Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Альметьевский торгово-экономический техникум»
Технологическая карта
по учебной дисциплине СГ.05 Основы финансовой грамотности
на тему «Личный бюджет: учет доходов и расходов»
Специальность 43.02.16 Туризм и гостеприимство
Разработала:
Шигапова Лилия Рафиковна
Преподаватель экономических дисциплин
ГАПОУ «Альметьевский торгово-экономический техникум»
Альметьевск, 2024
Аннотация
Место дисциплины СГ.05 «Основы финансовой грамотности» в структуре основной образовательной программы
1. Учебная дисциплина СГ.05 «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство, утвержденного 12.12.2022 года приказом № 1100 Минпросвещения России.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01, ОК 03 |
- применять знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности и организации предпринимательской деятельности, для планирования и развития собственного профессионального и личностного развития; - составлять семейный бюджет и разрабатывать финансовый план, рассчитывать сроки осуществления финансовых планов. - производить оплату с применением различных видов платежных средств. определять выгодность использования различных продуктов банков для различных целей. - выбирать продукты страхования; оформлять налоговую декларацию; - оформлять документы для получения налогового вычета, рассчитывать его размер. - нормативные основания по защите прав потребителей; - выявлять и пресекать случаи мошенничества на финансовом рынке. |
- структуры семейного бюджета и экономики семьи банковской системы и предлагаемых ею продуктов: - кредит и депозит, инвестирование. -рассчетно-кассовых операций, - дистанционных форм банковского обслуживания. - виды платежных средств. - страхование и его виды. налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация). - правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг. - признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. -основы предпринимательства. |
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности). Цели этапа урока достигаются посредством: -объявления темы урока и постановки общих целей урока, выделения учебных задач по этапам урока; - разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций, для будущей профессиональной деятельности. |
1.1. Проверка наличия обучающихся. - Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем занятии в хорошем настроении. Желаю вам успешной работы. Приветствие, проверка студентов по списку. Эмоциональный настрой на предстоящую учебную деятельность. 1.2. Целевая установка на урок. Мы продолжаем изучение дисциплины «Основы финансовой грамотности». Тема нашего сегодняшнего занятия: «Личный бюджет: доходы и расходы» Обучающиеся записывают подтему урока: 1 - Сущность и виды денег как основы финансовых отношений. 2 - Жизненный цикл человека: роль персональных финансов на каждом этапе. 3 - Финансовый план (бюджет) государства, организации, семьи, индивида. 4 - Основы личного финансового планирования. Исходя из темы определите, пожалуйста, цель нашего урока. Целью нашего урока является изучение вопросов управления личными финансами в современных условиях развития экономики России. Ваша главная задача на уроке: хорошо усвоить теоретический материал и научиться применять полученные знания и умения при выполнении заданий во время учебной (производственной) практики, а затем в дальнейшей вашей работе на предприятиях. Для достижения цели урока, какую работу нам необходимо провести? (Ответы студентов. Студенты планируют способы достижения намеченной цели в процессе групповой работы). Вывод преподавателя. Для того, чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, обозначим его задачи поэтапно: 1. Проверим, насколько вы усвоили ранее изученный материал: Проведем письменный (в виде тестов) опрос. 2. Изучим новый материал по теме: «Личный бюджет: доходы и расходы». 3. Закрепим изученный материал. Проведем устный опрос. 4. На последнем этапе урока вам будет дано практическое задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Цели для преподавателя: - установить уровень усвоения знаний (способов действий); - обобщить и закрепить знания (способы действий), актуальные на уроке; - определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения; - стимулировать активность и инициативу обучающихся при опросе. Цели для обучающихся: - актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий); - владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием; - оформлять письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями. Цели этапа урока достигаются посредством: - организации тестирования, по пройденному учебному материалу; - проведения оценки выявленного уровня знаний (освоения способов действий) как в целом по учебной группе, так и отдельных обучающихся; - проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе. |
2.1. Актуализация опорных знаний и способов действий (проводится опрос студентов по заданному на дом материалу с использованием дифференцированного подхода к оценке результатов усвоения): Но, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить о том, что мы проходили на прошлых занятиях. Ребята, для того чтобы проверить ваши знания по пройденным темам предлагаю вам выполнить тестовые задания. Бланки с заданиями лежат перед вами на партах. Время выполнения задания 10 минут, приступайте, пожалуйста. Время вышло, а теперь ребята обменяйтесь тестовыми бланками друг с другом и проверьте друг друга, опираясь на эталон ответов, подсчитайте сумму баллов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении понятий; - способствовать развитию познавательных способностей обучающихся посредством формирования умений рационального составления конспекта лекции. Цели для обучающихся: - понять объясняемый материал, запомнить определения изучаемых параметров, осмыслить изучаемый учебный материал, уметь применять знания для расчета и составления бухгалтерского баланса; - составить конспект по изучаемому материалу. Цели этапа урока достигаются посредством: - объяснения нового учебного материала с использованием принципа доступности, наглядности; - пояснений по рациональному конспектированию изучаемого материала. |
3.1. Проводится объяснение нового учебного материала, основные положения новой темы, тезисно выводятся на интерактивной доске (экране):
Ключевые слова: действительные деньги, знаки стоимости, бумажные деньги, кредитные деньги, банкнота, чек, электронные деньги, криптовалюта, персональные финансы, бюджет, семейный бюджет, личный бюджет, личный финансовый план, активы, пассивы, личное финансовое планирование, дефицит и профицит бюджета.
