Технологическая карта урока истории в 6 классе
Тема урока: |
«Правление князя Владимира. Крещение Руси» |
Место урока |
Третий урок в теме «Русь в IX – первой половине XII в.» |
Цель урока: |
подведение обучающихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий Крещения Руси. |
Задачи урока:
|
Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси; развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте и иллюстрациях, выделять главное; воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры. |
Планируемые результаты |
Личностные: – осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства; – сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам; – помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Метапредметные: – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; – создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. Предметные: учащиеся научатся: – объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа; – давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства; учащиеся получат возможность научаться: – сравнивать свидетельства различных исторических источников; – составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий Крещения Руси; – уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; – извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. |
Тип урока |
Комбинированный урок с элементами эвристической беседы |
Оборудование |
Проектор, презентация, учебная карта, адаптированные летописные тексты. |
Технология |
Смыслового чтения |
Структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Определение темы |
1. Приветствие детей на уроке и присутствующих гостей. 2. Работа с презентацией: дети обратите внимание на слайды нашей презентации. Как они связаны? Как вы думаете, что они означают? 3. Ребята, мы продолжаем изучать правление первых русских князей и их деятельность по укреплению Древнерусского государства. |
1. Дети высказывают свои предположения. 2. Дети записывают тему урока.
|
Постановка проблемы урока и целеполагание |
1. Мы сегодня будем знакомиться с периодом правления князя Владимира. 2. Давайте прочитаем мнения историков о Владимире. 3. Ребята, какое противоречие возникает, исходя из данных высказываний. |
1. Дети читают мнения историков и высказывают своё отношение. 2. Дети отвечают на вопрос учителя и формулируют проблему урока. |
Начало заполнения путевого листа |
Для решения поставленной проблемы нам необходимо изучить деятельность Владимира и сделать свои выводы.
|
Дети начинают работу в тетради. |
Историческая разминка |
Назовите первых русских князей? Чем они известны? Что их объединяло? «Гармошка» - ответить на вопросы: 1) Почему Олег и Игорь совершали военные походы на Византию? 2) Почему княгиню Ольгу называли мудрой правительницей? 3) Почему Святослава называли доблестным воином? Эксперты для проверки – Четыржоков, Плешивцев. |
Дети отвечают на вопрос и складывают листок в гармошку так, чтобы не было видно ответа предыдущего ученика. |
Приход Владимира к власти, укрепление границ Руси |
Рассказ о князе Владимире (958-1015 гг.). В 980 г. Владимир завладел киевским престолом, а Ярополк по воле брата был убит. Отличаясь государственной мудростью и личной храбростью, Владимир вел жизнь порочную, был человеком мстительным и жестоким. Воинственный и жестокий нрав князя способствовали его успеху в многочисленных и порой многолетних военных операциях, которые в итоге послужили значительному укреплению, расширению и безопасности будущей России. Дружине своей князь оказывал особое внимание: советовался с ней о делах государственных и военных, ни в чем ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной доискались золота и серебра». Рассказ о русском воине, который перенял славу у печенежского.
Владимир немало времени уделял укреплению границ Древнерусского государства. Рассказ учителя о строительстве оборонительной системы и укрепления границ Руси.
