Технологическая карта. Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».
Оценка 4.6

Технологическая карта. Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—7 кл
03.02.2020
Технологическая карта. Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».
Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».
Любовь никогда не перестаёт.docx

«Любовь никогда не перестаёт».

Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».

 

Тип урока: интегрирование знаний из православия  и литературы.

Цели урока:

1)Формирование определений - понятий «житие», «святые».

2)Формулирование определения-понятия «любви и верности».

3)Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям.

Планируемые результаты:

Личностные:

- уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценностей семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Предметные:

- знание сюжета жития Петра и Февронии;

- понимание значения в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьёй;

Метапредметные:

- развитие навыков работы в группе (коммуникативные УУД);

- совершенствование навыков познавательного чтения, навыки монологической речи (познавательные УУД)

Словарная работа:                                            

святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество,  канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный

 

Оборудование урока:

 ·        Литература. 7 класс. Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2017г.

·        ОРКНР. 5 класс. под ред. А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. – 2015г.

·        Рабочие листы;

·        Компьютерная презентация к уроку.

·        Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

·        Аудиозапись церковного песнопения.

·        Аудиозапись песни «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»..

·        Фрагменты из фильма «Петр и Феврония».  История любви и верности».

 

Ход урока.

Организационный момент.     Слово учителя.

   Добрый день! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы слушать и слышать.

У нас сегодня необычный урок, интегрированный, с материалом из ОРКНР из 5 класса и материалом из литературы 7 класса.(слайд 1)

   Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, - «Повестью о Петре и Февронии».(слайд 2)

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.       

- Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. (слайд 3)

-Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия). 

-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были   образцом  нравственных и духовных ценностей.

-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

III. Сообщение темы урока.                                                                                                   - В истории христианства остались имена множества  людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

   Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. (слайд 4)

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ  особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.

Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. (слайд 5)

«Любовь  долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всегда надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт».       (Ап. Павел; 1кор. 13,1-8)

Это слова-эпиграф к нашему уроку и это название нашего урока.

(слайд 6)

 

2.Какие проблемы мы сегодня должны решить на уроке и на какие вопросы ответить:(слайд7)

·        Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?

·        Почему они причислены к лику святых?

·        В чем заключается их подвиг?

·        Чем Петр и Феврония близки нам ? Какой урок они преподносят нам?

·        Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?

·        К какому жанру относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

 

Ведь сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы – повестью «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 

Определение целей и задач урока. (слайд 8)

И был, и есть в Русской земле красивый город Муром.(слайд 9) Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А спустя сто лет в конце 12-13 века Муром прославили святые Пётр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, муромские чудотворцы.

3.     Показ фрагмента из фильма « Муромские святые».

 

 

Учитель:

-А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория?

 

4.Реализация индивидуального домашнего задания.

Историческая основа «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Кто является прототипом главных героев повести?

 

 

 История создания повести. Индивидуальные сообщения учащихся.

Ученик 5 класса: 

ХVI век… - время образования единого Русского государства.

 За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария  по порядку месяцев и дней составляется сборник  житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов.  Он назывался "Великие Четьи-Минеи"

(В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ).(слайд 10)

 И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире.  Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней.  Оно и послужило основой для повести.  Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.  Итак, повесть написана в 16 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это не единственное, но самое известное его произведение. Сохранилось 150 списков «Повести о Петре и Февронии Муромских».

 

Ученица 7 класса:

 Петр и Феврония – реальные исторические личности. (Слайд 11). Князь Петр  правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня  1228 года. 

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

 

-Ребята, в речи наших русичей встречались и встречаются слова: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация. 

Давайте вспомним, что они означают? (слайд 12)

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник -  святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

 

После прослушанных сообщений учеников из  5 и 7 классов и словарной работы акцентируем внимание на отдельные моменты и ответим на вопросы:

 

v -Когда была написана «Повесть…»?  (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

v - Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

v - Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий) .

v Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему?

Ответ   на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения

-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (жития, сказки и  повести) (слайд 13)

-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

-Назовите виды житий. ( Виды:        -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

-житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

-Какую структуру имели жития структуру:?

-Жития имели определенную структуру: (слайд 14)

1.     Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование. 

2.     Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого  и посмертных чудесах. 

