Технологическая карта урока истории, 5 класс
Тема урока |
Восстание Спартака. |
Место и роль урока в изучаемой теме |
третий урок в в теме XV. Гражданские войны в период Римской Республики |
Цели урока |
формирование у учащихся представления о восстании рабов под руководством Спартака как о самом масштабном и организованном восстании рабов Древнего Рима, о значении его образа в мировой культуре; - развитие умений оценки исторического события; умения решать проблемные задачи; - воспитание представления о свободе как о высшей ценности, за которую необходимо бороться |
Задачи |
– способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию. – развивать интерес к истории, мотивацию к учению; - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости; |
Оборудование:
|
учебник: Михайловский Ф.А. . «История Древнего мира». Просвещение, 2018 г. компьютер, -использование ресурса платформы МЭО «Всеобщая история. Занятие 5. ИУ№5,6 |
Тип урока |
– комбинированный |
Характеристика видов деятельности |
Исследование: раскрытие содержания иллюстрации, работа по карте , решение заданий в МЭО |
Планируемые предметные результаты |
Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту |
Структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент.(2 мин) Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Мы продолжаем знакомиться с историей Древнего Рима. Наш урок открытый, здесь присутствуют учителя нашей школы, поприветствуем их. Желаю быть активными, внимательными, желаю каждому из вас проявить свои способности. |
Приветствуют учителя и гостей.
|
2.Актуализация знаний(15 мин) Цель: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;
|
1. Покажите и поясните территорию Римского государства в 8- 6 вв до н.э 2. Покажите территорию Римского государства к 3 в. до н.э 3. Покажите территорию Римского государства к середине 2 в. до н.э 4. Работа с понятийным аппаратом. Напомните, как называются все захваченные вне Италии земли 5. Покажите и назовите римские провинции 2. Беседа с классом 1.Назовите причины, по которым Рим победил государства и превратил их в провинции 2.Мы помним, что проблема римской армии волновала братьев Гракхов. Что они предложили для усиления армии 3. Со смертью братьев разорение крестьян продолжалось, и это вновь угрожало армии. Кто предложил новую реформу армии. Как понимаете слово реформа 3. Решение проблемное задания Выберите мероприятия реформы Гая Мария (приложение 1) 4.Решение заданий в МЭО. Занятие 12, ИУ6.( на правой панели задание с открытым ответом: Историческое обещание.) Известным полководцем был и Сулла, которого римляне за свои заслуги провозгласили диктатором. |
1. Работают по карте, объясняют положение., объясняют понятия. 1.(Рим и его окрестности) 2.( Весь Апеннинский п-ов) 3.( все Средиземноморье) 4.(провинции) 5.( Сицилия, Сардиния, Корсика Азия, Африка, Предальпийская Галлия, Испания, Македония)
2. Участвуют в беседе. 1.(сила армии,флот, умелые полководцы, слабость других стран, принцип разделяй и властвуй, дисциплана в армии) 2. .( земельный закон, по которому излишки земли изымались у крупных землевладельцев и раздавались бедноте, потому что бедняков не брали в армию и в легионы некого стало набирать) 3. ( Гай Марий, полководец) (изменение) 3. Решают пр. задание (ответ 1,4,5,:6)
4. Работают с ресурсом МЭО. |
3. Создание проблемной ситуации.(5 мин) Цели: -подведение детей к формулированию темы и проблемы урока; -организовать составление совместного плана действий
|
Проблемный вопрос: что было главной добычей римлян в ходе войн (рабы) В одном источнике я нашла стихотворение. (приложение 3) Это песня – рабов. Прочтите ее внимательно. -В каких словах заключен главный смысл песни. С чем же будем знакомиться сегодня. Совместно с обучающимися формулирует тему и проблему урока. Понятно ли вам слово востание. назовите ассоциации .(бунт, мятеж, выступление) Могло ли восстание Спартака закончиться победой? Что надо узнать, чтобы решить проблему? 1.Рабство в Риме. 2. Рабы - гладиаторы 3.Личность Спартака. 2. Дата, место, причины восстания. 3. Ход восстания. 4. Итог восстания. |
Решают проблемный вопрос.