|
|
Работа в путевом листе |
Запишите те черты характера Владимира, которые были наиболее выраженными |
Воинственный, жестокий, мстительный, храбрый, но отличался государственной мудростью |
Начало пути. Язычество |
Я предлагаю вам послушать историю, после которой Владимир, как указывает летописец, задумался над вопросом: «А так ли хороша религия – язычество?». Ученица 1. В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов. - Федор и Иван стали первыми известными мучениками на Руси за веру. После тщательных раздумий князь все-таки пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. - Русь общалась с представителями многих религий: с иудеями-хазарами, мусульманами-булгарами, с христианами из Западной Европы и Византии, различия между западным и восточным христианством быстро нарастали. |
- А какие языческие обряды и традиции нельзя назвать цивилизованными? - Дети по карте показывают территорию Хазарского каганата, Волжской Булгарии, восточноевропейских стран, которые исповедовали единобожие. |
Работа в путевом листе |
Запишите те черты характера Владимира, которые были наиболее выраженными |
Воинственный, жестокий, мстительный, храбрый, но отличался государственной мудростью |
Выбор князем Владимиром веры
|
Владимир первым понял, что удержать все земли восточных славян можно, опираясь на общую для всех веру. Сначала он использовал язычество для укрепления своей власти. На высоком холме князь приказал поставить шесть деревянных идолов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Но нововведения не достигли своей цели. Но вернёмся к моменту принятия христианства. Считается, что именно от болгар, волжских или камских, Владимир услышал первые призывы поменять веру. Владимир пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры. 1 ученик. В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: “…Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён…” Мусульманская вера отпугнула Владимира запретом есть свинину и пить вино “Руси есть веселие пить, не можем без того быть”.
2 ученик. Потом пришли немцы из Рима и сказали: “Пришли мы, посланные папой”… Владимир же сказал немцам: “Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого”. 3 ученик …Пришли хазарские иудеи… Он же спросил: “А где земля ваша?” …И ответили те: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю отдал христианам”. И сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?” 4 ученик. Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ сказал: “Если хочешь стать с праведниками, то крестись”. Владимиру запала в сердце мысль эта, и сказал: “Подожду ещё немного, желая разузнать о всех верах… 5 ученик. Лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и рассказал о разных верах. И сказали бояре и старцы: “Если хочешь лучше разузнать, пошли мужей, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу”… Вернулись посланные мужи и сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся, нет в них веселия, только печаль…» И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. 6 ученик. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем в иных странах…” Сказали же бояре: “Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей”. |
Рассказ детей о выборе Владимиром веры в единого Бога. |
Причины принятия христианства |
Почему Владимир решил принять христианство по византийскому образцу? Причины принятия христианства: 1) объединение восточнославянских племён на основе общей веры; 2) укрепление княжеской власти; 3) укрепление международного авторитета Киевской Руси. |
Работа с текстом учебника, стр. 51. Запись в тетради |
Крещение Руси |
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи. Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси. |
Запись в тетради – 988 г. – Крещение Руси. |
Работа с документами |
Текст №1 «Повесть временных лет о Крещении Руси» Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян. Текст №3 «Родная старина» о крещении Новгорода Вывод: распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось «огнём и мечом» (в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству, сохранялись языческие праздники, существовало двоеверие. Но введение христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Руси и каждого его жителя. Изменился после крещения и Владимир, стал мягким и добрым человеком. При Владимире началось строительство храмов и монастырей. Крещение Руси содействовало развитию культуры, архитектуры и искусства. |
Дети работают с текстами и отвечают на вопросы по тексту |
Значение принятия христианства |
Положительные и отрицательные последствия Крещения Руси - Выберите из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или «--»
1) Христианство пришло на Русь из Византии + 2) Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство + 3) Церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица - 4) Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси + 5) Православная церковь была против игры на народных инструментах - 6) Православные священники выступали за дружную семью, за уважение детей к родителям, за заботу к старикам + 7) На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы, художественные мастерские и библиотеки + 8) Крещение Руси содействовало развитию культуры +
|
Дети по цепочке отвечают на вопросы, ставят нужный знак. |
Рефлексия |
Приём "Телеграмма». Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). |
Дети записывают на листочках. |
Домашнее задание |
§6, мини-сочинение «Каким я увидел (увидела) князя Владимира»
|
|
Приложение
Поставьте в квадратик «+» или «-»
1) Христианство пришло на Русь из Византии
2) Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство
3) Церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица
4) Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси
5) Православная церковь была против игры на народных инструментах
6) Православные священники выступали за дружную семью, за уважение детей к родителям, за заботу к старикам
7) На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы, художественные мастерские и
библиотеки
8) Крещение Руси содействовало развитию культуры
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.