Технологическая карта урока.
Составитель: Куварзина В.В., преподаватель русского языка и литературы.
Предмет: ОГСЭ06. Русский язык и культура речи.
Тема: Вступление. Основные ошибки и как их избежать.
Цель занятия: овладение основными приемами (техниками) вступления; формирование у обучающихся навыка составления вступления к публичной речи и умения слышать и различать речевые ошибки при разработке вступления.
Дидактические задачи:
Выявить основные функции вступления; определить часто встречающиеся речевые ошибки при составлении вступления; повторить и обобщить знания правил русского языка, исключающие речевые ошибки; ознакомиться с техниками вступления, проанализировать на примерах текстов известных выступлений использование изученных техник; самостоятельно составить грамотное вступление на предложенные темы, используя одну из техник.
Воспитательные задачи: пробудить интерес к разработке публичного выступления; развивать инициативу самостоятельного создания устных и письменных текстов; воспитать мотивацию к продолжению изучения родного языка.
Развивающие задачи: Закрепление навыков как самостоятельной, так и командной работы с текстами на этапе формирования и систематизации знаний; формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Планируемые результаты
Предметные:
представление об основных функциях вступления к публичной речи; выявление и устранение различных типов речевых ошибок в устном и письменном выступлениях; освоение основных знаний о техниках вступления, понимание взаимосвязи изучения правил русского языка и грамотного составления речи.
Личностные: понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком.
Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, основной и дополнительной информацией); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
Тип занятия: Комбинированный урок
Вид занятия: фронтальная беседа, командная работа, практикум.
Методы и приемы обучения:
1. Словесные - беседа, дискуссия, обсуждение
2. Наглядные – презентация, раздаточные материалы
3. Практические - самостоятельная работа
План учебного занятия:
Этап учебного занятия |
Время, отводимое на этап |
Этап целеполагания: постановка целей и задач урока. |
7 минут |
Этап актуализации знаний, умений, навыков. |
8 минут |
Этап освоения нового (исследовательский этап). |
8 минут |
Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации). |
15 минут |
Этап диагностики и рефлексии. |
5 минут |
Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование).
|
2 минут |
Итого: |
45 минут |
Этап целеполагания (7 минут)
Публичное выступление - это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Дейл Карнеги
Как вы думаете, прав автор данного высказывания? А в чем он прав?
Действительно, выступление каждого оратора независимо от публики – будь это 2 человека или огромная площадь – должно быть продумано, иметь конечную цель и конечно, грамотно выстроено. Поэтому мы с вами сегодня приступим к изучению тайн красивого, точного, интересного и четкого выступления.
Скажите, когда вы приступаете к какому-то делу, результат которого очень важен для вас, вы планируете его? Вот так и с выступлением. Нельзя создать безошибочную речь экспромтом, необходимо тщательно продумать каждую из его частей.
Давайте с вами посмотрим на схему (слайд 1) и попробуем определить, какой же частью выступления мы сегодня будем заниматься.
Эта часть несет основную психологическую нагрузку.
Эта часть занимает приблизительно 1/8 всей речи
Эта часть должна вызвать интерес и активизировать внимание аудитории
Эта часть устанавливает контакт с аудиторией
Эта часть подготавливает почву для разработки темы
Итак, ваши предположения? Конечно, это вступление. Сейчас вы видите основные функции вступления. Понимаете всю его важность? Хороший оратор, кстати говоря, продумывает вступление в последнюю очередь, когда уже представляет всю речь. Запишите себе кратко положения, которым должно соответствовать грамотное вступление.
На этом занятии мы познакомимся с основными приемами (техниками) вступления; попробуем услышать и устранить частые речевые ошибки ораторов, а также вспомним правила русского языка, которые нам в этом помогут; и наконец, попробуем составить собственное вступление, используя какую-либо технику или прием (слайд 2 – цели)
Этап актуализации знаний, умений, навыков. (8 минут).
Прежде чем изучить структуру вступления, нужно понимать, какие ошибки в речи приведут к провалу, почему аудитория вместо того, чтобы сосредоточится на теме выступления, может еще долго смеяться над оратором. Для этого мы познакомимся с самыми частыми ошибками и рассмотрим, какие правила русского языка помогут нам не совершить их в выступлении.
Послушайте внимательно аудио и подумайте, что именно сформулировано не совсем корректно.
(аудио текст с ошибками)
Формулирование ошибок
Что выявлено:
- отсутствие согласования частей речи (в роде, числе и падеже);
- отсутствие объекта речи (непонятно, о ком или о чем говорит оратор);
- нарушение согласования времен глаголов;
- избыточность (тавтология и плеоназм).
Какие ошибки вы видите в этих предложениях? Как бы вы исправили их?
«Надеяться на то, что мы накормим страну одними лишь фермерами, нереально»
«Да, я суеверный. Человек не может жить без веры».
«Лишь бы кого-нибудь, только чтоб кого-нибудь, вот из кого-нибудь как-нибудь сформировать правительство»
«Ваше коварство еще более хуже»
Какие правила нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?
