ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по изобразительному искусству на тему:
«Художник в театре. Театр кукол» (3 класс)
Выполнила:
студентка группы Ш – 36
Бодрова Виолетта Андреевна
Проверил:
Учитель 3 «Р» класса
Матвеева Лариса Михайловна
___________________
Руководитель от колледжа
Якушева Галина Ивановна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока |
«Художник в театре. Театр кукол». 3 класс |
УМК |
«Школа России», программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». |
Цели деятельности педагога |
Ознакомление учащихся с разными видами кукол и их историей, о кукольном театре в наши дни. Изготовление перчаточной куклы бибабо «Петрушка». |
Тип урока |
Изучение нового материала.
|
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Метапредметные: · регулятивные – умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. · познавательные – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. · коммуникативные – уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания); уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные: знание театра кукол как пример видового разнообразия театра; умение создать театральных кукол из различных материалов. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесные, наглядные, практические. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, перчаточная кукла бибабо «Петрушка», голова куклы, макет с прошлого урока. |
Оборудование |
Лоскутки светлого цвета (10 шт.), лоскутки красного и зелёного цвета (по 10 шт.), указка, резиночки (10 шт.), нитки красного или зелёного цвета (по 1 шт. на каждого), иголка, игольница, ноутбук, колонки, проектор, клеевой пистолет, глазки (10 пар), пенопластовые шарики (20 шт.), фломастеры и маркеры, вата или др. наполнитель (10 шт.), ножницы, простой карандаш. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
I. Орг. момент. |
_______ |
- Здравствуйте, дети, меня зовут Виолетта Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. - Тихонечко садитесь на свои места.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
Фронтальная. |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Зрительный контакт. |
II. Актуализация знаний по теме, СТИЦ. |
Эмоциональный настрой на урок
СТИЦ
|
- Сейчас, для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю послушать вам аудиофрагмент. Слушаем внимательно, не отвлекаемся и не мешаем другим. Слайд №1 АУДИО - Что вы почувствовали, послушав данный аудиофрагмент? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Вспомните, о чём вы говорили на прошлом уроке? (на столе макет) Что вы изготавливали? - Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, но подробнее остановимся на театре кукол. Слайд №2 |
Слушают.
Дрожь, величественность, атмосферность, мурашки и т.д. О театре. Макет театральной сцены. |
Фронтальная. |
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем. Познавательные: отвечают полными связными предложениями, производить анализ, синтез, обобщения. |
Зрительный контакт. Активное участие в диалоге с учителем. Правильные ответы на вопросы. |
III. Сообщение нового знания. |
Вступительная беседа
|
Слайд №3 Самый любимый театр у детей во всём мире - кукольный театр, Потому, что актёры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать разговаривать, плакать и смеяться. Слайд №4 В давние времена по городам и сёлам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали "петрушечники". Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали весёлые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих представлений был Петрушка. Слайд №5 Кукол такие артисты делали сами: головку и ручки для куклы вырезали из дерева или шили из тряпок, раскрашивали, придумывали для неё костюмы. У Петрушки на голове был колпачок с кисточкой. Смотрите, что он говорит! «Я пришёл к вам, господа, повеселиться, детей посмешить и позабавить и всех вас с праздником поздравить». Слайд №6 Бывают куклы, которые надеваются на руку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек. Слайд №7 А бывают куклы огромные, выше человека. Такую куклу на руку не наденешь. Ими управляют несколько человек сразу: один ноги переставляет, другой головой кивает, а третий руками машет. Это тростевые куклы. Слайд №8 Ребята, а вы видели кукол, которые приводят в движение за нити, прикреплённые к различным частям тела? Как их называют? - Их называют марионетками. Слайд №9 Над созданием каждой такой куклой художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаги: пытаются представить её в действии, определить её характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают. Слайд №10 Художник-кукольник создаёт разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпочки, пуговицы, пёрышки – в роскошные наряды и причёски. У каждого художника свой секрет! |
Слушают.
