учитель МАОУ «СОШ № 76» г. Перми
Филина Елена Ильинична
Технологическая карта урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
Русский язык |
класс |
5 |
Тема |
Грамматическая основа предложения.
|
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Формировать умение отличать словосочетания от предложения. Формировать умение устанавливать смысловую и грамматическую основу предложения. Формировать умение выделять грамматическую основу и знать способы выражения подлежащего и сказуемого.
|
Сотрудничество учителя с классом, учащихся друг с другом. Повышение грамотной речи. Выделение главного. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия. Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели. Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Выделение элементов из целого. |
Воспитание любви к родному языку. Воспитание активности и самостоятельности. Воспитание любви к окружающему миру.
|
|
Решаемые учебные проблемы |
Уметь находить грамматическую основу в предложении. Уметь отличать словосочетание от грамматической основы. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого.
|
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация. |
||
Методическое назначение средств ИКТ |
Усилить мотивацию, наглядность в обучении. Повысить уровень визуализации учебного материала.
|
||
Образовательные интернет-ресурсы |
|
||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
Формулировка темы и цели урока. |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
1. Организационный момент. (приветствие учащихся, положительный эмоциональный настрой) 2. Мотивация учебной деятельности. Что вы изучали на прошлом уроке? - Что изучает синтаксис? Что такое словосочетание? Молодцы. -Выпишите все возможные словосочетания из предложения и сделайте их разбор. ( Сильный ветер гонит огромные тучи.) -Почему не выписали __ветер гонит? (Это подлежащее и сказуемое, а подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.) -Подлежащее и сказуемое являются какими членами предложения? ( Это главные члены предложения.) -Какую роль в предложении играют главные члены? (Они являются грамматической основой предложения.) -Выделите грамматическую основу в следующих предложениях.(Серое небо низко висит над землей. Хвост у сороки очень красив. Черника – ягода сырого елового бора. Клен намочил дождь.) ( Предложения на доске.) -Как вы подчеркнули? Что вызвало затруднение? -Какой возникает вопрос? ( Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения?) -Какова цель нашего урока? ( Научиться находить грамматическую основу предложения.) -Запишите тему урока.
|
||
Методы обучения |
Пропедевтическая беседа. |
||
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя |
Формулируют тему и цель урока. Сбор информации для дальнейшей работы.
|
||
Основные виды деятельности учителя |
Организует работу по подготовке учащихся к освоению нового учебного материала. |
||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
Актуализация знаний. |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
-Что необходимо знать, чтобы найти грамматическую основу предложения? ( Необходимо задать вопросы к подлежащему и сказуемому.) -На какой вопрос отвечает подлежащее?( О ком или о чем говорится в предложении?) -Какими частями речи чаще всего выражено подлежащее? ( Существительным и местоимением в И.п.) - Обратите внимание на четвертое предложение. Вызвало ли затруднение это предложение при выполнении задания? Как вы нашли подлежащее? - На какой вопрос отвечает сказуемое? ( Что говорится о предмете речи?) -А на какие вопросы отвечают сказуемые в наших предложениях? Какими частями речи они выражены?( Что делает предмет? ( глагол) Каков предмет? ( прилагательное) Что такое или кто он такой? ( сущ.) - Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока. Сможем на него теперь ответить?
|
||
Методы обучения |
Рефлексивная беседа.
|
||
|
|
||
Форма организации деятельности учащихся |
Обсуждение и поиск общего решения. |
||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя |
Организует и корректирует работу учащихся. |
||
ЭТАП 3. Практикум |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
Формирование умения определять и запоминать способы выражения подлежащего и сказуемого. |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
Составьте схемы грамматических основ каждого предложения. Это вам поможет лучше запомнить способы выражения подлежащего и сказуемого и вопросы, на которые они отвечают.
Физкультминутка. |
||
Методы обучения |
Практическая работа. Беседа.
|
||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
Презентация. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Работа в паре. |
||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя |
Организация работы в парах.
|
||
ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция. |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
Формирование умения находить грамматическую основу предложения. |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
Работа с текстом. Задание: Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении данного текста. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Найдите сложное предложение в тексте, сколько в нем грамматических основ. Лиса. Лиса – хищное животное. Она питается мышами, зайцами, тетеревами, дикими утками. Иногда она таскает кур и цыплят в деревнях. Но главная ее пища – лесные мыши. Лиса уничтожает их. Она приносит этим большую пользу, потому что лесные мыши поедают зерна хлебных растений. Нору лиса зимой не делает. Она ночует на снегу, под кустиком. Лисий мех очень красив. Поэтому зимой охотники охотятся за лисами.
|
||
Методы обучения |
Практическая самостоятельная работа. |
||
Основные виды деятельности учителя |
Организация проверки, систематизация материала. |
||
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам |
Возвращение к теме урока. - Какую цель мы поставили перед собой на уроке?(Научиться находить грамматическую основу предложения.) - Что мы узнали нового? ( Сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и прилагательным и существительным.) - Чему еще научились? ( Записывать схему грамматической основы предложения.) - Поднимите руку, кто уверен, что легко найдет грамматическую основу предложения, получив новые знания сегодня на уроке? - Кому было трудно?
Домашнее задание: - Упражнения на выбор 247 или 249. Познакомьтесь с заданиями к упражнениям, задайте вопросы по выполнению.
|
||
Используемые технологии |
Технология проблемного обучения. |
||
Формирование универсальных учебных действий |
Коммуникативные УД: Сотрудничество учителя с детьми, учащихся друг с другом. Умение работать в паре, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности. Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации. Умение аргументировать свою позицию. Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения. Отображение в форме речевого высказывания своих мыслей, знаний. Познавательные УД: Умение видеть, формулировать проблему( задачу) Умение ставить вопросы и находить ответы. Умение делать выводы, обобщать. Регулятивные УД: Планирование цели своей деятельности. Умение корректировать свои действия. Соотношение результатов своей деятельности с целью урока. Осуществление контроля и самоконтроля. Личностные УД: Умение аргументировать свою точку зрения. Умение формулировать цель учебной деятельности. Умение делать выводы и видеть результаты своей деятельности. Умение проявлять активность и самостоятельность. Умение проявлять интерес к окружающему нас миру и извлекать новую познавательную информацию. |
||
Способы оценки на уроках |
Баллы |
Технологическую карту оформила Филина Елена Ильинична, учитель русского языка и литературы МАОУ « СОШ № 124» города Перми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.