Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Описание животного"
Оценка 4.7

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Описание животного"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
11.06.2022
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Описание животного"
Разработка конкурсного урока
КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ на конкурс УГ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО 16.03..doc

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Описание животного

Класс:  5

УМК: Русский язык. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

Тема: Описание животного.

Цели урока:

      1.Деятельностная: повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана.

      2.Предметно-дидактическая: показать роль типов и стилей речи, актуализировать имеющиеся знания по правописанию падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

Образовательные:  закрепить знания по правописанию падежных окончаний имен прилагательных, определить стиль и тип речи, расширить лексикон описательными языковыми средствами.

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся; навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать творческие способности личности; эмоционально-положительное отношение к предмету; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у обучающихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи, воспитывать любовь к животным и ответственность за них.

Планируемые образовательные результаты урока:

1.     Личностные: развивать уважительное отношение к русскому языку, мотивацию  к  учебной  деятельности, формировать  личное,  эмоциональное  отношение  и  интерес  к  себе  и  окружающему  миру, формировать  желания  выполнять  учебные  действия,  развивать  личностную  мотивацию учебной деятельности.

2.     Метапредметные:

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: формирование умений по использованию соответствующего понятийного аппарата и инструментария для решения поставленных задач и оценки полученных результатов, по использованию доказательной речи при работе с информацией;

коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическое освоение принципов общения и сотрудничества, развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

3. Предметные: знать понятие «описание», особенности описания в научном и разговорном стиле; уметь различать описание животного в научном и разговорном стиле, редактировать текст (сочинение-описание) обучающегося; описывать животное в разговорном стиле как устно, так и письменно.

Тип урока:

1.    По ведущей дидактической цели: урок комплексного применения знаний.

2.    По способу организации: сочетание различных форм занятий (фронтальная, индивидуальная, в группах).

3.    По ведущему методу обучения: урок с разными видами заданий.

Методы обучения: словесный, наглядный, работа с текстом, составление кластера, эвристический, проблемно-поисковый.

Средства обучения: рабочая тетрадь, раздаточный материал, слайды, демонстрационный материал.

 

Ход урока:

 

Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

 

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

(2 мин.)

Словесный, наглядный

(Делятся на группы. При входе тянут пазлы и по элементам (цветам) на картинке рассаживаются)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Жанна Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я уверенна, что эти 35 минут будут наполнены творчеством, вашими мудрыми мыслями, а самое главное, солнечным настроением.

Слайд 1+ музыка (звуки леса)

Весна, весна, как воздух чист, как ясен небосклон.

Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину…

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Происходит эмоциональный настрой на урок.

Личностные:

положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Самооценка

Актуализация знаний. Целеполагание.

(5 мин.)

Словесный, наглядный, проблемно-поисковый

- Ребята, а вы любите ходить на экскурсию в лес или в парк?

- Тогда сегодня на уроке мы отправимся в весенний лес. Ну что, готовы, тогда в путь!

1.  Первая  достопримечательность нашей экскурсии называется «Логическая полянка».

Она у нас необычная. Чтобы понять, кто живет на полянке, вы должны собрать пазлы, не показывая членам другой команды. Ваша задача – рассказать (с помощью определений) участникам других команд о том, что у вас изображено, не называя этого слова, а другие команды должны отгадать. (Заяц, медведь, белка)

- С помощью каких частей речи вы описали животных? (С помощью прилагательных).

- Эти животные живут в лесу, а какие животные живут дома? Ребята, а у вас есть любимое домашнее  животное?

- А как вы думаете, что может связывать животных с нашим уроком?

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Описывать животное)

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- А для чего нам нужно научиться описывать животное? (развивать речь, правильно употреблять прилагательные, обогащать словарный запас.

Слушают учителя.  Беседуют с учителем. Предлагают свои варианты ответов. Корректируют ответы одноклассников. Стараются сформировать цель урока.

Личностные: формировать желания выполнять учебные действия, развивать интерес к предмету. Регулятивные: прогнозировать деятельность на уроке. Коммуникативные: слушать собеседника, уметь вступать в диалог.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из показанных предметов, структурировать знания, уметь выдвигать предположения    о    цели урока.