1. Сущность и виды денег как основы финансовых отношений До появления денег был бартер, т. е. товары обменивались друг на друга. Однако это не всегда было приемлемо, так как ценность товаров была разная. При случайном обмене необходимость установления универсального измерителя не возникала. Как только обмен стал более регулярным, из всех товаров выделился один товар, на который можно было приобрести все другие товары. B разные исторические периоды роль денег выполняли различные товары (скот, меха, предметы труда, жемчужины, шкуры и др.), а потом их сменили благородные металлы, поскольку обладали качествами, сделавшими их наиболее пригодными к выполнению роли денег. Чаще всего в учебной литературе под деньгами понимают особый товар, который принимают в качестве всеобщего эквивалента. Можно выделить основные свойства, которые обязательно должны иметь деньги: · Делимость - деньги должны быть легко делимыми на более мелкие (дробные) части; · Портативность - деньги должны быть удобными в использовании, легко переноситься, быть небольших размеров; · Долговременность - деньги должны быть физически долговременными; · узнаваемость. Ограниченность сферы обращения товарных денег привела людей к поиску более универсального эквивалента, который бы пользовался спросом не на одной какой-то территории, а повсеместно. Таким эквивалентом стало золото и некоторые другие драгоценные металлы. Золото оказалось наиболее приемлемым товаром на роль денег не только из-за относительной редкости как сырьевого товара, портативности, но и по причине однородности, износостойкости, делимости, узнаваемости, транспортабельности, удобству хранения, превращения без потери веса при изменении формы. Несмотря на процесс демонетизации золота (золото перестало выполнять функции денежного товара), в настоящее время золото широко используется: · в промышленности, медицине, науке в качестве исходного сырьевого материала; · для тезаврации - накопления частными лицами в виде сокровища; · центральными банками как части золотовалютного резерва для проведения денежно-кредитной политики и обеспечения денег, эмитируемых посредством кредитных операций; · в ювелирном деле. Выделяют следующие функции денег: · мера стоимости; · средство обращения; · средство платежа; · средство сбережения и накопления; · мировые деньги. Внутреннее содержание каждой функции представлено в табл. 1. Таблица 1 Функции денег и их содержание
Различают действительные деньги и знаки стоимости. Действительные деньги (полноценные) - номинальная стоимость которых равна их реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Характерным признаком для них выступает устойчивость, которая обеспечивается определенным и неизменным содержанием металла конкретной денежной единицы. Первые металлические деньги появились в VI в. до н. э. в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. Выделяют переходные формы металлических денег (орудия труда (из меди), украшения из драгоценных металлов, золотой песок) и основные формы (слитки и монеты). Позднее монеты стали иметь отличительные признаки (внешний вид, вес). Для обращения наиболее удобной стала круглая форма монеты, лицевая сторона которой называлась аверс, оборотная - реверс, ребро - гурт. Покупательная способность полноценных денег (способность обмениваться на определенное количество товаров и услуг) зависела от стоимости содержащегося в них металла. Преимуществом металлических денег выступает собственная стоимость, следовательно, они не подвержены инфляции; недостатками - ограниченность запасов драгоценных металлов, что приводит к дефициту денег, сдерживающему развитие экономики, изнашиваемость монет, недостаточная портативность при крупных сделках. Знаки стоимости - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относят: · металлические знаки стоимости (стершиеся золотые монеты и билонная монета); · бумажные знаки стоимости. Бумажные деньги появились в обороте как заместители ранее находившихся серебряных и золотых монет. Первые бумажные деньги печатались в Китае в Х в., а в России они появились в 1769 г. при Екатерине II. Они не имеют собственной стоимости, затраты труда на их печатание незначительны. В отличие от золота, бумажные деньги приобретают представительную стоимость лишь в процессе обращения. Эмитентом бумажных денег выступает государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходов на бумагу и печатание) образует эмиссионный доход (сеньораж), являющийся одной из статей государственных доходов. Преимущества бумажных денег — большая эластичность обслуживания товарного оборота и незначительные затраты на выпуск. К недостаткам можно отнести: отсутствие собственной стоимости, что увеличивает риск обесценения денег (инфляции), изнашиваемость купюр, риск подделки и (или) утраты, а также затруднения в использовании при крупных сделках. По характеру эмиссии бумажные деньги подразделяются на казначейские билеты и кредитные деньги. При этом под казначейскими билетами понимают знаки стоимости, выпускаемые государством для покрытия своих расходов, а под кредитными деньгами — денежные документы, выражающие чьи-либо долговые обязательства или обязывающие кого-либо уплатить определенную денежную сумму. Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа. Одним из видов кредитных денег выступает вексель как безусловное письменное обязательство должника уплатить обозначенную на нем сумму в указанный срок. Первые упоминания о векселях относятся еще к 1160—1200 г. н. э., в это время в Англии стали использоваться деревянные таблички в качестве средства кредитования. В ХI—ХII вв. векселя активно использовались в Италии во время проведения торговых ярмарок. Различают простой (соло-вексель) и переводной вексель (тратта), в зависимости от характера возникновения — частные (коммерческие и финансовые) и казначейские. Расширение объемов товарного производства повлекло за собой рост обменных операций, при этом полноценные деньги были не в состоянии обеспечить растущие потребности хозяйства в средствах обращения, поэтому возникла потребность во введении новой формы денег — банкнот. Первые европейские банкноты выпустил банк Швеции в 1661 г. Банкнота — это бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией и выпускаемое в обращение центральным банком страны. Она имела двойное обеспечение в условиях золотого обращения — кредитное и золотое. В процессе эволюции произошел переход от разменной на золото банкноты к неразменной. Необеспеченная металлом эмиссия банкнот получила название фидуциарной, т. е, основанной на доверии. Современные банкноты не размениваются на золото и подпадают под закономерности бумажно-денежного обращения. Чеки появились с созданием коммерческих банков и сосредоточением свободных денежных средств на текущих счетах. Активное развитие они приобрели в конце ХIХ в., особенно в США. Чек — это денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. Различают именные, ордерные и предъявительские чеки. В результате широкого использования новых информационных технологий активно стали развиваться безналичные расчеты, в том числе посредством новых платежных технологий. Появились электронные деньги как денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. В зависимости от технологии различают электронные деньги на основе смарт-карт и сетевые электронные деньги. Электронные деньги на базе смарт-карт — это пластиковые карты со встроенным микропроцессором с вписанным эквивалентом денежной стоимости, которая оплачена организации-эмитенту заранее. Выпускать такие карты могут как банки, так и небанковские организации (например, транспортные, телефонные). Для проведения операций с электронными деньгами на базе сетей устанавливается специальное программное обеспечение. Чаще всего они предназначены для оплаты товаров и услуг через интернет. Наиболее известные из них РауРаl, WebМоnеу, QIWI, ЮМоnеу и др. Разновидностью электронных денег на базе сетей являются криптовалюты. Криптовалюта представляет собой вид электронных денег, учет которых не централизован и происходит при помощи распределенной компьютерной сети, при этом криптографические методы используются для обеспечения функционирования и защиты, Добывается криптовалюта в сети посредством майнига, для этого нужны мощный компьютер и специальное программное обеспечение. Вопрос о законности использования криптовалюты является открытым для разных стран, не везде имеется доступ операций с ними для банковских учреждений. Учитывая, что у криптовалют нет единого администратора, никто не может воздействовать на транзакции участников платежной системы. Технология блокчейн (как безопасный способ хранения информации) используется для принятия решения о достоверности транзакций. Наиболее популярными криптовалютами являются в настоящее время Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin. Можно привести следующую классификацию денег, основанную на вышеизложенном материале (табл. 2). Таблица 2 Классификация видов денег
Хозяйствующие субъекты при осуществлении платежей не всегда используют официальные формы денег (что является запрещенным во многих странах), применяя при этом разнообразные заменители — денежные суррогаты. Причинами появления денежных суррогатов являются нехватка официальных денежных знаков в обращении, уклонение хозяйствующих субъектов от налогов, гиперинфляция, а также появление новых, но еще законодательно не признанных форм денег. В качестве примеров можно привести региональные казначейские обязательства, продовольственные талоны, в некоторых странах — криптовалюта.
