Технологическая карта по литературному чтению. Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Оценка 4.8

Технологическая карта по литературному чтению. Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
русская литература +2
12.02.2020
Технологическая карта по литературному чтению. Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Технологическая карта по литературному чтению. Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс
Технологическая карта И. Крылов Лебедь, Щука и Рак.docx

3 класс

Литературное чтение

Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

 

I.                  Блок целеполагания

 

Тема

Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Цель урока

Ознакомлениеобучающихся с новой басней И.А. Крылова - «Лебедь, Щука и Рак»

Планируемый результат

1.     Определение жанрабасни по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность и т. д.).

2.     Формирование умения видеть и чувствовать за строками басни глубокий смысл.

3.     Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся.

4.     Выражение своих мыслей посредством выразительного чтения.

5.     Воспитание интереса к чтению, к творчеству И. А. Крылова и культуры  речи.

6.     Умение отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни.

7.     Развитие логического мышления учащихся, умения делать выводы.

8.     Развитие творческого воображения, способствование формированию художественного вкуса.

9.     Развитие навыков выборочного, выразительного чтения.

Личностноформирующая направленность урока

1.     Любовь к чтению, пробуждение добрых чувств.

2.     Отрицательное отношение к порокам и недостаткам.

3.     Умение анализировать факты.

4.     Умение делать выводы и обобщения.

5.     Формулирование собственного мнения, выделения существенной информации.

6.      Умение строить суждения и умозаключения.

7.      Умение развивать наблюдательность.

8.      Воспитание способности сознательно регулировать своё поведение

 

 

ІІ. Инструментальный блок

 

Задачи урока

 

Научить учащихся анализировать басни.

Формировать умение видеть в басне глубокий смысл.

Развивать навыки выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся.

Воспитывать интерес к чтению, к творчеству И. А. Крылова.

Научить различать жанр басни от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни.

Тип урока

 

Чтение и анализ художественного произведения / Диалог

Учебно-методический комплекс (УМК)

 

Источники информации

 

- программа дисциплины;

- план урока;

- литература для учителя;

- учебник;

- аудиозапись.

Оборудование

- технические средства обучения аудио;

- магнитная доска.

Дидактическое сопровождение

- проблемные вопросы;

- понятийный аппарат.

Материалы для познавательной деятельности ученика

- карточки с изображением лебедя, рака и щуки

 

ІІІ. Организационно-деятельностный блок

 

Этап урока

Время проведения

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетентность (УДД)

Организационный этап

1-2 мин.

Доброе пожелание, побуждение к работе

Мотивация к учебной деятельности

– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,


Начнём скорей урок!

Проявление интереса и стремления к обучению

Социальная – включение в учебный процесс.

Личностная – проявление интереса к обучению

Речевая разминка

2-3 мин.

Повторение чистоговорок

При помощи чистоговорок формирование внятной и четкой речи

А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.

 

Повторение за учителем с особо четко и внятным произношением

Читают с разным темпом, разной интонацией

Личностная – стремление к четкости произношения в речи

Проверка домашнего задания

3-4 мин.

Коллективная форма работы

Обсуждение о прочитанном

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Включение в беседу о прочитанном

Несколько детей рассказываю прочитанное произведение, говорят о том, какие выводы они для себя сделали

Личностные – включение в коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения, проявление инициативы при обсуждении.

Предметная – выводы о прочитанном произведении

Подготовка к первичному восприятию

3 мин.

Зачитывание отрывка об И. А. Крылове

Пробуждение интереса к личности и литературной деятельности писателя

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Ивана Андреевича Крылова

а) чтение статьи

Но прежде давайте прочтем статью о нем.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик. Родился 2  февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг.

За свою жизнь Крыло написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки.
б) беседа об авторе;

- Кто такой И.А.Крылов?

- Когда, где, в какой семье родился Крылов?
- А кто такие баснописцы?

- А что такое басня?

В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др.

в) беседа о лебеде, раке и щуке.

Что вы знаете о лебеде? Щуке? Раке? Где они обитают? Где вы видели? Расскажите о них.

Понимание значимости в русской литературе баснописаца И. А. Крылова

 

И.А.Крылов  - баснописец.

Родился в 1769 году в Москве в семье мелкого чиновника.

Баснописцы –  авторы басен.

Басня - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл".

На доске иллюстрации.

Выслушивание учащихся

Предметная – роль И. А. Крылова в русской литературе.

Метапредметная–интерес к изучению литературы

Первичное восприятие

3 мин.

Знакомство с текстом басни «Лебедь, щука и рак».

 

Прослушивание аудио записи. Ответы на вопросы учителя:

 

 Что заставило вас улыбнуться? Каким был ваш смех? Что узнали из басни? (Лад – действовать совместно, не расходясь.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

- Что делают герои? Получается или нет?

