Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: «Художник в театре. Театр кукол» (3 класс)

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: «Художник в театре. Театр кукол» (3 класс)

Разработки уроков
docx
16.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Художник в театре. Театр кукол.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему:

«Художник в театре. Театр кукол» (3 класс)

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 36

Бодрова Виолетта Андреевна

Проверил:

Учитель 3 «Р» класса

Матвеева Лариса Михайловна

___________________

Руководитель от колледжа

Якушева Галина Ивановна

___________________

Отметка «      » (___________________)

 

 

Соликамск, 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока

«Художник в театре. Театр кукол». 3 класс

УМК

«Школа России», программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цели деятельности педагога

Ознакомление учащихся с разными видами кукол и их историей, о кукольном театре в наши дни. Изготовление перчаточной куклы бибабо «Петрушка».

Тип урока

Изучение нового материала.

 

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

 

Метапредметные:

·         регулятивные умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

· познавательные осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

· коммуникативные уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания); уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

 

Предметные: знание театра кукол как пример видового разнообразия театра; умение создать театральных кукол из различных материалов.

Методы и формы обучения

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, перчаточная кукла бибабо «Петрушка», голова куклы, макет с прошлого урока.

Оборудование

Лоскутки светлого цвета (10 шт.), лоскутки красного и зелёного цвета (по 10 шт.), указка, резиночки (10 шт.), нитки красного или зелёного цвета (по 1 шт. на каждого), иголка, игольница, ноутбук, колонки, проектор, клеевой пистолет, глазки (10 пар), пенопластовые шарики (20 шт.), фломастеры и маркеры, вата или др. наполнитель (10 шт.), ножницы, простой карандаш.

 

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный

контроль

I. Орг. момент.

_______

- Здравствуйте, дети, меня зовут Виолетта Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

- Тихонечко садитесь на свои места.

 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

 

Фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Зрительный контакт.

II. Актуализация знаний по теме, СТИЦ.

Эмоциональный настрой на урок

 

 

 

СТИЦ

 

- Сейчас, для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю послушать вам аудиофрагмент. Слушаем внимательно, не отвлекаемся и не мешаем другим. Слайд №1 АУДИО

- Что вы почувствовали, послушав данный аудиофрагмент?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Вспомните, о чём вы говорили на прошлом уроке? (на столе макет) Что вы изготавливали?

- Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, но подробнее остановимся на театре кукол. Слайд №2

Слушают.

 

 

 

 

Дрожь, величественность, атмосферность, мурашки и т.д.

О театре. Макет театральной сцены.

Фронтальная.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем.

Познавательные: отвечают полными связными предложениями, производить анализ, синтез, обобщения.

Зрительный контакт.

Активное участие в диалоге с учителем.

Правильные ответы на вопросы.

III. Сообщение нового знания.

Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3 Самый любимый театр у детей во всём мире - кукольный театр, Потому, что актёры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать разговаривать, плакать и смеяться.

Слайд №4 В давние времена по городам и сёлам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали "петрушечники". Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали весёлые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих представлений был Петрушка.

Слайд №5 Кукол такие артисты делали сами: головку и ручки для куклы вырезали из дерева или шили из тряпок, раскрашивали, придумывали для неё костюмы. У Петрушки на голове был колпачок с кисточкой.

Смотрите, что он говорит! «Я пришёл к вам, господа, повеселиться, детей посмешить и позабавить и всех вас с праздником поздравить».

Слайд №6 Бывают куклы, которые надеваются на руку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек.

Слайд №7 А бывают куклы огромные, выше человека. Такую куклу на руку не наденешь. Ими управляют несколько человек сразу: один ноги переставляет, другой головой кивает, а третий руками машет. Это тростевые куклы.

Слайд №8 Ребята, а вы видели кукол, которые приводят в движение за нити, прикреплённые к различным частям тела? Как их называют?

- Их называют марионетками.

Слайд №9 Над созданием каждой такой куклой художники работают очень долго и тщательно.

Сначала рисуют будущую куклу на бумаги: пытаются представить её в действии, определить её характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.

Слайд №10 Художник-кукольник создаёт разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпочки, пуговицы, пёрышки – в роскошные наряды и причёски. У каждого художника свой секрет!

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марионетками.

Фронтальная.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Регулятивные: оценивание своей работы и других.

Зрительный контакт.

IV. Демонстрация готового изделия.

Демонстрация изделий учителя

- Вот и сегодня на уроке мы начнём изготавливать свои собственные куклы. А именно перчаточные куклы бибабо. Мастерить мы будем Петрушку, вы с ним уже знакомы.

