Урок литературного чтения
Тема урока:Г. Сапгир «Про медведя». (технологическая карта)
Цели деятельности педагога |
Создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые результаты образования
|
Предметные: умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь. продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление; способствовать обогащению словаря.
|
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. |
|
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов УУД): |
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. определять и формировать цель деятельности на уроке, учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста и иллюстраций, осуществлять анализ текста, понимать и правильно употреблять понятие «интонация», развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы. Коммуникативные: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Формы и методы обучения |
Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Знаки препинания, интонация в речи |
Образовательные ресурсы |
Карточки с пунктуационными знаками ! . ?; карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей |
Ход урока
Этап урока, цель |
Обучающие
и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
осуществляемые
|
формируемые
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организационный |
Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет
готовность Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться.
Мысленно пожелайте уверенности в том, что у вас все получится. |
Приветствуют учителя, гостей отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей |
Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, сообщение целей |
Речевая разминка
Повторение темы урока 3.
Игровой момент (загадка).
Постановка цели урока |
- Чему мы учимся во время речевой разминки? Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу Жа-жа-жа мы увидели ежа За-за-за здесь привязана коза Ха-ха-ха есть у нас два петуха - К кому пришли в зоопарк? - Кого увидели? - Кто был привязан? -Кого было два?
· Чтение по ролям · Своя сказка про Кляксича или букву «А» · Демонстрация рисунков
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Если отгадаете загадки, то узнаете кто это. Предлагает учащимся отгадать загадки: Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак.) Бурным чувствам нет конца, Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак.) Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (Точка.) Открывает на доске карточки с изображением знаков препинания и спрашивает учащихся, какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи |
Выполнение упражнения для чёткого произношения звуков.
Рассказывают свои сказки, придуманные дома, показывают рисунки. Читают по ролям.
Отгадывают загадки.
|
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Понимать смысл загадки и смысл текста.
Осознанно строить речевое высказывание
|
Устные ответы на воп- росы.
Наблюдения учителя |
Узнавание нового |
|
Просит прочитать предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания. Я умею читать. Я умею читать? Я умею читать! Объясняет учащимся, что на уроке будут учиться передавать голосом при чтении различную интонацию. Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего - Где можно найти толкование этого слова? |
Читают предложения |
Осуществлять |
|
III. Изучение нового материала |
|
Летом по лесу гуляет Зимой в берлоге отдыхает - С какой целью я загадала загадку? Ваши предположения? - Что знаете о медведе? Какие бывают медведи?
- с.14 совпала ли с учебником наша учебная задача?
|
Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют задание педагога.
Работа с учебником
Чтение учебной задачи. Сравнение.
|
Принимать и сохранять учебную задачу.
Формулировать ответы на вопросы учителя. Находить на разнообразные способы
решения |
Наблюдения учителя.
Задание
|
|
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя»
Словарная работа и анализ прочитанного произведения.
|
Предлагает рассмотреть
иллюстрации на с. 14 – Кто автор стихотворения? – Как называется произведение? – Как вы думаете, о ком это стихотворение? Объясняет учащимся значение слов, встречающихся в стихотворении: Приятель – друг. Восторг – радость. Нацарапай – напиши. Чаща – густой лес Рявкнул – крикнул Медная труба – труба из меди (из жёлто-красного металла) Организует беседу по вопросам: – Как выражал свои чувства медведь? – Какие звуки он произносил? Что выражал звуками? – Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь. Предлагает найти и зачитать строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «…нам письмо ты нацарапай». Организует диалог с учащимися по вопросам: – Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? Почему? – Прочтите пословицы: • Слово – серебро, молчание – золото. • Слово дано человеку, а животному – немота. – Какая пословица отражает идею стихотворения? – Объясните смысл этой пословицы |
Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы
Запоминают значение слов, отвечают на вопросы.
Находят и зачитывают ответ медведя.
Читают пословицы
|
Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.
Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
|
Устные ответы
Устные ответы.
|
|
Физкультминутка Беседа по теме «Интонация» |
– Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? «О-о-о!» (Удивленно.)
Проводит физкультминутку.
|
Читают с различной интонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.)
Самостоятельно читают стихотворение
Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину.
|
Сохранять поставленную задачу
Владеть навыком смыслового чтения текста.
Оценивать правильность выполнения
действия |
Наблюдения учителя.
Устный опрос |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Игра «Продолжи рифму»
Тест |
Показывает карточки с картинками и предлагает выполнить задание: – Назовите предметы, изображённые на карточках. – Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются. 1.Что не умел делать медведь? а – рычать, б – читать, в – реветь 2. Что пришло медведю? а – посылка, б – письмо, в – телеграмма
3. Какой город он увидел? а – Москву, б – Калугу, в – Санкт - Петербург
|
Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу |
Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем
Обратная связь |
Устный ответ |
V. Подведение итогов |
Обобщение |
Проводит беседу по вопросам: – С произведением какого автора мы познакомились? – Как можно передать чувства говорящего? - Понравилось ли вам стихотворение? - Какая цель? Достигнута ли она? - Где можно применить знания? |
Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке |
Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Рефлексия |
|
-трудно -легко -интересно |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.