2. Жизненный цикл человека: роль персональных финансов на каждом этапе В зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится индивид, у него преобладают разнообразные финансовые цели. Известно, что большинство молодых людей не склонны к долгосрочному финансовому планированию и накоплению, вот в зрелом возрасте чаще возникает вопрос; сколько денег сберечь, а сколько потратить на удовлетворение неотложных потребностей. Экономические мотивы у человека формируются на протяжении всего жизненного цикла, влияя на модель финансового поведения. Рассматривая основные этапы жизненного цикла человека можно выделить следующие периоды: 1) с момента рождения и до начала самостоятельной трудовой деятельности — все необходимые затраты удовлетворяются другими членами семьи и общества; 2) от начала самостоятельной трудовой деятельности до образования семьи и рождения детей — затраты в данный период незначительны, доход не очень большой, имеется тенденция к росту доходов и возможность банковского кредитования. Именно с этого периода мы начинаем рассматривать цикл жизненных потребностей, поскольку формируются первые доходы (рис. 1);
Рис. 1. Цикл жизненных потребностей 3) от рождения детей до начала детьми самостоятельной жизни отдельно от родителей — затраты очень большие, поскольку требуется жилье, расходы на детей и их образование, возможна покупка автомобиля, дачи и т. п., а также может потребоваться помощь вышедшим на пенсию родителям; 4) от начала самостоятельной жизни детей до пенсионного возраста — затраты на детей у большинства снижаются или вообще исчезают, доходы еще высоки, поскольку человек находится не на спаде карьеры, но возрастают расходы на поддержание здоровья, формируются накопления на старость; 5) от выхода на пенсию до смерти — период старости человека, доходы складываются за счет сформированных активов в период трудовой деятельности, государственной пенсии и разнообразных выплат, если они предусмотрены для данного индивида. Научная трактовка исследования основных затрат находит отражение в теории человеческого капитала, основоположниками которой являются американские экономисты Т. В. Шульц и Г. С. Беккер. Распространенным способом оценки средних значений индивидуального человеческого капитала выступает оценка по странам мира индекса развития человеческого потенциала, которая предполагает построение комплексного показателя как среднеарифметической величины трех показателей, оцениваемых экспертами по данным национальной статистики и отчетам в ООН: 1) ожидаемой продолжительности жизни на конкретную дату по шкале от 25 до 85 лет; 2) доступностью образования как средней величины грамотности взрослых (0—100 %) и доли учащихся всех уровней образования в соответствующей возрастной группе (0—100 %); 3) уровнем благосостояния, измеряемым по соотношению реального ВВП на душу населения, исчисляемому по паритету покупательной способности национальной валюты в долларах США. Способность человека получать самостоятельный доход в течение всего жизненного цикла определяется как финансовый потенциал индивида. Его экономической основой выступает человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений к определенной деятельности. Модель развития и накопления человеческого капитала представлена в табл. 3. Таблица 3 Модель развития и накопления человеческого капитала
Чаще всего в экономической литературе говорится о финансах домашних хозяйств. Это связано с тем, что в статистике ведется учет финансов не каждого индивида, а домохозяйства как группы людей, проживающих в одном жилище и совместно обеспечивающих всем необходимым для жизни. Члены домохозяйства объединяют и расходуют свои средства, при этом они могут быть связаны отношениями родства или не быть родственниками. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно. Персональные финансы — это система формирования и использования денежных доходов индивидов в соответствии с их решениями. Если рассмотреть структуру персональных финансов, то можно вы источники поступления ресурсов и направления их использования. Доходы служат источником обязательных платежей, удовлетворения повседневных потребностей участников домашнего хозяйства, сбережений. При этом доходы представляют собой всю сумму денежных и натуральных средств, поступающих из различных источников в индивидуальное распоряжение человека. В зависимости от источника дохода можно выделить следующие денежные доходы: · заработная плата и дополнительная оплата труда; · доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг; · арендная плата за переданное во временное пользование имущество; · страховое возмещение и доходы от реализации имущества; · выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов). На текущее потребление расходуется основная часть доходов (в среднем 60—80 %). Важной статьей текущих расходов являются коммунальные и другие подобные обязательные платежи. Рассматривая роль персональных финансов в финансовой системе страны необходимо выделить ряд особенностей, отличающих их от публичных и корпоративных финансов. Так, решения индивидов относительно формирования и использования денежных сбережений и собственно человеческого капитала влияют на темпы экономического развития страны и, как следствие, на условия формирования публичных и корпоративных финансов. Кроме того, персональные финансы формируются на всех стадиях распределения и перераспределения доходов (рис. 2). Объем платежеспособного спроса в экономике любой страны определяют персональные финансы, в структуре которых выделяют фонд текущего потребления (питание, одежда, оплата услуг ЖКХ) и фонд потребления товаров длительного пользования. Важным является и процесс трансформации личных сбережений в инвестиции. Определяя уровень благосостояния населения, мы также руководствуемся показателями персональных финансов. Рис. 2.Многоуровневая модель
распределительных и перераспределительных отношений в процессе формирования
персональных
