Автор разработки |
Ребус Оксана Михайловна, учитель истории МБОУ «Северная СОШ» Первомайского района |
Аудитория |
История России, 9 класс |
Тема урока |
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в |
Педагогические цели и задачи |
сформировать понимание учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим. Образовательная: на конкретных примерах показать начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны, при котором становилась очевидной, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой — растущие возможности развития фабричного производства. Развивающая: развитие метапредметной компетентности (смысловое чтение), умения выделять цели и результат походов, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники, составление синхронистической таблицы, работа с исторической картой. Воспитательная: выражение своего отношения к новым открытиям в разных сферах жизни общества, и определить для себя важность новых знаний в жизни. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые |
Предметные: раскрывать причины кризиса традиционных отношений в сельском хозяйстве; определять новые веяния; влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства и промышленности. Метапредметные: Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности |
Оборудование |
История России / под. Ред. А.В. Торкунова– М.: «Просвещение»; презентация, подготовленная учителем, дидактический материал, карта «Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.» |
даты и термины |
«промышленный переворот», «капитализм», «феодализм», «крепостное право». |
Персоналии |
А.А. Аракчеев, Д. А. Гурьев |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентационный. |
Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. |
Готовятся к уроку, приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы. |
Коммуникативные: Соблюдать нормы речевого этикета: Регулятивные: Организовывать свое рабочее место. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой |
Слайд-тема: Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. — Предположите, о чем мы будем говорить. — На какие вопросы нам предстоит ответить? Проблемный вопрос: В чём состояли особенности экономического развития России в период правления Александра I? |
Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержательно-операционный Экономический кризис. Развитие
сельского хозяйства. |
Организуется работа по вопросам: Назовите, что входит в понятие «социально-экономическое развитие» Как вы думаете, какое влияние на социально-экономическое развитие страны оказала Отечественная война 1812 года? Организует работу с картой «Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.» Покажите на карте районы России, более всего пострадавшие во время Отечественной войны? 1) Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей. 2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны. Какие экономические задачи требовали решения после войны? В первой четверти 19 века Россия оставалась аграрной страной. Вспомните, какая страна называется аграрной? Докажите, что Россия являлась аграрной страной. Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического. Организует работу с схемой
Проанализируйте схему. Определите проявление феодально-крепостнического и капиталистического уклада в развитии страны. Организует работу с картой «Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.» По карте найдите и назовите основные сельскохозяйственные районы России в первой половине XIXв.? На какие две группы можно разделить все земли? (черноземные и нечерноземные). - Дайте краткую характеристику черноземных и нечерноземных земель (урожайность, какие феодальные повинности несли крестьяне, отходничество где было развито более) - Какие способы введения хозяйства вы знаете? Возможна подсказка при затруднении – что необходимо сделать для повышения урожайности? (должны назвать удобрения, машины, увеличение пахотных земель. И в итоге экстенсивный и интенсивный способ). - Какой способ требует больших денежных вложений? И какой способ будут выбирать помещики? (должны назвать экстенсивный). - Обоснуйте почему? (помещики – консерваторы в большинстве). Помещики могли: 1.повысить размер оброка; 2.перевести земли крепостных в свои собственные и увеличить барщину. Чтобы безземельные крестьяне, работающие на земле помещика, имели возможность прокормить свои семьи, раз в месяц они получали от помещика плату - продовольствие и одежду. Это явление получила название месячина Организует работу с картой «Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.» Изучите карту. Объясните, в каких регионах России помещикам было выгоднее повысить размер оброка, а в каких - увеличить барщину?
Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права.
|
Называют, оформляется понятийное колесо. Высказывают собственное мнение, актуализируя изученный материал.
Работая с исторической картой, отвечают на вопросы учителя.
Анализируют схему и делают выводы
Отвечают на вопросы учителя |
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Коррекция возможных ошибок Умение осуществлять взаимоконтроль по образцу и вносить коррективы. Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника. Используют знаково-символические средства. Развитие картографических умений, самостоятельный анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, самоанализ Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.
Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Умение ясно и аргументировано излагать свои мысли. умение слушать учителя, воспринимать информацию Личностные: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отмена крепостного права в Прибалтике 1816-1819гг. |
Какие указы императора позволяют сделать вывод о том, что и Александр I понимал необходимость решения крестьянского вопроса? Организуется работа с учебником: (стр.51)
Отмена крепостного права в Прибалтике 1816-1819гг. Как вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике? - Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. - Как Александр мог отреагировать на такое предложение? - А кому он мог поручить такое деликатное дело? - Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Организуется работа с текстом учебника на стр. 52. Выпишите основные положения проекта освобождения крестьян, подготовленного А.А. Аракчеевым. Организуется беседа по прочитанному тексту: - Чьи интересы защищал проект Аракчеева? - Крестьяне наделялись бы землёй? - Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века? - Был ли принят этот законопроект? Почему?
|
Работают с текстом учебника: анализируют материал, отвечают на вопросы, используя прочитанный материал. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Военные поселения. |
- Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. Организует запись термина Военные поселения — система организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным.
Организуется работа с документом.
Объясните позицию А.А. Аракчеева на создание военных поселений. Чего он опасался? 1) В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. 2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. 3) Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. 4) Дети поселенцев зачислялись на службу. Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн. рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.
|
Записывают термин
Работают с историческим источником |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие промышленности, торговли, путей сообщения. |
Организует работу с таблицами: Анализ таблиц Задание: проанализируйте таблицы и ответьте на вопросы: - Как с годами изменялось число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих?
Рост численности фабрично-заводских рабочих
Какие выводы о развитии промышленности России в первой четверти XIX века можно сделать на основании таблиц?
Организует работу с картой «Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.» Изучите карту и ответьте на вопросы: Какие факты свидетельствуют о том, что в первой четверти XIX в. в Российской империи промышленность и торговля развивались достаточно устойчиво? Какие отрасли промышленности получили развитие?
Совершенствование путей сообщения: - 1803 – 1805 гг. – построены каналы между Камой и Северной Двиной, Днепром и Вислой, Западной Двиной и Неманом; - 1808 – 1811 гг. – введены в строй Мариинская и Тихвинская система каналов; - Началось строительство мощеных дорог.
|
Анализируют данные таблицы, отвечают на вопросы
Работают с исторической картой |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление знаний
|
А теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
В чем состояли особенности экономического развития России в период правления Александра I?
|
Отвечают на проблемный вопрос |
Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -Как вы оцениваете свою работу |
|
Коммуникативные: оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
§7, пересказывать, отвечать на вопросы
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Используемая литература:
1. И. Е. Барыкина. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /— М. : Просвещение, 2015.
2. Схема Социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в.: https://cf.ppt-online.org/files/slide/z/Z0QR59HjFsYAvLfuGmqTe3ltxhiw1kI74DrpSc/slide-8.jpg
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.