3.     Завершалось житие похвалой святому. 

Повесть похожа на  житие, но содержание произведения отличается от канонического жития. (слайд 14)

Начало повести напоминает волшебную сказку

-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

-Дайте определение повести.

Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

:

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении? (слайды 16,17)

-Перечислите сказочные элементы этой повести.

1.     Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

2.     Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

3.     Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

4.     По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

5.     Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей». 

6.     Хитроумные задания-испытания (задание Петра: сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии: сделать ткацкий станок из полена)

7.     Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей) .  Посмотрим, как это выглядит на таблице.

Сказочные  

                          житийные

 

Начало –зачин   

Любовь к Богу

Сказка о мудрой деве     

жизнь по заповедям

Змий –искуситель            

чудеса героини

Волшебный меч               

она святая

Загадки                              

он преподобный

Задания-испытания          

необычная смерть

Добро побеждает зло       

посмертные чудеса     

 

 

 

-Дайте определение повести.

Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

(слайд 18)

Ребята, посмотрите свои рабочие листы и внесите поправки и дополнения в них с экрана (слайды  19, 20, 21)

- В чём же жанровое своеобразие этого произведения?

 Элементы каких жанров использует автор?

 (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.) (слайд 22)

-Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев.

-Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной  жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

- Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? 

 ( Произведение  не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том , как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

-Вы правы, ребята. Произведение  не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности. Литературоведы так определяют жанр  произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. 

Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…»

Откройте тетради. Разделите тетрадный лист на 2 равные части.  В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой -  все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

-Обратимся к образу Петра.

-Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода  либо положительный образ, либо отрицательный.  Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится,  терпит болезнь,  но с другой стороны,  решается на обман: не сразу  женился  на  Февронии, хотя дал слово.)

-Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

-Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом   в себе, а точнее,  сила любви Февронии. )

-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

-Быть невысокомерным, значит быть каким?  (Кротким, смиренным)

-Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

-Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

-Обладает ли ими Петр? Запишем их.

-Какие еще черты  раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

-Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества . Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим ,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» - с.55

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» - с.62

Мудрость

 Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55

Любовь и верность близким

 Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60

Умение прощать

 Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили,

только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

(слайд 23)

  Характеристика Февронии

- Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

 В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

-Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

-Заглянем в дом к Февронии.  

( анализ эпизода)

-Чего нет по сравнению с текстом в этом фрагменте? (Загадок)

- Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

-С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

-Найдите в тексте ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

- Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать  из пучка льна сорочку, порты и полотенце)   такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

-Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

-На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

 (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.) 

-О чем это говорит? (О какой черте характера  это говорит? ) (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

-Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

-Расскажите, что было дальше. Исцелила ли Феврония Петра, женился ли он на ней?

-Так почему же женился Петр на Февронии? ( Потому что полюбил ее).

-За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме,  душевной красоте девушки.

Она не приняла его подарков, значит,  не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз,  значит милосердна).

-Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

( Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем в таблицу.

-Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались
через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр  ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

-Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением) (слайды 24, 25)

 -В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

 

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не  скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –с.60

Чудесный дар

 Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

Уходя из Мурома берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра» - с.60

Кротость, смирение

 

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

 

 

 

Смотри( слайд 23).

Феврония.

Пётр.

-       любящая;

-      нежная;

-       добрая;

-       умная;

-       мудрая;

-       рукодельница;

-       искренняя;

-       сильная духом;

-       неунывающая;

-       помогающая;

-       целительница не только тела, но и души;

-       прощающая;

-       понимающая.

-        любящий;

-      отважный;

-       смелый;

-       добрый;

-       не бросает в беде;

-       прощающий;

-       понимающий.

 

- Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью  любить). Запишите.

Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм?(слайд 26)

 

-         любовь – самоотречение;

-          любовь – самопожертвование;

-         любовь – труд;

-         любовь требует мудрости;

-         если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды;

-         любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;

-         настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;

-         истинная любовь продолжается и на небесах;

«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

 

БРАК - ЧУДО НА ЗЕМЛЕ (слайд 27)

v Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…  Как об этом говорит автор? Прочитайте.

v Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим).

v . В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

v . Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

v Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

(слайды 28-30)

Работа с предметами-символами

-Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета:  лестница,  тропа и  круг. 