3. Финансовый план (бюджет) государства организации, семьи, индивида Бюджет представляет собой фонд денежных средств, имеющий основные источники формирования доходной части, а также направления источника денежных средств в расходной части. В зависимости от вида бюджета определяется его назначение. Различают бюджет страны (либо его административно-территориальных единиц), организации, семьи и личный. Так, бюджет государства предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства, а именно средства направляются на содержание аппарата управления государства, судебную систему, военные нужды и на решение социальных задач (образование, медицина, социальная политика). Страной возникновения бюджета считается Англия, в которой в период буржуазных революций возникла необходимость в сокращении расходов государственной казны. С целью контроля над финансовыми ресурсами расходы на содержание главы государства и двора стали заноситься в специальный документ - «цивильный лист», а основные доходы и расходы государства - в новый документ, который получил название «бюджет». У всех государств есть бюджет, составленный в форме финансового плана, имеющий доходы и расходы. Основными доходами бюджета выступают налоговые доходы, а расходы зависят от целей государства и уровня развития экономики. Рассмотрим Государственный бюджет России. Когда расходы бюджета по своему размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что баланс бюджета отсутствует: данные по исполнению федерального бюджета за 2021 г. показывают превышение доходов над расходами: доходы составили 25,29 трлн руб., а расходы - 24,76 трлн руб., т. е. имеет место профицит бюджета в сумме 0,53 трлн руб. Планируемые на 2023—2025 гг. расходы федерального бюджета превышают доходы - имеет место дефицит бюджета. Так, в 2023 г. планируемый дефицит бюджета составит 2.92 трлн руб. При этом по действующему законодательству России, если бюджет принимается с дефицитом (расходы больше доходов), то должны быть определены источники покрытия дефицита. * Здесь и далее на 2021 г. приводятся отчетные данные, на 2022 г. - оценочные, на 2023-2025 - прогнозируемые. Рис. 3. Доходы и расходы федерального бюджета Выделяют инфляционные способы покрытия бюджетного дефицита (примером служит эмиссия денег) и неифляционные (например, введение новых или повышение старых налогов, выпуск государственных ценных бумаг). Если же при исполнении бюджета доходы превышают расходы, то это явление называется профицитом бюджета. Доходы федерального бюджета формируются в основном за счет налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль), а расходы имеют социальную направленность (сумма разделов социальная политика, образование, здравоохранение и др.). Деятельность любой организации сопряжена с формированием доходов и расходов. Управление денежными потоками и планирование на основе текущих экономических показателей составляют суть бюджетирования в организации. В табл. 4 представлен бюджет доходов и расходов организации. Таблица 4 Бюджет доходов и расходов ООО «Альфа», руб.
Основным источником формирования доходов организации выступает выручка от реализованной продукции (план 550 000 руб., факт 610 000 руб.), а расходы представлены закупочной стоимостью реализованной продукции (план 347 000 руб., факт 352 000 руб.) и накладными расходами (план 73 950 руб., факт 75 240 руб.), включающими расходы на оплату труда, коммунальные платежи, административно-хозяйственные расходы, маркетинговые и финансовые расходы. Как мы видим, у организации по представленному бюджету имеет место прибыль, т. е. доходы больше расходов. План доходов и расходов семьи на определенный период (месяц, год) представляет собой семейный бюджет. При этом чаще всего различают совместный семейный бюджет (все доходы складываются вместе, каждый член семьи может взять необходимую сумму, а крупные покупки обсуждаются и совершаются вместе) и раздельный (у каждого члена семьи личный бюджет, а крупные покупки и расходы делятся пополам). Семейный бюджет необходимо вести для учета реальных доходов и контроля над расходами. При этом ведение бюджета позволяет достигать определенных финансовых целей (например, покупка автомобиля). В табл. 5 представлены основные доходы и расходы семьи. Из представленных данных видно, что семья стремится приобрети автомобиль, ежемесячно откладывая средства на его покупку. При этом ведение бюджета позволяет не только создать накопления, но и сформировать финансовый резерв на случай непредвиденных расходов. Фактические доходы семьи в январе 2023 г. Превысили запланированные на 20 000 руб., а расходы составили меньше запланированных на сентябрь на 2000 руб., экономия за месяц - 22 000 руб. Таблица 5 Основные доходы и расходы семьи
Личный бюджет является персональным планом доходов и расходов на определенный период. Наличие личного бюджета позволяет двигаться к достижению своих финансовых целей. По данным 2022 г., размещенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, 77,7% всех доходов россияне тратят на покупку товаров и оплату услуг, 15% на оплату обязательных платежей, взносов и прочие расходы, 5,5% направляются на формирование сбережений, 1,8% составляют наличные деньги на руках в рублях и иностранной валюте в рублевом эквиваленте. Можно выделить определенную последовательность ведения своего бюджета: 1) учет доходов и расходов - необходим для того, чтобы знать, из каких источников поступают доходы, и определить сумму, являющуюся среднемесячным доходом; ежедневная фиксация всех расходов позволяет определить ежемесячную сумму трат и научит задумываться о целесообразности многих покупок; 2) оптимизация расходов - это рациональное использование денежных средств; 3) планирование доходов и расходов. Данная последовательность является оптимальной, поскольку каждый последующий пункт является логическим продолжением предыдущего. Выделяют разные методы составления личного бюджета. Так, консультант MSN Money Ричард Дженкинс (используется в программе Microsoft Money версии 2007), предложил использовать метод 60% Solution, при котором на пять частей делится весь совокупный доход: 1) текущие расходы — 60% (питание, коммунальные услуги, транспорт, одежда и др.); 2) пенсионные накопления - 10% (вложения в негосударственные пенсионные фонды или для накопительного страхования жизни); 3) долгосрочные покупки и выплаты - 10% (крупные покупки (машина, ремонт) или накопления на ипотеку); 4) нерегулярные расходы - 10% (лечение при возникшем заболевании, покупка нового холодильника); 5) развлечения - 10 %. По мнению Дженкинса, нет необходимости вести детальный учет расходов, главное уложиться в 60% текущих расходов. В качестве еще одного метода составления бюджета можно выделить метод четырех конвертов. Автором метода является Макс Крайнов, который предложил его в 2008 г., а затем создал бесплатный онлайн-сервис с одноименным названием. Порядок составления и исполнения бюджета: 1) подсчитываем общую ожидаемую сумму доходов; 2) вычитаем из нее деньги на инвестиционные цели и на крупные покупки (10-20%); 3) из остатка вычитаем деньги на регулярные расходы (аренда, оплата обучения, интернета, телефона и т. п.); 4) оставшуюся сумму делим на 4 части и получаем 4 конверта, на каждую неделю по конверту. Теперь тратим деньги из недельного конверта на что угодно (питание, развлечение, транспорт) и пытаемся не выходить за рамки бюджета. Оптимизация личного бюджета - это грамотная экономия, при этом необходимо: · планировать покупки; · отказаться от ненужных покупок, даже если цены очень выгодные; · отказаться от услуг, которые не являются необходимыми; · постоянно наблюдать за ценами и закупать продукты в оптовых магазинах; · покупать не брендовые товаров, а менее известных торговых марок и др. Пример использования метода четырех конвертов приведен в табл. 6. Таблица 6 Работа метода четырех конвертов
Необходимо обратить внимание на то, что для государственного бюджета баланс доходов и расходов является идеальным, в то время как для личного бюджета равенство доходов и расходов говорит о том, что у вас отсутствуют ресурсы к инвестированию, т. е. жизнь проходит «от зарплаты до зарплаты».
4. Основы личного финансового планирования Личный финансовый план представляет собой индивидуальный план достижения поставленной финансовой цели. Для его составления необходимо определить свои финансовые цели и финансовые возможности, а затем сопоставить цели с возможностями и составить финансовый план. Первоначально требуется сформулировать цели, которые могут быть как стратегическими (обеспечить достойную старость), так и тактическими (купить новый телефон). Затем следует определиться с суммой покупки и сроком достижения поставленной цели. Далее определить источник искомой суммы. Для этого нужно знать свои активы и пассивы. Формирования личных финансовых ресурсов представлено в табл, 7. Активы — это то, чем мы владеем (банковские депозиты, квартира ит. п.). При этом активы могут быть как потребительскими (их цель — поддержание уровня жизни: телефон, машина ит.п.), так и инвестиционными (цель — получение текущего дохода или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже: ценные бумаги, депозиты). Некоторые активы могут одновременно быть и потребительскими, и инвестиционными (например, квартира). Пассивы — это ваши обязательства: банковские кредиты, долги, алименты. Таблица 7 Формирование личных финансовых ресурсов
Переходим к составлению личного финансового плана. Для этого необходимо провести анализ текущей финансовой ситуации, основываясь на данных учета доходов и расходов за 2—3 месяца. Затем сформулировать цели, например, как представлено в табл. 8, и с помощью плана поступления и расходования средств определить наиболее подходящие для достижения финансовые цели. Таблица 8 Формирование личных финансовых целей
Структура финансового плана. 1. Текущее финансовое состояние; · текущие расходы; · текущие доходы; · активы; · пассивы. 2. Будущие расходы: · непредвиденные; · запланированные: - аренда; - затраты на цели; - коммунальные платежи. 3. Будущие доходы: · от работы (зарплата); · инвестиций; · бизнеса. 4. Цели: · материальные блага; · построение бизнеса; · образование; · пенсионные накопления (отойти от дел к ___ годам). 5. Будущие активы. 6. Будущие пассивы. Важным этапом в процессе управления финансовыми целями является их определение и разделение на крупные и мелкие, краткосрочные и долгосрочные, а также определение полного списка финансовых целей. В случае невозможности достижения целей с помощью собственных финансовых средств необходимо подобрать финансовые инструменты (инвестиционные или кредитные), с помощью которых можно достичь финансовой цели быстрее. Личное финансовое планирование — это процесс составления, оптимизации, исполнения и корректировки личного финансового плана. Осуществление личного финансового планирования охватывает нескольких этапов: 1) анализ текущей ситуации и составление личного финансового плана на базе первичной информации, при этом осуществляется сбор информации о текущих доходах и расходах, темпах их изменения, о текущих активах и пассивах, о финансовых целях, На базе этой первичной информации сформированный финансовый план покажет, достижимы ли эти цели или нет; 2) составление личного финансового плана на базе уточненных данных; 3) мониторинг выполнения личного финансового плана. В настоящее время разработано большое количество программ, позволяющих учитывать личные финансы самостоятельно. Большинство физических лиц пользуется разнообразными услугами тех коммерческих банков, банковские карты которых они имеют. В качестве примера можно привести вкладку «Мои финансы» в приложении «Сбербанк» (Справочное руководство по «Сбербанк, Онлайн»). Данное приложение создано для обеспечения финансового контроля всех расходов по картам и вкладам банка. При помощи инфографики можно увидеть детальную статистику ваших покупок за выбранный период. Кроме профессиональных домашних бухгалтерий, разработано большое количество приложений, которые умещаются на обычном смартфоне для экономии, подсчета расходов и приумножения доходов. Среди таких программ и приложений можно выделить приложения «Дзен-мани», позволяющее планировать доходы и расходы; контролировать исполнение личного бюджета; объединять наличные деньги, кредитные карты, кредиты, вклады; «Дребеденьги», с помощью которого можно планировать бюджет на год, соотносить план с фактом, учитывать финансовые накопления; схожие программы, направленные на ведение домашней бухгалтерии HomeМоnеу, «Умный бюджет» и др.
