ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА «ЗРИТЕЛЬНО - СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ и-у В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ» 2 «А» класс

  • docx
  • 23.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 Технологическая карта. Дифференциация И-У..docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

 

ТЕМА

 

«ЗРИТЕЛЬНО - СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ и-у В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ»

2 «А» класс

 

учитель-логопед Розова Юлия Евгеньевна (высшая квалификационная категория)


Технологическая карта логопедического занятия 2 класс

Тема занятия.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у в словах, предложениях, тексте.

Лексическая тема: Птицы.

Грамматическая тема: Слова, отвечающие на вопрос «Кто? Что?»

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Цель: Дифференциация рукописных строчных букв и-у на письме.

Задачи:

Образовательные:

-   Учить различать звуки [и-у], строчные буквы и-у на письме.

-   Автоматизировать графокинетический образ строчных букв и-у на материале слов, предложений.

-   Учить определять имена существительные по вопросу.

Коррекционные:

-   Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, зрительно-моторную координацию.

-   Развивать фонематический анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

-   Активизировать словарь по лексической теме занятия.

-   Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы.

-   Развивать общую и мелкую моторику рук.

-   Развить навык самоконтроля.

Воспитательные:

-   Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

-   Воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Планируемые результаты занятия

Предметные

Метапредметные

Личностные

- различать звуки [и-у],

Познавательные УУД:

-      адекватно       понимать

буквы и-у на письме;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической

причины успешной учебной

- определять имена

деятельностью;

деятельности;

существительные по вопросу.

- использовать знаково-символические средства;

-понимать                 необходимость

 

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

учения.

 

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать

 

 

по плану, соблюдая алгоритм.

 

 

Коммуникативные УУД:

 

 

-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,

 

 

средства для решения различных задач;

 


 

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; Регулятивные УУД:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

-понимать и выполнять учебную задачу;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

 

Межпредметные связи

-   Русский язык. Тема «Слова, отвечающие на вопрос кто? что?». (УМК «Школа России», учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, «Русский язык. 2 класс»).

-   Окружающий мир. Темы «Дикие и домашние животные», раздел «Животные». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова

«Окружающий мир. 2 класс»).

Формы работы. Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

-   Интерактивная доска (персональный компьютер).

-   Авторская презентация «Дифференциация рукописных букв и-у в словах. Птицы».

-Т. С. Овчинникова, музыкальное приложение к книге, CD-диск «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой»

-   Парта для работы с водой и песком, набор игрушек по тематике занятия,

«Волшебный мешочек».

-   Магнитная доска, буквы и цифры на магнитах.

-Памятка условного обозначения букв и-у.

-Пособие «Волшебные пуговицы. Птицы».

-   Камни «Марблс».

Для учащихся

-   Рабочие тетради, рабочие листы.

-   Трафареты рукописных букв и-у.

-   Таблицы слогов.

-   Развивающие игры В.В. Воскобовича:   «Изограф» - 4 шт., приложения к «Изографу», мини-коврографы

«Ларчик», цветные веревочки, пособие «Волшебный квадрат».

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

1. Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Дает указание учащимся сесть за парту, на которой лежит фигурка птицы, загаданной учителем.

(Фигурки: курица, павлин, гусь, филин)

2. Сообщение темы занятия.

·   Работает с пособием Воскобовича «Волшебный квадрат». Дает детям инструкцию по складыванию фигуры «Птичка».

 

·      Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке.

 

 

 

·      Работают с пособием «Волшебный квадрат», собирают заданную фигуру.


·   Предлагает учащимся подобрать обобщающее слово фигуркам, которые находятся на партах.

·   Просит выдвинуть предположение о лексической теме предстоящего занятия. Озвучивает лексическую тему занятия.

·      Подбирают обобщающее слово. Выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему                                      занятия.

(ФР)

II. Актуализация необходимых знаний.

·   Озвучивает логопедическую тему занятия.

·   Работает со слайдом 2. Уточняет связь звука и буквы (и-у). Определяет условное обозначение букв.

·   Предлагает провести сравнительный анализ строчных рукописных букв и-у. Работает со слайдом 3-4.

·  Дает задание на конструирование и реконструирование изучаемых букв, в случае затруднения предлагает разноуровневые подсказки- трафареты. (Используются различные материалы: цветные веревочки

приложение к коврографу, камни «Марблс»).

 

·      Называют загаданные звуки, дают характеристику данным звукам.