Формулируют тему урока, ставят цели. Высказывают предположения
|
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Организация работы с заданиями ресурса МЭО. Занятие 12. ИУ 5. 1. Работаем с рубрикой «Изучаем как жили рабы». Зад: Пробегите глазами текст. Какие источники рабства здесь названы. Найдите источники рабства, присущие Риму. 2. Работаем с рубрикой «Изучаем схему» Как продавали рабов. Чем отличается отношение к рабам в Риме от Греции ( их называли «говорящие ОТ») Кого продавали Мог ли раб получить свободу: Как? ( вновь действует принцип «разделяй и властвуй) Как жили рабы? 3.Работаем с рубрикой «Чем занимались рабы» Зад: Пробегите текст рубрики «Чем занимались рабы» и скажите, что нового о занятиях рабов вы узнали: Мирмиллон - морская рыбка Ретнарий- буквально « человек- сеть», гладиатор с сетью Самнит- гладиатор в вооружении экипировки воина из Самнии ( меч, щит, поножа, шлем. Поножа- щиток для ног, количество их регламентировалось) 4.Возвращаемся к рубрике(выше) заданием с открытым ответом( Сколько рабов , столько и врагов) 5.Работа с рубрикой «Изучаем восстание Спартака» Зад: Перед вами 3 предмета. Определите, какое отношение они имеют к восстании.(кухонный нож, веревка, пиратский флаг) Учитель: 74 г.до н.э – бегство гладиаторов из школы в г.Капуя. Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Испугало ли бегство рабов римлян? Нет, пока к рабам Спартака не стали присоединяться рабы окрестных имений. Пока воины Спартака не стали ковать себе оружие. Римляне послали войско к подножию Везувия, перекрыв единственный спуск с вулкана. Воины Спартака сплели из виноградных лоз веревки и спустились с Везувия. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников 6 Организация работы с картой. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие. Зад: прочитайте карту 7. Решение логического задания: 1.предположите по карте, чем закончилось восстание Спартака? 2.Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? 8. Значение восстания:Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам. |
Работают с ресурсом МЭо.
Работают с текст рубрик. Читают текст, отвечают на вопросы.
Запись понятия: Гладиаторы- рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения публики. Школа гладиаторов- Амфитеатр-( правая панель, Словарь)
Причины восстания: 1. Недовольство рабов своим положением. 2. Насильное обучение военному делу. 3. Несправедливое отношение хозяина.
Отвечают на поставленный вопрос: Восстание закончилось поражением. Высказывают предположения 1. Неопытность воинов армии Спартака. 2. Отсутствие чёткого плана действий восставших. 3. Обман пиратов. |
5. Выражение решения проблемы Цели: -обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
Могло ли восстание Спартака завершиться успехом? (Выслушиваются ответы учащихся)
|
Высказывают предположения. |
6. Контроль |
Решение задания ресурса МЭО |
|
7.Рефлексия, оценивание |
|
|
8. Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ от имени участника восстания. |
Записывают задание в дневник. |
Приложение 1.
Решение творческого задания .Выберите мероприятия реформы Гая Мария
Ответ: 1,4,5,6
Приложение 2
Физкультминутка
Понятия |
Определения |
1.Консул |
А)Захваченная Римом территория |
2.Республика |
Б)Способ управления государством (от латинского «общественное дело») |
3.Провинция |
В)Высшая должность в республике, военный руководитель |
4.Диктатор |
Г)Организационная единица римского войска |
5.Легион |
Д) Человек, к которому в случае крайней опасности переходила вся власть в Риме, как к царю, но не белее чем на полгода |
Приложение 3.
Песня воинов- рабов
Свобода! Свобода» Богиня богинь!
……………………………………….
Когда нападут легионы врагов, -
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнет,
Пусть самый ленивый оружье берет!
Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Тебя призывая, мы рвемся к мечам!
К оружью, товарищи, смерть палачам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.