Технологическая карта
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
по развитию речи и обучению грамоте
«Зима. Звуки [С] [Сь]. Буква С»
Разработала учитель-логопед
Земскова М.Н.
г. Верхняя Пышма, 2022г.
Образовательная область: развитие речи (обучение грамоте)
Интеграция видов деятельности: основы науки и естествознания
Цель: изучение звуков [С] [Сь]. Буквы С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: актуализировать знания по лексической теме «Зима» «Зимние забавы»; знания детей о звуках; формировать навыки произношения и различения звуков [с]—[с'] в слогах, словах, фразах;
актуализировать понятия «твердый-мягкий согласный звук»; определять позиции звуков [с]—[с'] в словах; выполнять звуко-слоговой анализ и синтез; выкладывать схемы слов; закреплять умения составлять предложение по схеме.
Коррекционно-развивающие: формировать фонематические процессы; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: интерактивная доска, конверт, письмо, ИКТ презентация, снежинки с заданиями, картинки льдинки со словом САНИ, картинка снеговик Олаф, карточки смайлики положительные и отрицательные (рефлексия, отношение к занятию). Раздаточный материал на каждого ребенка: звуковые домики, звучки гласные, согласные твердые, согласные мягкие.
Технологическая карта НОД
№ |
Этапы занятия |
Ход занятия. Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
Планируемый результат |
1 |
Вводная часть
|
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Садимся ровно. Спинки прямые, красивые, здоровые.
Мы вновь отправляемся в страну Азбуку. В стране Азбуке живут звуки и буквы. Правило: звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем (подкрепление слов пальцами рук).
Сейчас в стране азбуке, как и у нас, какое время года? Назовите зимние месяцы. Опишите признаки зимы.
|
Дети здороваются с гостями.
Ответы детей: время года: зима. Месяцы: декабрь, январь, февраль. Признаки зимы: по мнемотаблице на интерактивной доске. Солнце зимой светит но не греет. Стало холодно. Часто падает снег. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые. И только ели зеленые. Подготовились к зиме звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку. Лиса поменяла свою шубку на теплую. Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую. Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц. птиц. Люди надели зимнюю одежду.
|
Контроль за осанкой и правильным положением ребенка на занятии.
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Стимуляция интереса. Концентрация внимания детей. Актуализировать имеющиеся знания детей по лексической теме «Зима». |
2 |
Проблемная ситуация (мотивация) Постановка и принятие детьми цели занятия |
Сегодня мы познакомимся со звуками…. Ребята, что это? Посмотрите конверт… А в нем письмо. Но оно размыто: « со мной … несчастье… вьюга… разметала… сломался… помогите…» И подпись не разобрать… Понятно одно - кто-то попал в беду и ему требуется наша помощь… Что же делать? Придем на помощь? И узнаем кто это… Здесь задания. Для выполнения заданий от нас потребуются знания, умения дружба и взаимопомощь…
|
Ответы детей: Да! Поможем! |
Мотивация (процесс вовлечения в деятельность) Проблемная ситуация. Формирование представлений о предстоящей деятельности.
|
3
. |
Основная часть. Проектирование решений проблемной ситуации. Актуализация знаний. Выполнение действий по задачам НОДосно
|
1. Задание. «Поющие снежинки». Снежинки падают и поют звуки. Определите два лишних звука, которые не подходят к остальным звукам: А О У Ы С А И Сь. Докажите. Дайте характеристику звукам [С] и [Сь]
2. Задание. « Гимнастика для ума ». Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь]. — Ночная птица. — Птица с желтой грудкой. —Насекомое, напоминающее вертолет.
Определите какой звук в слове С или Сь. Назовите сколько слогов в слове. Определите место звука в слове.
3. Задание: Снег сыпать перестал. И последние его снежинки легли буквой. Звуки С и Сь мы обозначим снежной буквой С. Посмотрите на сугробах снежные песенки. Давайте прочтем их..
4. Задание. Это ледяные глыбы. А на них непонятные знаки. Это же буквы. Из них можно составить слово. Выполните анализ слова САНИ. Сколько слогов в слове сани? Назовите 1 слог. Назовите 2 слог. Звуковой анализ слова САНИ…. Проверяем себя. Правило: сколько гласных – столько и слогов. В слове САНИ сколько гласных звуков? Правильно мы определили? Сколько согласных звуков?
определили). Сколько согласных звуков-2.
определили). Сколько согласных звуков-2.
Физкультминутка: давайте немножко отдохнем. Зима- прекрасное, замечательное, веселое время года. А почему оно веселое? Потому что зимой множество веселых забав для детей. Какие зимние забавы вы знаете? - Дети перечисляют виды зимних забав: кататься на коньках, на лыжах, играть в снежки… Дети имитируют движения зимних забав.
