Технологическая Карта "Папоротники 7 класс"
Оценка 4.9

Технологическая Карта "Папоротники 7 класс"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
04.08.2024
Технологическая Карта "Папоротники 7 класс"
Урок "Папоротники биология 7 класс"
урок ТК 2.docx

Челнокова Оксана Алексеевна, учитель биологии МОБУ «СОШ «Муринский ЦО№1» Всеволожский р-н

Тема урока

Папоротники 7 класс

Цель урока

Деятельностная: формировать у обучающихся УУД при изучении темы «Папоротники».

Предметно-дидактическая: познакомить обучающихся с общей характеристикой и особенностями жизненного цикла растений  отдела Папоротниковидных.

Планируемые результаты урока

 

Предметные

·         Знать особенности строения папоротников.

·         Уметь различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах органы папоротниковидных растений.

·         Понимать роль воды в размножении папоротников.

·         Понимать процессы смены поколений в жизненном цикле папоротников в теории и на практике.

·         Знать значение папоротников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные

познавательные

Базовые общеучебные логические действия

Базовые исследовательские

Работа с информацией

Решение проблемных вопросов

- выявлять существенные признаки живых организмов, определять их систематическую принадлежность;

- делать выводы о взаимосвязях явлений/объектов, устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать, интегрировать и преобразовывать информацию, делать выводы;

- выдвигать и объяснять гипотезы;

регуляторные

Самоорганизация, самоконтроль, самооценка

- владеть способами само/взаимоконтроля и рефлексии;

- анализировать и оценивать соответствие целей/условий и результатов (при формулировании выводов к Л/Р, подведении итогов);

- планировать промежуточные этапы работы 9последовательность действий и задач) для достижения конечной цели;

- осуществлять рефлексию

коммуникативные

Общая совместная (в парах и всем классом) деятельность,

Социальная компетентность и адаптивность к новым ситуациям,

Учёт позиции одноклассников

- уметь лаконично и доступно оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- Учитывать и синтезировать мнение других при обсуждении проблемных вопросов;

- совместно договариваться о правилах работы в группах (при выполнении теста и Л/Р)

Личностные

Развивать способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Осознавать ценность знаний и умений для гармонично развитой личности современного человека.

Тип урока

По ведущей дидактической цели

Урок «открытия нового знания»

По способу организации

Комбинированный

По ведущему методу обучения

Проблемный

Методы/технологии обучения

Основной

Проблемно поисковый

Дополнительный

Практико-ориентированный подход: системно-деятельностный подход в учебно-исследовательской деятельности. ( Беседа, самостоятельная работа в парах( взаимопроверка и коррекция, лабораторная работа),  демонстрация)

Основные вопросы урока

1.      Общая характеристика и строение папоротников.

2.      Особенности жизненного цикла папоротников.

3.      Значение папоротников в природе и жизни человека

Основные понятия

Вайи, стелла, заросток, сорусы, спорангии, гаметофит, спорофит, каменный уголь (архегонии, антеридии)*

Средства обучения

Учебник Биология. 7 класс. Базовый уровень Пасечник В.В. (Линия жизни).

Слайдовая презентация «Папоротники».

Раздаточные материалы (приложения 2,3)

Комнатные папоротники в горшках.

Гербарии (вайи щитовника)

Листочки с сорусами (щитовник, многоножка, страусник) или готовые микропрепараты с спарангиями и спорами папоротника.

 Микроскопы, лупы, препаровальные лупы, предметные стёкла.

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Методы

 обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Вре-мя

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мин

Познава-

тельные

Регулятив-

ные

Коммуника-

тивные

 

1

Организационный момент

 

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку, настрой к сотрудничеству

Приветствуют учителя. Организация рабочего места. Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку

1-2

 

Самоорганизация рабочего места, планирование и настрой на работу

Слушать, понимать, учиться культуре общения.

 

2

Актуализация знаний

Работа в парах. Само и взаимопроверка

Предлагает выполнить разноуровневый тест о хвощах и плаунах и провести взаимопроверку и коррекцию знаний в парах.

Спрашивает: Нужна ли какой-то паре помощь учителя?