- правила согласования в роде, числе и падеже;
- правила синтаксического построения предложений;
- правила использования времен глаголов в предложении;
- знать, что такое тавтология, плеоназм, паронимы;
- знать морфологию и признаки частей речи.
Если вы верно определили все ошибки и правильно построили предложения – вы помните основные правила, без которых не обойдется ни одна хорошая речь.
Этап освоения нового (исследовательский этап). (8 минут)
А теперь ознакомимся с техниками (приемами) вступления.
1. Прием сопереживания. Оратор начинает выступление с рассказа о личных впечатлениях и размышлениях, так или иначе связанных с темой: «Две трети века назад, еще мальчиком, с восхищением читал я в книгах о мужественном и отчаянном Вандейском восстании, но никогда бы не могло мне и пригрезиться, что в старости доведется мне честь открывать памятник героям и жертвам этого восстания».
2. «Ассоциативный мостик» Во вступлении приводится факт, случай, история, которые могут ассоциироваться с темой выступления. Обычно такой прием основан на аналогии: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить эту задачу улавливания солнечных лучей и дальнейшего их применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей». (К.А. Тимирязев Лекция о фотосинтезе в Лондонском Королевском обществе (1930 г.).
3. Стилистическая трансформация текста Это лингвистическая техника. Она представляет собой нарочитое нарушение дискурсных параметров в области стиля. Любая аудитория, исходя из речевой ситуации, прогнозирует жанровые и стилевые характеристики предстоящей речи (вузовская лекция – учебно-научный подстиль; судебные речи – юридический подстиль официально-делового стиля и т.д.). Данный прием – это обман стилевых ожиданий аудитории. Такое вступление решает задачу эмоционального воздействия на слушателей: «Боясь неуместности романтических оборотов, начну традиционносказочными словами: жили-была на свете семья. Жили они дружно, любили и уважали друг друга...» (Речь адвоката).
4. Прием парадокса Задача этого приема – уже на этапе вступления разрушить стереотипные, традиционные представления аудитории о предмете речи. Речь начинается с ошеломляющего или парадоксального утверждения: «В России идет страшная, необъявленная, многодесятилетняя война, имеющая миллионы жертв убитыми и ранеными. С одной стороны фронта – еще не родившиеся младенцы, с другой – матери, отцы, врачи. Вы уже догадались, что речь пойдет об абортах...»
5. Апелляция к непосредственным интересам аудитории. Необходимым условием использования такого вступления является знание аудитории. Во вступлении обозначаются проблемы, волнующие (интересующие) слушателей: «Вы хотите узнать, как можно быстро похудеть и не причинить при этом вред своему здоровью».
6. Постановка проблемного вопроса. Это самое простое и самое короткое вступление. Его цель – побуждение к сотрудничеству, к размышлению. Такое вступление предназначено для подготовленной аудитории (например, учебная лекция).
7. Апелляция к предыдущему оратору. Этот прием используется в дискуссии, дебатах, политической полемике. Хильда Обельс-Юнеман на ораторской трибуне нижнесаксонского ландтага глотнула из стакана, оставленного предшествующим оратором, и сказала: «Я хочу установить, что пил предыдущий оратор; возможно виски, потому что некоторые высказывания господина, выступавшего передо мной, непонятны».
Каждая из предложенных техник имеет свои преимущества и недостатки. Главное, понимать, какая у вас аудитория, как вы владеете тем или иным приемом, и конечно, отталкиваться от темы выступления.
Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации). (15 минут)
А теперь давайте посмотрим, насколько понятен был для вас материал.
На следующем этапе нашей работы вы разделитесь на 3 команды. У вас на партах будут лежать таблицы с названием приема и основным содержанием, а также наглядные примеры с техниками из различных выступлений. Каждая команда получит очень простую тему для публичного выступления. Ваша задача – составить небольшое вступление, применив какую-либо технику. Затем один или несколько человек из команды прочитают свое вступление, а другие команды определят использованную технику. Побеждает та команда, которая отгадает больше всех техник и выступление которой будет самым запоминающимся. Не забывайте о 2х важных правилах – вступление не должно быть длинным; вступление должно быть грамотным – не допускайте речевых ошибок!!
(включить слайд с функциями вступления)
Команда 1.
Тема: Я выбираю здоровый образ жизни!
Команда 2.
Тема: Почему спорт-это важно?
Команда 3.
Тема: Наркотики – это быстрая смерть.
Работа в команде, выступления, обсуждение.
Этап диагностики и рефлексии.(5 минут)
Подведем итоги. Прошу вас ответить на несколько вопросов:
- что нового вы сегодня узнали, а какую информацию вспомнили?
- как вы думаете, насколько мы продвинулись к правильной речи?
- пригодятся ли нам полученные знания в дальнейшем?
Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование). (3 минуты).
Домашнее задание вы можете выбрать сами по уровню сложности:
1. Найти публичное выступление любого известного человека, проанализировать вступление с точки зрения грамотности и определить технику вступления.
2. Составить небольшое вступление на свободную тему, используя любую понравившуюся технику.
Приложение 1.
