Технологическая карта урока русского языка. 5 класс.
Тема урока: Окончание слова
Цель урока |
Расширение знаний об окончании, раскрытие значений терминов «Окончание слова», «Типы окончаний», «Роль окончаний», «Нулевое окончание», «Материально выраженное окончание», формирование у учащихся умения выделять окончания в различных частях речи.
|
Тип урока |
Урок изучения нового |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать определение терминов «окончание слова», «типы окончаний», «роль окончаний», «нулевое окончание», «материально выраженное окончание»; иметь представление о том, слова каких частей речи не имею окончания, какую роль играют окончания в тексте и предложении; уметь выделять окончания в различных частях речи и определять их тип. Метапредметные: Познавательные: умение работы с разными типами текстов: лингвистическим и художественным, формулировать гипотезу и искать пути ее решения, делать выводы, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение) по образцу. Регулятивные: умение ставить цели, проводить исследование по алгоритму, оценивать ход и результат выполнения задания, проводить самооценку и взаимооценку; Коммуникативные: умение работать в парах, осуществлять поиск и сбор информации для решения лингвистической задачи, умение строить речевое высказывание. Личностные: воспитание уважения при работе в парах и при оценивании результатов работы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка. |
Методы и формы обучения |
Исследовательский, практическое занятии (лабораторная работа), парная работа |
Образовательные ресурсы |
Русский язык.5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой и т.д. / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014 |
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
презентация Microsoft Office PowerPoint, печатный материал, инструктивные карты, оценочные листы, маски Винни-Пуха и Пятачка, портреты ученых-лингвистов (И.А.Бодуэн де Куртене, Ф.Ф.Фортунатов, А.М.Пешковский)
|
Основные понятия |
«Окончание слова», «Типы окончаний», «Роль окончаний», «Нулевое окончание», «Материально выраженное окончание». |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Промежуточный контроль |
Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Вступительное слово . -Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на очередном заседании лингвистической лаборатории. (слайд 1) - Вспомните, чем мы занимаемся в нашей лаборатории? - А на каких уроках вы выполняли лабораторные работы? Чем они вам запомнились?
Наш урок тоже будет интересным, т.к. на нем мы будем совершать открытия |
- Исследуем русский язык, совершаем открытия.
- Лабораторные работы выполняли в начальной школе на уроках окружающего мира. Эти уроки были интересны и поучительны, понравилось самим открывать знания. |
Фронтальная |
Учебный диалог |
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка. |
2.Создание проблемной ситуации (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию) |
Ролевая игра Учебная лингвистическая задача |
- Итак….. (пауза) Кто же там все время скребется за дверью? (В дверях Винни-Пух и Пятачок.) Ребята разыгрывают сценку.
|
Разыгрывают ролевую игру В.П. Смотри, Пятачок, лаборатория. Давай заглянем. Пят. Винни, а может не стоит. В.П. Ой, куда же это мы попали? Смотри, Пятачок, таблица, и еще таблица, и еще таблица, а вот еще и еще… Пят. Да что ты Винни заладил еще да еще. Что это за слово вообще. В.П. Надо подумать (размышляет). ЕЩЕ – интересное слово. Пожалуй, если мы разделим его на части, то выделим в нем корень – ещ и окончание е. Пят. Винни, мне кажется, что ты не прав. Ну какое окончание е. В этом слове вообще нет окончания. В.П. Ну что ты, Пятачок. Да разве бывают в русском языке слова без окончаний. Конечно, нет. Пятачок (ребятам) Ребята, а вы как думаете?
|
Фронтальная
|
Проблемный диалог. Постановка проблемной ситуации. |
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка. |
3. Постановка проблемы исследования |
Беседа |
- Ребята, как вы думаете, кто же прав?
|
-Думаем, что прав Пятачок.
- Возможно прав и Винни-Пух, потому что слов без окончаний не бывает.
