Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс РНС "Терёшечка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Техн. карта урока.doc

          УМК «Начальная школа 21 века»

Урок: Литературное чтение

Учитель: Сотникова Татьяна Николаевна 

 

Тема урока: Русская народная сказка «Терёшечка».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель деятельности педагога: Выявление особенностей русской народной сказки через слушание сказки «Терёшечка», объяснение устаревших слов, развитие устной речи обучающихся и навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-      Дети выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-      проявляют интерес к культуре и истории своего народа.

Предметные:

-      научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений,

-      научатся различать положительных и отрицательных героев,

-      научатся разным видам пересказа;

-      получат возможность научиться находить и отбирать информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

-      умеют организовать рабочее место и работу на уроке,

-      умеют создавать мини проект «Учимся пересказывать сказку «Терёшечка»,

-      анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа,

-      находят ошибки, устанавливают их причины;

Познавательные:

-      приводят примеры сказок или эпизодов из сказки в качестве доказательства выдвигаемых предложений;

-      воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

-      оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета,

-      владеют различными видами пересказа в соответствии с поставленной целью,

-      умеют работать в паре, в группе: слушать, высказывать своё мнение и приходить к согласию;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая

Средства обучения: ПК, проектор.

          Оборудование: сигнальные карточки, ватман, клей-карандаш, цветные карандаши,  

           иллюстрации, магнитная доска.


Технологическая карта урока

 

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение  к деятельности

 (1 мин)

-    Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. В гости к вам приехала из г.Череповца.

-    Я желаю вам хорошего настроения на уроке литературного чтения и удачи.                                                         

                                                                                      Слайд

Включение в работу. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к работе.

Подготовка к работе

Л: самоопределение

Р: целеполагание;  

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 

(5-6 мин)

- Сегодня мы с вами попадём в «Мир сказок» и познакомимся ещё с одной  русской народной сказкой. Надеюсь, что вы много их знаете.

- А что такое сказка?

(Слайд определение  сказки)

- Какие виды сказок знаете? (Сказки о животных)

 - А  какие ещё бывают народные сказки? (волшебные, бытовые)                                                (Слайд виды сказок)

- Эти сказки вам знакомы? Назовите их.

(Слайд с иллюстрациями сказок)

-  Чему учат сказки?

(Слайд)

Вывод учителя:

Сказка – наш живой родник!          

С русским духом нас роднит.          

В ней и мудрость, и намек,          

Добрым молодцам урок!

 

- Значит, существует 2 группы сказок: народные авторские.

(Слайд)

- А.С.Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки. Искусной сказочницей была няня А.С.Пушкина Арина Родионовна: ее исполнение очаровывало великого поэта.  От Арины Родионовны было записано семь сказок. Из них три А.С.Пушкин использовал в своем творчестве. Его крылая фраза всем известна: «Что за прелесть эти сказки»                                                           Великая сила скрыта в сказках: утешает в горе, возвращает силы, помогает пережить разлуку, учит житейской мудрости.

С авторскими сказками будете знакомиться и в других классах.

Выявляет уровень знаний. Анализирует задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания

Фиксирует возникшее затруднение

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П: анализ объектов с целью выделения признаков

3.

Постановка учебной задачи

 

(2-3 мин)

 

-     Можно ли догадаться по обложке, какую сказку мы сегодня будем читать: народную или авторскую?

-     А как называется эта сказка?

-     А кто назовёт тему урока?

-     Какие задачи поставим на урок?

Слайд тема урока

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Определяют, что на обложке нет имени автора, значит, сказка народная.

Формулируют тему урока.

Определяют цель и задачи урока.

Р: целеполагание;

П: постановка вопросов;

Л: формулирование проблемы

4.

Изучение нового материала.

Знакомство со сказкой.

 

(12-13 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка  

1.  Прогнозирование по заголовку.

-   Прочитайте название сказки.

-   Выскажите предположение, что может означать слово «Терёшечка».

-   Да, ребята, сказочный мир – это мир фантастики, поэтому и имена необыкновенных героев должны быть необыкновенными. Вымышленные имена чаще всего даются волшебным героям, которые отличаются от обычных людей своими необыкновенными способностями.

-   Это имя произошло от слова «трущий», «растирающий», ребёнок в детстве никак не может усидеть на одном месте. И мы в этом убедимся, прочитав сказку.                                                       Слайд

-   В сказке встретятся устаревшие слова, некоторые не понятны будут. Познакомимся с ними.

                                                                                    Слайд     

2.  Слушание сказки.

Есть такой старый русский обычай – рассказывание сказок. Сядьте удобнее, будем слушать русскую народную сказку «Терешечка», чтобы потом ответить на вопрос: «О чём эта сказка»?

3. Беседа. По содержанию прослушанной сказки:

-      О чём сказка «Терёшка»? Не о ком, о чём?

-      Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная?

-       Какие чувства вы переживали во время прослушивания?

-      Почему это произведение называют сказкой?

