Технологическая карта учебного занятия по истории по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"
Оценка 4.6

Технологическая карта учебного занятия по истории по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
18.07.2022
Технологическая карта учебного занятия по истории по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"
Технологическая карта учебного занятия по истории.docx

Технологическая карта учебного занятия

Предмет: История Древнего мира

Класс: 5

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; способствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими событиями и историческими персонажами

Планируемые результаты:

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Личностные: применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека, проявлением терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

Формы обучения: фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы: карта «Вторая война Рима с Карфагеном 218-201 г.г. до н.э.», презентация

Основные понятия: Пуны, Ганнибал, Сципион

Оборудование: мультимедиа

 

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 мин

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

 

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2 мин

Самоопределение деятельности

Урок хочу начать с загадки, а вы попробуйте отгадать её.

«В честь сына Реи Сильвии и Марса назвали город, до сих пор он есть, и в древности и в наше время жить там для большинства порой большая честь» Что это за город?

 

 

 

Слушают учителя и отвечают на вопрос – город Рим

Привлечение внимания к историко-географическому образу

5 мин

Актуализация опорных знаний

Работа по карте и беседа  с учащимися:

Покажите на карте Рим.

- На берегу, какой реки возник этот город?

- В какой стране?

- На каком полуострове?

- На каком языке говорили римляне?

 

- Покажите территорию Римской республики в первые годы её существования, т.е. в 6 в. до н. э.?

- Покажите теперь территорию, завоеванную Римом к середине 3 в. до н.э.

 

 

 

- Назовите и покажите остров треугольной формы близ берегов Италии?

- Кому принадлежала западная часть Сицилии (обведенная лиловой линией)?

- Покажите, где находился Карфаген?

 

- Сейчас посмотрите на карту. Перед вами большое море. Как оно называется?

- Как называются страны, расположенные вокруг этого моря?

- Какие два государства претендовали на господство в западном Средиземноморье?

 

Работа по карте и ответы на вопросы учителя

- На берегу реки Тибр

- в Италии

- на Аппенинском полуострове

- Римляне говорили на латинском языке

- В то время Риму принадлежала всего лишь небольшая область по левому берегу Тибр

 

- Римской республике в середине 3 в. до н.э. принадлежала вся Италия, кроме её северной части (долины реки По, населенной племенами галлов)

- остров Сицилия

 

- западная часть Сицилии принадлежала Карфагену

- Государство Карфаген находилось на территории Северной Африки

- Это Средиземное море

 

- Страны называются средиземноморскими

- Рим и Карфаген

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима

4 мин

Постановка проблемы

Предлагает сформулировать учебные задачи, сообщает тему урока, создает проблемную ситуацию.

Объявляет тему урока: «Вторая война Рима с Карфагеном»

В 265 году до н.э. римляне начали войны с Карфагеном. В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию, где проживали галльские племена. Карфаген потерял остров в Средиземном море, но сохранил своё военное могущество.

Римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны стали называться Пуническими. Предлагает сформулировать учебную задачу

 

 

 

 

 

 

Предлагает учащимся составить таблицу о военном потенциале Рима и Карфагена.

 

 

Фиксируется проблема на доске: Какое государство в результате Пунических войн завоюет господство в Западном Средиземноморье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебную задачу урока: Почему же началась вторая Пуническая война? - Оба государства, Рим и Карфаген, начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья.

 

Записывают в таблицу характеристику армий Рима и Карфагена

 

По таблице предлагают решение проблемной ситуации

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы

15 мин

Открытие новых знаний

Организует работу.

Итак, мы с вами выяснили, что это были неравные войны.

Сильным карфагенским войском, состоящим из пехоты, конницы и боевых слонов, командовал Ганнибал речевой фрагмент презентации. Сформулируйте характеристику Ганнибала

- Почему было важно для командующего Карфагенским войском владеть многими языками?

 

Вторая Пуническая война состояла из 3 этапов:

 

1.      1. Первый этап войны

Переход карфагенского войска через Альпы в долину реки По, на территорию галлов

 - Предположите, как встретили карфагенян местные жители – галлы?

- В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы?

- Чем могли помочь Галлы?

 

2. Второй этап войны. Битва при Каннах

Впереди было серьёзное сражение при  Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете, проанализируйте видеофрагмент.

- Ребята, почему имея армию в 40000 человек, Ганнибал смог победить вдвое превосходящую по численности армию римлян?

Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но этого не произошло

- Каковы в дальнейшем причины поражения армии Ганнибала?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Третий этап войны

Битва при Заме

- Охарактеризуйте Сципиона

 

 

 

 

 

 

- В чем была хитрость Сципиона?