- Никто из них не прав, т.к. в слове еще нулевое окончание.
|
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.
|
4. Формулирование темы исследования |
Беседа |
- Ребята, так о чем же мы будем говорить сегодня? Что станет предметом нашего исследования? Предмет исследования: окончание слова. (слайд 2)
|
Предметом исследования станет окончание слова |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение формулировать предмет исследования.
|
5. Формулирование цели исследования |
Беседа |
- Сформулируем цель нашей лабораторной работы. (Цель: изучение особенностей окончания слова в русском языке) (слайд 3) |
- Изучение окончаний слова. - Исследование особенностей окончаний слова. - Расширение знаний об окончании слова |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Регулятивные: умение ставить цель исследования |
6. Выдвижение гипотезы |
Беседа |
- Ребята, у вас было много мнений по поводу правильности высказываний Винни-Пуха и Пятачка. Давайте вспомним их и сформулируем гипотезу. Варианты гипотез: Предположим, что в русском языке не все слова имеют окончание. В русском языке у всех слов можно выделить окончание. (слайд 4) |
- Предположим, что в русском языке нет слов без окончаний. - Допустим, что в русском языке во всех словах есть окончания. |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение формулировать гипотезу |
7. Проверка гипотезы: проведение лабораторной работы |
Проведение лингвистического эксперимента, исследования художественного и лингвистического текста, заполнение таблицы результатов исследования.
Инструкция. |
- Ребята, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели урока? - Для того чтобы выявить особенности окончаний, проведем лабораторную работу. Работать будем в парах по рядам. В 1 ряду собрались «Теоретики» (сильные учащиеся), во втором ряду «Экспериментаторы» (слабые учащиеся), в 3 ряду – «Практики». (учащиеся среднего уровня) Конечный продукт нашей лабораторной работы – это лингвистический текст, который мы с вами в ходе исследования будем заполнять. Окончание – это ____________ часть слова, которая образует _______________________________ и служит для ___________________ ______________________ . В русском языке выделяются _______________ _______________ окончание и _______________ окончание. Эти окончания можно выделить только у _______________________ слов: _______________________________________________________. А ______________________ слов, таких как __________________________ ___________ окончаний _________.
Прежде чем приступить к исследованию предложенных материалов, еще секундочку на экран. Проведем инструктаж. (Слайд 5)
Дорогой пятиклассник! Мы желаем тебе успехов в разгадке очередной тайны русского языка. Ознакомься с краткой инструкцией. 1. Ознакомьтесь с предложенными заданиями на инструктивных карточках. 2. Проведите исследование в течение 10 минут. 3.Занесите результаты исследования в таблицу и сделайте выводы 4. По результатам исследования создайте лингвистический текст на доске (заполните пропуски). 5. Озвучьте результаты исследования.
Соблюдая четко регламент, приступите к работе. Вопросы по ходу деятельности. - Если нет вопросов, предлагаю начать исследование.
|
- Доказать или опровергнуть гипотезу, провести исследование.
Прослушивают инструктаж.
Проводят лингвистический эксперимент, исследуют художественный и лингвистический текст в парах, заносят результаты лабораторной работы в таблицу. Заполняют пропуски в лингвистическом тексте.
|
Парная |
Лингвистический эксперимент. Таблица результатов лабораторной работы. Лингвистический текст. |
Познавательные: умение работы с разными типами текстов: лингвистическим и художественным, искать пути решения выдвинутой гипотезы, делать выводы, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение) по образцу. Регулятивные: умение проводить исследование по алгоритму.; Коммуникативные: умение работать в парах, осуществлять поиск и сбор информации для решения лингвистической задачи, умение строить речевое высказывание. Личностные: воспитание уважения при работе в парах. |
8. Интерпретация полученных данных |
Речевое высказывание |
- Первыми результаты лабораторной работы озвучивают «Теоретики».
- Слово дадим «Практикам».
- С результатами своей работы нас ознакомят «Экспериментаторы». |
Мы, теоретики, изучали лингвистический текст из истории русского языка. Проанализировав его, мы выяснили, что изучением окончания слова занимались русские ученые такие как Фортунатов, Бодуен де Куртене и другие. Они выделяли материально выраженное и нулевое окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых частей речи , таких как прилагательное, существительное глагол. Но у наречий, союзов и предлогов окончания нет.
