Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по развитию речи и обучению грамоте «Зима. Звуки [С] [Сь]. Буква С»

  • Документация
  • docx
  • 21.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет _Зима. Буква С_.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

по развитию речи и обучению грамоте

 

«Зима. Звуки [С] [Сь]. Буква С»

 

Разработала учитель-логопед

Земскова М.Н.

 

 

 

 

г. Верхняя Пышма, 2022г.

 

 

Образовательная область: развитие речи (обучение грамоте)

Интеграция видов деятельности: основы науки и естествознания

Цель: изучение звуков [С] [Сь]. Буквы С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: актуализировать знания по лексической теме «Зима» «Зимние забавы»; знания детей о звуках; формировать навыки произношения и различения звуков [с]—[с'] в слогах, словах, фразах;

актуализировать понятия «твердый-мягкий согласный звук»; определять позиции звуков [с]—[с'] в словах; выполнять звуко-слоговой анализ и синтез; выкладывать схемы слов; закреплять умения составлять предложение по схеме.

Коррекционно-развивающие: формировать фонематические процессы; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать   доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

 

Оборудование: интерактивная доска, конверт, письмо, ИКТ презентация, снежинки с заданиями, картинки льдинки со словом САНИ, картинка снеговик Олаф, карточки смайлики положительные и отрицательные (рефлексия, отношение к занятию). Раздаточный материал на каждого ребенка: звуковые домики, звучки гласные, согласные твердые, согласные мягкие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта НОД

 

Этапы занятия

Ход занятия.

Действия, деятельность педагога

 

Действия, деятельность детей

 

Планируемый результат

 

 

 

 

 

 

 

1

Вводная часть
Организационный момент

 

 

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Садитесь. Садимся ровно. Спинки прямые, красивые, здоровые.

 

 

Мы вновь отправляемся в страну Азбуку.

 В стране Азбуке живут звуки и буквы. Правило:  звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем (подкрепление слов пальцами рук).

 

Сейчас в стране азбуке, как и у нас,  какое время года?

Назовите зимние месяцы.

Опишите признаки зимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети здороваются с гостями.

 

 

 

 

 

Ответы детей: время года: зима.

Месяцы: декабрь, январь, февраль.

Признаки зимы: по мнемотаблице на интерактивной доске.

Солнце зимой светит но не греет.

Стало холодно.

Часто падает снег.

Реки и озера покрыты льдом. 

Деревья стоят голые. И только ели зеленые.

Подготовились к зиме звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку.

Лиса поменяла свою шубку на теплую. Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую.

Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц. птиц.

Люди надели зимнюю одежду. 
Зимой дети и взрослые встречают новый год.

 

 

Контроль за осанкой и правильным положением ребенка на занятии.

 

 

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Стимуляция интереса. Концентрация внимания детей.

Актуализировать имеющиеся знания детей по лексической теме «Зима».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Проблемная ситуация (мотивация)

Постановка и принятие детьми цели занятия

 

Сегодня мы познакомимся со звуками….

Ребята, что это?

 Посмотрите конверт… А в нем письмо.  Но оно размыто:

« со мной … несчастье… вьюга… разметала… сломался… помогите…»

И подпись не разобрать…

Понятно одно - кто-то попал в беду и ему требуется наша помощь…

Что же делать? Придем на помощь?

 И узнаем кто это…

Здесь задания.

 Для выполнения заданий от нас потребуются знания, умения  дружба и взаимопомощь…

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: Да! Поможем!

 

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность)

Проблемная ситуация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Основная часть.

Проектирование решений проблемной ситуации. Актуализация знаний. Выполнение действий по задачам НОДосно

 

1.            Задание. «Поющие снежинки».

Снежинки падают и поют звуки. Определите два лишних звука, которые не подходят к остальным звукам:

А  О  У  Ы  С  А  И  Сь.

Докажите.  Дайте характеристику звукам [С] и [Сь]

 

2.            Задание. « Гимнастика для ума ».

Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].

  Ночная птица.

  Птица с желтой грудкой.

  —Насекомое, напоминающее вертолет.

 

Определите какой звук в слове С или Сь. Назовите сколько слогов в слове. 

Определите место звука в слове.

 

3.            Задание:     Снег сыпать перестал. И последние его снежинки лег­ли буквой.

Звуки С и Сь мы обозначим снежной буквой С.

Посмотрите на сугробах снежные песенки.

    Давайте прочтем их..

 

4.            Задание. Это ледяные глыбы. А на них непонятные знаки. Это же буквы. Из них можно составить слово.

Выполните анализ слова САНИ.

Сколько слогов в слове сани?

Назовите 1 слог. Назовите 2 слог.

Звуковой анализ слова САНИ….

Проверяем себя.

Правило: сколько гласных – столько и слогов.

В слове САНИ сколько гласных звуков?  

Правильно мы определили?

 Сколько согласных звуков?

 

 

 

 

 

 

определили). Сколько согласных звуков-2.

 

 

 

 

определили). Сколько согласных звуков-2.

 

Физкультминутка: давайте немножко отдохнем.

Зима- прекрасное, замечательное, веселое время года. А почему оно веселое?

Потому что зимой множество веселых забав для детей.

            Какие зимние забавы вы знаете? - Дети перечисляют виды зимних забав:  кататься на коньках,

           на  лыжах, играть в снежки…

Дети имитируют движения зимних забав.

