УМК «Начальная школа 21 века»
Урок: Литературное чтение
Учитель: Сотникова Татьяна Николаевна
Тема урока: Русская народная сказка «Терёшечка».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель деятельности педагога: Выявление особенностей русской народной сказки через слушание сказки «Терёшечка», объяснение устаревших слов, развитие устной речи обучающихся и навыков выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Дети выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- проявляют интерес к культуре и истории своего народа.
Предметные:
- научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений,
- научатся различать положительных и отрицательных героев,
- научатся разным видам пересказа;
- получат возможность научиться находить и отбирать информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умеют организовать рабочее место и работу на уроке,
- умеют создавать мини проект «Учимся пересказывать сказку «Терёшечка»,
- анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа,
- находят ошибки, устанавливают их причины;
Познавательные:
- приводят примеры сказок или эпизодов из сказки в качестве доказательства выдвигаемых предложений;
- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
- оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета,
- владеют различными видами пересказа в соответствии с поставленной целью,
- умеют работать в паре, в группе: слушать, высказывать своё мнение и приходить к согласию;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая
Средства обучения: ПК, проектор.
Оборудование: сигнальные карточки, ватман, клей-карандаш, цветные карандаши,
иллюстрации, магнитная доска.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности (1 мин) |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. В гости к вам приехала из г.Череповца. - Я желаю вам хорошего настроения на уроке литературного чтения и удачи. Слайд |
Включение в работу. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к работе. |
Подготовка к работе |
Л: самоопределение Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
(5-6 мин) |
- Сегодня мы с вами попадём в «Мир сказок» и познакомимся ещё с одной русской народной сказкой. Надеюсь, что вы много их знаете. - А что такое сказка? (Слайд определение сказки) - Какие виды сказок знаете? (Сказки о животных) - А какие ещё бывают народные сказки? (волшебные, бытовые) (Слайд виды сказок) - Эти сказки вам знакомы? Назовите их. (Слайд с иллюстрациями сказок) - Чему учат сказки? (Слайд) Вывод учителя: Сказка – наш живой родник! С русским духом нас роднит. В ней и мудрость, и намек, Добрым молодцам урок!
- Значит, существует 2 группы сказок: народные авторские. (Слайд) - А.С.Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки. Искусной сказочницей была няня А.С.Пушкина Арина Родионовна: ее исполнение очаровывало великого поэта. От Арины Родионовны было записано семь сказок. Из них три А.С.Пушкин использовал в своем творчестве. Его крылая фраза всем известна: «Что за прелесть эти сказки» Великая сила скрыта в сказках: утешает в горе, возвращает силы, помогает пережить разлуку, учит житейской мудрости. С авторскими сказками будете знакомиться и в других классах. |
Выявляет уровень знаний. Анализирует задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания |
Фиксирует возникшее затруднение |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П: анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи
(2-3 мин)
|
- Можно ли догадаться по обложке, какую сказку мы сегодня будем читать: народную или авторскую? - А как называется эта сказка? - А кто назовёт тему урока? - Какие задачи поставим на урок? Слайд тема урока |
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации |
Определяют, что на обложке нет имени автора, значит, сказка народная. Формулируют тему урока. Определяют цель и задачи урока. |
Р: целеполагание; П: постановка вопросов; Л: формулирование проблемы |
4. Изучение нового материала. Знакомство со сказкой.