Мы в паре со своим коллегой проводили эксперимент со словами знание, мармелад и еще. Мы их изменяли по числам и падежам образовывали формы слова, определяли, изменяется или не изменяется слово. В результате мы выяснили, что слова мармелад и знание имеют нулевое окончание, т.к изменяются по падежам и числам. А вот слово еще совсем не имеет окончания, поэтому что не изменяется .
Мы, практики, работали с текстом стихотворения Ивана Сурикова «Зима». В нем не хватало окончаний. После их восстановления у нас получился связный текст. Мы сравнили исходное и восстановленное стихотворения и пришли к выводу, что окончание значимая часть слова. Оно влияет на смысл текста, а также служат для образования форм слова.
|
Парная |
Таблица результатов лабораторной работы. |
Познавательные: умение работать с лингвистическим текстом, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение). Личностные: воспитание уважения при работе в парах и при оценивании результатов работы своих одноклассников. |
9. Вывод по результатам исследования (сравнение с эталоном) |
Задание на сравнение двух лингвистических текстов |
- Рассмотрим наш конечный продукт – лингвистический текст, оформленный на доске. Громко прочитаем его.
- Ученые-лингвисты также как и вы занимались изучением окончания в русском языке. Давайте посмотрим, к какому результату они пришли. (слайд 6) Прочитаем.
- Сравним. К такому же результаты мы с вами пришли или нет? (Да) |
Проговаривают лингвистический текст. - Таким образом наша гипотеза доказана, так как наши выводы совпадают с эталоном. |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Познавательные: умение работать с лингвистическим текстом, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение). |
10. Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка. |
Речевые высказывания |
Подведем итог нашей совместной деятельности, для этого заполним оценочные листы. Посовещайтесь и озвучьте результаты своей работы. В этом вам помогут незаконченные предложения на слайде (слайд 7). -Какую отметку вы поставите своей паре. Прокомментируйте ее.
|
Осуществляют самооценку, взаимооценку, комментируют выставленные отметки, качество и результативность работы в парах (что получилось, что не получилось) |
Парная. Фронтальная. |
Оценочные листы. Устные высказывания. |
Регулятивные: умение проводить самооценку и взаимооценку; Коммуникативные: умение работать в парах, строить речевое высказывание. Личностные: воспитание уважения при работе в парах и при оценивании результатов работы своих одноклассников. |
11. Домашнее задание |
|
Из раздела «Пишу правильно» выписать слова, которые не имеют окончаний. (Слайд 8) |
Записывают домашнее задание |
Фронтальная |
|
|
12. Итоги урока |
Беседа |
Выходят Винни-Пух и Пятачок. Они благодарят ребят за работу и помощь при решении задачи.
Учитель подводит итоги урока. |
Разыгрывают ролевую игру. |
Фронтальная |
|
|
Приложения.
Инструктивная карта №1
Группа «Теоретики»
Тема: Окончание слова
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________.
(исследовать, изучить, усвоить, осмотреть, ознакомиться, понять)
1. Внимательно прочитайте текст.
Окончание в русском языке являлось предметом исследования многих русских ученых. Первым начал изучать окончание слова выдающийся русский лингвист И.А.Бодуэн де Куртене, затем его поддержали Ф.Ф.Фортунатов и А.М.Пешковский и многие другие. Они утверждали, что в русском языке выделяются материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженное окончание выражается звуками (например карандаши, карандашами, карандашах). Нулевое окончание звуками не выражено, но это не значит, что его нет. Его легко обнаружит, изменив форму слова. Но нельзя путать нулевое окончание с теми словами, которые совсем не имеют окончаний. Это наречия, предлоги, союзы – неизменяемые части речи. Раз их нельзя изменить, значит у них нет окончания. Окончание можно выделить только у изменяемых слов - имен существительных, прилагательных, глаголов.