Марионетками. |
Фронтальная. |
Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: оценивание своей работы и других. |
Зрительный контакт. |
IV. Демонстрация готового изделия. |
Демонстрация изделий учителя |
- Вот и сегодня на уроке мы начнём изготавливать свои собственные куклы. А именно перчаточные куклы бибабо. Мастерить мы будем Петрушку, вы с ним уже знакомы. - Слайд №11 Кукла бибабо́ — это простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. - На этом уроке мы выполним 1 часть работы, а на следующем уроке вы продолжите изготовление данной куклы. - В результате всей работы у каждого получится своя уникальная кукла. Вот такая кукла получилась у меня. (демонстрация готового изделия) - А сегодня в конце урока мы должны получить следующий результат. Это голова куклы. (демонстрация неполного изделия) |
Смотрят и слушаю. |
Фронтальная. |
Регулятивные: умение анализировать образцы, определять материалы. |
Зрительный контакт. |
V. Пальчиковая гимнастика. |
Пальчиковая гимнастика |
- Прежде чем приступить к работе, нужно размять пальцы. Поставьте руки на локотки. Первый раз я показываю, а внимательно смотрите и запоминаете. Второй раз мы делаем вместе и третий раз закрепляем. «Тряпичные куклы» С нами ты уже знаком – Мы из ярких лоскутков: Людям помогаем И оберегаем. Кукла Куватка, кукла Кубышка, Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка. Кукол в корзинку мы соберём И на полку в музей отнесём. - Молодцы. |
Повторяют движения за учителем. |
Фронтальная. |
Личностные: Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. |
Повторяют движения за учителем. |
VI. Объяснение практического задания. |
|
- Сегодня мы сделаем голову и колпак будущей куклы. Слайд №12 тех.карта Для того, чтобы изготовить голову перчаточной куклы «Петрушка» сначала вам необходимо взять шаблон круга, а также простой карандаш и лоскуток светлой ткани. Необходимо приложить шаблон к лоскутку, при этом не забывая экономить место, и обвести шаблон на ткани с помощью карандаша. Далее необходимо вырезать круг на ткани. Далее вам необходимо будет положить небольшое количество наполнителя в центр лоскутка, сложить края ткани к центру, а затем обвязать получившийся пучок ткани резинкой в 2 раза. Вот и готова голова и шея. Далее необходимо разровнять складки в той половине головы, на которой будет лицо. Далее по одному, тот кто заканчивает данный этап работы, подходит ко мне для того, чтобы я наклеила вам нос и глаза. После этого вам необходимо нарисовать щёки и раскрасить нос красным цветом так, как показано на слайде, а также нарисовать рот. Далее мы приступаем к изготовлению колпака Петрушки. Для этого вам необходимо взять красный и зелёный лоскуты ткани, шаблоны треугольной формы и простые карандаши. Вам необходимо обвести шаблон на каждом лоскутке ткани и вырезать две детали, одну на зелёном и вторую на красном лоскутке. Затем нам необходимо будет скрепить две ткани, оставляя не тронутой нижнюю часть лоскутков (учитель показывает), швом «вперёд иголка». Его мы повторим позже. -После этого мы вывернем лоскутки в обратную сторону и вытянем верхушку колпачка. Нам останется приклеить кисточку к колпаку и сам колпак на голову петрушке. Кисточку по желанию можно раскрасить и голова петрушки будет готова. |
Слушают.
|
Фронтальная. |
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. |
Зрительный контакт.
|
VII. Физ. минутка. |
Физминутка |
- Встаньте из-за парт. Разойдитесь так, чтобы всем было удобно, и никто никого не задевал. Первый раз я показываю, а вы смотрите и запоминаете. Второй раз мы делаем вместе. А на третий раз закрепляем.
Мы театр очень любим, И артистами все будем. Можем сказку рассказать, Можем сказку показать. Про репку и про колобка, И про мышку с теремка. В костюмы любим наряжаться, В героев разных превращаться.
- Закончили, молодцы, садитесь на свои места. |
Выполняют физ. минутку. |
Фронтальная. |
Личностные: Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
|
Выполнение упражнений по образцу. |
VIII. Правила работы по технике безопасности. |
|
- Сегодня мы будем использовать на уроке ножницы и иголку. Давайте вспомним технику безопасности их использования. При работе с ножницами: 1 – Соблюдай порядок на своем рабочем месте; 2 – Работай ножницами только на своем рабочем месте; 3 – Следи за движением лезвий во время работы; 4 – Ножницы клади кольцами к себе; 5 – Подавай ножницы кольцами вперед; 6 – Не оставляй ножницы открытыми; 7 – Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу; 8 – Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола; 9 – Не проводи руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и ими можно пораниться. При работе с иглой: 1. Всегда храни иголку в игольнице; 2. Не оставляй иголку на рабочем месте без нитки; 3. Передавай иголку только в игольнице и с ниткой; 4. Не бери иголку в рот и не играй с ней; 5. Не втыкай иголку в одежду; 6. До и после работы проверь количество иголок; 7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте; 8. Не отвлекайся во время работы с иголкой. |
Сначала сами гворят, затем внимательно слушают учителя. |
Фронтальная. |
Коммуникативные: Слушать и понимать речь учителя.