Выступление Д. С. Лихачева на церемонии вручения докторской мантии Н. М. Дудинской, 23 мая 1995 г.
Эта туфелька принадлежит Золушке – героине любимой сказки всех народов, сказки, которая пробуждает добро. Когда я был ребенком, это была моя любимая книжка. Я всегда думал: Золушка – это ведь придуманное имя, а как эту девочку зовут в действительности? И только теперь понял – ее зовут Наташа, Наталия Михайловна Дудинская. (сопереживание)
П.А.Столыпин. Речь, произнесенная в Государственной думе 6 ноября 1907 года.
Господа члены Государственной думы! Слушая раздававшиеся тут нарекания и обвинения против правительства, я спрашивал себя, должен ли я, глава правительства, идти по пути словесного спора, словесного поединка и давать только пищу новым речам в то время, как страна с напряженным вниманием и вымученным нетерпением ждет от нас серой повседневной работы, скрытый блеск которой может обнаружиться только со временем. И конечно, не для пустого спора, не из боязни того, что правительство назовут безответным, так же, как понапрасну называли его в прошлой Думе «безответственным», выступаю я с разъяснением, но для того чтобы повторно и сугубо выяснить, в чем именно правительство будет черпать руководящие начала своей деятельности, куда оно идет и куда ведет страну. (апелляция к предыдущему оратору)
К.А. Тимирязев. Лекция о фотосинтезе в Лондонском Королевском обществе (1930 г.) Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить эту задачу улавливания солнечных лучей и дальнейшего их применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее – 120 на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей. (ассоциативный мостик)
Г. Хейнеман. Доклад о союзниках по разгрому Германии в 1918 и в 1945 годах.
Когда Уинстон Черчилль в 1945 году в лондонском аэропорту садился в самолет, чтобы лететь на Потсдамскую конференцию, видный журналист озабоченно спросил его: «Господин премьер-министр, не совершат ли союзники в Потсдаме те же ошибки, что в Версале?» Черчилль, усмехнувшись и не вынимая изо рта сигары ответил в мудром предвидении: «Можете быть уверены: Мы не совершим те же самые ошибки – нет, они будут совсем другими!» (прием парадокса)
Аверинцев С. Похвальное слово филологии
Начну с античного анекдота. В одном греческом городе надо было поставить статую; из-за заказа на эту статую спорили два скульптора, и народное собрание должно было рассудить соискателей. Первый мастер вышел к народу и произнес чрезвычайно убедительную речь о том, как должна выглядеть упомянутая статуя. Второй неловко влез на возвышение для ораторов и заявил: «Граждане! То, что вот этот наговорил, я берусь сделать». Соль анекдота в том, что из обоих мастеров доверять лучше второму. И впрямь, разве тот, кто слишком охотно делает свое ремесло темой для рассуждений, не оказывается чаще всего работником весьма сомнительного свойства? Как говорить о работе? Пока она не завершена, ее страшно «сглазить»; когда она закончена, ее нужно выбросить из головы и думать только о следующей… Едва ли нужно объяснять, что человеку, попавшему в ситуацию снискавшего награду, особенно неловко вести речь о той самой работе, которая послужила причиной названной ситуации и недостатки которой ему – увы! – так отчетливо видны. Поэтому для начала я скажу о другом, о том, чему я могу радоваться без всякого смущения и без всяких оговорок. Мне приятно увидеть работу по классической филологии в одном почетном списке с трудами инженеров и химиков, геологов и экономистов – людей практического, конкретного дела. Ибо этим признано, что занятие текстами двухтысячелетней давности тоже есть дело, настоящее и нужное дело. (стилистическая трансформация текста).
Приложение 2.
Название приема (техники) вступления |
Содержание вступления |
Прием сопереживания |
Оратор начинает выступление с рассказа о личных впечатлениях и размышлениях, так или иначе связанных с темой. |
«Ассоциативный мостик» |
Во вступлении приводится факт, случай, история, которые могут ассоциироваться с темой выступления. Обычно такой прием основан на аналогии. |
Стилистическая трансформация текста |
Это лингвистическая техника. Она представляет собой нарочитое нарушение стиля. Любая аудитория прогнозирует жанровые и стилевые характеристики предстоящей речи. Данный прием – это обман стилевых ожиданий аудитории. Такое вступление решает задачу эмоционального воздействия на слушателей |
Прием парадокса |
Задача этого приема – уже на этапе вступления разрушить стереотипные, традиционные представления аудитории о предмете речи. а) шоковая техника. б) опровержение известного факта (стереотипа) в) столкновение различных точек зрения. |
Апелляция к непосредственным интересам аудитории |
Необходимым условием использования такого вступления является знание аудитории. Во вступлении обозначаются проблемы, волнующие (интересующие) слушателей. |
Постановка проблемного вопроса. |
Это самое простое и самое короткое вступление. Его цель – побуждение к сотрудничеству, к размышлению. Такое вступление предназначено для подготовленной аудитории |
Апелляция к предыдущему оратору |
Этот прием используется в дискуссии, дебатах, политической полемике. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.