Технологическая карта урока 13
Предмет: биология
Участники: 10 класс
Тема урока: Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.
Дата проведения: 28.09
Учитель
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная
Целевые ориентации урока:
Предметные: способствовать формированию знаний об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе – хранении и передаче наследственной информации, умение характеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрывать механизм удвоения ДНК, схематично изображать этот процесс.
Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.
Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
· образовательные (формирование познавательных УУД) :обучающийся должен знать об особенностях строения ДНК: строении отдельного нуклеотида, соединении отдельных нуклеотидов в одну цепь, соединении цепей нуклеотидов в одну молекулу ДНК, основанную на принципе комплементарности, о функциях ДНК, о механизме удвоения ДНК, определении ключевых понятий, уметь пользоваться терминологией.
· воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать процедуру группового обсуждения, воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
· развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие логического мышления, внимания творческих и познавательных способностей, умения анализировать, самостоятельно прорабатывать учебный материал, владеть умениями сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Термины и понятия: гетерополимеры, нуклеотид, антипараллельность, комплементарность, уровни организации молекулы ДНК, правило Чаргаффа, параметры ДНК, нуклеопротеиды, редупликация.
Межпредметные связи: химия, математика.
Ресурсы: презентация, мультимедийный комплекс, модель ДНК, информационный материал.
Технологическая карта урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание учебного материала, деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1. |
Организационный этап |
Приветствие обучающихся и проверка готовности к уроку |
Включаются в деловой ритм урока |
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2. |
Этап проверки домашнего задания |
1. Письменная работа с карточками. 2. Состав белков. Простые и сложные, полноценные и неполноценные белки. (устно). 3. Характеристика структур белков (устно). 4. Функции белков (устно). 5. Записать формулу образования дипептида (работа у доски). 6. Тестирование. 7. Работа с терминами: макромолекула, гетерополимер, аминокислота, аминогруппа, карбоксильная группа, радикал, пептидная связь, денатурация, ренатурация, фибриллярные белки, глобулярные белки |
|
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, Формирование мыслительных операций. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи. Регулятивные УУД: самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
3. |
Этап актуализации субъектного опыта обучающихся |
Сегодня урок мы посвятим главной загадке жизни. Что превращает крошечный комочек вещества в согласованно функционирующую клетку, способную регулировать свой собственный химический состав, расти и размножаться? Что вынуждает оплодотворенное яйцо, т.е. ту единственную клетку, из которой происходит каждый из нас, делиться, а возникающую массу клеток перегруппироваться, расти, вбирать в себя питательные вещества, и наконец, обретать форму единственного в своем роде индивидуума. Что делает каждого из нас непохожим на других и вместе с тем наделяет всех нас общими признаками. На этот вопрос есть только один ответ: генетическая информация. - Давайте вспомним, какие структурные компоненты клетки отвечают за наследственную информацию? (хромосомы) - Какое строение имеет хромосома? - Что такое ДНК? - О какой еще нуклеиновой кислоте вы слышали при изучении клетки - О чем сегодня на уроке пойдет речь? Тема урока: Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. |
Обучающиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь.
|
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи. Регулятивные УУД: самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
4. |
Этап получения новых знаний и способов деятельности. |
- Давайте еще раз посмотрим на название этих кислот. Как вы думаете, почему они получили такое название? (нуклеус – ядро, видимо название получили по месту обнаружения). - Сообщение обучающегося об открытии нуклеиновых кислот. (опережающее задание) Задание № 1. Заполнить пропуски в тексте, используя информацию учебника. «Нуклеиновые кислоты – это _____, мономерами которых являются __________. В настоящее время известно два типа нуклеиновых кислот: _____ и ______. Нуклеотид образован _____, _____, _______. Особенности нуклеотидов в основном определяются азотистыми основаниями. Их четыре типа: __,__,___, ____. Пентоза нуклеотида ДНК называется _____.»
- Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?