|
Зрительный контакт. Ответы детей. |
IX. Самостоятельная практическая работа. |
|
- Хорошо, теперь можете приступать к работе. - Сейчас мы сделаем голову и колпак будущей куклы. Слайд №13 1. Берём шаблон круга, а также простой карандаш и лоскуток светлой ткани. 2. Приложите шаблон поверх лоскутка и обведите его простым карандашом. Не забывайте экономить место. 3. Теперь вырежьте круг из ткани. 4. Положите наполнитель в центр лоскутка. 5. Сложите края ткани к центру, Слайд №14 а затем обвяжите получившийся пучок ткани резинкой в 2 раза. 6. Вот и готова голова и шея. 7. Далее разровняйте складки в той половине головы, на которой будет лицо. 8. По одному, тот кто заканчивает данный этап работы, подходит ко мне для того, чтобы я наклеила вам нос и глаза. 9. После этого нарисуйте щёки и раскрасьте нос красным цветом так, как показано на слайде, а также нарисуйте рот. 10. Приступаем к изготовлению колпака Петрушки. Слайд №15 11. Возьмите красный и зелёный лоскуты ткани, шаблон треугольной формы и простой карандаш. 12. Обведите шаблон на каждом лоскутке ткани и вырежьте две детали, одну на зелёном и вторую на красном лоскутке. 13. Скрепим две ткани, оставляя не тронутой нижнюю часть лоскутков (учитель показывает), швом «вперёд иголка». Обратите внимание на доску, вот как он выполняется. - Вспомним, как подготовить иголку с ниткой для шитья. Слайд №16 - Сначала определимся с длиной нити. Возьмите конец нитки, зажмите его между указательным и большим пальцем. В другую руку возьмите катушку с нитками. Намотайте нитку через локоть 2 раза. Зацепите конец между тех же пальцев. Отрежьте лишнюю нить ножницами. - Следующий этап, вставим нить в иголку. Необходимо, чтобы конец нити был ровным и не пушился, для этого нужно его немного закрутить и сделать острее. Аккуратно проденьте нить в ушко иголки и соедините концы двух сторон. - Если долго не получается, поднимите руку. - Теперь нужно связать узелок. Для этого накрутите соединённые концы ниток на указательный палец, придерживая их большим 2 раза. Теперь скатывает большим пальцем нитку на указательном пальце к краю. Затягиваем узелок. - Нить готова. 14. Слайд №17 Прошиваем по краю, как было показано, отступаем от края ткани на полсантиметра. 15. Выверните лоскутки в обратную сторону и вытяните верхушку колпачка. Делайте это аккуратно, не дёргайте слишком сильно. 16. Теперь приклеим кисточку к колпаку и сам колпак на голову петрушке. Для этого по очереди подходим ко мне или моему помощнику. 17. Кисточку по желанию можно раскрасить и голова петрушки будет готова. (на данном этапе учитель руководит процессом и этапами работы, приклеивает детали по мере необходимости.) |
Дети выполняют работы в течении 20-25 минут. |
Индивидуальная и фронтальная. |
Личностные: мотивация к творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
|
Самостоятельная работа. |
X. Итог.
|
Практический (Выставка работ).
|
- Заканчиваем работу. - Сегодня на уроке мы отлично поработали. Давайте покажем результат, который у нас получился. Поднимите свои куклы выше. Смотрите, какой замечательный результат у нас получился.
|
Показывают куклы друг другу с места. |
Фронтальная. |
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем. Регулятивные: соотнесение цели и результата работы. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. |
Демонстрация своих работ. |
XI. Рефлексия. |
_________ |
- Давайте оценим нашу работу на уроке. Если вы довольны результатом, поднимите зелёный значок. Если были трудности, то красный. |
Показывают значки. |
Фронтальная. |
Регулятивные: Оценивают результаты своей деятельности. |
Зрительная проверка. |
XII. Уборка рабочего места.
|
|
- А теперь приведите в порядок свои рабочие места. Сложите всё на место, мусор выкиньте в урну. - Урок окончен! |
Убирают рабочие места. |
Индивидуальная. |
Р. Организация своего рабочего места под руководством учителя. |
Дети убирают свои парты. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.