Технологическая карта к уроку литературного чтения "Ребята и утята" 2 класс

  • doc
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технолог карта 2а.doc

Конспект урока литературного чтения в 2 «а» классе

по теме: М.Пришвин «Ребята и утята»

                                                                                    Учитель начальных классов

ГКОУ УР СОШИ №19  г. Сарапула

Косыхина Татьяна Леонидовна
Тема урока: 
М.Пришвин «Ребята и утята»

Цель: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи: 

  • создать условия для анализа  произведениея М.Пришвин «Ребята и утята»;
  • способствовать  развитию памяти,  внимания, мышления,  устной и письменной речи;

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена  работа на данном уроке.

 Предметные:

1) формировать знания учащихся об творчестве М. Пришвина;

 2) определять  литературный жанр произведния;

 3) развивать умение выстраивать сюжетную линию;

4) закреплять ранее изученные знания о жизни и творчестве писателя.

5) формировать умение грамотно говорить.

Метапредметные (УУД)

  Познавательные:

1) общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать,

2) способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, работать по плану,  контролировать и оценивать свои действия; адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников. 

  Коммуникативные:

1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать (работа в парах, в группах);

2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;

3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

1) развивать навыки  сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе;

 2) развивать  самостоятельность;

 3) развивать внимание, восприятие, уметь наблюдать и делать выводы.

              


 

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Организационный

момент

 

Цель:

коррекция настроения.

Психологический настрой

 

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.

 

Учащиеся проговаривают строчки.

 

 

 

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

 

 

Актуализация знаний

 

 

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.

 

Вчера на уроке литературного чтения знакомились с рассказом Валентина Дмитриевича Берестова «Кошкин щенок», домашним заданием было.

? Выразительное чтение У. с. 130 -131

 

 

 

 

Как называется раздел, с которым мы работаем?

- Выразительное чтение У. с. 130 -131

1 группа. Каким был щенок?

2 группа. Какой была кошка-мать?

Чтение хором, найти в тексте зачитать.



- О братьях наших меньших.

Предметные:

закрепление  ранее изученных знаний  о произведении.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли  в устной форме с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:  умение находить ответ на вопрос.

Постановка учебной проблемы (работа в группах)

 

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание , создать условия поиска.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, с которым знакомились в 1 классе. Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954

- прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи. Работал агрономом (агроном  специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии[ наука сельскохозяйственного производства растений и грибов; представляет собой комплекс разнообразных наук и занимается исследованием всех явлений, имеющих значение при этом производстве. Специалисты сельского хозяйства, обладающие всесторонними знаниями в данной области, называются агрономами), в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Михаил Пришвин с ранней весны до поздней осени ходил по лесам с охотничьей сумкой и ружьём, наблюдая за растениями и животными. Пришвин – охотник, учёный, путешественник – много неизвестного, удивительного, нового заметил в жизни природы. И об этом рассказал во многих своих произведениях. Рассказывал просто, красиво, задушевно, занимательно. Прочитав рассказы Пришвина, вы научитесь лучше видеть, наблюдать и понимать жизнь природы, замечать её красоту, любить свою Родину.


(записыват число, наклеивают портрет автора)

 

24 ноября

Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения.

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную задачу.

 

Актуализация знаний

 

Цель: обеспечить осмысление,  создать условие для поиска решения.

Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение:

- скороговоркой,

- медленно,

- с ускорением,

- сердито,

- весело,

- с удивлением.

 

 Чтение скороговорки 

У пруда утёнок – крошка

В страхе кличет утку – мать

-          Ой, боюсь! Укусит мошка,

-          Помоги мне убежать!

 

Хоровое чтение, парами, индивидуальное.

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать.

 

Формулирование темы урока.

 

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом М.Пришвина.

Отгадайте загадку, кто будет главным героем или героями рассказа?

Маленькие шлюпки

По реке – взад и вперёд.

Впереди лодочек

Большой корабль плывёт.

Корабль голос подаёт,

Шлюпки за собой зовёт.

Героями нашего произведения будет утка с утятами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают. Утка с утятами.

 

 

 

 

Работа по учебнику

- Откройте свои учебники на с.132.

 

Прогнозирование содержания произведения.

- Прочитайте его название. Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- А какой герой был ещё в произведении, вы узнаете, разгадав ребус.

,  М=Т  (утка)

- Кто видел маленьких утят? Где?

Рассказ учителя об утках.

Утки бывают не только домашними, но и дикими. Об одной из таких уточек – чирке-свистунке – и написал свой рассказ М.Пришвин. Чирок-свистунок – самая маленькая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти так же, как вертолёт, - вертикально.

