Технологическая карта "Текст. Работа с текстом" (4 класс) УМК: "Начальная школа 21 века"
Оценка 4.9

Технологическая карта "Текст. Работа с текстом" (4 класс) УМК: "Начальная школа 21 века"

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
4 кл
16.06.2024
Технологическая карта "Текст. Работа с текстом" (4 класс) УМК: "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта спроектирована в соответствии с ФГОС НОО 3 поколения. Технологическая карта с приемами понятийного мышления.
5 текст.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна

Предмет: русский язык.

УМК: «Начальная школа 21 века»

Класс: 4 «Г».

Тема урока: «Текст».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении текста.

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные:

1.       Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

2.       Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

Дидактические:

Формировать представление о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

Формировать умения: составлять текст из предложений; определять основную мысль текста.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Учащиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно создавать схемы для представления информации; строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

- Учащиеся получат возможность научиться: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

 Развивающие

1. Формировать умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно создавать схемы для представления информации; строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Личностные:

- познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Воспитательные:

-формировать познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Форма контроля

Планируемые результаты

П

М

(Р, П, К)

Л

1. Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

Содержательный анализ

 

Содержательная рефлексия

 

идеализация

Приветствие, проверка готовности.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

Задает вопросы:

Чем славится русский язык?

Почему его важно знать?

Инструктирует: сейчас по цепочке вам нужно назвать умения, которые будут полезны на нашем уроке.

Приветствие, проверка готовности.

 

 

 

Отвечают:

 

Звучностью, красотой.

Чтобы хорошо разговаривать, доступно, выразительно и понятно.

Предполагают.

Называют умения, которые понадобятся на уроке русского языка.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

Оформление тетради для письменной работы.

-Запишите дату и «Классную работу» в тетради.

Работа по схеме.

Picture background

Инструктирует: вспомним уровни языка. Для этого заполним схему из предложенных разбросанных блоков.

 

Помогает рассуждать ученикам при заполнении таблицы.

 

 

Оформление тетради для работы.

 

 

 

Пользуясь материалами, вносят в таблицу данные.

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают о том, какие данные должны располагаться в информационных блоках.

Завершают работу, делают вывод.

Оценивают себя в листах самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

Проектор, презентация, компьютер, тетради.

Взаимопроверка

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

3. Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательное обобщение

Организует выявление места и причины затруднения.

Организация беседы, подводящей к теме урока.

Слово учителя:

Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается?

Из словосочетаний можно составить?

А если соединить предложения, то, что может получиться?

Да. Получится текст. Сегодня мы и поговорим о тексте.

-Что важно уметь делать при работе с текстом?

 

 

 

 

Тема?

 

Цель?

 

 

 

 

Отвечают:

 

 

 

 

 

 

 

 

Словосочетание

 

 

Предложения.

 

 

Текст

 

 

 

Уметь находить в нем информацию, определять главную мысль текста.

Формулируют тему и цель урока.

- «Основная мысль текста».

- научимся определять главную мысль текста, различать разные тексты.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

К: владеть диалогической речью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Алгоритм интериоризации умственного действия

 

 

Содержательная рефлексия

Организует построение проекта выхода из затруднения.

Составление плана урока.

-Кто-то поменял в предложениях слова местами. Кто прочитает правильно?

 

 

 

 

Составляют план урока:

 

1.       Узнать о признаках текста.

2.       Научится составлять текст из предложений,

3.       Научится определять основную мысль текста.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

 

Р: планировать свою деятельность.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

5. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

Проблематизация

 

 

 

 

 

Алгоритм интериоризации умственного действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Многократные повторения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловое обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок-схема

 

 

 

 

 

 

Многократные повторения

 

Лист самоконтроля

Организует реализацию построенного проекта.

А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?

Организация работы по учебнику.

Составление плана выполнения упражнения.

-Кто прочитает задание?

-Что нам нужно сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы:

 

1.       В каком тексте предложения связаны друг с другом по смыслу?

2.       Какой из них можно назвать текстом?

3.       Почему?

 

 

 

 

Помогает сделать вывод.

 

 

 

Слово учителя: Смысл определяет основную тему текста. Что же такое тема текста?

 

 

 

 

Задает вопросы:

-Тогда, что такое основная мысль текста?

 

 

 

 

 

В обоих определениях мы услышали одинаковое понятие-заголовок или заглавие. Что такое заголовок? Какова его роль?

 

 

 

Можем ли мы сейчас определить основные признаки текста?

 

 

 

 

Помогает составить схему, задает наводящие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения.

 

Составление плана выполнения упражнения.

1 человек читает задание.

2 человек. Объясняет последовательность действий.