2. Выполните задания к тексту. Заполните таблицу.
|
Вопросы |
Результаты |
1 |
Изучалась ли тема «Окончание слова» русскими учеными? |
|
2 |
Кто из русских ученых изучал окончание слова?(1-2 фамилии ученых) |
|
3 |
Какие типы окончаний выделяют лингвисты. |
|
4 |
Приведите примеры материально выраженного окончания. |
|
5 |
Как называется окончание, которое материально не выражено. |
|
6 |
В каких словах (изменяемых/неизменяемых) можно выделить окончание. |
|
7 |
Слова каких частей речи относятся к неизменяемым? |
|
8
|
Имеют ли окончание слова неизменяемых частей речи и почему? |
|
3. Сделайте вывод по результатам изучения текста. Вывод вы можете сформулировать самостоятельно или воспользоваться образцом.
Мы, теоретики, изучали лингвистический текст из истории русского языка. Проанализировав его, мы выяснили, что изучением окончания слова занимались русские ученые такие как ______________________________________________________
_____________________________________ . Они выделяли __________________
________________________ окончание и ____________________ окончание. Окончание можно выделить только у ______________________ ___________________ , таких как ____________________________ ____________. Но у _______________________________________ ______________________ ) окончания ___________________ .
Инструктивная карта №2
Группа «Экспериментаторы»
Тема: Окончание слова
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________.
(исследовать, изучить, усвоить, осмотреть, ознакомиться, понять)
1. Поэкспериментируйте со следующими словами: знание, мармелад и еще. Охарактеризуйте их по следующим критериям, результаты занесите в таблицу
|
Знание |
Мармелад |
Еще |
Измените слова, образуйте формы слова (по падежам либо по числам) |
|
|
|
Изменяется / не изменяется слово |
|
|
|
Поставьте вопрос. Определите часть речи |
|
|
|
Выделите окончания |
|
|
|
2. Сделайте вывод по результатам изучения текста. Вывод вы можете сформулировать самостоятельно или воспользоваться образцом.
Мы в паре со своим коллегой проводили эксперимент со словами _______________________________________________________. Мы их изменяли по ______________________, образовывали формы слова, определяли, изменяется или не изменяется слово. В результате мы выяснили, что слово ____________ - ___________________, изменяется по _______________( ) и ________________ ( ), имеет окончание ____. А слово _____________ - ___________, имеет окончание _____. Оно тоже изменяется по _____ ( ________) и __________ ( ). А вот слово ______________ совсем не ____________________ , поэтому __________________ окончания. Это ________________ .
Инструктивная карта №3
Группа «Практики»
Тема: Окончание слова
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________.
(исследовать, изучить, усвоить, осмотреть, ознакомиться, понять)
1. Прочитайте стихотворение Ивана Сурикова «Зима»
Бел___ снег, пушист___.
В воздух____ круж____ся
И на земл____ тихо
Пада___, лож____ся.
И под утр___ снег___
Пол___ забелел____,
Точно пелено____
Все его одел_____ .
2. Восстановите стихотворение.
3. Сравните тексты до восстановления и после восстановления.
4. Результаты занесите в таблицу
|
Вопросы |
Результаты
|
|
1 |
Понятен ли смысл стихотворения до восстановления текста?
|
|
|
2 |
Что изменилось в стихотворении после его восстановления?
|
|
|
3 |
Какой морфемы не хватало в стихотворении?
|
|
|
4 |
Какую роль играют окончания в стихотворении?
|
|
|
5 |
Как вы думаете, значимая или незначимая часть слова – окончание? |
|
|
5. Сделайте вывод по результатам изучения текста. Вывод вы можете сформулировать самостоятельно или воспользоваться образцом.
Мы, практики, работали с текстом стихотворения Ивана Сурикова «Зима». В нем не хватало _____________________ . После их восстановления у нас получился такой текст (прочитайте стихотворение). Мы сравнили исходное и восстановленное стихотворения и пришли к выводу, что окончание значимая /незначимая (подчеркните) часть слова. Оно влияет на ___________ текста, а также служат для _____________________________________________________ .
Оценочный лист
Фамилия имя ученика |
Самооценка |
Отметка товарища |
Отметка учителя |
Итоговая отметка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания.
Отметка «5» ставится, если работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно или по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущены существенные ошибки.
Отметка «2»: допущены две (и более) ошибок в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.