3 класс
Литературное чтение
Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
I. Блок целеполагания
|
|||||
Тема |
Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» |
||||
Цель урока |
Ознакомлениеобучающихся с новой басней И.А. Крылова - «Лебедь, Щука и Рак» |
||||
Планируемый результат |
1. Определение жанрабасни по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность и т. д.). 2. Формирование умения видеть и чувствовать за строками басни глубокий смысл. 3. Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. 4. Выражение своих мыслей посредством выразительного чтения. 5. Воспитание интереса к чтению, к творчеству И. А. Крылова и культуры речи. 6. Умение отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни. 7. Развитие логического мышления учащихся, умения делать выводы. 8. Развитие творческого воображения, способствование формированию художественного вкуса. 9. Развитие навыков выборочного, выразительного чтения. |
||||
Личностноформирующая направленность урока |
1. Любовь к чтению, пробуждение добрых чувств. 2. Отрицательное отношение к порокам и недостаткам. 3. Умение анализировать факты. 4. Умение делать выводы и обобщения. 5. Формулирование собственного мнения, выделения существенной информации. 6. Умение строить суждения и умозаключения. 7. Умение развивать наблюдательность. 8. Воспитание способности сознательно регулировать своё поведение
|
||||
ІІ. Инструментальный блок
|
|||||
Задачи урока
|
Научить учащихся анализировать басни. Формировать умение видеть в басне глубокий смысл. Развивать навыки выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Воспитывать интерес к чтению, к творчеству И. А. Крылова. Научить различать жанр басни от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни. |
||||
Тип урока
|
Чтение и анализ художественного произведения / Диалог |
||||
Учебно-методический комплекс (УМК)
|
Источники информации
|
- программа дисциплины; - план урока; - литература для учителя; - учебник; - аудиозапись. |
|||
Оборудование |
- технические средства обучения аудио; - магнитная доска. |
||||
Дидактическое сопровождение |
- проблемные вопросы; - понятийный аппарат. |
||||
Материалы для познавательной деятельности ученика |
- карточки с изображением лебедя, рака и щуки |
||||
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
|
|||||
Этап урока |
Время проведения |
Форма работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Компетентность (УДД) |
Организационный этап |
1-2 мин. |
Доброе пожелание, побуждение к работе |
Мотивация к учебной деятельности –
Итак, друзья, внимание – – |
Проявление интереса и стремления к обучению |
Социальная – включение в учебный процесс. Личностная – проявление интереса к обучению |
Речевая разминка |
2-3 мин. |
Повторение чистоговорок |
При помощи чистоговорок формирование внятной и четкой речи А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе. Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день. - Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.
|
Повторение за учителем с особо четко и внятным произношением Читают с разным темпом, разной интонацией |
Личностная – стремление к четкости произношения в речи |
Проверка домашнего задания |
3-4 мин. |
Коллективная форма работы |
Обсуждение о прочитанном А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Включение в беседу о прочитанном Несколько детей рассказываю прочитанное произведение, говорят о том, какие выводы они для себя сделали |
Личностные – включение в коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения, проявление инициативы при обсуждении. Предметная – выводы о прочитанном произведении |
Подготовка к первичному восприятию |
3 мин. |
Зачитывание отрывка об И. А. Крылове |
Пробуждение интереса к личности и литературной деятельности писателя
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Ивана Андреевича Крылова а) чтение статьи Но прежде давайте прочтем статью о нем. Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик. Родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. За свою жизнь
Крыло написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются
«Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его
басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки.