 

Текст 1.

Книги – наши друзья. Друг в беде познаётся. У тебя есть любимая книга? Читай книги! Книги надо беречь. Много удивительных открытий таит в себе книга.

Текст 2.

Книга! Много интересного таят её страницы! Открой книгу! И ты войдёшь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга – настоящее чудо. И это чудо надо беречь.

Отвечают на вопросы, приходят к выводу, что текстом является текст под номером 2.

 

Делают вывод:

Вывод: Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.

 

Отвечают, с помощью учебника.

Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке.

 

 

 

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.

 

 

 

 

-Заголовок должен сообщить читателю, о чем текст, дать возможность определить тему.

 

 

Да.

 

Составляют схему признаков текста.

Picture background

Делают вывод по признакам.

Оценивают себя в листах самооценки.

 

Фронтальная, индивидуальная

Учебник

Взаимоконтроль, самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

 

 

К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения,

 

 

П: самостоятельно создавать схемы для представления информации;

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

 

 

Восстановление деформированных упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многократные повторения

 

 

Лист самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация

 

 

 

 

 

Многократные повторения

 

 

Лист самоконтроля

Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- (КАРТОЧКА № 1) Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.

Текст – это связное … на определенную…

В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Карточка №2) Задание: Составьте из предложений текст «Случай в лесу».

1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит.

2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой.

3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь.

4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят.

5) Ничего не вижу.

6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик.

Обсуждение, как составлялся текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Текст – это связное по смыслу высказывание на определенную тему.

В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложения, связанных между собой смыслом и посвященных одной теме (идее).

Анализируют работу для выявления ошибок.

Подытоживают итог выполненного задания.

Оценивают друг друга в листах самооценки.

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).

 

 

Обсуждают как составляли текст.

Фронтальная, индивидуальная

Проектор, презентация, компьютер, учебник, тетради.

Взаимоконтроль, самоконтроль

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

Творческий конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм интериоризации учебного действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Инструктирует: при помощи учебника, составьте алгоритм определения основной мысли текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свою готовность показываем, поднимая руку.

Проверяем себя по слайду.

 

 

 

Составляют алгоритм определения основной мысли текста, с помощью учебника.

Алгоритм определения основной мысли текста

1.                 Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

2.                 Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

3.                 Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:

- автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;

- в тексте выражено авторское отношение к проблеме;

- автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Анализ собственной работы; самопроверка по эталону.

Работа с листом самооценки.

Индивидуальная

Учебник, тетради, проектор, презентация, компьютер.

Самоконтроль

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

 

 

 

 П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 

 

П: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

 

 

 

К: создавать письменные тексты.

Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

Многократные повторения

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

Инструктирует: объединитесь в пары, совместно подберите заголовки к текстам.

 

 

Задает вопросы:

Какая тема была?

Что мы сегодня узнали?

Какие признаки запомнили?

 

 

 

 

 

Выполняют, читают текст, подбирают заголовки.

Делают ВЫВОД.

 

 

 

 

Отвечают согласно проделанной работе.

Фронтальная

 

 

 

 

парная

 

Взаимоконтроль

 

Учащиеся научатся составлять текст из предложения.

Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.

П: осуществлять обобщение изученного.

К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

 

П: анализировать текстовую информацию.

 

К: владеть диалогической речью.

 

9. Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

 

 

 

Письменный опрос.

Организует рефлексию учебной деятельности.

-Чтобы оценить себя, предлагаю вам подсчитать баллы в листах самооценки.

 

 

 

Запишите к себе в тетрадь вопросы, на которые вы ответите в начале следующего урока. Свои вопросы сформулируйте на основе критериев в листах самооценки.

Обсуждают успешность урока.

 

Анализируют собственный уровень успешности на уроке, с помощью листов самооценки.

 

 

 

 

 

Записывают вопросы к следующему уроку.

Фронтальная

Проектор, презентация, компьютер.

Взаимоконтроль, самоконтроль

 

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

Р: устанавливать причины успеха\неуспеха.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

Приложение 1.

Picture background


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

Планируемые результаты

Планируемые результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Лист самооценки Оформление тетради для письменной работы

Лист самооценки Оформление тетради для письменной работы

ФронтальнаяПроектор, презентация, компьютер

ФронтальнаяПроектор, презентация, компьютер

Сравнение Многократные повторения

Сравнение Многократные повторения

Деловое обсуждение

Деловое обсуждение

Многократные повторения

Многократные повторения

Систематизация Многократные повторения

Систематизация Многократные повторения

Лист самоконтроля Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Лист самоконтроля Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Приложение 1.

Приложение 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2024