 

5.            Задание.

Намела зима сугробами белый снег.

           На сугробах виден чей-то след..

           Кто-то проехал на лыжах. На что похожи эти следы? Это схема предложения.

             Нам надо придумать предложения соответствующие этой схеме  (дети придумывают

           предложение, подходящее к схеме).

           Сколько слов в нашем предложении. Назовите 1 слово. Последнее слово.

          Какой поставим знак в конце предложения?

 

    По мере выполнения заданий, дети собирают снеговика.

 

Ребята, кто же это? Это снеговик. Его зовут Олаф. Давайте его оживим. Сложим все части в наш волшебный сундук.

Встаньте, возьмитесь друг друга за руки. Закройте глаза. Глубоко вдохните  долго , долго выдохните.. еще раз…Почувствуйте тепло ваших ладоней.

И от всего нашего огромного доброго сердца пожелайте:

Раз два три! Олаф оживи!

 

Слышится стук в стекло. Это снеговик Олаф ожил и благодарит детей за его спасение.

Вам понравилось наше приключение?

Если вам было не понятно и не интересно в нашем приключении - возьмите красный злой смайлик.

Если вам было интересно помогать снеговику Олафу,  было все понятно, и у вас было хорошее настроение - возьмите зеленый веселый смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: лишние звуки С и Сь .

Звуки А О У Ы Э И – можно петь голосом, нет преград- это гласные звуки.

А звуки С и С- согласные. Потому что их нельзя петь – есть преграда (зубки и язычок).

 

 

Ответы детей:

Сова. В слове СОВА – звук С согласный твердый. В слове СОВА 2 слога. Звук С находится в начале слова.

Птица с желтой грудкой- синица. В слове мягкий согласный звук Сь. В слове 3 слога.

Насекомое- стрекоза. В слове согласный твердый звук С. В слове 3 слога.

 

 

Ответы детей:

читают слоговые таблицы:   СА-СО-СУ,    АС-ОС-УС,  СИ- ЫС- СЭ…

 

 

 

Ответы детей:

Составляют из букв слово САНИ.

Выполняют слоговой,  звуковой анализ слова САНИ.

 

Актуализация имеющихся знаний по теме звуки гласные и согласные;

закреплять умения составлять предложение по схеме.

 

 

 

 

Активизация словаря. Умение отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация имеющихся знаний звуко-слогового анализа слова.

 

 

 

 

 

 

Основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации,
                                актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД


 

 Динамическая пауза «Зимние забавы»

 Давайте немножко отдохнем. Встаньте.

Зима - прекрасное, веселое время года.

 А почему оно веселое?

Потому что зимой множество веселых забав для детей.

 Какие зимние забавы вы знаете? 

Покажите, как мы катаемся на коньках, лыжах, играем в снежки.

 

6.            Задание.

Намела зима сугробами белый снег.

На сугробах виден чей-то след..

 

 Кто-то проехал на лыжах.

На что похожи эти следы?

Это схема предложения.

 Нам надо придумать предложение соответствующие этой схеме. 

Сколько слов в нашем предложении?

 Назовите 1 слово. Последнее слово.

 Какой поставим знак в конце предложения?

      

 

 

 

 

По мере выполнения заданий, дети собирают снеговика.

 

 

 

 

Ответы детей:

Дети перечисляют виды зимних забав:  зимой можно кататься на коньках,  на  лыжах, играть в снежки…

Имитируют движения зимних забав: катания на коньках, лыжах, игры в снежки.

 

 

 

 

 

Дети придумывают предложение, подходящее к схеме.

Называют сколько слов в предложении. Первое слово, второе слово, последнее слово. Знак препинания в конце предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети узнают снеговика Олафа.

 

Смена вида деятельности. Снижение утомляемости. Развитие общей моторики.

Актуализировать имеющиеся знания детей по лексической теме «Зимние забавы».

 

 

 

 

 

Закрепить в самостоятельной деятельности умение составлять предложение по предложенной схеме

 

 

 

 

 

 

 

4

Заключительная часть.

Итог занятия.

 

Ребята, кто же это? Это снеговик. Его зовут Олаф.

Он благодарит детей за его спасение.

 

Где мы были?

Кому помогли?

А сумели вы помочь снеговику, потому что дружно применили свои знания и умения.

Молодцы!

Вам понравилось наше приключение?

Если вам было не понятно и не интересно в нашем приключении - возьмите красный злой смайлик.

Если вам было интересно помогать снеговику Олафу,  было все понятно, и у вас было хорошее настроение - возьмите зеленый веселый смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

В стране Азбуке.

Снеговику Олафу.

 

 

 

 

 

Подведение итогов НОД.

 

 

 

 

Формирование навыка самооценки, самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невесомые снежинки

Превратились в снегопад.                                        

На дорожки, на скамейки

Мухи белые летят.                                                  

Дети лепят снежный ком                                        

Станет ком снеговиком,                                          

А в кормушке снегири                                            

Зёрна с крошками нашли                                        

Коля вынес снегокат,

Будет он катать ребят.                                            

Вот промчался снегоход                                        

У него быстрый ход .                                              

Прячутся подснежники                                          

Под сугробы снежные.

А снегурочка с мешком                                      

Посыпает всех снежком.

 

- Какие слова – родственники мы

услышали в этом стихотворении.