Восприятие текста художественного произведения

 

-Герои не смогли сдвинуть воз

-Добрым, не злым

-Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне

Басня о трех товарищах –лебедь, щука, рак. Она о том как они собрались везти поклажу, но у них не получилось, т.к. каждый тянул в свою сторону…

Ответы и предположения детей о происходящем в басне.

Предметная – знакомство с текстом басни И. А. Крылова

Личностная -  формирование представления о сюжете, личного отношения к описываемым событиям

Проверка качества первичного восприятия

4 мин.

Беседа по вопросам учителя.

 Ответы на вопросы учителя

 

Определение дальнейшего направления анализа текста басни

 

-Что однажды задумали сделать Лебедь, Рак и Щука?

-Как они старались выполнить работу? 

-Получилась ли их затея?

-Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? 

 

Участие в беседе по первичному восприятию текста басни

 

-Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись

-Из кожи лезут вон - очень стараются.

Они все делают свое дело добросовестно, старательно

-А возу всё нет ходу

-Товарищи, поклажа легка

Предметная – определение сюжета басни и морали.

Личностная – возможность высказать личную точку зрения

Постановка учебной задачи

3        мин.

Постановка проблемной задачи

 

Постановка цели последующей деятельности

 

-Откройте учебник, прочитайте про себя басню.

-Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

- Почему же воз и ныне там? Что главного не сделали герои басни?

 

Обдумывание произведения по поставленным учителем задача

 

- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

-“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело

- Они не договорились, как они будут действовать

 

Личностная – стремление решить проблемную задачу

Анализ произведения

10 мин.

Анализ произведения в единстве формы и содержания

Корректирование субъективных представлений о произведении, приближение к пониманию авторской идеи.

 

Что произошло с героями басни? Получилось у них то, что они хотели? Почему? Как сказано об этом в басне? Найдите и зачитайте эти строки.
- В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
Слова, в которых выражается главная мысль басни называется моралью

- Как вы думаете, эта басня действительно о Лебеде, Щуке и Раке???

А вы встречали подобное в жизни? Расскажите.

Понимание авторской идеи, морали басни

 

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

 

Он высмеивает несогласие, разобщенность.

- Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. –

 

Выслушивание рассказов детей.

Предметная – анализ текста басни.

Личностная - возможность высказать личную точку зрения

 

Обобщение

3-4 мин.

Выделение ключевых проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстрации

Подведение итогов о прочитанном

 

- Что такое басня?

- Для чего и зачем нужно изучать басни?

-Что нового вы узнали после прочтения этой басни?

- Каковы итоги?

-Каким образом в дальнейшем будем работать?

 

Ответы на поставленные задачи

 

- Басня - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл".

- чтобы избавляться от своих пороков

- Узнали новые слова

 

-В согласии любое дело по плечу, надо чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.

 

 

- В любом деле нужно работать дружно, вместе.

Предметная – подведение итогов по произведению.

Метапредметные -  применение жизненных ситуаций в связи с прочитанным.

Личностная - возможность высказать личную точку зрения, проявление коммуникативности

Рефлексия учебной деятельности

3-4 мин.

Самооценка результатов деятельности

Обсуждение вопросов:

 Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, общались друг с другом.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 

 

Выводы и оценка по результатам деятельности на уроке

 

- рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка

Предметная  - обобщение о прочитанном произведении.

Метапредметная – интерес к учебной деятельности, умение делать выводы и заключение.

Личностная – умение дать характеристику о проделанной работе.

 


 

Л итературное чтение Басня И

Л итературное чтение Басня И

Развитие навыков выборочного, выразительного чтения

Развитие навыков выборочного, выразительного чтения

Научить различать жанр басни от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни

Научить различать жанр басни от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни

Организационный этап 1-2 мин.Доброе пожелание, побуждение к работеМотивация к учебной деятельности –

Организационный этап 1-2 мин.Доброе пожелание, побуждение к работеМотивация к учебной деятельности –

Повторение за учителем с особо четко и внятным произношением

Повторение за учителем с особо четко и внятным произношением

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями

Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица»

Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица»

По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др

По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др

Прослушивание аудио записи. Ответы на вопросы учителя:

Прослушивание аудио записи. Ответы на вопросы учителя:

Лебедь, Рак и Щука? -Как они старались выполнить работу? -Получилась ли их затея? -Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы…

Лебедь, Рак и Щука? -Как они старались выполнить работу? -Получилась ли их затея? -Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы…

Обдумывание произведения по поставленным учителем задача -

Обдумывание произведения по поставленным учителем задача -

Они не договорились, как они будут действовать

Они не договорились, как они будут действовать

Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере

Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере

Подведение итогов о прочитанном -

Подведение итогов о прочитанном -

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020