ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна
Предмет: русский язык.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 4 «Г».
Тема урока: «Текст».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении текста.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Форма контроля |
Планируемые результаты |
||
П |
М (Р, П, К) |
Л |
|||||||
1. Мотивация учебной деятельности |
Содержательный анализ
Содержательная рефлексия
идеализация |
Приветствие, проверка готовности. Организует мотивацию к учебной деятельности. Задает вопросы: Чем славится русский язык? Почему его важно знать? Инструктирует: сейчас по цепочке вам нужно назвать умения, которые будут полезны на нашем уроке. |
Приветствие, проверка готовности.
Отвечают:
Звучностью, красотой. Чтобы хорошо разговаривать, доступно, выразительно и понятно. Предполагают. Называют умения, которые понадобятся на уроке русского языка. |
Фронтальная |
Проектор, презентация, компьютер. |
Самоконтроль |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической речью.
|
Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Моделирование
Лист самооценки |
Оформление тетради для письменной работы. -Запишите дату и «Классную работу» в тетради. Работа по схеме.
Инструктирует: вспомним уровни языка. Для этого заполним схему из предложенных разбросанных блоков.
Помогает рассуждать ученикам при заполнении таблицы. |
Оформление тетради для работы.
Пользуясь материалами, вносят в таблицу данные.
Рассуждают о том, какие данные должны располагаться в информационных блоках. Завершают работу, делают вывод. Оценивают себя в листах самооценки. |
Фронтальная, индивидуальная |
Проектор, презентация, компьютер, тетради. |
Взаимопроверка |
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения.
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.
К: владеть диалогической речью.
|
Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
3. Выявление места и причины затруднения |
Содержательное обобщение |
Организует выявление места и причины затруднения. Организация беседы, подводящей к теме урока. Слово учителя: Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается? Из словосочетаний можно составить? А если соединить предложения, то, что может получиться? Да. Получится текст. Сегодня мы и поговорим о тексте. -Что важно уметь делать при работе с текстом?
Тема?
Цель? |
Отвечают:
Словосочетание
Предложения.
Текст
Уметь находить в нем информацию, определять главную мысль текста. Формулируют тему и цель урока. - «Основная мысль текста». - научимся определять главную мысль текста, различать разные тексты. |
Фронтальная |
Проектор, презентация, компьютер. |
Самоконтроль |
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста. |
К: владеть диалогической речью. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: устанавливать причинно-следственные связи. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Алгоритм интериоризации умственного действия
Содержательная рефлексия |
Организует построение проекта выхода из затруднения. Составление плана урока. -Кто-то поменял в предложениях слова местами. Кто прочитает правильно?
|
Составляют план урока:
1. Узнать о признаках текста. 2. Научится составлять текст из предложений, 3. Научится определять основную мысль текста. |
Фронтальная |
Проектор, презентация, компьютер. |
Самоконтроль |
|
Р: планировать свою деятельность. П: устанавливать причинно-следственные связи. |
Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
5. Реализация построенного проекта |
Проблематизация
Алгоритм интериоризации умственного действия
Сравнение
Многократные повторения
Деловое обсуждение
Блок-схема
Многократные повторения
Лист самоконтроля |
Организует реализацию построенного проекта. А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст? Организация работы по учебнику. Составление плана выполнения упражнения. -Кто прочитает задание? -Что нам нужно сделать?
Задает вопросы:
1. В каком тексте предложения связаны друг с другом по смыслу? 2. Какой из них можно назвать текстом? 3. Почему?
Помогает сделать вывод.
Слово учителя: Смысл определяет основную тему текста. Что же такое тема текста?
Задает вопросы: -Тогда, что такое основная мысль текста?
В обоих определениях мы услышали одинаковое понятие-заголовок или заглавие. Что такое заголовок? Какова его роль?
Можем ли мы сейчас определить основные признаки текста?
Помогает составить схему, задает наводящие вопросы.
|
Выдвигают предположения.
Составление плана выполнения упражнения. 1 человек читает задание. 2 человек. Объясняет последовательность действий.
