Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
17.12.2018
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Разработана учителем русского языка и литературы Крец Е.С. ГБОУ ООШ с.Высокое. в уроке использованы разноуровневые задания для учеников . Материал легко освоили дети. В школе урок был проведен 6 декабря 2018 года.
техкарта.doc
Ф.И.О. Крец Елена Сергеевна
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс 6
Технологическая карта изучения темы
Тема
Цели
Планируемый
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Образовательные: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и
обозначать их графически.
Предметные
умения
находить слова с
Формировать УУД:
Личностные УУД
результат
орфограммой НЕ
Регулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД С
СУЩЕСТВИТЕЛ
ЬНЫМИ,
правильно писать
слова с названной
орфограммой,
устно и
графически
объяснять условия
выбора
орфограммы.
развитие чувства
языка на основе
конструирования
языковых единиц.
Осознавать ценность
пользоваться
Доносить свою позицию до других,
разными видами
чтения
владея приёмами монологической и
диалогической речи.
Понимать, структуировать,
информацию,
представленную в виде
текста, схем. Сравнивать
предметы, объекты:
находить общее и
различие.Группировать,
классифицировать
предметы, объекты на
основе существенных
признаков, по заданным
критериям.
Понимать точку зрения другого (в том
числе автора), высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
Для этого владеть правильным типом
читательской деятельности;
Умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения
своих мыслей.
Владение устной и письменной речью.
русского языка и
богатство его
структурных
возможностей для
выражения разных
оттенков
(ознакомительным
, изучающим),
перерабатывать и
преобразовывать
мысли.Развивать
эмоциональную сферу
информацию
(вопросы,
личности, формировать
интерес к языку как
таблица), владеть
разными видами
средству выражения
собственных мыслей и
аудирования.
Умение
чувств.
анализировать и
контролировать
свою
деятельность.
Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм, кластер
Основные
понятия
Межпредметн
Культура речи, литература
ые связи
Ресурсы
Организация
пространства
Учебник , презентация по теме.
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах Ход урока
Этапы урока
I.
Оргмомент.
II.
Актуализация
изученного с
элементами
проверки
домашнего
задания.
5 мин
III.
Введение в
тему с
последующей
Деятельность учителя
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Деятельность учащихся
Давайте все вместе попробуем вспомнить, что мы знаем об имени существительном?
1. Отвечают на вопросы.
кто даст определение имени существительного?
Сколько родов в русском языке? Что вы еще знаете?
А имя существительное имеет число?
А все ли существительные имеют и единственное и множественное число?
А какими еще бывают имена существительные? (собственными и нарицательными,
2. Вспоминают правила.
3. Дают определения.
4. Интересуются, какой проект их
ожидает.
одушевленными и неодушевленными).
Ребята, скажите сколько склонений в русском языке?
Какие существительные называются разносклоняемыми?
Итак, у нас сегодня не просто урок, а урокпроект. Мы будем работать в парах. Активно,
творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибаться! Помогайте друг другу!
Постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и для других.
Девиз нашей работы : «Дружба в делах помощник!» СЛАЙД 3
Сегодня мы будем работать над проектом по русскому языку. А тему проекта нам с вами
1.Читаю вслух загадки и отгадывают
предстоит сейчас выяснить.
Вы любите загадки? (да)
их.
Оставьте строчку для темы урока и записывайте отгадки в тетрадь. (Один ученик записывает у
2. Рассуждают, кто такие «неряха», постановкой
цели и задач
урока.
доски)
1 Грязные руки,
Помята рубаха,
«незнайка» , что такое «непогода»,
«незабудка»
Волосы всклочены,
Кто я? (Неряха) СЛАЙД 4
2 Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка) СЛАЙД 5
3 Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… ( непогода) СЛАЙД 6
4 В зеленом поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Прозываюсь … (Незабудка) СЛАЙД 7
Неряха, незнайка, непогода, незабудка.
IV.
Ребята, скажите, какой части речи эти слова? (Имена существительные).
Открытие
новых знаний.
А давайте подумаем есть ли чтонибудь общее в этих словах? (они начинаются на НЕ).
Правильно! Тема нашего урока «Правописание НЕ с именами существительными». Запишите
тему урока.
Как вы думаете, какая задача встает перед нами на уроке? (Узнать когда не с
1.определяют, что в отгаданных
словах есть что то общее, а именно
они начинаются с не
2. Формируют тему урока
3. Ребята получают заготовки для существительными пишется слитно, а когда раздельно)
Ребята сегодня на уроке мы с вами не только узнаем, в каких случаях пишется не с
существительными слитно, а когда раздельно, но и сделаем памятку по русскому языку о
правописании НЕ с именами существительными.
_ Памятка должна быть красивой, привлекать внимание и выполнять самую главную роль –
памятки (помощницы)
4.Читаем первое правило и
проговариваем его:
не с существительным пишется
слитно, если не употребляется без не.
роль
помощницы.
Потому что не употребляются без не
( Неряха, негодяй и др.).
записывают в памятку
НЕ пишется слитно
оформить название памятки, проиллюстрировать картинками. Я для вас приготовила заготовки,
чтобы сэкономить ваше время.
(Ученики получают заготовки. Время на оформление проекта 3 минуты.)
Итак, заглавие оформлено.
Итак,
задание
первое
5.Ребята образовывают от
глаголов с –не существительные с
–не
6. Ребята понимают, что все эти
слова без не не употребляются и
не является частью корня.