- Слайд №11 Кукла бибабо́ — это простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.

- На этом уроке мы выполним 1 часть работы, а на следующем уроке вы продолжите изготовление данной куклы.

- В результате всей работы у каждого получится своя уникальная кукла. Вот такая кукла получилась у меня. (демонстрация готового изделия)

- А сегодня в конце урока мы должны получить следующий результат. Это голова куклы. (демонстрация неполного изделия)

Смотрят и слушаю.

Фронтальная.

Регулятивные: умение анализировать образцы, определять материалы.

Зрительный контакт.

V. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

- Прежде чем приступить к работе, нужно размять пальцы. Поставьте руки на локотки. Первый раз я показываю, а внимательно смотрите и запоминаете. Второй раз мы делаем вместе и третий раз закрепляем.

«Тряпичные куклы»

С нами ты уже знаком –

Мы из ярких лоскутков:

Людям помогаем

И оберегаем.

Кукла Куватка, кукла Кубышка,

Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка.

Кукол в корзинку мы соберём

И на полку в музей отнесём.

- Молодцы.

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная.

Личностные: Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Повторяют движения за учителем.

VI. Объяснение практического задания.

 

- Сегодня мы сделаем голову и колпак будущей куклы. Слайд №12 тех.карта Для того, чтобы изготовить голову перчаточной куклы «Петрушка» сначала вам необходимо взять шаблон круга, а также простой карандаш и лоскуток светлой ткани. Необходимо приложить шаблон к лоскутку, при этом не забывая экономить место, и обвести шаблон на ткани с помощью карандаша. Далее необходимо вырезать круг на ткани. Далее вам необходимо будет положить небольшое количество наполнителя в центр лоскутка, сложить края ткани к центру, а затем обвязать получившийся пучок ткани резинкой в 2 раза.

Вот и готова голова и шея. Далее необходимо разровнять складки в той половине головы, на которой будет лицо. Далее по одному, тот кто заканчивает данный этап работы, подходит ко мне для того, чтобы я наклеила вам нос и глаза.

После этого вам необходимо нарисовать щёки и раскрасить нос красным цветом так, как показано на слайде, а также нарисовать рот.

Далее мы приступаем к изготовлению колпака Петрушки. Для этого вам необходимо взять красный и зелёный лоскуты ткани, шаблоны треугольной формы и простые карандаши. Вам необходимо обвести шаблон на каждом лоскутке ткани и вырезать две детали, одну на зелёном и вторую на красном лоскутке. Затем нам необходимо будет скрепить две ткани, оставляя не тронутой нижнюю часть лоскутков (учитель показывает), швом «вперёд иголка». Его мы повторим позже.

-После этого мы вывернем лоскутки в обратную сторону и вытянем верхушку колпачка. Нам останется приклеить кисточку к колпаку и сам колпак на голову петрушке. Кисточку по желанию можно раскрасить и голова петрушки будет готова.

Слушают.

 

Фронтальная.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно.

Зрительный контакт.

 

 

 

 

 

 

VII. Физ. минутка.

Физминутка

- Встаньте из-за парт. Разойдитесь так, чтобы всем было удобно, и никто никого не задевал. Первый раз я показываю, а вы смотрите и запоминаете. Второй раз мы делаем вместе. А на третий раз закрепляем.

 

Мы театр очень любим,

И артистами все будем.

Можем сказку рассказать,

Можем сказку показать.

Про репку и про колобка,

И про мышку с теремка.

В костюмы любим наряжаться,

В героев разных превращаться.

 

- Закончили, молодцы, садитесь на свои места.

Выполняют физ. минутку.

Фронтальная.

Личностные:

Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

 

 

Выполнение упражнений по образцу.

VIII. Правила работы по технике безопасности.

 

- Сегодня мы будем использовать на уроке ножницы и иголку. Давайте вспомним технику безопасности их использования.

При работе с ножницами:

1 – Соблюдай порядок на своем рабочем месте;

2 – Работай ножницами только на своем рабочем месте;

3 – Следи за движением лезвий во время работы;

4 – Ножницы клади кольцами к себе;

5 – Подавай ножницы кольцами вперед;

6 – Не оставляй ножницы открытыми;

7 – Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу;

8 – Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола;

9 – Не проводи руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и ими можно пораниться.