Обучающиеся слушают, осмысливают, конспектируют, озвучивают заранее подготовленные материалы по теме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения; - организовать активные самостоятельные действия обучающихся с содержанием нового материала. Цели для обучающихся: - самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в измененной ситуации. Цели этапа урока достигаются посредством: -организации работы по решению расчетных задач; - проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе, оценка индивидуальной работы обучающихся.
|
Закрепление изученного материала проводится в виде фронтального опроса и выполнения самостоятельной работы в виде решения задачи:
4.1. Фронтальный опрос по вопросам: Фронтальный опрос учащихся группы: 1. Перечислите основные свойства денег. 2. Какие функции присущи деньгам? 3. Дайте определение полноценным деньгам. 4. Какие выделяют разновидности векселя? 5. Что представляют собой денежные суррогаты? 6. Охарактеризуйте основные этапы жизненного цикла человека. 7. Кто является основоположником теории человеческого капитала? 8. Перечислите основные источники формирования ресурсов и направления использования средств персональных финансов. 9. Дайте определение балансу, дефициту и профициту бюджета. 10. Охарактеризуйте наиболее известные методы составления личного бюджета. 11. Как оптимизировать личный бюджет? 12. Что представляет собой личный финансовый план? 13. Какие программы ведения личных финансов используются в современных условиях? Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы. Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы. Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов. Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы; Правильные ответы и критерии оценки представлены на интерактивной доске. Студенты проводят самооценку усвоения материала.
4.2. Тестирование: 1. Минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров, который требуется для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности - это... а) прожиточный минимум б) бюджет на месяц в) минимальный размер оплаты труда г) потребительская корзина 2. Система формирования и использования денежных доходов отдельных индивидов в соответствии с их решениями - это... а) управление финансами б) потребительский кредит в) депозит г) персональный менеджмент д) факторинг е) персональные финансы 3. Право работника на получение заработной платы не ниже... гарантируется ТК РФ. а) минимального размера оплаты труда б) потребительской корзины в) 10 000 рублей г) прожиточного минимума 4. Основоположником теории человеческого капитала является... а) А.Смит б) Т.Шульц в) Д.Риакрдо г) В.Шарп 5. Как называют индивидуальный план достижения поставленной финансовой цели? а) личный финансовый календарь б) личный бюджет в) личный финансовый план г) личный инвестиционный план 6. Что включает личный бюджет? а) инвестиции б) налоги в) проценты г) доходную часть 7. Расходы, на сроки уплаты и размер которых индивид не может повлиять - это... расходы. а) номинальные б) обязательные в) гарантированные г) правовые 8. К инфляционным способам покрытия бюджетного дефицита относится... а) выпуск государственных облигаций б) регулирование ключевой ставки в) повышение НДС г) эмиссия денег 9. Выделяют ... расходы индивида а) гарантированные б) временные в) обязательные г) неналоговые 10. Что нельзя отнести к постоянным доходам индивида? а) доходы от продажи недвижимости б) премию в) выигрыш в лотерею г) заработную плату
Критерии оценки:
Ключ ответов:
4.3. Решение задач (задание на самостоятельную работу выводится на интерактивную доску (экран): Сейчас проведем самостоятельную работу по решению задач. Навыки, которые вы получите при выполнении самостоятельной работы, пригодятся при выполнении курсовых и дипломных работ (ВКР).