- Итак, какова наша цель урока? (Познакомиться с текстом рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»).

Запись темы урока.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Чтение. Главные герои ребята и утята.

 

 

 

 

 

 

 

Утка

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомиться с текстом рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»

Предметные:

предположение причины следственных связей

Словарная работа

 

Цель: обеспечить усвоение  нового материала через обогащение словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Холм

Чиро́к-свистуно́к

Верста́

Ку́зница

Парово́е по́ле

Вода́ спа́ла

Зашвыря́ли

Пробуют обьяснить значение слов, соединяем с понятием.                   Холм–  небольшой бугорок                     Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитает в небольших водоёмах.                                                         Верста – старинная русская мера длины, равная 1.06км.                            Кузница – помещение, где работают кузнецы.                                                   Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.                                               Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшается, стало меньше воды.                          Зашвыряли – закидали.

Познавательные:

способность контролировать  свои действия, проверять сказанное

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать

(при работе в группе)

 

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные (умение сравнивать)

 

 

 

Чтение рассказа учителем.

 

Беседа по содержанию.

- Вам понравился рассказ?

- О ком он?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

- Почему ребята стали ловить утят?

- Они хорошо поступили?

- Что можно сказать о ребятах? Как бы вы поступили?

- Что можно сказать об уточке?

- Прочитайте, как она себя вела?

- Почему писатель, прощаясь с утятами, снял шапку?

- Прочему он сказал ребятам, чтобы они снимали шапки и кричали ребятам: «До свидания»?

 

Ответы детей по тексту.

 

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Дети повторяют.

 

Выборочное чтение  произведения обучающимися

 

 

 

Цель: развивать навыки каллиграфического письма

Подготовительная работа.

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква т

 Деление текста на части.

Сейчас мы будем читать текст по частям.

Чтение 1 части.

- Куда решила перевести уточка своих утят?

- Какой был путь к озеру? Почему?

- Как можно озаглавить эту часть? (Путь к озеру.)

Чтение 2 части.

- Кто увидел утиную семью?

- Как они отнеслись к утятам?

- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?

- Кто подошёл к ребятам?

- Как он отнёсся к поступку ребят?

- Что рассказчик потребовал от них?

- Что вы можете сказать о ребятах? Какие они?

- Как бы вы озаглавили эту часть? (Ребята и утята.)

Чтение 3 части.

- Как ребята отнеслись к требованию автора?

- Чем рассказчик рассмешил ребят?

- Каким вы его представили?

- Как мы назовём эту часть? (До свидания, утята!)

- Хорошо ли поступили ребята? Как бы вы поступили?


Чтение по слогам затем целыми словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путь к озеру

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята и утята

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До свидания, утята!

 

Познавательные:

общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать,

Коммуникативные: строить монологические  высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с  взаимопроверкой

 

Цель: выявить пробелы в знаниях и способы их устранения.

 

 

 

Работа с пословицами.

- Продолжите пословицы, записанные на доске.

- Прочитайте их про себя.

- Продолжите пословицу: «Умел ошибиться – умей …»(исправиться).

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?

- Прочитайте вторую пословицу. Продолжите её.

«Сей добро, посылай добро, оделяй добром».

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?

- Соберите третью пословицу.

«Чего себе не пожелаешь, того и другим не делай!»

- Подходит ли эта пословица к произведению? Что она обозначает?

Обобщающая беседа.

- Как автор называет уточку с утятами?

- А утят?

- Как уточка ведёт себя, когда ребята ловят её детей? Какая она мать?

- Почему автор так назвал свой рассказ?

- Чему учит М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?



 

 

Оценивание работы  учеников

 

Дети выполняют задание в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Семья

 

 

Дочки и сыновья.)

 

 

 

 

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что животные и люди – одна семья.

 

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, оказывать им помощь.

Предметные: определять сюжетную линию в произведении

Личностные: развивать самостоятельность

адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников. 

Рефлексия

 

 

 

Цель:

получить представление об отношении учеников к происходящему

 на уроке.

 

формирование самооценки ученика 

 

 

 

Домашнее задание

- Чем занимались на уроке?

-  С каким произведением работали, кто автор?
- Понравилось вам рассказ?

- Как его можно было назвать по-другому?

 

- Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я могу себя похвалить?
  • Я  могу похвалить одноклассников?
  • Мне было трудно …
  •  Мне понравилось…
  •  Я доволен …

Подготовить пересказ текста У.стр. 132-135,подготовить пересказ рассказа «Ребята и утята» от лица любого персонажа.

 

 Ответы детей.

 

 

Предметные:

 формировать знания учащихся об прочитанном произведении ;

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников. 

 

 


Скачано с www.znanio.ru