- Кто такой И.А.Крылов? - Когда, где, в
какой семье родился Крылов? - А что такое басня? В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. в) беседа о лебеде, раке и щуке. Что вы знаете о лебеде? Щуке? Раке? Где они обитают? Где вы видели? Расскажите о них. |
Понимание значимости в русской литературе баснописаца И. А. Крылова
И.А.Крылов - баснописец. Родился в 1769 году в Москве в семье мелкого чиновника. Баснописцы – авторы басен. Басня - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл". На доске иллюстрации. Выслушивание учащихся |
Предметная – роль И. А. Крылова в русской литературе. Метапредметная–интерес к изучению литературы |
Первичное восприятие |
3 мин. |
Знакомство с текстом басни «Лебедь, щука и рак».
|
Прослушивание аудио записи. Ответы на вопросы учителя:
Что заставило вас улыбнуться? Каким был ваш смех? Что узнали из басни? (Лад – действовать совместно, не расходясь. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. - Что делают герои? Получается или нет? |
Восприятие текста художественного произведения
-Герои не смогли сдвинуть воз -Добрым, не злым -Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне Басня о трех товарищах –лебедь, щука, рак. Она о том как они собрались везти поклажу, но у них не получилось, т.к. каждый тянул в свою сторону… Ответы и предположения детей о происходящем в басне. |
Предметная – знакомство с текстом басни И. А. Крылова Личностная - формирование представления о сюжете, личного отношения к описываемым событиям |
Проверка качества первичного восприятия |
4 мин. |
Беседа по вопросам учителя. Ответы на вопросы учителя
|
Определение дальнейшего направления анализа текста басни
-Что однажды задумали сделать Лебедь, Рак и Щука? -Как они старались выполнить работу? -Получилась ли их затея? -Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
|
Участие в беседе по первичному восприятию текста басни
-Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись -Из кожи лезут вон - очень стараются. Они все делают свое дело добросовестно, старательно -А возу всё нет ходу -Товарищи, поклажа легка |
Предметная – определение сюжета басни и морали. Личностная – возможность высказать личную точку зрения |
Постановка учебной задачи |
3 мин. |
Постановка проблемной задачи
|
Постановка цели последующей деятельности
-Откройте учебник, прочитайте про себя басню. -Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. - Почему же воз и ныне там? Что главного не сделали герои басни?
|
Обдумывание произведения по поставленным учителем задача
-
Когда в товарищах согласья нет, -“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело - Они не договорились, как они будут действовать
|
Личностная – стремление решить проблемную задачу |
Анализ произведения |
10 мин. |
Анализ произведения в единстве формы и содержания |
Корректирование субъективных представлений о произведении, приближение к пониманию авторской идеи.
Что произошло с героями
басни? Получилось у них то, что они хотели? Почему? Как сказано об этом в
басне? Найдите и зачитайте эти строки. - Как вы думаете, эта басня действительно о Лебеде, Щуке и Раке??? А вы встречали подобное в жизни? Расскажите. |
Понимание авторской идеи, морали басни
Поклажа бы для них
казалась и легка:
Он высмеивает несогласие, разобщенность. - Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. –
Выслушивание рассказов детей. |
Предметная – анализ текста басни. Личностная - возможность высказать личную точку зрения
|
Обобщение |
3-4 мин. |
Выделение ключевых проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстрации |
Подведение итогов о прочитанном
- Что такое басня? - Для чего и зачем нужно изучать басни? -Что нового вы узнали после прочтения этой басни? - Каковы итоги? -Каким образом в дальнейшем будем работать?
|
Ответы на поставленные задачи
- Басня - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл". - чтобы избавляться от своих пороков - Узнали новые слова
-В согласии любое дело по плечу, надо чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.
- В любом деле нужно работать дружно, вместе. |
Предметная – подведение итогов по произведению. Метапредметные - применение жизненных ситуаций в связи с прочитанным. Личностная - возможность высказать личную точку зрения, проявление коммуникативности |
Рефлексия учебной деятельности |
3-4 мин. |
Самооценка результатов деятельности |
Обсуждение вопросов: Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, общались друг с другом. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
|
Выводы и оценка по результатам деятельности на уроке
- рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка |
Предметная - обобщение о прочитанном произведении. Метапредметная – интерес к учебной деятельности, умение делать выводы и заключение. Личностная – умение дать характеристику о проделанной работе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.