Предлагает занести Результаты в таблицу учёта знаний и активности на уроке (в конце опорного конспекта). Напоминает правила заполнения таблицы

Выполняют тест.

Проводят взаимопроверку, вносят баллы в таблицу в конце опорного конспекта.

 Помогают друг другу разобраться с ошибками.

Если не удаётся, обращаются за помощью.

 

5-7

Создавать объяснительные модели и представления. Выявлять характерные признаки споровых растений

Владеть способами само/взаимоконтроля, само/взаимооценки и рефлексии

Осуществляют взаимопроверку, слушают и объясняют друг другу сложные вопросы.

мыслей в речевой форме

Самопроверка, самооценка

3

Мотивация и целеполагание

Постановка проблемного вопроса, моделирование,

целеполагание

Проблемный вопрос:

Мы сегодня познакомимся с очень интересным, таинственным и красивым растением, о которых сложено множество легенд.

Что бы назвать тему урока,

Давайте на минутку мысленно перенесёмся в кабинет литературы и послушаем строки из знаменитого произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» (зачитывает текст)

Кто догадался, что это за растение? Правильно! Запишите тему урока в опорный конспект.

- Проблемные вопросы:

1.А вам когда-нибудь в лесу встречался цветущий папоротник?   - Почему? Как же он тогда размножается?

2. Почему, некогда процветавшие папоротники, уступили место голосеменным и цветковым растениям?

- У нас есть несколько гипотез и в течение урока мы выясним, какая из них верна.

      Давайте теперь вместе решим, что нам необходимо узнать на этом уроке. И составим цели и план урока.

Какие вопросы вы могли бы задать учителю о папоротниках?

Из ваших вопросов складываются задачи и план урока.

- Тема и план записываются на доске.

Для оптимизации учитель предлагает назначить для изучаемого объекта сокращённое обозначение

Включение в работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя, анализируют, обдумывают свои предположения

 

 

 

Высказывают предположение:

Тема Папоротник

Записывают тему в опорный конспект

 

 

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения (корнями, спорами, листьями…)

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

Формулируют вопросы учителю и совместно с учителем ставят перед собой цели, которых необходимо достигнуть на уроке.

Записывают в опорный конспект тему урока; видят на доске тему и озвученный ими план:

1.Общая характеристика Папоротников

2.Строение П

3.Многообразие и значение П

4.Размножение П (Л.Р.)

 

Общее решение далее при оформлении доски и конспекта  обозначать папоротники, как «П»

5

Создаются условия для мотивации на изучение объектов природы (папоротников)

Анализировать, вызуализировать, интерпретировать информацию. Выдвигать гипотезы, делать выводы.

Моделировать и планировать тему, ход урока.

 

Выявлять суть проблемного вопроса, применять способы самоконтроля и рефлексии.

Использовать условные обозначения.

Слушать и понимать речь одноклассников, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Чётко формулировать вопросы для совместного решения, обсуждение информации, участвовать в диалоге. Осуществлять самооценку участия в коллективном общении.

 

Умение договариваться, вырабатывать общее решение.

 

 

 

 

 

Самооценка вклада в моделировании хода урока

4

Открытие новых знаний

Смысловое чтение

(приём «Золотой ключик»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(приём «ты мне – я тебе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-диалоговое обучение

 

Посмотрим на план урока:

1.Общая характеристика Папоротников

Заглянем в учебник.

Что бы составить характеристику Отдела Папоротниковидных

поиграем в «золотой ключик» вы Буратины, вам нужно в тексте найти спрятанные «ключики» – ключевые слова и вписать их в схему в опорном конспекте.

Давайте зачитаем характеристику папоротников.

 

А что у нас дальше по плану?

Строение П  (Включает проектор)

Используя гербарий щитовника и нефролеписа, живые комнатные папоротники, а также рисунки познакомимся со строением папоротника.

 Открывает презентацию.

Давайте распределим названия в нужном порядке

- Все ли папоротники одинаково выглядят?

Откройте стр. ….

Одинаково ли выглядят вайи папоротников разных видов? Какие у папоротников могут быть листовые пластины?