При работе с иглой:

1. Всегда храни иголку в игольнице;

2. Не оставляй иголку на рабочем месте без нитки;

3. Передавай иголку только в игольнице и с ниткой;

4. Не бери иголку в рот и не играй с ней;

5. Не втыкай иголку в одежду;

6. До и после работы проверь количество иголок;

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте;

8. Не отвлекайся во время работы с иголкой.

Сначала сами гворят, затем внимательно слушают учителя.

Фронтальная.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь учителя.

 

Зрительный контакт.

Ответы детей.

IX. Самостоятельная практическая работа.

 

- Хорошо, теперь можете приступать к работе.

- Сейчас мы сделаем голову и колпак будущей куклы. Слайд №13

1. Берём шаблон круга, а также простой карандаш и лоскуток светлой ткани.

2. Приложите шаблон поверх лоскутка и обведите его простым карандашом. Не забывайте экономить место.

3. Теперь вырежьте круг из ткани.

4. Положите наполнитель в центр лоскутка.

5. Сложите края ткани к центру, Слайд №14 а затем обвяжите получившийся пучок ткани резинкой в 2 раза.

6. Вот и готова голова и шея.

7. Далее разровняйте складки в той половине головы, на которой будет лицо.

8. По одному, тот кто заканчивает данный этап работы, подходит ко мне для того, чтобы я наклеила вам нос и глаза.

9. После этого нарисуйте щёки и раскрасьте нос красным цветом так, как показано на слайде, а также нарисуйте рот.

10. Приступаем к изготовлению колпака Петрушки. Слайд №15

11. Возьмите красный и зелёный лоскуты ткани, шаблон треугольной формы и простой карандаш.

12. Обведите шаблон на каждом лоскутке ткани и вырежьте две детали, одну на зелёном и вторую на красном лоскутке.

13. Скрепим две ткани, оставляя не тронутой нижнюю часть лоскутков (учитель показывает), швом «вперёд иголка».

Обратите внимание на доску, вот как он выполняется.

- Вспомним, как подготовить иголку с ниткой для шитья. Слайд №16

- Сначала определимся с длиной нити. Возьмите конец нитки, зажмите его между указательным и большим пальцем. В другую руку возьмите катушку с нитками. Намотайте нитку через локоть 2 раза. Зацепите конец между тех же пальцев. Отрежьте лишнюю нить ножницами.

- Следующий этап, вставим нить в иголку. Необходимо, чтобы конец нити был ровным и не пушился, для этого нужно его немного закрутить и сделать острее. Аккуратно проденьте нить в ушко иголки и соедините концы двух сторон.

- Если долго не получается, поднимите руку.

- Теперь нужно связать узелок.  Для этого накрутите соединённые концы ниток на указательный палец, придерживая их большим 2 раза. Теперь скатывает большим пальцем нитку на указательном пальце к краю. Затягиваем узелок.

- Нить готова.

14. Слайд №17 Прошиваем по краю, как было показано, отступаем от края ткани на полсантиметра.

15. Выверните лоскутки в обратную сторону и вытяните верхушку колпачка. Делайте это аккуратно, не дёргайте слишком сильно.

16. Теперь приклеим кисточку к колпаку и сам колпак на голову петрушке. Для этого по очереди подходим ко мне или моему помощнику.

17. Кисточку по желанию можно раскрасить и голова петрушки будет готова.

(на данном этапе учитель руководит процессом и этапами работы, приклеивает детали по мере необходимости.)

Дети выполняют работы в течении 20-25 минут.

Индивидуальная и фронтальная.

Личностные: мотивация к творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

 

Самостоятельная работа.

X. Итог.

 

 

 

 

Практический

(Выставка работ).

 

 

 

- Заканчиваем работу.

- Сегодня на уроке мы отлично поработали. Давайте покажем результат, который у нас получился. Поднимите свои куклы выше. Смотрите, какой замечательный результат у нас получился.

 

 

 

Показывают куклы друг другу с места.

Фронтальная.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем.

Регулятивные: соотнесение цели и результата работы.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Демонстрация своих работ.

XI. Рефлексия.

_________

 - Давайте оценим нашу работу на уроке. Если вы довольны результатом, поднимите зелёный значок. Если были трудности, то красный.

Показывают значки.

Фронтальная.

Регулятивные:

Оценивают результаты своей деятельности.

Зрительная проверка.

XII. Уборка рабочего места.

 

 

- А теперь приведите в порядок свои рабочие места. Сложите всё на место, мусор выкиньте в урну.

- Урок окончен!

Убирают рабочие места.

Индивидуальная.

Р. Организация своего рабочего места под руководством учителя.

Дети убирают свои парты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)