Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА
«ЗРИТЕЛЬНО - СЛУХОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОЧНЫХ РУКОПИСНЫХ БУКВ и-у В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ»
2 «А» класс
учитель-логопед Розова Юлия Евгеньевна (высшая квалификационная категория)
Технологическая карта логопедического занятия 2 класс
Тема занятия. Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Птицы. Грамматическая тема: Слова, отвечающие на вопрос «Кто? Что?» |
||
Тип урока. Урок усвоения новых знаний. |
||
Цель: Дифференциация рукописных строчных букв и-у на письме. |
||
Задачи: Образовательные: - Учить различать звуки [и-у], строчные буквы и-у на письме. - Автоматизировать графокинетический образ строчных букв и-у на материале слов, предложений. - Учить определять имена существительные по вопросу. Коррекционные: - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, зрительно-моторную координацию. - Развивать фонематический анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры. - Активизировать словарь по лексической теме занятия. - Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. - Развивать общую и мелкую моторику рук. - Развить навык самоконтроля. Воспитательные: - Воспитывать умение слушать и слышать друг друга. - Воспитывать вежливое отношение к товарищу. |
||
Планируемые результаты занятия |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- различать звуки [и-у], |
Познавательные УУД: |
- адекватно понимать |
буквы и-у на письме; |
- развитие умения соединять теоретический материал с практической |
причины успешной учебной |
- определять имена |
деятельностью; |
деятельности; |
существительные по вопросу. |
- использовать знаково-символические средства; |
-понимать необходимость |
|
-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; |
учения. |
|
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать |
|
|
по плану, соблюдая алгоритм. |
|
|
Коммуникативные УУД: |
|
|
-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, |
|
|
средства для решения различных задач; |
|
|
-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; Регулятивные УУД: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, -понимать и выполнять учебную задачу; -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль. |
|
||
Межпредметные связи - Русский язык. Тема «Слова, отвечающие на вопрос кто? что?». (УМК «Школа России», учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, «Русский язык. 2 класс»). - Окружающий мир. Темы «Дикие и домашние животные», раздел «Животные». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»). |
||||
Формы работы. Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР). |
||||
Основные ресурсы урока |
||||
Для учителя - Интерактивная доска (персональный компьютер). - Авторская презентация «Дифференциация рукописных букв и-у в словах. Птицы». -Т. С. Овчинникова, музыкальное приложение к книге, CD-диск «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой» - Парта для работы с водой и песком, набор игрушек по тематике занятия, «Волшебный мешочек». - Магнитная доска, буквы и цифры на магнитах. -Памятка условного обозначения букв и-у. -Пособие «Волшебные пуговицы. Птицы». - Камни «Марблс». |
Для учащихся - Рабочие тетради, рабочие листы. - Трафареты рукописных букв и-у. - Таблицы слогов. - Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Изограф» - 4 шт., приложения к «Изографу», мини-коврографы «Ларчик», цветные веревочки, пособие «Волшебный квадрат». |
|||
Ход занятия |
||||
Содержание деятельности учителя |
Виды деятельности обучающихся |
|||
I. Мотивация к деятельности. |
||||
1.Организационный момент |
||||
1. Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Дает указание учащимся сесть за парту, на которой лежит фигурка птицы, загаданной учителем. (Фигурки: курица, павлин, гусь, филин) 2. Сообщение темы занятия. · Работает с пособием Воскобовича «Волшебный квадрат». Дает детям инструкцию по складыванию фигуры «Птичка». |
· Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке.
