Технологическая карта Тема урока «Древняя Индия»
Оценка 4.9

Технологическая карта Тема урока «Древняя Индия»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
31.05.2024
Технологическая карта Тема урока «Древняя Индия»
Разработка урока "Древняя Индия" 5 класс
Сценарий урока конкурс.docx

Технологическая карта

Тема урока «Древняя Индия»

 

Учитель: Банникова Ирина Алексеевна

Предмет: История

Класс: 5

Автор УМК (программы учебного курса): А.А.Вигасина, О.С.,Сороко-Цюпа

Тип урока: Комбинированный урок

 

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представления о поликультурном мире, развитие исторического мышления.

Познавательные: формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать, обобщать и сравнивать информацию.
2.2. Регулятивные: формирование умения организовать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.
2.3.Коммуниативные: формирование готовности формулировать собственное мнение, давать оценку событиям.

формировать представление о географическом положении Индии, занятиях населения, достижениях индийцев, устройстве индийского общества; формировать умение выявлять причинно-следственные связи между явлениями, умения работы с исторической и географической картами, формировать понятия «каста», «варна», « брахман» и умение ими оперировать, выделять основные смысловые единицы текста; сравнивать и анализировать исторические факты.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного

характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся.

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять,

каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,

материальных памятниках Древнего мира;

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять,

каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,

материальных памятниках Древнего мира;

 

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, Ганеша.

ЭОР:

Российская электронная школа Религия и культура индусов. буддизм - История - 5 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

мультимедийная презентация


Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент (1 минута)

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя

 

Саморегуляция.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

 (7 минут)

Игра Змейка (раздаточный материал). Ответить на вопросы (верно, неверно) в тетради. Время на выполнение работы 5 минут. (Слайд 1)

1.Кир Великий вошёл в историю как талантливый учёный.

2 Ассирия находилась в Двуречье, по верхнему течению Тигра

3. Царь Кир смог победить Вавилон штурмом.

4.Титул «Сын неба, правитель Поднебесной империи» носил властитель Персид­ской державы.

5. При Дарии I «глаза и уши царя» — это осведомители.

6. Одной из важнейших причин военных успехов Ассирии было широкое использование железного орудия.

7. Столица Ассирии была сожжена в 612 г. до н.э. В пожаре погиб последний царь Ассирии.

Проверяем ваши ответы. Ответы написать на доске. (2 минуты)

Выполняют задание письменно в тетради.

Нет. Выдающийся полководец

Да

 

Нет. Хитростью

 

Нет. «Великий царь, царь царей»

 

Да

 

Да

 

 

Нет. Знаменитая библиотека

Самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. Полученных знаний. Отвечают на вопросы учителя. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнен

Постановка задачи

Создание проблемной ситуации (3 минуты)

 Ребята сегодня на уроке за правильные и ответы я буду давать рис. (Слайд  2)

   - А как Вы думаете, почему именно рис?

 

 

 - Как Вы думаете, какая страна является родиной риса?

Дополняет ответы учащихся                                                                                       -  Эта страна является родиной многих земледельческих культур, которые мы с Вами знаем - баклажана, огурца, лимона, апельсина, манго, кунжута. (Слайд 3 )

А вот какую роль рис   играл в Индии кроме употребления в пищу об этом узнаем в конце урока.

Что вы знаете об Индии ? (Слайд 4)

Отвечают на вопросы учителя.

 

С рисом связана жизнь каждого человека, его многие употребляют в пищу.

Родиной риса является Индия.

 

 

 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Изучение нового материала (19 минут)

Географическое положение Индии. (Слайд 5)

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. 

- Вы знаете, что некоторые страны похожи на геометрические фигуры? Некоторые на прямоугольные, другие округлые, а Индия похожа на какую геометрическую фигуру? Посмотрите на карту. (Треугольник).

Самостоятельная работа. Изучить карту и выполнить задание  в тетради. Записать пропущенные слова в тетрадь. Время на работу 5 минут.

Итак, приступаем к проверке.

Индия расположена на юге материка _____________.

Северной границей индии служат самые  высокие горы в мире _____________.  (Слайд 6)

Берега Индии с запада, востока и юга омывает _______________ океан.

Самые многоводные реки Индии – это _____________. (Слайд 7)

 Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота.

А Вы знаете, что река Ганг является священной? Ей поклоняются индусы, и на берегу этой реки можно целыми сутками наблюдать за горящими кострами. Это сжигают тела умерших людей, прах который высыпают в реку.

А в долине Ганга растут густые, труднопроходимые леса  ______ -  (Слайд 8)

Площадь Индии равна площади всей Европы.

Животные Индии Слайд 9

Эти благодатные территории издавна населяли удивительные животные и люди. Как Вы думаете, каких животных  можно встретить в Индии?

 Мое самое любимой животно, которое родом из Индии, – это слон. (Слайд 10)

 - Какую роль в жизни человека могли играть слоны?

В древности слоны переносили тяжести, учувствовали в сражениях. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. Но животные всегда жили рядом с людьми.

А вы знали, что слоны – единственные в мире животные, которые не умеют подпрыгивать.

- А какое животное считается священным в Индии? (12 слайд)

Корова. До сих пор в Индии никто не смеет потревожить корову, даже если она лежит посреди дороги.

Почему?

 Испокон веков корова является священным животным в Индии.  Корову нельзя убивать, нельзя прогонять и непочтительно к ней относиться. И гуляют они везде, где только их священной душе вздумается: спокойно полеживают себе на оживленных улицах индийских городов, заходят в храмы и магазины… Говядину в пищу индусы не употребляют. Во многих штатах Индии убийство коровы приравнивается к убийству брахмана.