·      Проводят сравнительный анализ букв. (ФР)

 

·      Конструируют буквы на коврографах, из камешков, используя трафареты. (ИР, РП)

 

·      Выполняют задания 1-2на рабочих листах. (ИР) выполняют взаимопроверку.

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1) Дифференциация строчных    букв  и-у на уровне слога.

·       Демонстрирует учащимся слайд 5, предлагает, используя таблицу расшифровать слоги с изучаемыми буквами, просит записать эти слоги на свою строку. Осуществляет проверку задания.

2) Дифференциация строчных    букв и-у   на уровне слова.

·       Предлагает найти и обвести картинки, в названии которых ударный гласный и, у. (Работа с «Игровизором»).

·       Предлагает определить и записать изучаемый гласный в словах. Работает со слайдом 6. Осуществляет проверку задания, демонстрируя слайд 7.

·       Работает над грамматической темой занятия. Спрашивает, какой вопрос можно поставить к словам на картинке? Почему? Предлагает учащимся сделать вывод по теме.

3) Динамическая пауза «Аист», «Птичка».

·       Предлогает выполнить учащимся упражнения под музыкальное сопровождение. (Т. С. Овчинникова, музыкальное приложение к книге,      CD-диск «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой» на массажных ковриках или «Сенсорной тропе»)

4) Дифференциация строчных    букв и-у   на уровне   слова.

·   Осуществляет работу с пособием «Волшебные пуговицы. Птицы».

 

·      Учащиеся расшифровывают и записывают слоги в тетрадь. Проверяют работу. (ИР)

 

 

·      Работают с «Игровизором».(ИР)

 

·      Определяют и записывают ударный гласный. Выполняют самопроверку. (ИР)

 

·      Отвечают на вопросы учителя. (ФР)

 

 

 

·      Выполняют задание согластно устной инструкции. (ФР)


Предлагает назвать птиц, представленных на игровом поле. Выделить птиц, в названии которых есть гласные звуки и, у, записать данные слова в тетрадь, обозначить нужные звуки, используя условные обозначения.

·   Предлагает разделить животных, представленных в предыдущем задании на группы. Проводит игру «Волшебный мешочек». (Учащиеся достают из мешочка фигурку птицы, называют ударный гласный). Перед учениками появляется контейнер с песком, игровое поле разделено на 4 сектора: «дом», «лес», «жаркие страны»,

«Антарктида». Предлагает учащимся фигурки животных, которые они достали из мешочка, поместить в нужный сектор на игровом поле. Корректирует при необходимости работу учащихся. Демонстрирует учащимся слайды 8-10 с правильными ответами.

5) Дифференциация строчных букв и-у на уровне предложения, текста.

· Организует индивидуальную работу учащихся, дает инструкцию по выполнению задания на карточке: «Прочитайте и вставьте пропущенные буквы и-у в слова. Определите границы предложений в   тексте.   Озаглавьте   текст.   Запишите   текст,                                                 подчеркните вставленные буквы, используя условные обозначения».

Текст: По утру пт_цы г_ляют по двор_ г_с_ щ_плют трав_у

_тк_ плавают в пр_д_ пет_х спорхн_л на оград_.

6) Развитие высших психических функций, закрепление изученного материала.

·       Осуществляет работу с пособием «Волшебные пуговицы. Птицы». Проводит игру на развитие внимания и памяти «Что пропало?». Закрывает один из предметов на игровом поле, учащиеся должны назвать, чего не хватает.

 

·      Называют птиц, записывают слово, обозначают изучаемые гласные. (ФР)

 

 

 

 

·      Выполняют задания согласно инструкции, поясняя свои действия. (ФР). Осуществляют проверку, ориентируясь на слайды 8-10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·      Выполняют задание на карточках. Осуществляют проверку. (ФР)

 

 

 

·      Выполняют задание согластно у инструкции. (ФР)

III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

· Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает наводящие вопросы, за каждый правильный ответ  дает ученику «волшебный камешек».

· Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии.

 

·      Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)

 

·      Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР)

Дополнительный материал к занятию. Задания «Спрятанные буквы и, у. Птичий двор.», «Лабиринты- буквы И-У», графический диктант.


Презентация для интерактивной доски «Дифференциация рукописных букв  и-у а слогах, словах. Птицы».

Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии

«Зрительно-слуховая дифференциация строчных  рукописных букв и-у в словах»

 

Слайд 1.                                       Слайд 2.                              Слайд 3.                                    Слайд 4.                                                   Слайд 5.


 

 

Слайд 6.                                         Слайд 7.                                  Слайд 8.                                                        Слайд 9.                                  Слайд 10.