7 .Ребята начинают исследование,
почему в памятке два столбца, они
определяют, что, наверное,
существует два (слитное и раздельное
) написание существительных с не .
8. открывают учебник на странице
150 и знакомятся с теоретическим
материалом учебника, формируют
второй пункт правила
Отвечают на вопрос «При каком ещё
условии не с существительным
пишется слитно, а при каком – НЕ пишется слитно
НЕ пишется раздельно
Прежде чем начать исследование, скажите, как вы думаете, почему я в таблице сделала два
столбца?
Сколько существует вариантов написания НЕ с существительными? (Два).
Давайте запишем:
Я буду называть глаголы, а вы должны образовать от них имена существительные и
раздельно?»
9. Ребята выясняют, что во втором
пункте в словах –не являются
приставкой
10. Ребята продолжают знакомится
с материалом учебника и
формулируют правило
раздельного написания частицы
не
11. Заполняют памятку целиком
записать. (1 ученик у доски) СЛАЙД 8
Ненавидеть – ненависть.
Негодовать – негодование.
Недоумевать – недоумение.
Почему данные имена существительные вы написали слитно?
(Так как данные имена существительные без НЕ не употребляются)
Чем является НЕ в этих словах? ( Часть корня).
Итак, подводим первый итог. Мы сформулировали первый пункт орфографического
правила. Давайте отразим то, что мы узнали в нашей таблице.
СЛАЙД 9
НЕ пишется слитно
НЕ пишется раздельно 1. Если слово без не не употребляется.
Например: ненависть,
негодование,
недоумение.
А теперь, ребята, откройте страницу 150 вашего учебника, посмотрите на теоретический
материал и сформулируйте второй пункт орфографического правила, когда НЕ пишется слитно
с именами существительными. Запишите его в таблицу.
НЕ пишется раздельно
СЛАЙД 10
НЕ пишется слитно
1. Если слово без НЕ не употребляется.
Например: ненависть, негодование, недоумение.
2. Если слово можно заменить синонимами без
НЕ. Например: неудача поражение, неправда
ложь, несчастьегоре.
Чем является НЕ в данных словах? (Приставкой).
продолжаем работу с теоретическим материалом учебника. Теперь мы должны
сформулировать пункт орфографического правила, когда НЕ пишется раздельно. Запишем его в памятку.
СЛАЙД11
НЕ пишется слитно
1. Если слово без НЕ не
употребляется.
Например: ненависть,
НЕ пишется раздельно
НЕ с существительными пишется раздельно,
В
если является словомотрицанием.
негодование, недоумение.
предложении с отрицательной частицей часто
2. Если слово можно заменить
есть противопоставление с союзом а.
синонимами без НЕ. Например:неудача
Например: не правда, а ложь
поражение,
неправдаложь,
несчастьегоре.
Итак, наша памятка готова.
V.
Физминутка
Сейчас мы с вами немного устали, и поэтому, прежде чем приступить к
выполнению упражнений мы проведем разминку. Ребята, я раздам вам карточки с
существительными,(они потеряли свои домики), а вы определите в каком домике
они живут.(Ребята должны на магнитной доске , «заселить» правильно
потерявшиеся слова. Они получают карточки со словами: (Невежда. Незнайка.
Ненастье. Недоросль. Неряха. Небылицы. Ненастье. Недруг
(враг).Несчастье (горе). Неприятель (противник). Не правда, а ложь. Не
друг, а враг. Не счастье, а горе) , а затем прикрепляют в домики – «СЛИТНО» и
Ребята находят карточки со словами
на –не и заселяют их в правильные
домики VI.
Первичное
применение
знаний,
развитие
учебно
языковых и
правописных
умений.
«РАЗДЕЛЬНО»
Молодцы! А теперь мы будем выполнять упражнение и пользоваться нашей памяткой.
Выполнение упражнения 285. Развивается умение писать не с именами существительными
сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.
1 вариант выписывает существительные в которых НЕ – приставка.
2 вариант выписывает существительные в которых НЕчасть корня.
Взаимопроверка.
А теперь каждый выставьте себе оценку, исходя из количества допущенных ошибок.
1 Ребята выполняют упражнения,
применяя алгоритм и опираясь на
памятку.
2. Ребята анализируют, сравнивают и
устанавливают сходства и различия.
3 Сами выставляют себе оценку,
аргументируя её.
Составьте предложения со словом НЕПРИЯТЕЛЬ, чтобы НЕ было в одном предложении
приставкой, а в другом частицей.
????Выполнение упражнения.
1 группа (задание низкого уровня сложности) УПР 287
2 группа (задание среднего уровня сложности) УПР 290
3 группа (задание высокого уровня сложности)УПР 286
VI.
урока.
Итог
Тренинг «Понятноне понятно»
Ребята анализируют урок и
Я раздаю вам карточки с примером на изученное правило. Вы должны объяснить
правописание данного слова и опустить карточку в коробочку «ПОНЯТНО». Если же вы
определяют, понятна ли им тема или
нет . Могут ли они применять
затрудняетесь, опустите карточку в коробку «НЕ ПОНЯТНО». И анализа примеров, сложенных
в коробку «НЕ ПОНЯТНО» и начнется следующий урок.
полученные знания при выполнении
заданий
VII.
Домашнее
На обратной стороне проекта записать 6 пословиц, в которых есть НЕ с именами
существительными. задание.
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Технологическа карта урока по русскому языку 6 класс "не с существительными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.