· Работают с пособием «Волшебный квадрат», собирают заданную фигуру. |
|||
· Предлагает учащимся подобрать обобщающее слово фигуркам, которые находятся на партах. · Просит выдвинуть предположение о лексической теме предстоящего занятия. Озвучивает лексическую тему занятия. |
· Подбирают обобщающее слово. Выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему занятия. (ФР) |
II. Актуализация необходимых знаний. |
|
· Озвучивает логопедическую тему занятия. · Работает со слайдом 2. Уточняет связь звука и буквы (и-у). Определяет условное обозначение букв. · Предлагает провести сравнительный анализ строчных рукописных букв и-у. Работает со слайдом 3-4. · Дает задание на конструирование и реконструирование изучаемых букв, в случае затруднения предлагает разноуровневые подсказки- трафареты. (Используются различные материалы: цветные веревочки – приложение к коврографу, камни «Марблс»). |
· Называют загаданные звуки, дают характеристику данным звукам. · Проводят сравнительный анализ букв. (ФР)
· Конструируют буквы на коврографах, из камешков, используя трафареты. (ИР, РП)
· Выполняют задания 1-2на рабочих листах. (ИР) выполняют взаимопроверку. |
III. Организация познавательной деятельности обучающихся. |
|
1) Дифференциация строчных букв и-у на уровне слога. · Демонстрирует учащимся слайд 5, предлагает, используя таблицу расшифровать слоги с изучаемыми буквами, просит записать эти слоги на свою строку. Осуществляет проверку задания. 2) Дифференциация строчных букв и-у на уровне слова. · Предлагает найти и обвести картинки, в названии которых ударный гласный и, у. (Работа с «Игровизором»). · Предлагает определить и записать изучаемый гласный в словах. Работает со слайдом 6. Осуществляет проверку задания, демонстрируя слайд 7. · Работает над грамматической темой занятия. Спрашивает, какой вопрос можно поставить к словам на картинке? Почему? Предлагает учащимся сделать вывод по теме. 3) Динамическая пауза «Аист», «Птичка». · Предлогает выполнить учащимся упражнения под музыкальное сопровождение. (Т. С. Овчинникова, музыкальное приложение к книге, CD-диск «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой» на массажных ковриках или «Сенсорной тропе») 4) Дифференциация строчных букв и-у на уровне слова. · Осуществляет работу с пособием «Волшебные пуговицы. Птицы». |
· Учащиеся расшифровывают и записывают слоги в тетрадь. Проверяют работу. (ИР)
· Работают с «Игровизором».(ИР)
· Определяют и записывают ударный гласный. Выполняют самопроверку. (ИР)
· Отвечают на вопросы учителя. (ФР)
· Выполняют задание согластно устной инструкции. (ФР) |
Предлагает назвать птиц, представленных на игровом поле. Выделить птиц, в названии которых есть гласные звуки и, у, записать данные слова в тетрадь, обозначить нужные звуки, используя условные обозначения. · Предлагает разделить животных, представленных в предыдущем задании на группы. Проводит игру «Волшебный мешочек». (Учащиеся достают из мешочка фигурку птицы, называют ударный гласный). Перед учениками появляется контейнер с песком, игровое поле разделено на 4 сектора: «дом», «лес», «жаркие страны», «Антарктида». Предлагает учащимся фигурки животных, которые они достали из мешочка, поместить в нужный сектор на игровом поле. Корректирует при необходимости работу учащихся. Демонстрирует учащимся слайды 8-10 с правильными ответами. 5) Дифференциация строчных букв и-у на уровне предложения, текста. · Организует индивидуальную работу учащихся, дает инструкцию по выполнению задания на карточке: «Прочитайте и вставьте пропущенные буквы и-у в слова. Определите границы предложений в тексте. Озаглавьте текст. Запишите текст, подчеркните вставленные буквы, используя условные обозначения». Текст: По утру пт_цы г_ляют по двор_ г_с_ щ_плют трав_у _тк_ плавают в пр_д_ пет_х спорхн_л на оград_. 6) Развитие высших психических функций, закрепление изученного материала. · Осуществляет работу с пособием «Волшебные пуговицы. Птицы». Проводит игру на развитие внимания и памяти «Что пропало?». Закрывает один из предметов на игровом поле, учащиеся должны назвать, чего не хватает. |
· Называют птиц, записывают слово, обозначают изучаемые гласные. (ФР)
· Выполняют задания согласно инструкции, поясняя свои действия. (ФР). Осуществляют проверку, ориентируясь на слайды 8-10.
· Выполняют задание на карточках. Осуществляют проверку. (ФР)
· Выполняют задание согластно у инструкции. (ФР) |
III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия. |
|
· Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает наводящие вопросы, за каждый правильный ответ дает ученику «волшебный камешек». · Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии. |
· Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)
· Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР) |
Дополнительный материал к занятию. Задания «Спрятанные буквы и, у. Птичий двор.», «Лабиринты- буквы И-У», графический диктант. |
Презентация для интерактивной доски «Дифференциация рукописных букв и-у а слогах, словах. Птицы».
Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии
«Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у в словах»
Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5.
Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.