Технологическая карта
Непосредственно образовательной деятельности
Группа: старшая
Образовательная область: «Познание»
Тема: «Волшебная соль».
Цель: вызывание интереса к изучению свойств соли
Задачи: Формирование представления о соли и её свойствах; развитие воображения, фантазии, познавательных интересов, способностей устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы; развитие речи как средство общения, воспитание интереса к экспериментальной и опытнической деятельности.
Оборудование: соль, картинка Звёздочка, тарелочки с солью, лупы, стаканы с водой, ложечки, кисточки, краски, клей, салфетки, иллюстрации к рассказу.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Словарная работа: йодированная, поваренная
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Учет деятельности |
|
+ |
- |
|||
Мотивационно-побудительный |
В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём, И к гостям здороваться пойдём! Поудобнее садитесь, Не вертитесь, не крутитесь. Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла — Только в садик я зашла, Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки), Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом Сейчас узнаете о нем». Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
|
Слова сопровождают действиями
Проявляют интерес
Слушают загадку и отгадывают её |
|
|
Организационно-поисковый |
-Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. -Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха. -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? . -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете? Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой. Без соли, без хлеба худо беседа. Пуд соли вместе съесть. -А сейчас я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников. - Давайте произнесем волшебные слова: Хлоп-хлоп Топ-топ, повернись, И в волшебной лаборатории очутись! - Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты -Здесь находится очень много различного оборудования. - Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать. - И давайте вспомним правила безопасности При работе с солью надо соблюдать: 1- не трогать руками глаза, 2- соблюдать тишину 3- не толкать соседа во время работы 4- сначала посмотри, а потом повтори 5- выполнил и положи на место -И так внимание. Опыт № 1: «Из чего состоит соль». - Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим - Если мы с вами посмотрим на соль. -Что вы можете сказать о её внешнем виде? - Действительно, что с виду соль похожа на порошок. - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. -Что вы видите? - Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.) - А теперь продолжим изучать свойства соли. - Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». - А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем. Опыт № 2: «Соль растворяется в воде». - У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, -Что произошло с солью? - Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде) - Молодцы. - Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится. -Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? - Хорошо давайте проверим. Опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски) - У вас на столах у всех находится разноцветная краска. Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью -Что с ней произошло - Какой вывод можно сделать (соль закрасилась) - А теперь смойте кисточку водой положите на подставку - Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски. - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью - Но это еще не всё, как я уже говорила, что с солью можно еще и рисовать - И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок - Присаживайтесь поудобнее - Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок, который будет называться «Звёздочка» Объяснение: В середине картона нарисуйте большую звезду, простым карандашом На звезду нанесите кисточкой клей Посыпать солью звезду с нанесенным на неё клеем Стряхните лишнюю соль Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски Дождаться полного высыхания - Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе Пальчиковая игра Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) (Самостоятельная работа детей. Под музыку) - Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают Физкультминутка Мы сидели, мы устали Дружно все мы рисовали А теперь пришла пора Отдохнуть нам детвора Встали дружно, потянулись Хлопнули в ладоши И друг к другу повернулись Всем гостям мы улыбнулись - Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку. - Посмотрите и скажите . каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным) - Давайте покажем наши рисунки гостям. (Дети показывают гостям рисунки) - Ребята, можно ли сказать про соль: . Что она- волшебная? - Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная - Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. - Давайте произнесем волшебные слова: Хлоп-хлоп Топ-топ, повернись, И в ребяток превратись! |
Внимательно слушают Отвечают
Рассматривают иллюстрации
Да важна
Рассказывают пословицы о соли
Повторяют волшебные слова
Внимательно слушают и запоминают правила
Соль похожа на порошок
Соль состоит из белых кресталов
Делают вывод
Соль растворилась в воде
Отвечают
Она закрасилась
Проходят к столам
Внимательно слушают и запоминают последовательность работы
Выполняют
Самостоятельно работают
Слова сопроваждают действиями
Стряхивают соль
Отвечают Показывают рисунки гостям
Да
Произносят волшебные слова |
|
|
Рефлексивно-коррегирующий |
Итог занятия: - Ребята давайте расскажем нашим гостям, как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? -Что мы делали сегодня? - А в кого превращались (Мы превращались в волшебников) - Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества. - И в подарок я хочу подарить вам вот такие медальки «Лучший исследователь» Под веселую музыку детям вручаю медальки - А теперь давайте попрощаемся с гостями |
Рисование солью Проводили опыты, играли Превращались в волшебников
Прощаются |
|
|
Ожидаемые результаты:
Воспроизводят: виды соли и её свойства
Понимают: значения соли в природе
Применяют: проводят опыты, делают выводы и умозаключения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.