Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Номинация: «Мир профессий»
Педагогический проект по ранней профориентации
« Моя будущая профессия - эковожатый»
для педагогов, работающих с воспитанниками старшей группы комбинированной направленности с ТНР
Подготовили:
учитель-логопед Букреева О.Н.,
учитель-логопед Антонова С.Ю.
г.о.Чапаевск, 2024г.
Пояснительная записка
Тема проекта
Наш детский сад недавно стал инновационной площадкой по экологическому направлению. Дошкольники с ОВЗ начали углубленно знакомится с проблемами экологии в стране, в Самарской области и в нашем родном городе Чапаевске. Дети с ОВЗ теперь понимают, что окружающая среда страдает от загрязнений, выбросов от промышленности, применения бытовых средств, увеличения числа свалок, мусорок. Ребята понимают, что профессия экологов одна из важнейших. В одной из бесед о профессиях людей, занимающихся вопросами экологии, была названа профессия эковожатый. Детей заинтересовало, кто этот человек, чем он занимается. Педагоги с детьми решили разработать проект и изучить эту профессию.
Цель проекта
Расширение представления о профессии «эковожатый» , показать результаты его труда в улучшении экологической обстановки, общественную значимость.
Задачи проекта
1.Расширять представления детей о профессии эковожатый; о его любви к природе; о том, как этот человек помогает ее сохранить, а также о способности планировать и реализовать мероприятия, объединять людей.
2.Способствовать развитию познавательных способностей детей с ОВЗ, расширению кругозора.
3. Активизировать словарь детей с ТНР по теме: « Экология и мы».
4. Развивать грамматическую сторону речи.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать у детей любознательность и интерес к профессиям людей, занимающихся экологией.
7. Воспитывать уважение к людям, занимающимся экологией.
8. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
9.Развивать дружеские взаимоотношения у детей, формировать коммуникативные навыки.
Количество часов
30 часов
Сроки реализации
Краткосрочный (в течение двух месяцев)
Направленность ( вид нозологии)
Дети старшего дошкольного возраста с ТНР
Ожидаемые результаты
1. Дети знают о профессии « эковожатый», четко понимают цели и задачи его природоохранной работы, необходимые способности в данной профессии и называют их.
2. Правильно употребляют грамматические, синтаксические конструкции в речи, совершенствуются навыки диалогической и монологической устной речи.
3. Родители вовлечены и активно участвуют в совместную деятельность с детьми.
4. Сформировались дружеские взаимоотношения у детей.
Вид проекта
Информационно-практико-ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление
и дизайн группы, витражи и др.);
Информационно-практико-ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление
и дизайн группы, витражи и др.);
Информационно-практико-ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление
и дизайн группы, витражи и др.);
Информационно- практико-ориентированный.
Участники проекта
Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности с ТНР, специалисты, воспитатели, родители.
Используемые технологии:
ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые.
Методы, применяемые в проекте:
Информативно- рецептивный , рецептивный, эвристический методы.
Необходимые технические средства:
Ноутбук, презентации, видеоролики.
Ресурсное обеспечение:
Научно- методический ресурс, кадровый ресурс, средства ТСО, предметно-развивающая среда, интернет, мультимедийные средства.
.Сведения о практической реализации:
Укрывание деревьев и собирание листьев детьми на площадке детского сада, выполнение аппликаций, рисунков и лепка из пластилина под руководством взрослых и эковожатого.
Продукты проектной деятельности
Творческие работы: рисунки, аппликации, продукты лепки, лэпбук.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Данный этап включает в себя:
Вовлечение детей в обсуждение темы: « Экология Чапаевска», « Профессии людей, связанных с экологией
Сбор методического материала по теме проекта
Постановка цели, задач проекта
Составление перспективного плана работы над проектом
Перспективный план реализации проекта «Моя будущая профессия - эковожатый»
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания экопрофессий, дидактические, подвижные и настольно-печатные игры );
Подготовка информации для родителей.
2этап - основной
Этот этап включает:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта ( беседа о профессии «эковожатый»; укрывание стволов деревьев на зиму, уборка осенних листьев, изготовление щитов из фанеры для укрывания роз и украшение их узорами росписи, экскурсии по территории детского сада, беседы и рассматривание кормушек для птиц, ООД, подвижные дидактические игры, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, лепка и аппликации, просмотр мультфильмов об экологии под руководством «эковожатого» и взрослых).
3 этап - заключительный
Включает в себя подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации и лэпбука.
Планирование мероприятий
Этапы |
Содержание |
Количество часов |
Сроки выполнения |
Подготовительный этап
|
1. Диагностическое обследование детей с ТНР (беседа о профессиях, связанных с экологией) 2. Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов3. Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр по данной теме. |
12 ч |
1-2 недели сентября |
Основной этап
|
Укрывание стволов деревьев, согребание осенних листьев Задачи: формировать заботливое отношение к природе, учить детей наблюдать за трудом взрослых, оказывать посильную помощь, развивать трудолюбие, интерес к профессии «эковожатый». Игры организуют « эковожатые» Дидактические и настольно-печатные игры: Задачи: обогащать представления детей о профессиях, активизировать словарь, развивать восприятие, мышление «Кому что нужно для работы», «Собери картинку», Лото « Профессии людей в экологии», «Домино», «Профессии». «Найди тень», «Угадай профессию» «Мы играем в эковожатого» «Я изучаю профессии». Подвижные игры: « Подбери листок и плод к дереву», « зимующие и перелётные птицы» Чтение худ. Литературы ( с педагогами и родителями) Задачи: обогащать активный словарь, память, грамматический строй речи, умение пересказывать с опорой на схемы Шнайдер Л. «Конни и мусор», Райтмейер А. «Экологические сказки. Как малыш Робби спасал океан», Немцова Н. Л. « Стражи леса. Сказки для почемучки» Рисование Тема: « Ухаживаем за природой» Задачи. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать цветными карандашами. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы. Лепка « Веточка рябины» Задачи: Расширить представления о красоте природы и бережном отношении к ней. Учить детей передавать форму веточки и ягод. Развивать мелкую моторику. Закреплять разнообразные приемы лепки: расплющивание, вытягивание; приемы аккуратной работы. Формировать умение оценивать созданные работы. Аппликация « Осенний ковёр» Задачи: формировать бережное отношение к природе,формировать умение видеть её красоту,расширять словарный запас,развивать умение работать с ножницами, развивать аккуратность. Изготовление фанерных щитов из фанеры для роз и украшение их различными видами росписи (с детьми и родителями) Задачи: взаимодействовать с родителями, укреплять внутрисемейные связи, развивать лексико- грамматический строй речи, моторику у детей с ТНР Просмотр мультфильмов об экологии: « Мальчик и земля», « Смешарики», « Фиксики: Как беречь электроэнергию», «Свинка Пеппа сдает отходы в переработку» Экскурсии по территории около детского сада, рассматривание деревьев, красоты осенних листьев, собирание букетов Рассматривание кормушек для птиц, беседа о том, как нужно им помогать
|
20 ч |
3-4 недели сентября, 1 неделя октября |
Заключительный этап
|
Итоговые мероприятия: Создание лэпбука об экологии и профессии « эковожатый» Задачи: формировать бережное отношение к природе, повышать интерес к профессиям людей,занимающихся проблемами экологии, совершенствовать лексико - грамматический строй речи у детей с ТНР Создание презентации о проекте Задачи: познакомить родителей, педагогов, детей с ТНР детского сада « Катюша» с проделанной работой по проекту, подвести итоги.
|
8 часов |
2 -3 неделя октября |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.