Так же священные животные индии – это кобра и обезьяна (Слайд 13)

- Как Вы думаете, каких животных больше всего боялись в Индии? (змей)

Делают записи в тетради

 

Работа с контурной картой

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Делают записи в тетради

 

 

Проверяют записи в тетради

 

Евразии, Юг Азии, п-в Индостан

Гималаи

 

 

Индийский

 

 

Инг и Ганг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джунгли

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

Ядовитые змеи, насекомые, хищные звери

Слушают объяснение учителя

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Формирование познавательной инициативы. Умение находить и выделять необходимую информацию; Умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Физминутка (2 минуты)

Физкультминутка (Слайд 14)

- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Повторяют движения за учителем.

 

 

Основные занятия

Как вы думаете, какие основные занятия были в Индии? (Слайд 15)

 

 

 

 

 

Давайте запишем ваши ответы в тетрадь. (Слайд 16)

Как вы думаете,  легко было заниматься земледелием. Обрабатывать землю?

Чтобы освободить участок не только для плантаций, но и для поселения, индийцам приходилось выжигать лес или вырубать бронзовыми топорами.

Историческая задача.  (Слайд 17)

Шерсть растущая на кустах.

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы только знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принимает эти слова за шутку.

 - Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не  хочешь - верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани…Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Задание

- Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и  удивление?

Речь идет о хлопчатобумажных тканях и сахаре из сахарного тростниках, которые, как полагают, впервые применялись в Индии и долгое время были малознакомы в других странах.

А что еще выращивали? Прочитать в учебнике п.3 стр. 103 (Слайд 18)

 

Давайте запишем ваши ответы в тетрадь.

 -А вы знаете, что если участок земли в Индии хотя бы год оставляли без обработки, то он покрывался зарослями, а через три – пять лет там вырастал такой лес, что и никто и не мог догадаться, что здесь жили люди.

Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.( Слайд 19)

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

 - С какими верованиями связана такая угроза? ( С верой в переселение душ (реинкарнация - переселение душ). (слайд 20)

В Древней индии верили, что человек не умирает, а просто меняет свой облик и превращается в другое существо.

Правитель Ашока (рассказ учителя) (Слайд 21)

III тыс. до н. э. возникли первые города в долине реки Инд. (Слайд ) Проживали дравиды и арии, которые после  образовали единый индийский народ.

Посмотрите на карту  и назовите, как назывались древние города Индии? (Слайд 22)

 -Как вы думаете, какой строительный материал применяли в строительстве?

В III в. до н. э. в Индии правил царь Ашока. (Слайд 23)  Это был необыкновенный правитель. Ему удалось объединить разрозненные племена в единое государство. Таких правителей помнят народы. И таких немало в мировой истории.

Но мало кто из правителей видел призвание царя в том, чтобы охранять двуногих и четвероногих, плавающих в воде и пернатых в воздухе, насаждать полезные деревья и растения, совершать добрые поступки по отношению ко всем людям, в том числе и рабам, и слугам.

Царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал не убивать живых существ, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие. Благодаря ему буддизм превратился в мировую религию.

Записать в тетрадь.

III век до н. э. - объединение Индии под властью царя Ашоки.

 

Работа с иллюстрацией на слайде. Отвечают на вопросы учителя

Земледелие, скотоводство, торговля, рыболовство, ремесла.

Делают записи в тетради

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Работа с учебником.

рис, тросник, хлопчатник

Делают записи в тетради

 

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя

 

 

Хараппа, Мохенджо -Даро

 

кирпич

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают записи в тетради

 

Применение полученных знаний на практике.

Закрепление (4 минуты)

И в заключении давайте выполним задание. Найдите в тексте ошибки. (Слад 24). Выполнить устно.

Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да)

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Альпийские. (нет)

Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да)

Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет)

Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет)

Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да)

Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)

-Ребята, почему же рис был так важен в Индии?

 -Только ли его употребляли в пищу? (Слайд 25)

Оказывается, нет. Индийцы раскладывали вокруг дома комочки риса и молили «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте»

 

Учащиеся выполняют устно.

 

 

 

Нет. Гималайские

 

 

Нет. Индийского океана.

 

Нет. Инг и Ганг

 

 

Самостоятельно планировать пути достижения целей

умение определять понятия,

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

 

Домашнее задание (2 минуты)

Запись домашнего задания на доске:

§ 21, ответить на вопросы после параграфа устно. Нарисовать рисунок «Древняя Индия»

Записывают домашнее задание.

Ставят оценки.

 

Рефлексия (2 минуты)

Посчитайте рис, который вы получили за ваши ответы. И напишите количество зерен на стикере. Стикер у Вас на столе. Подпишите его. И поставтье смайлик за урок на стикере.

 

Спасибо за урок!

 

Делают выводы

Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта Тема урока «

Технологическая карта Тема урока «

Планируемые результаты личностные метапредметные предметные

Планируемые результаты личностные метапредметные предметные

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Постановка задачи Создание проблемной ситуации (3 минуты)

Постановка задачи Создание проблемной ситуации (3 минуты)

Записать пропущенные слова в тетрадь

Записать пропущенные слова в тетрадь

Как Вы думаете, каких животных можно встретить в

Как Вы думаете, каких животных можно встретить в

Делают записи в тетради Работа с контурной картой

Делают записи в тетради Работа с контурной картой

Историческая задача. (Слайд 17)

Историческая задача. (Слайд 17)

А вы знаете, что если участок земли в

А вы знаете, что если участок земли в

Царь Ашока заявил о своей преданности учению

Царь Ашока заявил о своей преданности учению

Применение полученных знаний на практике

Применение полученных знаний на практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024