Подытоживаем: листья могут быть рассечёнными, сложно рассечёнными и цельными. От чего такое разнообразие?

Где можно обнаружить папоротники?

- Беседа по слайду «Самые-самые»

Каково значение папоротников в природе и жизни человека? (приём «ты мне – я тебе) выиграет тот, кто называет последним.

- На слайде примеры съедобного орляка и страусника, красочный отпечаток папоротника

 

Беседа.

Судя по плану, остался один самый интересный вопрос. Время открывать неведомое.

Изучив жизненный цикл и размножение папоротников, мы сможем проверить правильность выдвинутых в начале урока гипотез

- Демонстрация видео «Жизненный цикл папоротника»

- Давайте повторим всё по схеме. Учитель на доске показывает этапы развития папоротника

Давайте ответим на проблемные вопросы нашего урока:

1.Почему никто так и не нашёл цветок папоротника.

2.Почему закончился расцвет папоротников, и они уступили место голосеменным и цветковым растениям?

Наводящий вопрос:

 Как передвигаются сперматозоиды?

Значит, какое условие необходимо для передвижения сперматозоидов? Климат стал суше или влажнее?

 

 

 

Читают текст, вписывают в опорный конспект пропущенные слова.

 

 

Зачитывают предложения с вставленными из текста словами, внимательно слушают одноклассников, сверяют со своими записями.

 

 

 

 

 

 

Называют:

2.Строение папоротников.

 

 

Распределяют названия в нужном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

- Приспособления к разным условиям обитания.

В лесах, на деревьях, на скалах, в озёрах, дома))

 

 

 

 

- Пища

Среда обитания

Кислород

Сальвиния – зарастание водоёмов

Деликатес – орляк, страусник

Глистогонные средства

Декоративные в цветоводстве

Симбиоз с азотфиксирующими бактериями

Каменный уголь (топливо, смолы, пластмассы)

Удобрение

Древовидные для строительства

Поделки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют этапы и находят их на рисунке опорного конспекта

 

 

Включение в решение проблемного вопроса урока

 

Смотрят видео, слушают рассказ диктора.

 

Вместе с учителем проговаривают по схеме на доске.

 

 

Приводят доказательства выдвинутых гипотез:

Цветков не бывает, так как папоротники размножаются спорами.

Расцвет закончился, так как изменился климат: стал прохладнее и суше, а папоротникам для оплодотворения необходима вода!

15

Добывать знания используя текстовую информацию, составлять характеристику объекта (используя образец общей характеристики определённого таксона систематики), применять свой жизненный опыт и полученные ранее знания.

Осуществлять осмысленное чтение,  уметь анализировать, выделять главное, следовать плану, прогнозировать результаты, осуществлять рефлексию достижения задач.

Уметь оформлять свои мысли в устной  форме, слушать, понимать речь других, тактично исправляют неверные ответы, вырабатывать совместные решения.

Самооценка личного вклада в реализации учебной цели

5

Закрепление новых знаний

Представление исследовательского учебного проекта. Лабораторная работа.

Давайте соберём магнитную аппликацию на доске, чтобы не забыть основные этапы цикла папоротника. Кто мне поможет?

 

А теперь применим наши знания на практике. Предлагаю вам подключиться к работе над исследовательским экспериментом!

Ребята на занятиях биологического кружка решили проверить на практике, действительно ли папоротники размножаются спорами.

 

(Кто догадался почему именно флорариум?).

_ Благодарит докладчика.

Вам и правда удалось увидеть один из тайных процессов природы! Вот только забыли изучить строение самих сорусов и спорангиев под микроскопом.

- Давайте выполним эту часть исследования в лабораторной работе.

- Вспомним технику безопасности:

Перед вами лабораторные принадлежности. С какими из них нужно обращаться предельно осторожно?

В парах выполните Л.Р в соответствие с инструктивной картой в опорном конспекте.

Напоминает правила формулировки вывода.

Выключает проектор

Один ученик на доске собирает аппликацию. Остальные проверяют правильность (работа с рисунком в опорном конспекте). При необходимости исправляют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад участника биологического кружка:

Мы собрали с папоротников споры, посеяли их в чашку Петри и разместили для проращивания в флорариум.

