Предмет: русский язык
УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Школа: МБОУ-ООШ№14 х.Ильинов
Класс: 5
Учитель: Кривина Анжелика Манвеловна
Тип урока: урок развития речи
Технологическая карта
Тема |
Изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег»
|
|||||
Цели
|
Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; определять систему языковых средств, использованных в тексте; помочь понять его идею, композицию, роль художественной детали; развивать творческие возможности школьников.
|
|||||
Планируемые результаты |
Предметные: знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; создавать текст на основе исходного. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
|
|||||
Основные понятия |
Тема текста, идея текста, стиль речи, тип речи, средства связи предложений в тексте, тропы, микротемы
|
|||||
Образовательные ресурсы, оборудование |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 1 Памятка «Как готовиться к изложению» Памятка «Способы определения темы» Таблица «Основные средства связи предложений в тексте» Тетради по развитию речи
|
|||||
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, формы, приёмы
|
Формируемые умения |
|
|
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
|
Во время слушания текста выполните следующие задания: -Определите число микротем и обозначьте их цифрами. Между цифрами оставьте 5-6 строк. -Запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами. -Прочитайте текст самостоятельно, дополните свои записи. - Подготовьте по тексту вопросы одноклассникам.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, выполняют задания в черновиках по развитию речи |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Чтение про себя с пометками. Отношения между вопросом и ответом. |
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, стремление приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся. Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи. Регулятивные: планирование необходимых действий, операций. |
|
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию знаний и умений -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
-Обсудите в парах количество найденных вами микротем, сверьте ключевые слова. - Повторите памятку «Как готовиться к изложению» - В группах составьте схему «Способы определения темы текста» - Проверьте результат по одноимённой памятке Способы определения темы: · по началу текста · по ключевым словам · по ключевым эпизодам · по поступкам или размышлениям героев · по заглавию текста |
Работают в парах с ключевыми словами, строят понятные для партнёра высказывания, осваивают лингвистические термины |
Мозговой штурм. Глоссарий: тема текста, идея текста, типы речи, стили речи, эпитет, метафора, олицетворение. «Корзина идей» |
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные высказывания. |
|
|
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
- Определите тему текста, тип речи. - Сформулируйте и запишите основную мысль текста. - Запишите тему каждого абзаца, используя ключевые слова как опорный материал. |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
|
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своей деятельности. |
|
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства.
|
Во время повторного слушания текста выполните следующие задания: - Дополните абзацы необходимой информацией. - Определите основную мысль каждой микротемы (что говорится о предмете высказывания в каждом абзаце) |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задания. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Проверочный лист
|
Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекать необходимую информацию, систематизировать собственные знания. |
|
|
V.Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
- Преобразуйте свои записи в текст, не нарушая логики изложения. - Отредактируйте текст, ответив на вопросы: 1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения? 2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы. 3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами? Сверьтесь с таблицей. |
Работают с текстом, отвечают на вопросы, под руководством учителя формулируют вывод. Высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
|
Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
|
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
- Прочитайте текст, проверьте орфографию. - Прочитайте текст ещё раз, проверьте правильность постановки знаков препинания. - Перепишите текст в тетрадь. - Проверьте по упр. 375. |
Выполняют работу корректоров. Пишут изложение. Проверяют по учебнику. |
Работа с текстом: оценка информации. Деятельностно-практический метод
|
Личностные: приобретение новых знаний, умений, совершенствование имеющихся. Познавательные: извлечение нужной информации из материалов учебника. Регулятивные: исправление и объяснение ошибок. |
|
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Удалось ли вам передать содержание, сохраняя особенности авторского текста? - Какова роль идеи текста? |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» |
Личностные: понимание значения знаний для человека, стремление к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивание своей работы, осознание правила контроля |
|
|
Скачено с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.