Чтобы выяснить в чем проявился талант полководца Сципиона проанализируйте следующий видеофрагмент

В 202 г до н.э. близ города Зама, к югу от Карфагена армия Ганнибала была разбита. За свою победу над Ганнибалом Сципион получил прозвище – Африканский.

 

 

Почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, всё же проиграл войну?

 

 

 

 

 

 

Осмысливают речевой фрагмент презентации и устно характеризуют полководца

 

- Карфагенское войско состояло из наёмников. С каждым из наёмников Ганнибал разговаривал на его родном языке.

 

 

 

1. Работа по первому этапу войны

 

 

 

- Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.

- Погибло много воинов, лошадей, была нехватка продуктов и фуража

- Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.

2. Второй этап войны.

Анализируют видеофрагмент презентации

 

 

 

- В армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя. Работа с текстом учебника (п. 3 § 47 стр. 231) и формулирование ответов

 

- Римляне сменили тактику, перешли к изматыванию противника и не ввязывались в большие сражения

- войско Ганнибала редело, потому что местные жители перестали его поддерживать, из-за мародёрства его войска

- командовать римским войском был назначен полководец Сципион.

 

3. Третий этап войны

 

- Он получил хорошее образование, прекрасно знал греческую культуру, читал книги. По своему характеру был приветливым, щедрым, способным на великодушные поступки. С юных лет воевал с врагами Рима.

- По предложению Сципиона римские войска высадились в Карфагене и начали там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад и театр боевых действий переместился из Италии в Африку.

 

 

Анализируют видеофрагмент презентации

и отвечают на вопрос:

-        Римляне сменили тактику,  перешли к изматыванию противника;

-        Местное население перестало поддерживать Ганнибала;

-        Благодаря полководческому таланту Сципиона.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям

1 мин

Физминутка

Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;

Выполняют физические упражнения;

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

3 мин

Первичное закрепление нового материала

Актуализирует полученные на уроке новые знания (формулирует вопросы на знание хронологий, географических объектов, фактов, персоналий, терминов)

Определите хронологические рамки основных сражений второй Пунической войны и их результаты

Предлагает продолжить фразы:

«Я не знал, что……»

«Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

Отвечают на вопросы и обобщают новые знания:

- Переход через Альпы - 218 г. до н.э.

- Битва при Каннах – 216 г. до н.э.

- Битва при Заме – 202 г. до н.э.

 

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;

5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу

Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

1. Расположите перечисленные события в порядке их совершения (установите хронологическую последовательность):

А) Сражение близ города Зама;

Б) Битва при Каннах;

В) Переход через Альпы;

Г) Вступление галлов, живших в долине реки По в войско Ганнибала

2. Разгадайте анаграмму:

Б А Л Н И Г А Н

В помощь я вам загадаю загадку:

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл

И с Римом храбро воевал –

То карфагенский …

3. Решите ребус

 

4. Назовите битвы, которые соответствуют описанию:

4.1. Это было единственное сражение, проигранное Ганнибалом и первая победа в войне, которую принес Риму молодой полководец Сципион

4.2. Знаменитое сражение, считающееся классическим примером окружения вражеской армии с флангов

Контролирует выполнение учащимися практической работы;

Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени

 

Организуют рабочее место и выполняют практическую работу;

Задание 1.

Ответ: в, г, б, а

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Ответ: Ганнибал

 

 

 

 

 

Задание 3.

Ответ: Сципион

Задание 4.

Ответ:

4.1. Битва при Заме

4.2. Битва при Каннах

 

Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения;

 

 

 

 

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- осознание ответственности за качество своей деятельности;

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату;

Познавательные:

- умение решать практические задачи;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление знаний;

- применение знаний на практике

1 мин.

Включение нового знания в систему знаний

Сформулируйте результаты второй Пунической войны

 

Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в Западном Средиземноморье

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;

2 мин.

Рефлексия деятельности

Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока.

Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

Проводят самооценку.

Оценивают работу одноклассников.

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников

1 мин.

Домашнее задание

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку: § 47, контурная карта «Вторая пуническая война»

По желанию – сообщения о полководцах

Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 


 

Технологическая карта учебного занятия

Технологическая карта учебного занятия

Слушают учителя и отвечают на вопрос – город

Слушают учителя и отвечают на вопрос – город

Рима с Карфагеном» В 265 году до н

Рима с Карфагеном» В 265 году до н

Почему было важно для командующего

Почему было важно для командующего

Третий этап войны Битва при

Третий этап войны Битва при

ФизминуткаПоказывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;Выполняют физические упражнения;

ФизминуткаПоказывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;Выполняют физические упражнения;

И с Римом храбро воевал – То карфагенский … 3

И с Римом храбро воевал – То карфагенский … 3

Включение нового знания в систему знаний

Включение нового знания в систему знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2022