Практическая работа №1. Проанализируйте данные о минимальном размере оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации на текущий финансовый год (сравните с предыдущими периодами) и определите его значение в формировании личных доходов. Имеются ли различия в размере МРОТ в разных регионах России? Практическая работа №2. Что представляет собой потребительская корзина? Из каких компонентов она складывается? Существует ли взаимосвязь между минимальным размером оплаты труда и размером потребительской корзины? Формируется ли она в настоящее время? Практическая работа №3. Составьте финансовый план (личный или семьи) с учетом предварительного сбора информации обо всех источниках доходов. Систематизируйте свои расходы согласно предложенным группам расходов: питание, проезд, услуги связи, одежда, обучение, здоровье, подарки, прочие. Сформируйте баланс доходов и расходов на 1 месяц. Практическая работа №4. Чем отличаются мечты от финансовых целей? Определите три финансовые цели на ближайшие 5—7 лет. От каких факторов будет зависеть достижение финансовой цели? Сформулируйте общие и индивидуальные факторы, влияющие на достижение финансовых целей. Практическая работа №5. В течение одного месяца ведите журнал расходов и фиксируйте все свои расходы при помощи разных приложений и программ в телефоне или на компьютере либо вручную, записывая все расходы на бумаге или в таблице Ехсеl. По итогам месяца определите те расходы, которые раньше осуществлялись, но не были зафиксированы как крупные (например, ежедневная чашка кофе в кофейне).
При оценивании практических занятий и самостоятельной работы студента учитывается следующее: - качество выполнения практической части работы; - качество оформления отчета по работе; - качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы. Каждый вид работы оценивается по пяти бальной шкале. «5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа. «4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности. «3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения. «2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Контрольно-оценочный этап. Цели для преподавателя: - провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; Цели для обучающихся: - иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности; Цели этапа урока достигаются посредством: - контроля, коррекции, оценивания и обоснования отметок обучающимся; |
5.1. Контрольно-оценочный этап. Взаимопроверка ответов на основе критериев для измерения достигнутых результатов (ОК и ПК) с заданными. Преподаватель выборочно проверяет правильность произведенных расчетов. Студенты формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, по эталону, создается ситуация успеха для каждого обучающегося. Ситуация успеха заключается даже в выявлении и исправлении ошибки. Преподаватель ставит перед студентами задачу оценивания своей деятельности – определения соответствия достижения обучающихся заданным результатам урока. Обсуждение результатов оценки. Проводится анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи. Выявление границ нового знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексивный этап. Подведение итогов урока. Задание на дом. Цели для преподавателя: - организовать оценку результатов деятельности обучающимися, перспектив последующей работы; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - иметь собственную оценку результатов урока: способов, проблем, путей решения и др.; - уяснить цели и содержание домашнего задания. Цели этапа урока достигаются посредством: - собственной оценки деятельности обучающимися; - определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания; - создания условий для дифференцированного выбора обучающимися заданий для самостоятельной работы. |
6.1. Подведение итогов урока. Рефлексия. А завершить наше занятие я предлагаю следующим образом, я буду говорить незаконченное предложение, а вы ребята его продолжать. Сегодня на уроке я узнал(а)…………. Самым интересным для меня было………….. Какие достигли мы поставленных целей, делаем вывод…………… Преподаватель формирует установку на улучшение результатов деятельности, студенты анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи. Выявление границ нового знания. Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что цели, поставленные в начале занятия мы достигли. Мы узнали: - основные свойства денег - какие функции присущи деньгам - определение полноценным деньгам - какие выделяют разновидности векселя - что представляют собой денежные суррогаты - основные этапы жизненного цикла человека - кто является основоположником теории человеческого капитала - основные источники формирования ресурсов и направления использования средств персональных финансов - определение баланса, дефицита и профицита бюджета. - известные методы составления личного бюджета - как оптимизировать личный бюджет - что представляет собой личный финансовый план - какие программы ведения личных финансов используются в современных условиях.
Полученные знания, помогут вам при выполнении последующих заданий. Сообщение оценок за урок. (Объявляются оценки, полученные в ходе урока, комментируется каждая оценка). Переходим к заключительному этапу нашего занятия. 6.2. Задание на дом. Ребята, запишите пожалуйста домашнее задание: 1. Составить финансовый план (личный или семьи). 2. Составить план конспекта. 3. Подготовиться к тестовому контролю. 4. Подготовиться к практическим занятиям.
Основные источники: 1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 148 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531714 Электронные ресурсы: 1. Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru/; 2. Видео-уроки http://www.fgramota.org/video/?video=avto 3. Электронная книга и финансовая игра http://www.fgramota.org 4. Центральный Банк Российской Федерации https://cbr.ru 5. Министерство финансов Российской Федерации https://minfin.gov.ru/ru/ 6. Пенсионный фонд Российской Федерации https://pfr.gov.ru |
Интерактивный тест платформы «Юрайт»
ТЕСТ - «Личный бюджет: учет доходов и расходов» https://urait.ru/quiz/run-test/08385C69-77AF-4CC9-9DEA-269AFC1EF1A8/37FC7E22-A7D4-4CC9-BCFE-6F19459A3DE7
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.