-      А к какому виду эта сказка относится?

-   Эта сказка – волшебная. Она имеет зачин («Жили-были…) и концовку (А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили). В ней, как во всякой волшебной сказке, есть чудесный вымысел и страшные чудовища: Ведьма Чувилиха и её дочь Алёнка.

-      Какие чудеса есть в сказке?

-      Назовите персонажей сказки.   

Слайд

4. Характеристика героев сказки. Работа в парах.

-   Прочитайте слова на раздаточном материале. Подумайте, кого они характеризуют. Дайте характеристику героям сказки, используя слова:  глупая, добрый, сообразительный, равнодушные, заботливые, любящие, ласковые, доверчивый, смышленый, злая, безропотный, помощник ведьмы.
тарик, старуха, Терешечка, Ведьма, кузнец, Аленка, гуси-лебеди, гусенок)

Слайд.

-   Какие черты характера можно перенять у главного героя сказки?

-   Кто еще из героев сказки вам нравится?

-   Героев произведения, на которых хочется быть похожим, принято называть положительными героями, а злых, жадных, коварных - отрицательными героями.

-   Назовите положительных героев этой сказки. Почему вы так решили?

-   А теперь назовите отрицательных героев? Почему вы так решили?

Физминутка                                                               Слайд

Организовывает побуждающий к гипотезе диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал, способствующий к определению положительных и отрицательных героев

Участвуют в работе, высказывают предположения: Человек при рождении получает Доброе Имя. Оно даётся ему для радости и счастья.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Сказка о добре и зле.

Очень серьёзная сказка.

В сказке много неправды.

Необычное, чудесное рождение Терёшечки; необыкновенные качества характера Терёшечки: он проявляет невиданную выдержку и смекалку, бесстрашен; фантастические существа - ведьма и ее дочь Алёнка; помощник Терёшечки

 

Умение работать в парах

Соотнести персонажа с его характеристикой.

 

 

Размышления над поведением сказочных герове.

Р: планирование , прогнозирование;

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Л:  решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

 

5.

Первичное закрепление во внешней речи

 

(4-5 мин)

-      Как начинается сказка?

-      Откуда появился Терёшечка?

-      За какую работу он взялся?

-      Что случилось с Терёшечкой?

-      Кто желал зла мальчику?

-      Кто ему помог?

-      Как заканчивается сказка?

-      Прочитайте, с какими словами обратился мальчик к защипанному гусенку.

-      Рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Найдите в сказке отрывки к ним, прочитайте.

 

Устанавливает осознанность восприятия.  

 

Решают  несколько типовых заданий на новый способ действия

Р: контроль, оценка, коррекция;

К: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

 Л: самоопределение

6.

Работа в группах с самопроверкой по эталону

 

(5-7 мин)

 Создание проекта «Учимся пересказывать сказку»

1. Группа. Работа с сюжетными картинками.     Слайд

– Расположите последовательно сюжетные картинки, чтобы получился связный рассказ о приключениях Терёшечки.

2. Группа. «Продолжите предложения, не нарушая хода действия сказки.                                             Слайды

3. Группа. Найдите зачин и концовку сказки. Объясните смысл устаревших слов. Словарная работа.

Слайд

– Работа с текстом сказки. Зачитайте зачин и концовку сказки.

4. Группа. Составление плана сказки «Терёшечка».                       

                                                                                         Слайд

– Просмотрите текст и составьте план пересказа сказки.

 

5. Группа. Работа с пословицами. Объясните их смысл.

Слайд

1. Сам смекай, где берег, где край.

2. Смекнёшь да схитришь — врагов победишь.

3. Кто сметлив, тот и счастлив.

4. Хитрый всегда лазейку найдёт.
5. Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.

6. Верный друг тот, кто в трудную минуту выручит.

6. Группа. Ответит на главный вопрос:
- Чему учит эта сказка?                                                 Слайд

 Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Работа над мини проектом по сказке «Трёшка».

Работа в группах

и проверка заданий.

- Расположить правильно рисунки

- Закончить предложения: Жили-были старик со старухою, … Старуха сделала ребёнка ... Мальчик вырос,.. Ведьма …

Терёшечка оказался …

Ведьма пытается...

И один самый общипанный гусь.. Обрадовались старики, что …

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Р: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подле жит усвоению;

 

7.

 Обобщение и  систематизация знаний.

 

(2-3 мин)

-   Как у вас менялось настроение, когда вы слушали эту сказку?

-   Когда вам стало весело?

-   Каким был Терёшечка?

-   Вспомните, как заканчиваются другие сказки?

-   Чему учит эта сказка?

-   Вывод учителя.                                                         Слайд

Организует повторение учебного содержания, необходимое для обеспечения целостного восприятия изучаемого материала

Выполняют задания на включение нового знания в систему знаний

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  

8.

Рефлексия деятельности

 

(2 мин)

-      Чему мы учились сегодня на уроке?

 

Слайд

 

 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия;

Л:  переосмысление

 

-