-Что такое лестница? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

-Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

-Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном  месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

     -А что такое тропа? (Тропа́ (тропи́нка) — узкая протоптанная дорожка ). 

     -Каким будет  жизненный путь человека, если его  представить в виде тропы?

- Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

-А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

-  С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень -  борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя;   2 ступень -  болезнь Петра и испытания;   3 ступень -     борьба с внутренним злом – над гордыней; 4 ступень -  кротость и верность  заповедям Божьим, святость.) 

- Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же   предметами, то какой предмет вы выберете? 
(Круг.  Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её  жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония  обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима. ) 

 Выводы.

- Ребята, вот  мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

Прочитайте, какими положительными прекрасными  качествами обладают Петр и Феврония: добросердечие, милосердие,  кротость, смирение, верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность), умение прощать, мудрость, чудесный дар, мужество, трудолюбие,  любовь и верность близким, способность самоотверженно любить.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение  (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии».

-А теперь, когда мы знаем, какими положительными качествами обладали Пётр и Феврония, подумаем, чем они заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили  Бога, чтобы умереть в один день. И даже после  смерти оказались вместе в одном гробу.) 

 

- Петр и Феврония  были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. 

ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЁТР И ФЕВРОНИЯ  БЫЛИ  КАНОНИЗИРОВАНЫ (ПРИЧИСЛЕНЫ К ЛИКУ СВЯТЫХ) (слайд 31)

С тех пор минуло более 780 лет.

8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию и именно этот день считают   днем влюбленных в православии. (слайд 32, 33)

Работа со слайдами 34, 35)

 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья. (Слайд 36)

Во многих городах поставлены памятники святым Петру и Февронии Муромским. (слайды  37, 38,39)

- А каким нравственным семейным ценностям может научить "Повесть о Петре и Февронии Муромских" нас с вами? (Любовь к людям, смирение, вер

ность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие, умение прощать,  мужество, трудолюбие).

Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века  в век, из поколения в поколение,  должно быть в человеке. Давайте и мы  будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

- Какое понятие мы возьмём в качестве основного? (любовь)

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )

- Вернемся к нашему эпиграфу: (слайд 40)

 «Любовь  долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всемуверит, всегда надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт».       (Ап. Павел; 1кор. 13,1-8)

-Соответствует ли эпиграф идее нашего урока – «Любовь никогда не перестаёт», любовь, верность, доброта могут победить любое зло.

Итог урока. Рефлексия. (слайд 41)

-Над чем заставило вас задуматься это произведение?

-Что особенно понравилось на уроке?

-А в заключение нашего урока послушайте замечательную песню Марка Тишмана, которая стала гимном Петру и Февронии.

Звучит песня «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»

 

Информационно-методическое обеспечение:

1.     Журнал "Воспитание школьников", № 10, 2008 г.

2.     Журнал "Духовно-нравственное воспитание", № 6, 2008 г.

3.     Православная энциклопедия.

4.     М.Г. Качурин. Русская литература.

5.     Б.И. Турьянская. Литература в 7 классе. Урок за уроком.

6.     Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005

7.     Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39

8.     Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999

9.     Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.

10.http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3

Интернет – материалы.

 

 

 

 

 

 

 


 

Любовь никогда не перестаёт».

Любовь никогда не перестаёт».

Оборудование урока: ·

Оборудование урока: ·

Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне

Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне

Божию. (слайд 5) « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,…

Божию. (слайд 5) « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,…

Учитель: - А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий

Учитель: - А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий

Петр и Феврония – реальные исторические личности

Петр и Феврония – реальные исторические личности

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации

Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития

Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития

Сказочные житийные

Сказочные житийные

Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие

Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

Любовь и верность близким

Любовь и верность близким

С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя

С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя

Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать

Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать

Смотри( слайд 23). Феврония

Смотри( слайд 23). Феврония

Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…

Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…

А вот круг –это очень важный символ

А вот круг –это очень важный символ

Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности

Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности

Любовь никогда не перестаёт». (Ап

Любовь никогда не перестаёт». (Ап

Технологическая карта. Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».

Технологическая карта. Интегрированный урок литературы в 7-ом классе и основ религиозных культур народов России в 5-ом классе по теме: «Святые Пётр и Феврония».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020