5. Задание. Намела зима сугробами белый снег. На сугробах виден чей-то след.. Кто-то проехал на лыжах. На что похожи эти следы? Это схема предложения. Нам надо придумать предложения соответствующие этой схеме (дети придумывают предложение, подходящее к схеме). Сколько слов в нашем предложении. Назовите 1 слово. Последнее слово. Какой поставим знак в конце предложения?
По мере выполнения заданий, дети собирают снеговика.
Ребята, кто же это? Это снеговик. Его зовут Олаф. Давайте его оживим. Сложим все части в наш волшебный сундук. Встаньте, возьмитесь друг друга за руки. Закройте глаза. Глубоко вдохните долго , долго выдохните.. еще раз…Почувствуйте тепло ваших ладоней. И от всего нашего огромного доброго сердца пожелайте: Раз два три! Олаф оживи!
Слышится стук в стекло. Это снеговик Олаф ожил и благодарит детей за его спасение. Вам понравилось наше приключение? Если вам было не понятно и не интересно в нашем приключении - возьмите красный злой смайлик. Если вам было интересно помогать снеговику Олафу, было все понятно, и у вас было хорошее настроение - возьмите зеленый веселый смайлик.
|
Ответы детей: лишние звуки С и Сь . Звуки А О У Ы Э И – можно петь голосом, нет преград- это гласные звуки. А звуки С и С- согласные. Потому что их нельзя петь – есть преграда (зубки и язычок).
Ответы детей: Сова. В слове СОВА – звук С согласный твердый. В слове СОВА 2 слога. Звук С находится в начале слова. Птица с желтой грудкой- синица. В слове мягкий согласный звук Сь. В слове 3 слога. Насекомое- стрекоза. В слове согласный твердый звук С. В слове 3 слога.
Ответы детей: читают слоговые таблицы: СА-СО-СУ, АС-ОС-УС, СИ- ЫС- СЭ…
Ответы детей: Составляют из букв слово САНИ. Выполняют слоговой, звуковой анализ слова САНИ. |
Актуализация имеющихся знаний по теме звуки гласные и согласные; закреплять умения составлять предложение по схеме.
Активизация словаря. Умение отвечать на вопросы
Актуализация имеющихся знаний звуко-слогового анализа слова.
|
|
Основная часть |
Динамическая пауза «Зимние забавы» Давайте немножко отдохнем. Встаньте. Зима - прекрасное, веселое время года. А почему оно веселое? Потому что зимой множество веселых забав для детей. Какие зимние забавы вы знаете? Покажите, как мы катаемся на коньках, лыжах, играем в снежки.
6. Задание. Намела зима сугробами белый снег. На сугробах виден чей-то след..
Кто-то проехал на лыжах. На что похожи эти следы? Это схема предложения. Нам надо придумать предложение соответствующие этой схеме. Сколько слов в нашем предложении? Назовите 1 слово. Последнее слово. Какой поставим знак в конце предложения?
По мере выполнения заданий, дети собирают снеговика.
|
Ответы детей: Дети перечисляют виды зимних забав: зимой можно кататься на коньках, на лыжах, играть в снежки… Имитируют движения зимних забав: катания на коньках, лыжах, игры в снежки.
Дети придумывают предложение, подходящее к схеме. Называют сколько слов в предложении. Первое слово, второе слово, последнее слово. Знак препинания в конце предложения.
Дети узнают снеговика Олафа. |
Смена вида деятельности. Снижение утомляемости. Развитие общей моторики. Актуализировать имеющиеся знания детей по лексической теме «Зимние забавы».
Закрепить в самостоятельной деятельности умение составлять предложение по предложенной схеме
|
4 |
Заключительная часть. Итог занятия. |
Ребята, кто же это? Это снеговик. Его зовут Олаф. Он благодарит детей за его спасение.
Где мы были? Кому помогли? А сумели вы помочь снеговику, потому что дружно применили свои знания и умения. Молодцы! Вам понравилось наше приключение? Если вам было не понятно и не интересно в нашем приключении - возьмите красный злой смайлик. Если вам было интересно помогать снеговику Олафу, было все понятно, и у вас было хорошее настроение - возьмите зеленый веселый смайлик.
|
Ответы детей: В стране Азбуке. Снеговику Олафу.
|
Подведение итогов НОД.
Формирование навыка самооценки, самоконтроля. |
Невесомые снежинки
Превратились в снегопад.
На дорожки, на скамейки
Мухи белые летят.
Дети лепят снежный ком
Станет ком снеговиком,
А в кормушке снегири
Зёрна с крошками нашли
Коля вынес снегокат,
Будет он катать ребят.
Вот промчался снегоход
У него быстрый ход .
Прячутся подснежники
Под сугробы снежные.
А снегурочка с мешком
Посыпает всех снежком.
- Какие слова – родственники мы
услышали в этом стихотворении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.