(12-13 мин)
Физминутка |
1. Прогнозирование по заголовку. - Прочитайте название сказки. - Выскажите предположение, что может означать слово «Терёшечка». - Да, ребята, сказочный мир – это мир фантастики, поэтому и имена необыкновенных героев должны быть необыкновенными. Вымышленные имена чаще всего даются волшебным героям, которые отличаются от обычных людей своими необыкновенными способностями. - Это имя произошло от слова «трущий», «растирающий», ребёнок в детстве никак не может усидеть на одном месте. И мы в этом убедимся, прочитав сказку. Слайд - В сказке встретятся устаревшие слова, некоторые не понятны будут. Познакомимся с ними. Слайд 2. Слушание сказки. Есть такой старый русский обычай – рассказывание сказок. Сядьте удобнее, будем слушать русскую народную сказку «Терешечка», чтобы потом ответить на вопрос: «О чём эта сказка»? 3. Беседа. По содержанию прослушанной сказки: - О чём сказка «Терёшка»? Не о ком, о чём? - Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная? - Какие чувства вы переживали во время прослушивания? - Почему это произведение называют сказкой? - А к какому виду эта сказка относится? - Эта сказка – волшебная. Она имеет зачин («Жили-были…) и концовку (А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили). В ней, как во всякой волшебной сказке, есть чудесный вымысел и страшные чудовища: Ведьма Чувилиха и её дочь Алёнка. - Какие чудеса есть в сказке? - Назовите персонажей сказки. Слайд 4. Характеристика героев сказки. Работа в парах. - Прочитайте слова
на раздаточном материале. Подумайте, кого они характеризуют. Дайте
характеристику героям сказки, используя слова: глупая, добрый,
сообразительный, равнодушные, заботливые, любящие, ласковые, доверчивый,
смышленый,
злая, безропотный, помощник ведьмы. Слайд. - Какие черты характера можно перенять у главного героя сказки? - Кто еще из героев сказки вам нравится? - Героев произведения, на которых хочется быть похожим, принято называть положительными героями, а злых, жадных, коварных - отрицательными героями. - Назовите положительных героев этой сказки. Почему вы так решили? - А теперь назовите отрицательных героев? Почему вы так решили? Физминутка Слайд |
Организовывает побуждающий к гипотезе диалог
Раздаточный материал, способствующий к определению положительных и отрицательных героев |
Участвуют в работе, высказывают предположения:
Человек при рождении получает Доброе Имя. Оно
даётся ему для радости и счастья.
Отвечают на вопросы учителя Сказка о добре и зле. Очень серьёзная сказка. В сказке много неправды. Необычное, чудесное рождение Терёшечки; необыкновенные качества характера Терёшечки: он проявляет невиданную выдержку и смекалку, бесстрашен; фантастические существа - ведьма и ее дочь Алёнка; помощник Терёшечки
Умение работать в парах Соотнести персонажа с его характеристикой.
Размышления над поведением сказочных герове. |
Р: планирование , прогнозирование; К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Л: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
5. Первичное закрепление во внешней речи
(4-5 мин) |
- Как начинается сказка? - Откуда появился Терёшечка? - За какую работу он взялся? - Что случилось с Терёшечкой? - Кто желал зла мальчику? - Кто ему помог? - Как заканчивается сказка? - Прочитайте, с какими словами обратился мальчик к защипанному гусенку. - Рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Найдите в сказке отрывки к ним, прочитайте.
|
Устанавливает осознанность восприятия.
|
Решают несколько типовых заданий на новый способ действия |
Р: контроль, оценка, коррекция; К: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. Л: самоопределение |
6. Работа в группах с самопроверкой по эталону
(5-7 мин) |
Создание проекта «Учимся пересказывать сказку» 1. Группа. Работа с сюжетными картинками. Слайд – Расположите последовательно сюжетные картинки, чтобы получился связный рассказ о приключениях Терёшечки. 2. Группа. «Продолжите предложения, не нарушая хода действия сказки. Слайды 3. Группа. Найдите зачин и концовку сказки. Объясните смысл устаревших слов. Словарная работа. Слайд – Работа с текстом сказки. Зачитайте зачин и концовку сказки. 4. Группа. Составление плана сказки «Терёшечка». Слайд – Просмотрите текст и составьте план пересказа сказки.
5. Группа. Работа с пословицами. Объясните их смысл. Слайд 1. Сам смекай, где берег, где край. 2. Смекнёшь да схитришь — врагов победишь. 3. Кто сметлив, тот и счастлив. 4.
Хитрый всегда лазейку найдёт. 6. Верный друг тот, кто в трудную минуту выручит. 6. Группа. Ответит
на главный вопрос: |
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия |
Работа над мини проектом по сказке «Трёшка». Работа в группах и проверка заданий. - Расположить правильно рисунки - Закончить предложения: Жили-были старик со старухою, … Старуха сделала ребёнка ... Мальчик вырос,.. Ведьма … Терёшечка оказался … Ведьма пытается... И один самый общипанный гусь.. Обрадовались старики, что … |
П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Р: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подле жит усвоению;
|
7. Обобщение и систематизация знаний.
(2-3 мин) |
- Как у вас менялось настроение, когда вы слушали эту сказку? - Когда вам стало весело? - Каким был Терёшечка? - Вспомните, как заканчиваются другие сказки? - Чему учит эта сказка? - Вывод учителя. Слайд |
Организует повторение учебного содержания, необходимое для обеспечения целостного восприятия изучаемого материала |
Выполняют задания на включение нового знания в систему знаний |
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
8. Рефлексия деятельности
(2 мин) |
- Чему мы учились сегодня на уроке?
Слайд |
|
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; Л: переосмысление |
|
- |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.