 Через пару месяцев получили из спор заростки, изучили их методом микроскопирования и вырастили из заростков рассаду папоротников.

 

Слушают, высказывают предположения, поясняют их.

 

 

 

 

 

Препаровальные иглы, предметное.

 

Выполняют лабораторную работу

Настраивают микроскопы,

 готовят микропрепараты (либо используют готовые),  рассматривают их под микроскопом, делают надписи к рисункам в опорном конспекте, записывают  вывод.

10

Систематизировать информацию в ходе лабораторной работы и ознакомление с результатами исследовательского учебного проекта.

Рефлексия степени участия в учебном процессе, коррекция выявленных недочётов

Уметь сотрудничать при выполнении лабораторной работы,

самооценка

6

Итог урока

Совместное подведение итогов через решение проблемы

Предлагает зачитать вывод к лабораторной работе.

Вспомните, какие главные загадки природы о папоротниках мы сегодня разгадали?

Зачитывают вывод, корректируют, дополняют друг друга.

Формулируют ответы на проблемные вопросы

3

Обобщать, Формулировать выводы

Давать оценку приобретённым знаниям и опыту, систематизировать, обобщать

Представлять результаты  своей работы, обсуждать, вести диалог, давать взаимооценку и самооценку  участия  в открытии нового, формулировать совместные выводы.

Самопроверка, самооценка

7

Рефлексия и оценивание

Самоанализ

Учитель предлагает учащимся определить степень   достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность.

Подведём итог. Владеть способами самоконтроля и рефлексии
- Можно ли сказать, что теперь вы знаете, кто такие папоротники?
- Понравилось ли вам знакомство с папоротниками?
- Проставьте баллы в незаполненные клеточки таблицы для самооценки.
- Подытожьте результат вашей взаимо и самооценки.
- Сколько у нас получилось пятёрок? Четвёрок? Троек?
- Если вы хотите улучшить результат, выполните дополнительное Д/З

Отмечает учеников, наиболее активно работавших на уроке, «дарит» им дополнительный бонусный балл к их самооценке

 

Вы отлично поработали!

Спасибо за сотрудничество))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выясняют степень достижения поставленной цели (возвращаются к пунктам плана, анализируют)

рефлексируют свою деятельность,

задают вопросы учителю по материалу урока

 

Заполняют таблицу самооценки.

Сдают опорный конспект на проверку учителю

 

 

Анализировать степень личного открытия нового

Определять степень успешности своей работы

Слушать, понимать речь других. Уметь соотносить результаты своей работы с общими результатами .

Самооценка

8

Домашнее задание

 

На слайде.

Всем: П. 14 читать и отвечать на вопросы в конце параграфа

По желанию: 1. Работа с Интернет-ссылками в конце учебника.

2. Подготовить сообщение о папоротниках Ленинградской области

Записывают домашнее задание

задают вопросы учителю по домашнему заданию

2

Анализировать  объём заданий, уметь задавать уточняющие вопросы

Владеть способами самоконтроля и рефлексии

Слушать и понимать речь других

Самоконтроль

 


 

Челнокова Оксана Алексеевна, учитель биологии

Челнокова Оксана Алексеевна, учитель биологии

Общая совместная (в парах и всем классом) деятельность,

Общая совместная (в парах и всем классом) деятельность,

Технологическая карта урока №

Технологическая карта урока №

Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близь

Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близь

Общее решение далее при оформлении доски и конспекта обозначать папоротники, как «П»5

Общее решение далее при оформлении доски и конспекта обозначать папоротники, как «П»5

Проблемно-диалоговое обучение

Проблемно-диалоговое обучение

Проблемно-диалоговое обучение

Проблемно-диалоговое обучение

Кто догадался почему именно флорариум?)

Кто догадался почему именно флорариум?)

Представлять результаты своей работы, обсуждать, вести диалог, давать взаимооценку и самооценку участия в открытии нового, формулировать совместные выводы

Представлять результаты своей работы, обсуждать, вести диалог, давать взаимооценку и самооценку участия в открытии нового, формулировать совместные выводы

Спасибо за сотрудничество))

Спасибо за сотрудничество))
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2024