- Структура молекулы ДНК – двойная спираль пар комплементарных антипараллельных полинуклеотидных цепей (минилекция с показом презентации). Уровни организации молекулы ДНК: 1 Первичная структура – полинуклеотидная цепь (109 нуклеотидов) 2 Нуклеотиды в цепи ДНК соединяются между собой через остатки ортофосфорной кислоты, образуя фосфодиэфирную связь. 3 Вторичная структура – двойная спираль. При образовании двухцепочной молекулы азотистые основания направлены вовнутрь молекулы. Однако соединение цепей ДНК происходит не случайным образом – азотистые основания разных цепей соединяются между собой водородными связями по принципу комплементарности: А--Т; Ц---Г. Цепи антипараллельны, т.к. одна образуется в направлении от 5 →3, а другая от 3→5 (А.Тодд, 1950).Цепи комплементарны из-за спаривания оснований: А--Т; Ц---Г. Последовательность оснований одной цепи автоматически определяет последовательность оснований другой цепи. В 1951году Чаргафф сформулировал следующие правила: 1. Количество нуклеотидов ДНК, содержащих аденин, равно количеству нуклеотидов, содержащих тимин. 2. Количество нуклеотидов ДНК, содержащих гуанин, равно количеству нуклеотидов, содержащих цитозин. 3. Сумма дезоксирибонуклеотидов, содержащих аденин и гуанин, равна сумме дезоксирибонуклеотидов, содержащих тимин и цитозин (А+Г=Т+Ц). 4. Отношение суммы дезоксирибонуклеотидов, содержащих аденин и тимин, к сумме дезоксирибонуклеотидов, содержащих гуанин и цитозин, зависит от вида организмов. В 1953году Уотсоном и криком расшифрована структура ДНК. Шаг спирали – 3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге – 10 нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм. Третичная структура – нуклеопротеиды – соединения ДНК с белками. Степень спирализации молекулы ДНК повышается, возникает суперспираль, толщина которой возрастает, а длина сокращается. Репликация ДНК (видеофрагмент «Репликация ДНК»). Функции ДНК. Физминутка |
нуклеус – ядро, видимо название получили по месту обнаружения. На основании прослушанного сообщения делают записи: о том, что н.к обнаружены в1869 году Мишером в лейкоцитах и сперматозоидах, в 30х годах 20-го столетия был выяснен химический состав н.к, их виды. В 1953году Уотсон, Крик и Уилкинс описали трехмерную модель пространственного строения ДНК, ДНК – фосфосодержащие органические соединения, гетерополимеры, обеспечивают хранение и передачу наследственной информации, обнаружены в ядре, цитоплазме, митохондриях, пластидах.
Работа с текстом.
Конспект лекции |
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание и прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
5. |
Этап применения изученного |
Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии». Задача № 1. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г… А) Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК. Б) Объясните, каким свойством ДНК вы при этом руководствовались? В) Какова длина этого фрагмента ДНК? Г) Сколько водородных связей в данном фрагменте ДНК? Задача № 2. В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите количество ( в %) каждого из остальных видов нуклеотидов. Задача № 3. Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК? |
Решение задач (индивидуальное, совместное)
|
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
6. |
Этап информации о домашнем задании |
Записи в тетради, соответствующий материал в учебнике. Задачи ( 3 уровня сложности) по выбору. Творческие задания: Темы для сообщений: 1. Нуклеиновые кислоты и возраст. 2. Нуклеиновые кислоты и наследственные заболевания. 3. Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство. |
|
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, планирование последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
7. |
Этап подведения итогов учебного занятия. |
- На каком основании нуклеиновые кислоты относят к биологическим полимерам? - Почему ученые утверждают, что нуклеиновые кислоты в клетках выполняют функции «администраторов», тогда как белки являются их «разнорабочими»? |
|
Познавательные УУД: умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: самоопределение, целеполагание, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний. |
8. |
Этап рефлексии |
Выберите начало фразы и продолжите ее 1. Сегодня я узнал… 2. Я выполнил задания… 3. У меня получилось… 4. Мне показалось интересным… 5. Урок дал мне для жизни… Задание на самооценку: Свой результат могу оценить так… |
|
Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.