Наблюдение, беседа

Закрепление имеющихся знаний

(6 мин.)

словесный, наглядный, работа в тетрадях

 

- Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока «Описание животного».

- Ребята, а кто из вас помнит, что такое описание?

  (Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков).

- Какие типы текста вам еще известны? (повествование, рассуждение)

 

 

2.Пора сделать второй привал на «Орфографической полянке»

На этой полянке, ребята, живут не обычные обитатели – орфограммы.  Давайте мы их найдем в тексте.

Для этого открываем конвертики, достаем карточку под №1 и выполняем задание в тетради.

Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы. 

Больш… размера, пушист.. шерсть, розов.. ротик, длинн.. усы, забавн.. характер, узк.. мордочка.

- Ребята, передайте свою тетрадь соседу справа и проведем взаимопроверку, оцените работу согласно критериям.

- Молодцы ребята, возвращаем тетради.

- С какими орфограммами вы работали?

- Молодцы, ребята, вы действительно очень хорошо усвоили «Правописание гласных в окончаниях прилагательных».

Дают определение понятию - описание

 

 

 

 

 

Определяют типы текста, аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях

 

 

 

Взаимопроверка

Личностные:

 осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации, выстраивают речевое высказывание.

 

Наблюдение, беседа

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

 (6 мин.)

словесный,

эвристический, работа в группах

А мы отправляемся дальше. Наш путь будет проходить через «Стилистическую» опушку. В гости к себе приглашают стили речи.

- Давайте вспомним, какие мы с вами стили речи знаем? (Научный, художественный)

-  А как вы думаете, чтобы описать животного, какой стиль речи можно применить?

- Все согласны?

- А чтобы проверить гипотезы, возьмите карточку № 2, прочитайте  тексты. У каждой группы свой текст. Определите стилистическую принадлежность каждого текста.

    № 1 Медведь

Медведь — очень интересное животное. Он считается хищником, хотя в основном питается растениями. Он большой, грозный и мохнатый, но в сказках и сказаниях он изображён сильным, мудрым, хотя и неуклюжим существом. (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)

№ 2     Белка – это довольно шустрый зверек со стройным пропорциональным телом, на конце которого можно увидеть довольно длинный и пушистый хвост, длиной от 13 до 19 см, что достигает 2/3 от всей длины тела. Белки всех видов, в том числе и белка обыкновенная имеют общие черты. (НАУЧНЫЙ)

   №3   У зайцев очень мягкая и пушистая шерстка. У них длинные уши, сильные лапы, красивые глаза. Зайцы очень хорошо прыгают. Еще они смешно двигают носиком, когда что-нибудь жуют. (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)            

Ребята, давайте сделаем вывод: чтобы описать животного мы можем использовать любой стиль речи.   

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст каждый индивидуально.

Обсуждают в группе и определяют стиль речи.

Далее по одному представителю от группы читает вслух и озвучивает стиль речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают варианты вывода

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию, составляют алгоритм действий.

Личностные: формирование чувства прекрасного.

Предметные:

Закрепление понятий и видов стилей речи

 

Наблюдение, беседа

ФИЗМИНУТКА

(1 мин.)

Наглядный, игровой

- Ребята, нам пора отдохнуть. Внимательно прослушайте строчки из стихотворения и повторяйте движения.                                                                                                                  

Физкультминутка

 Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

На пенечке посидели.

Всюду бабочки летали,

Птички крыльями махали.

Дружно мы похлопаем,

Ножками потопаем!

Мы природу любим?

-Да! С ней мы верные друзья.

Повторяют действия учителя

 

Делает с учениками физкульминутку

 Творческое применение знаний

(3 мин.)

словесный, наглядный, кластер

- Молодцы, ребята, а мы отправляемся дальше в путь. Следующая остановка называется – творческая опушка. 

- Сейчас мы с вами составим кластер домашнего животного (собаки). Вы поделены на группы, и каждая группа отвечает за описание отдельной характеристики этой собаки.

