где царствует  гнет,

Пусть самый ленивый оружье берет!

Свобода! Свобода! Богиня  богинь!

Тебя призывая, мы рвемся к мечам!

К оружью, товарищи, смерть палачам.

 

 

 


 

Технологическая карта урока истории, 5 класс

Технологическая карта урока истории, 5 класс

Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Известным полководцем был и

Известным полководцем был и

Организация работы с заданиями ресурса

Организация работы с заданиями ресурса

Зад: прочитайте карту 7. Решение логического задания: 1

Зад: прочитайте карту 7. Решение логического задания: 1

Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2024