Технологическая карта.
8 класс
Тема: Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».
Цель урока: Формирование целостных представлений о Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов Планируемые результаты урока:
Личностные:
- осознание целостности мира и многообразия взглядов на него,
- формирование собственных мировоззренческих позиций.
Метапредметные:
- развитие навыка целеполагания, умение оценивать свою работу на уроке;
- развитие умений работать с учебником, с картой, документами;
- развитие навыка устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;
Предметные:
- овладение и оперирование понятиями «секуляризация»;
- формирование представлений о внутренней и внешней политике правителей эпохи дворцовых переворотов;
- формирование умения работать с историческими источниками, таблицей, картой;
-способствовать формированию у обучающихся критического мышления о личностях правителей эпохи дворцовых переворотов.
Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой История России, карта, презентация «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов»
Ход урока:
Этапы урока, их цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (1-2 мин) Цель: Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей. План изучения нового материала:
|
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.
|
II. Проверка домашнего задания. (5-7 мин). Цель: Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания |
-Какие затруднения возникли в процессе подготовки домашнего задания?
Фронтальный опрос: 1700г, 1703г., 1708г., 1709г., 1711г., 1710г., 1714г., 1720г., 1721г., 1722г., 1725г., 1735г., 1736г., 1737, 1739г., 1741 – 1743г.г., июль 1757г., 19 августа 1757г., сентябрь 1757г., август 1758г., 1759г.
Дворцовые перевороты Физминутка |
Обучающиеся отвечают на вопросы
|
III.Мотивация к изучению новой темы. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы |
«Тут кротко или строго Царило много лиц, Царей не слишком много, А более цариц…» Одной из цариц была дочь Петра Елизавета, которая стала главной фигурой на полотне Лансере. Представляю вам картину «Преображенцы провозглашают императрицей Елизавету Петровну . О чём мы с вами будем сегодня говорить? -Кто из правителей принёс больше пользы государству? -А кто из правителей нанёс ущерб государству или ничего хорошего не сделал для страны? |
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
|
IV. Первичное закрепление. Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции
|
Период с 1725 по 1762гг. историки часто называют безвременьем - слишком двадцатые - шестидесятые годы XVIII века не похожи на предшествовавшую им эпоху потрясающих преобразований Петра Великого, как и на начавшийся после них «золотой век» Екатерины II. В 1725г. умирает первый император – Петр I, а спустя всего тридцать семь лет, летом 1762г., на престол вступила Екатерина II - уже восьмой правитель с императорским титулом. В.О. Ключевского: «… Время от 1725 до 1762 г. составляет особую эпоху,
отличающуюся некоторыми новыми явлениями в нашей государственной жизни, хотя
основы её остаются прежними. Эти явления обнаруживаются тотчас по смерти
преобразователя и стоят в тесной связи с некоторыми последствиями его
деятельности… И мы вслед за историком вспомним, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I? Каковы же причины дворцовых переворотов?
1. Работа с документом
А давайте обратимся к документу.
Вывод: Дворцовые перевороты не изменили политическую и социальную системы общества; они сводились к борьбе за власть дворянских группировок, которые преследовали свои корыстные интересы. С другой стороны, политика каждого из шести правителей имела свои особенности, иногда важные для государства. 2. Работа с тестами по слайдам 3. Написание сочинения
Проблемный вопрос:
-Кто из правителей принёс больше пользы государству? -А кто из правителей нанёс ущерб государству или ничего хорошего не сделал для страны?
|
Обучающиеся конспектируют
Самостоятельная работа по документу
Работа с тестами на слайдах Работа в группе
|
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: Проговаривание и закрепление знаний |
Корректировка сочинений |
Обучающиеся представляют свою работу |
VII. Подведение итогов урока Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке? Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске): Я узнала, что…. Я нашёл подтверждение тому, что… Я даже не предполагала, что …
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок. |
-Дают ответы на вопросы
Анализируют деятельность свою и всего класса |
VIII.Инструктаж домашнего задания Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание. Написать сочинение о любом правителе эпохи дворцовых переворотов |
Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Приложение № 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».
Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.
Вопрос:
Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
Екатерина I
Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Пётр II
Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Анна Иоанновна
Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Елизавета Петровна
Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Пётр III
Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Приложение № 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».
Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.
Вопрос:
Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
Приложение № 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».
Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.
Вопрос:
Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
Приложение № 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».
Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.
Вопрос:
Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
Приложение № 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».
Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.
Вопрос:
Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.