Я предлагаю выйти сюда по одному представителю группы и вытянуть карточку с заданием.

1 карточка -  опишите внешний вид собаки

2 карточка -  опишите характер, повадки собаки

3 карточка -  опишите, чем питается собака, место обитания

-Сейчас вы выполняете командную работу. Вы должны, совещаясь с членами команды, записать прилагательные на стикере и приклеить их на наш кластер.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Просматривают видеофрагмент

 

 

 

 

Работа с карточками (индивидуальная)

Личностные:  оценка жизненных результатов.

Познавательные: изучение строения органов чувств

Коммуникативные: работать индивидуально, находить решение поставленной задачи.

Наблюдение, беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать, где находиться основа кластера

Закрепление полученных знаний

(7 мин.)

самостоятельная работа

- Молодцы, ребята.  Наша экскурсия приближается к заветному Дереву Успеха.

-Ребята, а чего не хватает на нашем дереве?

-я предлагаю вам украсить наше дерево листочками, на которых вы напишете свое мини-сочинение (4-5 предложений )

-описаний о своем любимом животном.

(План сочинения на слайде, нужно сделать акцент на пункты)

Пишут сочинения на заготовленных листочках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Беседа, наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока

(3 мин.)

Словесный

Ребята, говоря о животных, их красоте, природе обитания, нельзя не вспомнить известную фразу  Антуан де Сент-Экзюпери из произведения «Маленький принц» - мы все  в ответе за тех, кого приручили.

Ребята, вы согласны с этим?

- Скажите, как вы поступите, если увидите на улице брошенное животное?(Ответы и обсуждения учащихся)

Наша экскурсия подошла к концу, а это означает, что нам пора подводить итоги.

- Ребята, у меня на столе стоит коробочка. В ней имеются незаконченные предложения. Прошу вас вытянуть листок и закончить предложение.

(Мне понравилось на уроке…

Я вспомнил на уроке…

Мне было сложно…

Я научился…

Мне следует еще раз повторить о…)

Оценивают деятельность на уроке.

 

Оценивают свое настроение с помощью карточек-смайликов.

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности на уроке.

 

Домашнее задание

(1 мин.)

словесный

Ребята, на карточках №3 записано домашнее задание, возьмите их себе в дневник.

1)с.90, упр.586

2) найти стихотворение, пословицы и поговорки о любимом животном.

3) нарисовать свое любимое животное.

 

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение.

 

Рефлексия

 (1 мин.)

 

словесный

- Наш урок подошел к концу. А значит, что пришло время прощаться. Попрошу вас оценить свое настроение с помощью сигнальных карточек.

- Я очень рада была с вами поработать, желаю всем творческих успехов, новых открытий и побед! Большое спасибо за урок, дорогие ребята!

 

Показывают сигнальные карточки

Личностные: Формирование чувства прекрасного.

Познавательные: Умение подвести итог своей деятельности.

Регулятивные: оценивание достигнутого результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Беседа, наблюдение, оценка

 

 

 


Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Предметные: знать понятие «описание», особенности описания в научном и разговорном стиле; уметь различать описание животного в научном и разговорном стиле, редактировать текст (сочинение-описание) обучающегося; описывать…

Предметные: знать понятие «описание», особенности описания в научном и разговорном стиле; уметь различать описание животного в научном и разговорном стиле, редактировать текст (сочинение-описание) обучающегося; описывать…

Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину…

Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину…

Слушают учителя. Беседуют с учителем

Слушают учителя. Беседуют с учителем

Дают определение понятию - описание

Дают определение понятию - описание

НАУЧНЫЙ) №3 У зайцев очень мягкая и пушистая шерстка

НАУЧНЫЙ) №3 У зайцев очень мягкая и пушистая шерстка

Я предлагаю выйти сюда по одному представителю группы и вытянуть карточку с заданием

Я предлагаю выйти сюда по одному представителю группы и вытянуть карточку с заданием

Подведение итогов урока (3 мин

Подведение итогов урока (3 мин

Рефлексия (1 мин.) словесный -

Рефлексия (1 мин.) словесный -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2022