Текст 1. Книги – наши друзья. Друг в беде познаётся. У тебя есть любимая книга? Читай книги! Книги надо беречь. Много удивительных открытий таит в себе книга. Текст 2. Книга! Много интересного таят её страницы! Открой книгу! И ты войдёшь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга – настоящее чудо. И это чудо надо беречь. Отвечают на вопросы, приходят к выводу, что текстом является текст под номером 2.
Делают вывод: Вывод: Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Отвечают, с помощью учебника. Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.
-Заголовок должен сообщить читателю, о чем текст, дать возможность определить тему.
Да.
Составляют схему признаков текста.
Делают вывод по признакам. Оценивают себя в листах самооценки.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Учебник |
Взаимоконтроль, самоконтроль |
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста. |
К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
К: слушать и понимать речь других.
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения,
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить логические рассуждения,
П: самостоятельно создавать схемы для представления информации; |
Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Восстановление деформированных упражнений
Многократные повторения
Лист самоконтроля
Систематизация
Многократные повторения
Лист самоконтроля |
Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - (КАРТОЧКА № 1) Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений. Текст – это связное … на определенную… В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …
(Карточка №2) Задание: Составьте из предложений текст «Случай в лесу». 1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит. 2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой. 3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь. 4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят. 5) Ничего не вижу. 6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик. Обсуждение, как составлялся текст.
|
Выполняют задание. Текст – это связное по смыслу высказывание на определенную тему. В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложения, связанных между собой смыслом и посвященных одной теме (идее). Анализируют работу для выявления ошибок. Подытоживают итог выполненного задания. Оценивают друг друга в листах самооценки.
Выполняют задание.
(порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).
Обсуждают как составляли текст. |
Фронтальная, индивидуальная |
Проектор, презентация, компьютер, учебник, тетради. |
Взаимоконтроль, самоконтроль |
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста. |
К: владеть диалогической речью.
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.
К: слушать и понимать речь других.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; |
Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Творческий конспект
Алгоритм интериоризации учебного действия
Лист самоконтроля |
Организация самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Инструктирует: при помощи учебника, составьте алгоритм определения основной мысли текста.
Свою готовность показываем, поднимая руку. Проверяем себя по слайду. |
Составляют алгоритм определения основной мысли текста, с помощью учебника. Алгоритм определения основной мысли текста 1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова. 2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль. 3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов: - автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; - в тексте выражено авторское отношение к проблеме; - автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию. Анализ собственной работы; самопроверка по эталону. Работа с листом самооценки. |
Индивидуальная |
Учебник, тетради, проектор, презентация, компьютер. |
Самоконтроль |
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста.
Учащиеся узнают о признаках текста; о теме и главной мысли текста.
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста. |
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
П: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;
К: создавать письменные тексты. |
Познавательный интерес в изучении русского языка активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Многократные повторения |
Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. Инструктирует: объединитесь в пары, совместно подберите заголовки к текстам.
Задает вопросы: Какая тема была? Что мы сегодня узнали? Какие признаки запомнили? |
Выполняют, читают текст, подбирают заголовки. Делают ВЫВОД.
Отвечают согласно проделанной работе. |
Фронтальная
парная |
|
Взаимоконтроль |
Учащиеся научатся составлять текст из предложения. Учащиеся получат возможность научиться: определять основную мысль текста. |
П: осуществлять обобщение изученного. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
П: анализировать текстовую информацию.
К: владеть диалогической речью. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Лист самоконтроля
Письменный опрос. |
Организует рефлексию учебной деятельности. -Чтобы оценить себя, предлагаю вам подсчитать баллы в листах самооценки.
Запишите к себе в тетрадь вопросы, на которые вы ответите в начале следующего урока. Свои вопросы сформулируйте на основе критериев в листах самооценки. |
Обсуждают успешность урока.
Анализируют собственный уровень успешности на уроке, с помощью листов самооценки.
Записывают вопросы к следующему уроку. |
Фронтальная |
Проектор, презентация, компьютер. |
Взаимоконтроль, самоконтроль |
|
Р: осуществлять самооценку деятельности.
Р: устанавливать причины успеха\неуспеха. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Приложение 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.